Доклад на районной НПК

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Внутришкольная система повышения квалификации педагогов как условие развитие профессиональной компетенции педагогического коллектива

Заместители директора МОУ

Шилкинской СОШ № 51 Котов С.М.

Кондратьева О.Г.

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие учительского потенциала, где отмечено, что «В условиях решения … стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творческих мыслить и находить нестандартные решения». В современных условиях школа не сможет развиваться без создания и освоения новой практики образования, в которой учитель оказывается активно действующим лицом на всех этапах образовательного процесса. Для большинства учителей - это новая роль, необходимость освоение которой не всегда осознается учителем. Ориентация управления школой, системы повышения квалификации на личностный подход в работе с учителями предполагает, что каждый учитель, постоянно осмысливающий свой стиль профессионального общения в аспекте современных целей образования, способен формировать новый образ учителя. Поэтому в школе роль методической работы в создании условий для повышения профессионального мастерства учителей, развитее творческого потенциала, направленного на введения ФГОС и повышение качества образования приобретает все большее значение. Именно условия введения новых стандартов явились для нас требованиями для определения модели повышения квалификации.

Цель программы: повышение результативности образовательного процесса через непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудицию и компетентность педагогов.

Задачи:

  1. Создать необходимые условия для освоения ФГОС.

  2. Создать условия для научно-методического сопровождения педагогов с учетом педагогического опыта, стажа, отношения к профессиональной деятельности.

  3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами школьного образования.

Планирование научно-методичесой работы начинается с анализа потребностей педагогов, выявление существующих проблем. С этой целью проводится анкетирование педагогов, собеседование, самообследования, мониторинг УВП. Методическая работа эффективно готовит коллектив к освоению и внедрения образовательных нововведений,

100 % педагогов признали методическую работу в школе эффективной, 91 % считают, что методическая работа эффективно готовит педагогический коллектив к освоению и введению образовательных нововведений, 83% считают, что формы методической работы педагогически целесообразны, оригинальны, результативны. Большинство педагогов отдают предпочтение таким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений как самообразованию, индивидуальная помощь, курсовая переподготовка и семинары-практикумы.

На вопрос «Какую помощь вы бы хотели получить в будущем году?» учителя выделили:

  • Постановка цели и задач урока;

  • Формирование УУД;

  • Системно - деятельностный подход;

  • Составление технологической карты урока;

  • Организация современного урока;

  • Организация проектной деятельности.

Формы научно-методического сопровождения педагогов:

Коллективные

Индивидуальная

1

Педсовет (теоретический, проектировочный)

Самообразование

2

Семинары

Помощь при подготовке к аттестации

3

Единые методические дни

Методическое консультирование для участия в конкурсах педагогического мастерства

4

Методические недели

Методическое консультирование для участия в семинарах, научно-практических конференциях

5

Проблемные семинары

Индивидуальное консультирование

6

Работа методических объединений

Наставничество

7

Обмен опытом

Школа молодого учителя

8

Мастер-классы

Предпочтение мы отдаем активным формам научно-методического сопровождения педагогов: дискуссии, деловые игры, мастер-классы, круглые столы, конференции, конкурсы педагогического мастерства, методические игры, семинары, взаимопосещение уроков, создание методических пособий, сборников.

Условия введения стандартов нового поколения как крупной системной инновацией сверху требует от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, смены профессиональной позиции, технологического перевооружения, перестройки содержания образования, овладения навыками проектирование образовательного процесса. Процесс рождения и освоение новшеств всегда характеризуется не простой системы отношений к нему. По выборочным статистическим данным на стадиях зарождениях нового члены коллектива по степени мотивации разделяются примерно следующим образом (в процентах) по С.Д. Полякову

  1. группа Лидеры- 1-3

  2. группа Позитивисты - 50

  3. группа Нейтралы -30

  4. группа Негативисты - 10-20

Можно выделить следующие риски.

  1. Риск не понимание сущности нововведения в начальный период, большой объем информации, не желание применять новое, отрицательный опыт внедрения предыдущих новаций.

Пути уменьшения рисков: обучение на курсах, проведение индивидуальных консультаций, методическая учеба коллектива через семинары, педагогические советы, методические недели, самообразования и т.д.

  1. Социальная напряженность, которая неизбежно возникает при изменений должностных обязанностей, требований предъявляемых к педагогам, дополнительные временные затраты на подготовку к урокам и методическую учебу.

Пути решения рисков: для решения данного риска необходимо использовать дополнительные стимулирующие надбавки, награждение грамотами, сертификатами за участие, что является доказательной базой при аттестации педагога.

  1. Люди слабо мотивированные на освоение и внедрение инновации могут, оказывать ей сопротивление в разной форме. Кроме того установка на нововведение зависит от индивидуальных особенности личности, типа нервной системы, степени рефлексии, тревожности, креативности, компетентности и самооценки.

