Методический материал Программа воспитания

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа воспитания и социализации школьников

Назначение программы

Данная программа отражает основные тенденции развития воспитания ОУ на 2015-2016 год. Программа определяет стратегию приоритетных направлений в воспитательной деятельности и формы их реализации.

Цель программы:

Создание условий для формирования и становления социально-активной, нравственно и физически здоровой личности, готовой к жизненному самоопределению

Нормативно-правовая основа:

Программа воспитания школьников МОУ «Гунэйская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с требованиями ФГОС.

Условия реализации:

1.Социально-психологические:

− создание необходимых условий для воспитательной деятельности;

2.Научно-методические:

− усиление научно-методического и организационно-методического сопровождения воспитательного процесса;

− осуществление последовательного системного анализа воспитания;

3. Организационно-управленческие:

− разработка управленческого механизма реализации программы;

− чёткое распределение прав, обязанностей и ответственности субъектов образовательного процесса за целенаправленность и результативность этапов разработки и реализации программы воспитания;

5.Кадровые:

− подбор кадров для воспитательной работы, повышение их квалификации.

6.Финансовые:

− обеспеченность разработки и реализации программы развития необходимыми финансовыми средствами, оборудованием и материалами;



I. Пояснительная

Современным национальным воспитательным идеалом Российской Федерации становится высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях.

Основными требованиями предъявляемыми на современном этапе к образовательным учреждениям является необходимость воспитания духовно-нравственной, конкурентноспособной личности, умеющей быстро адаптироваться к условиям внешней и внутренней конкуренции, характеризующийся социальной и профессиональной мобильностью, обладающей необходимым набором компетенций.

С учетом требований государства, потребностей субъектов образовательного процесса нами определены цели, задачи и направления в области воспитания.

В программе воспитания школьников педагогические усилия ориентируются на нравственное развитие личности - формирование у ребенка активной гражданской позиции, готовность учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности, потребность самореализации в социально и личностно значимой деятельности.

В осознании воспитательной миссии школы человек определяется отношениями к наивысшим ценностям жизни. Приоритетными ценностями нравственного воспитания являются:

• патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

• социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;

• семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

• наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

• искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

• природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Обретая ценности жизни, человек и становится частью человечества.

2. Цель и задачи

Цель - Создание необходимых условий для формирования и развития социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, готовой к жизненному самоопределению.

В рамках данной общей цели выделены и конкретизированы частные цели воспитания:

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально ответственному поведению;

• укрепление нравственности, основанной на внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

• готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;

• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • понимание и поддержание нравственных устоев семьи (любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека);

  • бережное отношение к жизни человека, его здоровью и безопасности;

  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

3. Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

  1. -принцип природосообразности: принимать ребенка таким, каков он есть.

  2. -принцип культуросообразности: воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы национальных культур;

  3. принцип сотрудничества: взаимодействие учителя, учащихся, родителей, социума;

  4. организационно-деятельностный подход: предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый школьник проявляет активность, инициативу, творчество, стремится к самовыражению;

  5. отношенческий подход: формирование социально ценностных отношений воспитуемых к различным сторонам действительности: обществу, людям, труду, природе, культуре, себе.

  6. Возрастной подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

4. Основные направления духовно-нравственного воспитания школьников

В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
- познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
- художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
- спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
- трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно- полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;
- ценносто-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
- свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком

Основные ориентиры нравственного воспитания к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека
Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

Модель личности выпускника школы.

У выпускников школы должны быть сформированы:

- нравственные нормы поведения,

- готовность к труду и жизненному самоопределению;

- активная социальная и гражданская позиция,

- положительная мотивация к здоровому образу жизни;

5. Механизм реализации программы воспитания школьников

Механизмом реализации программы воспитания школьников являются подпрограммы: «Досуг», «Семья», «Программа гражданско-патриотического воспитания школьников», «Программа школьного ученического самоуправления», план воспитательной работы.

Деятельностными компонентами воспитательной системы школы являются сферы деятельности, к ним относятся:

-воспитывающая среда;

-учебная деятельность;

-внеклассная работа;

-внешкольная деятельность, система дополнительного образования.

Воспитывающая среда;

Оформление интерьера кабинетов и школы;

психологическая атмосфера;

социум;

семья;

Эстетизация окружающего пространства школы влияет на психическое состояние школьников, содействует психологическому комфорту.

Семья закладывает нравственные и духовные начала личности, первые понятия об отношениях в обществе.

Сотрудничество с учреждениями ДО и другими организациями.

Учебная деятельность;

-воспитание на уроке;

организация предметных недель;

-студийные занятия;

-школьная олимпиада;

Учебный процесс несет большой воспитательный заряд. Система базовых национальных ценностей отражается в содержании обучения и оказывает влияние на его организацию. Воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты:

-формирование основ мировоззрения и картины мира;

-использование воспитательных этических моментов, включенных в содержание учебных предметов;

-учитель-образец и пример.

