- Преподавателю
- Директору, завучу
- Методические рекомендации «Система методической работы по адаптации начинающего педагога в системе дополнительного образования»
Методические рекомендации «Система методической работы по адаптации начинающего педагога в системе дополнительного образования»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смолянова И.А. |
Дата | 04.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методические рекомендации «Система методической работы по адаптации начинающего педагога в системе дополнительного образования»
Вхождение в должность и овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный и серьезный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей педагога дополнительного образования, знакомство с нормативно-правовой базой образовательного процесса, становлением организационно-инструктивных, коммуникативных, дидактических и аналитических умений молодого специалиста в контексте профессиональной компетентности. Молодых и начинающих педагогов, которые не имели опыта работы в учреждениях ДОД, необходимо обеспечить знаниями и навыками для работы и осуществления карьеры путём самообразования, изучения передового опыта, участия в методической работе, предоставления возможности управления на элементарном уровне.
Перед педагогическими работниками, только начинающими свою деятельность в учреждении дополнительного образования встает ряд вопросов. Как реализовать накопленный за годы учения багаж знаний и умений и адаптироваться в новых условиях? Как выстроить отношения с детьми, родителями, администрацией, коллегами? Так как эти вопросы всегда актуальны, возникла необходимость создания специальной программы адаптации молодых специалистов в нашем учреждении.
В нашем учреждении 2009 году была составлена программа адаптации начинающих педагогов «Стажерская площадка», рассчитанная на молодых специалистов, не имеющих стажа педагогической работы, педагогов со стажем работы до 3 лет, а также педагогических работников, впервые пришедших в систему дополнительного образования.
Целью программы является адаптация начинающих педагогов в коллективе, их самоутверждение и профессиональное становление.
Задачи:
-
создание благоприятных условий для актуализации имеющегося и приобретения нового профессионального знания и опыта, теоретического исследования педагогами своей профессиональной деятельности;
-
информационно-методическая поддержка молодых педагогов, апробация и внедрение в их работу передового педагогического опыта;
-
формирование индивидуального стиля деятельности начинающих педагогов, потребности в непрерывном самообразовании и др.
Данная программа по своей направленности является комплексной, по продолжительности изначально была рассчитана на 3 года, но в связи с разнообразными изменениями в системе образования, с 2011 ее содержание было пересмотрено и сокращено до 2 лет.
Продолжительность срока одного года обучения - с сентября по май.
Курс программы носит теоретико-прикладной характер и включает как лекционные, так и практические часы. Большая роль отводится самостоятельной работе педагогов, посещению и анализу учебных и воспитательных занятий коллег, консультациям. В работе используются групповые и индивидуальные формы работы.
Основные формы работы:
-
групповые занятия (семинар-практикум, тренинг, круглый стол и др.);
-
индивидуальные беседы, консультации;
-
помощь в подборе дидактических материалов, отборе методической литературы;
-
ознакомление с эффективным опытом педагогов Центра (изучение материалов папок по обобщению опыта, методических разработок, посещение занятий и воспитательных мероприятий коллег);
-
диагностика психологического портрета, уровня компетентности;
-
отслеживание результатов работы молодых специалистов, посещение занятий с их последующим анализом;
-
вовлечение начинающих педагогов в организационно-массовую деятельность Центра (привлечение к подготовке и организации методических и воспитательных мероприятий);
-
подготовка информационных памяток, методической продукции по вопросам образования.
Оценка результатов обучения проводится в процессе входной и итоговой диагностики. В начале года проводится диагностика профессиональных знаний и затруднений педагогов, по результатам которой планируются индивидуальные консультации и корректируется содержание занятий. Педагогам предлагается анкета, которая помогает определить:
- совпали ли их представления о работе с реальностью;
- с какими трудностями они столкнулись;
- каким было отношение коллег и администрации;
- какая помощь требуется (методическая, психологическая) и т.д.
Приступая к работе с молодыми специалистами и начинающими педагогами, следует учитывать данные психологии об особенностях их личностных и профессиональных качеств:
-
повышенная тревожность, позиция «закрытости»;
-
знания абстрактные, нерефлексивные;
-
желание всё делать правильно, согласно эталону и практически безотносительно к обучающимся;
-
выражена ориентация на похвалу со стороны старшего или более опытного коллеги, коллега-сверстник не выступает экспертом;
-
яркое проявление профессиональных иллюзий: преувеличенная вера в силу научного знания, страх собственной некомпетентности в некоторых вопросах, иллюзии собственной мудрости и непогрешимости;
-
наблюдение за работой другого педагога не структурировано и беспредметно, анализ осуществляется в категориях «нравится - не нравится».
Организуя работу с молодыми специалистами, необходимо стремиться сохранить индивидуальность каждого педагога при усвоении чужого опыта, а также пробудить у них потребность в непрерывном самообразовании.
В программу входит «Вводный курс», рассчитанный на 1 месяц и предполагающий групповые или индивидуальные тематические занятия (в зависимости от времени приема педагога на работу: в начале или середине учебного года), тестирование профессионально-личностных качеств, посещение занятий молодых педагогов с целью определения особенностей работы, уровня педагогического мастерства, выявления проблем.
Далее предусмотрено 7 тематических и 2 организационных групповых заседаний в течении 2 лет. На втором году работа ведется в основном в режиме индивидуальных консультаций, также педагоги дают по 1 открытому занятию.
Кроме этого в учреждении создана электронная папка «В помощь педагогу», в которую включены материалы для проведения диагностики обучающихся, памятки, схемы справочно-аналитической и прочей документации педагогов. Материалы данной папки распространяются среди начинающих педагогов с целью помощи в эффективной организации УВП, правильной оформлении документации.