Пути решение рисков: практика показывает что позитивные результаты меняют отношение людей к новшеству.
Для этого необходимы следующие действия:

  • гласность и инструктаж при нововведении занимают ведущее место, чтобы каждый человек понимал свою миссию. А если человек осознает свою миссию, начинаются самоопределение, самовыражение, самореализация, изменяется его стереотип, происходит саморазвитие;

  • создание ситуации успеха, для того, чтобы человек увидел положительные результаты своей деятельности;

  • повышение компетентности педагога через самообразования и научно-методическое сопровождение;

  • подчеркнутое признание учителей в инновационной деятельности;

  • поддержка статуса лидера (диалог с лидером и выявление его позиции и мнений, поручения оказания помощи молодым, обобщение опыта, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и т.д.);

Управленческое консультирование выступает как главенствующее. Оно несет в себе целеполагание, анализ, планомерные шаги, педагогические технологии, организацию нового, экспертный контроль, т.е. все элементы управления. При этом следует добиваться, чтобы самоконтроль и самокоррекция занимали больше места, чем регулирование со стороны. Управляя инновационным процессом, можно управлять развитием коллектива.

  1. Кроме того риски могут быть обусловлены недопониманием и вольной интерпретацией некоторых положений ФГОС (например, новая система оценки, изменение структуры урока, соотношение деятельности учителя и деятельности ученика на уроке, создание технологической карты урока и рабочей программы учителя)

Пути преодоления риска: тщательное изучение коллегиально документов и нормативов, ВШК, консультация с компетентными специалистами.

  1. «Опережающий контроль». Школьные коллективы только-только приступают к освоению смысла нового стандарта, а «сверху» требуют отчета, начинают подгонять, жестко инспектировать, хотя учителей и без того трясет от всевозможных мониторингов.

Пути преодоления риска: люди на начальном этапе освоения ФГОС ждут помощи, поддержки, воодушевления.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Благодаря тому, что методическая работа в школе строится на проблемно-методической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе методической работе, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создания условий для роста профессиональной компетентности учителя, нам удалось достичь определенных положительных результатов за последние 3 года.

  1. 77% педагогов имеют квалификационную категорию.

  2. За три года два учителя подтвердили высшую квалификационную категорию, четыре - первую, одному учителю присвоена первая квалификационная категория.

  3. Победители районных конкурсов «Учитель года 2012, 2013, 2014», «Классный классный 2014»

  4. Постоянное участие в работе районных методических объединений, семинаров, научно-практических конференциях (доклады, мастер-классы, творческие отчеты)

  5. Участие в краевом «Педагогическом форуме-2012» в секции «Повышение педагогического мастерства учителя».

  6. Курсы повышения квалификации прошли 98 % педагогов.

  7. Проведены единые методические дни. В 2014 году учителя продемонстрировали достаточный уровень владения УУД.

  8. Выпуск электронного сборника «Мой лучший урок по ФГОС»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266.1 - ФЗ в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ (с изменениями, внесенными ФЗ от 16 ноября 1997 года № 144-ФЗ). М.ТК Велби, 0-13 Изд-во Проспект, 2003. - 48 с.

  2. ФЗ «Об утверждении федеральной программы образования» от 10.04.2000 №51 - ФЗ

Литература

  1. Абанкиной И.В. и др. Экономика школы: модели финансирования, автономия, развития сети. Библиотека директора школы. М.: 2008. с. 170.

  2. ГончаровМ.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А. Гончаров. - М.: КНОРУС, 2006. - 480с.

  3. Компаньон М., Нуайе Д. Креативный подход в командной работе. - М.: Претекст, 2007. - 48с.

  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное.- М. Азбуковник, 1998. - 944 с.

  5. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. - 176с.

  6. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

  7. Прикот О.Г., Виноградов В.П. Управление современной школой. Выпуск IX: проектное управление развитием образовательной организации. Научно-методич. Пособие для руководителей, методистов и учителей образовательных и специализированных учебных учреждений, студентов, аспирантов. Слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: учитель, 2006. с. 256.

  8. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учебное пособие. - М.: Высшее образование,2007. - 357 с.- (основы наук).

  9. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 1600 с.

  10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. с.222.

  11. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 320 с.

Периодические издания

  1. Абанкина И., Вавилов А. Проблемы и перспективы оплаты труда учителей // Директор школы №8 2007 с.4-14.

  2. Абанкина И., Рудник Б. Новый этап модернизации образования - время комплексных экономических решений // Учительская газета 19 сентября 2006.

  3. Бускина Е. Научно-методическое сопровождение новшества // Народное образование №2 2008 с.145 - 150.

  4. Сеременко Н. Начало внедрения нового: программный подход и организационно - деловые игры // Директор школы №5 2008 с.37.

  5. Слободчиков В.И. Инновационное образование //Школьные технологии №2 2005. с.4 - 11.

  6. Ушаков К. Проблемы НСОТ // Директор школы №7 2008 с.13.

  7. Чуркина Н. В. Новая система оплаты труда - «за» и «против» // Справочник руководителя образовательного учреждения №8 2008 с.8-13.

  8. Шамова Т.И. Системный подход к управлению образованием в школе // Завуч №8 200

5


© 2010-2022