Внеурочная деятельность;

Воспитательная работа в школе;

система работы классного руководителя;

деятельность школьного самоуправления;

КТД

Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздниках, викторинах, выставках, дискуссиях, играх и т.д., в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет опыт конструктивного, творческого поведения в культуре. Выбор различных видов деятельности, соответствующих личностным потребностям: познавательная, трудовая, творческая, спортивно-оздоровительная, художественная.

Участие классного коллектива в воспитательной деятельности школы.

Участие школьного самоуправления в жизнедеятельности школы.

КТД

Внешкольная деятельность

Цель внешкольной работы - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации в обществе

Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные полезные дела и т.д. - организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Социальная практика формирует социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения, позволяет школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие педагоги и школьники, ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. - субъекты гражданской деятельности.

Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности.

Дополнительное образование детей является составной частью системы образования и воспитания детей и ориентировано на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ.

6. Взаимодействие с другими субъектами воспитания

Потенциал дополнительного образования образовательного пространства используется школой на началах сотрудничества, творческого поиска, взаимообеспечения. Школа работает в тесном сотрудничестве с «Гунэйским социально-культурным центром», МДОУ «Улаалзай», ДЮСШ по вольной борьбе.. Педагогический коллектив формирует пространство реализации программ дополнительного образования с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей школьников, с целью расширения их позитивного социокультурного опыта, ознакомления с различными видами творческой деятельности, стимулирования к самореализации и создания условий для развития природных задатков, способностей детей.

7. Организация школьного ученического самоуправления

Предметом особого внимания в системе воспитательной работы образовательного учреждения стало формирование детских организаций, более того, школьное самоуправление относится к числу наиболее актуальных проблем современного образования.

Основным принципом этого процесса должна быть инициатива, идущая снизу, то есть от самих учащихся.

Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития и требует отдельных условий:

1. Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворить свои психо-социальные потребности: потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самоопределении, самопроявлении и т. д.

2. Присутствие и поддержка взрослых, взаимоотношения поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.

3. Социально-ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.

Цель: Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития учащихся.

Схема функционирования школьного ученического самоуправления

Цель:

Задачи:

Мероприятия

Стимулировать ученическое самоуправление и ответственность учащихся за происходящие в школе события, мероприятия, дела, проявление инициативы и творчества в совершенствовании форм жизнедеятельности детского коллектива

Формирование ответственности и самостоятельности учащихся через работу в органах ученического самоуправления;

Социально значимые дела:

- Cоциальные проекты: «Я-лидер», «Моя родословная», «Школьная летопись».

- День самоуправления;

- День Учителя;

- Акции «Помоги ближнему».

- Организация и проведение операций «Забота» и « Помоги Ветерану» по оказанию помощи ветеранам войны и труда, престарелым и одиноким жителям села;

организация и проведение работы по изучению прав человека.

-Активное участие на молодежных районных сборах, конкурсах, слетах.

- День здоровья.





9. Прогнозируемые результаты обучения и воспитания

Педагогами школы смоделированы совокупные результаты развития учащихся на ступенях школьного образования и оптимизированы реальные модели результатов на выходе:

  • Освоенное содержание общеобразовательных программ по образовательным областям;

  • Сформированные способности самостоятельной познавательной деятельности;

  • Сформированные коммуникативные способности;

  • Сформированные навыки здорового образа жизни;

  • Сформированные навыки самореализации и самоорганизации, развитие способности быть успешным в условиях современного общества;

  • Сформированные социально-политические умения и навыки, гражданская позиция

10. Обеспечение реализации программы

Кадровое и организационно-управленческое обеспечение.

  • Педагогический коллектив учителей-предметников.

  • Классные руководители.

  • Социальный педагог.

  • Педагог-психолог.

  • Педагог-организатор.

  • Представители социальных институтов, организаций, сотрудничающих со школой.

Программно-целевое обеспечение.

Реализация Программы осуществляется через механизм внедрения целевых подпрограмм, отражающих отдельные стороны школьного образа жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности. Они разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.

Материально-техническое обеспечение.

-Материальная база школы.

-Материально-техническая база организаций, учреждений, сотрудничающих со школой («Гунэйский социально-культурный центр», МДОУ «Улаалзай» и др.)

11. Мониторинг результатов воспитательной деятельности:

Прослеживается положительная динамика по следующим показателям развития воспитательной системы школы:

Качество условий: 1. Кадровое обеспечение; 2. Методическое обеспечение;3. Реализация программ воспитания;

Качество процесса: 1. Организация процесса воспитания; 2. Качество деятельности классного руководителя. 3. Качество внутриклассных и общешкольных КТД.

Качество результата: 1.Уровень воспитанности (методика Н.П. Капустина, М.И.Шиловой); 2. Охват учащихся внеклассной и внеучебной деятельностью; 3. Охват общественной деятельностью; 4. Активность классных коллективов в КТД. 5. Активность в КТД каждого учащегося. 6. Удовлетворенность учащихся, родителей, педагогов ОУ.



© 2010-2022