- Преподавателю
- Директору, завучу
- Методический материал Программа воспитания
Методический материал Программа воспитания
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абидуев Б.А. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа воспитания и социализации школьников
Назначение программы
Данная программа отражает основные тенденции развития воспитания ОУ на 2015-2016 год. Программа определяет стратегию приоритетных направлений в воспитательной деятельности и формы их реализации.
Цель программы:
Создание условий для формирования и становления социально-активной, нравственно и физически здоровой личности, готовой к жизненному самоопределению
Нормативно-правовая основа:
Программа воспитания школьников МОУ «Гунэйская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с требованиями ФГОС.
Условия реализации:
1.Социально-психологические:
− создание необходимых условий для воспитательной деятельности;
2.Научно-методические:
− усиление научно-методического и организационно-методического сопровождения воспитательного процесса;
− осуществление последовательного системного анализа воспитания;
3. Организационно-управленческие:
− разработка управленческого механизма реализации программы;
− чёткое распределение прав, обязанностей и ответственности субъектов образовательного процесса за целенаправленность и результативность этапов разработки и реализации программы воспитания;
5.Кадровые:
− подбор кадров для воспитательной работы, повышение их квалификации.
6.Финансовые:
− обеспеченность разработки и реализации программы развития необходимыми финансовыми средствами, оборудованием и материалами;
I. Пояснительная
Современным национальным воспитательным идеалом Российской Федерации становится высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях.
Основными требованиями предъявляемыми на современном этапе к образовательным учреждениям является необходимость воспитания духовно-нравственной, конкурентноспособной личности, умеющей быстро адаптироваться к условиям внешней и внутренней конкуренции, характеризующийся социальной и профессиональной мобильностью, обладающей необходимым набором компетенций.
С учетом требований государства, потребностей субъектов образовательного процесса нами определены цели, задачи и направления в области воспитания.
В программе воспитания школьников педагогические усилия ориентируются на нравственное развитие личности - формирование у ребенка активной гражданской позиции, готовность учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности, потребность самореализации в социально и личностно значимой деятельности.
В осознании воспитательной миссии школы человек определяется отношениями к наивысшим ценностям жизни. Приоритетными ценностями нравственного воспитания являются:
• патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;
• семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Обретая ценности жизни, человек и становится частью человечества.
2. Цель и задачи
Цель - Создание необходимых условий для формирования и развития социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, готовой к жизненному самоопределению.
В рамках данной общей цели выделены и конкретизированы частные цели воспитания:
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально ответственному поведению;
• укрепление нравственности, основанной на внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
• готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
-
понимание и поддержание нравственных устоев семьи (любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека);
-
бережное отношение к жизни человека, его здоровью и безопасности;
-
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
3. Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
-
-принцип природосообразности: принимать ребенка таким, каков он есть.
-
-принцип культуросообразности: воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы национальных культур;
-
принцип сотрудничества: взаимодействие учителя, учащихся, родителей, социума;
-
организационно-деятельностный подход: предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый школьник проявляет активность, инициативу, творчество, стремится к самовыражению;
-
отношенческий подход: формирование социально ценностных отношений воспитуемых к различным сторонам действительности: обществу, людям, труду, природе, культуре, себе.
-
Возрастной подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
4. Основные направления духовно-нравственного воспитания школьников
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
- познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
- художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
- спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
- трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно- полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;
- ценносто-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
- свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком
Основные ориентиры нравственного воспитания к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека
Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
Модель личности выпускника школы.
У выпускников школы должны быть сформированы:
- нравственные нормы поведения,
- готовность к труду и жизненному самоопределению;
- активная социальная и гражданская позиция,
- положительная мотивация к здоровому образу жизни;
5. Механизм реализации программы воспитания школьников
Механизмом реализации программы воспитания школьников являются подпрограммы: «Досуг», «Семья», «Программа гражданско-патриотического воспитания школьников», «Программа школьного ученического самоуправления», план воспитательной работы.
Деятельностными компонентами воспитательной системы школы являются сферы деятельности, к ним относятся:
-воспитывающая среда;
-учебная деятельность;
-внеклассная работа;
-внешкольная деятельность, система дополнительного образования.
Воспитывающая среда;
Оформление интерьера кабинетов и школы;
психологическая атмосфера;
социум;
семья;
Эстетизация окружающего пространства школы влияет на психическое состояние школьников, содействует психологическому комфорту.
Семья закладывает нравственные и духовные начала личности, первые понятия об отношениях в обществе.
Сотрудничество с учреждениями ДО и другими организациями.
Учебная деятельность;
-воспитание на уроке;
организация предметных недель;
-студийные занятия;
-школьная олимпиада;
Учебный процесс несет большой воспитательный заряд. Система базовых национальных ценностей отражается в содержании обучения и оказывает влияние на его организацию. Воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты:
-формирование основ мировоззрения и картины мира;
-использование воспитательных этических моментов, включенных в содержание учебных предметов;
-учитель-образец и пример.
