Проектная задача как инструмент оценивания

Раздел Завучу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Проектная задача как инструмент оценки метапредметных и личностных результатов учащихся в условиях ФГОС»


.

Требования ФГОС нового поколения заключаются в том, что целью обучения учащегося является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Она может быть предметной, межпредметной, разновозрастной и одновозрастной, рефлексивной, обучающей.

Проектная задача ориентирована на применение обучающимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задачи нет "этикетки" с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, это реальный "продукт" (текст, схема, макет, таблица, график) созданный детьми. Во-вторых, это нематериальный "продукт" качественной изменение самого ребенка (группы детей).

Проектные задачи выступают как средство, с помощью которых могут быть решены разнообразные педагогические задачи. Такие как, формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим;

- умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.

Проектные задачи являются обучающими, так как формируют у школьников учебные компетенции, такие, как работать в разновозрастном коллективе, планировать свою деятельность, анализировать тексты из разнообразных областей знания, координировать знания из разных учебных дисциплин и так далее.

В ходе проведения проектной задачи, есть возможность:

- перейти от парной работы к групповой;

- включить каждого ребёнка в процесс деятельности из-за использования не традиционных заданий;

- объединить школьные «поколения» в совместном сотрудничестве: интерес совместной деятельности разного возраста детей, сопричастность и заинтересованность обучающихся в результате работы группы;

-получить позитивное родительское мнение о деятельности школы из-за включения родителей в субъектную позицию - работа на «равных» с педагогами в качестве экспертов-наблюдателей.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

-рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цель);

-планировать (составлять план своей деятельности);

-моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную (учебно-проектную) деятельность как ведущую в подростковой школе. Таким образом, проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом будущей проектной деятельности подростков. В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания школы.

Использовать проектную задачу как инструмент оценки сформированности метапредметных и личностных результатов.

ПЗ используется нами как инструмент оценки сформированности метапредметных и личностных результатов.

Структура проектной задачи включает в себя:

Описание проблемной ситуации, без указания задачи. Напрямую задача не стоит - она должна быть сформулированная самими детьми, по результатам разбора проблемной ситуации. Т.о. формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а следовательно, и возможных вариантов конечного (продукта) было несколько. В проектной задаче должен быть набор или система действий (заданий), которые должны выполнить группа детей. Количество заданий в проектной задачи - это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. В содержании задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материалов.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

В начальном звене закладываются основные умения работы в группе, что позволит перейти к непосредственно проектной деятельности\проекту в основной школе.

В связи с эти организация групповой работы детей является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие "учитель - группа совместно действующих детей" является исходной формой учебного сотрудничества.

Проектная задача в первую очередь направлена на формирование группового сотрудничества, что является переходом к таким качествам как инициативность, компромисность, умение слышать и слушать, вступать в диалог, само организованность, что способствует полноценному общению.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформлялась в виде экспертного листа, в котором фиксировались действия учащихся в процессе решения задачи, и делался общий вывод об уровне сформированности следующих параметрам:

  • «учебные умения» - критерии, отслеживающие сформированность образовательной инициативы, самостоятельности, ответственности;

  • «информационные умения» - умение работать с информацией, представленной в разном виде;

  • «коммуникативные умения» - умения вступать в коммуникацию для решения общей групповой задачи;

  • «личностные умения» - оценка отношений участника к себе, к другим, к проектной задаче;

  • «сфера произвольной регуляции» - оценивалось умение удерживать учебную задачу в течение определенного времени и решать ее.

Показатели роста

№ п/п

критерии

1.

Умеет осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместной работы

2.

Способен понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышлении

3.

Умеет действовать в соответствии с заданной инструкцией

4.

Способен сознательно осуществлять выбор заданий разного уровня, выполнять их, при необходимости переопределять поставленную перед собой задачу

5.

Способен критично и содержательно оценивать полученный свой результат

6.

Обладает способностью лидера, может организовать работу группы так, чтобы все были задействованы в работе

7.

Умение презентовать свой продукт, отвечать на поставленные вопросы

8.

Может оказать помощь другим членам команды без всяких уговоров, видит сам кому нужна помощь

9.

Осуществляет инициативные действия при работе в группе, способен к самостоятельному решению и может взять на себя ответственность

10.

Обладает самостоятельностью суждений, критичностью по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям



Проектная задача - это один из основных инструментов, который позволяет оценить сформированность метапредметных компетентностей у учащихся, а также проявить целый комплекс индивидуальных особенностей школьников: учебно- познавательный интерес, учебную мотивацию, учебную самостоятельность и самооценку, социальные отношения и т.д.

Анализ результатов каждой проведенной проектной задачи позволяет оценить и зафиксировать на определённых этапах обучения метапредметные результаты обучающихся (каждого ученика и класса в целом) в условиях ФГОС.


© 2010-2022