Внеурочная деятельность;
Воспитательная работа в школе;
система работы классного руководителя;
деятельность школьного самоуправления;
КТД
Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздниках, викторинах, выставках, дискуссиях, играх и т.д., в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет опыт конструктивного, творческого поведения в культуре. Выбор различных видов деятельности, соответствующих личностным потребностям: познавательная, трудовая, творческая, спортивно-оздоровительная, художественная.
Участие классного коллектива в воспитательной деятельности школы.
Участие школьного самоуправления в жизнедеятельности школы.
КТД
Внешкольная деятельность
Цель внешкольной работы - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации в обществе
Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные полезные дела и т.д. - организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Социальная практика формирует социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения, позволяет школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие педагоги и школьники, ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. - субъекты гражданской деятельности.
Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности.
Дополнительное образование детей является составной частью системы образования и воспитания детей и ориентировано на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ.
6. Взаимодействие с другими субъектами воспитания
Потенциал дополнительного образования образовательного пространства используется школой на началах сотрудничества, творческого поиска, взаимообеспечения. Школа работает в тесном сотрудничестве с «Гунэйским социально-культурным центром», МДОУ «Улаалзай», ДЮСШ по вольной борьбе.. Педагогический коллектив формирует пространство реализации программ дополнительного образования с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей школьников, с целью расширения их позитивного социокультурного опыта, ознакомления с различными видами творческой деятельности, стимулирования к самореализации и создания условий для развития природных задатков, способностей детей.
7. Организация школьного ученического самоуправления
Предметом особого внимания в системе воспитательной работы образовательного учреждения стало формирование детских организаций, более того, школьное самоуправление относится к числу наиболее актуальных проблем современного образования.
Основным принципом этого процесса должна быть инициатива, идущая снизу, то есть от самих учащихся.
Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития и требует отдельных условий:
1. Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворить свои психо-социальные потребности: потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самоопределении, самопроявлении и т. д.
2. Присутствие и поддержка взрослых, взаимоотношения поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.
3. Социально-ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.
Цель: Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития учащихся.
Схема функционирования школьного ученического самоуправления
Цель:
Задачи:
Мероприятия
Стимулировать ученическое самоуправление и ответственность учащихся за происходящие в школе события, мероприятия, дела, проявление инициативы и творчества в совершенствовании форм жизнедеятельности детского коллектива
Формирование ответственности и самостоятельности учащихся через работу в органах ученического самоуправления;
Социально значимые дела:
- Cоциальные проекты: «Я-лидер», «Моя родословная», «Школьная летопись».
- День самоуправления;
- День Учителя;
- Акции «Помоги ближнему».
- Организация и проведение операций «Забота» и « Помоги Ветерану» по оказанию помощи ветеранам войны и труда, престарелым и одиноким жителям села;
организация и проведение работы по изучению прав человека.
-Активное участие на молодежных районных сборах, конкурсах, слетах.
- День здоровья.
9. Прогнозируемые результаты обучения и воспитания
Педагогами школы смоделированы совокупные результаты развития учащихся на ступенях школьного образования и оптимизированы реальные модели результатов на выходе:
-
Освоенное содержание общеобразовательных программ по образовательным областям;
-
Сформированные способности самостоятельной познавательной деятельности;
-
Сформированные коммуникативные способности;
-
Сформированные навыки здорового образа жизни;
-
Сформированные навыки самореализации и самоорганизации, развитие способности быть успешным в условиях современного общества;
-
Сформированные социально-политические умения и навыки, гражданская позиция
10. Обеспечение реализации программы
Кадровое и организационно-управленческое обеспечение.
-
Педагогический коллектив учителей-предметников.
-
Классные руководители.
-
Социальный педагог.
-
Педагог-психолог.
-
Педагог-организатор.
-
Представители социальных институтов, организаций, сотрудничающих со школой.
Программно-целевое обеспечение.
Реализация Программы осуществляется через механизм внедрения целевых подпрограмм, отражающих отдельные стороны школьного образа жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности. Они разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.
Материально-техническое обеспечение.
-Материальная база школы.
-Материально-техническая база организаций, учреждений, сотрудничающих со школой («Гунэйский социально-культурный центр», МДОУ «Улаалзай» и др.)
11. Мониторинг результатов воспитательной деятельности:
Прослеживается положительная динамика по следующим показателям развития воспитательной системы школы:
Качество условий: 1. Кадровое обеспечение; 2. Методическое обеспечение;3. Реализация программ воспитания;
Качество процесса: 1. Организация процесса воспитания; 2. Качество деятельности классного руководителя. 3. Качество внутриклассных и общешкольных КТД.
Качество результата: 1.Уровень воспитанности (методика Н.П. Капустина, М.И.Шиловой); 2. Охват учащихся внеклассной и внеучебной деятельностью; 3. Охват общественной деятельностью; 4. Активность классных коллективов в КТД. 5. Активность в КТД каждого учащегося. 6. Удовлетворенность учащихся, родителей, педагогов ОУ.