• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Методические рекомендации «Система методической работы по адаптации начинающего педагога в системе дополнительного образования»

Методические рекомендации «Система методической работы по адаптации начинающего педагога в системе дополнительного образования»

В методических рекомендациях представлен опыт работы с молодыми специалистами и начинающими педагогами в МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" г. Норильска, описание программы, успешно реализуемой на протяжении 6 лет, советы по эффективной организации данной работы (приоритетные формы работы, особенности личностных и профессиональных качеств начинающих педагогов).
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации «Система методической работы по адаптации начинающего педагога в системе дополнительного образования»

Вхождение в должность и овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный и серьезный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей педагога дополнительного образования, знакомство с нормативно-правовой базой образовательного процесса, становлением организационно-инструктивных, коммуникативных, дидактических и аналитических умений молодого специалиста в контексте профессиональной компетентности. Молодых и начинающих педагогов, которые не имели опыта работы в учреждениях ДОД, необходимо обеспечить знаниями и навыками для работы и осуществления карьеры путём самообразования, изучения передового опыта, участия в методической работе, предоставления возможности управления на элементарном уровне.

Перед педагогическими работниками, только начинающими свою деятельность в учреждении дополнительного образования встает ряд вопросов. Как реализовать накопленный за годы учения багаж знаний и умений и адаптироваться в новых условиях? Как выстроить отношения с детьми, родителями, администрацией, коллегами? Так как эти вопросы всегда актуальны, возникла необходимость создания специальной программы адаптации молодых специалистов в нашем учреждении.

В нашем учреждении 2009 году была составлена программа адаптации начинающих педагогов «Стажерская площадка», рассчитанная на молодых специалистов, не имеющих стажа педагогической работы, педагогов со стажем работы до 3 лет, а также педагогических работников, впервые пришедших в систему дополнительного образования.

Целью программы является адаптация начинающих педагогов в коллективе, их самоутверждение и профессиональное становление.

Задачи:

  • создание благоприятных условий для актуализации имеющегося и приобретения нового профессионального знания и опыта, теоретического исследования педагогами своей профессиональной деятельности;

  • информационно-методическая поддержка молодых педагогов, апробация и внедрение в их работу передового педагогического опыта;

  • формирование индивидуального стиля деятельности начинающих педагогов, потребности в непрерывном самообразовании и др.

Данная программа по своей направленности является комплексной, по продолжительности изначально была рассчитана на 3 года, но в связи с разнообразными изменениями в системе образования, с 2011 ее содержание было пересмотрено и сокращено до 2 лет.

Продолжительность срока одного года обучения - с сентября по май.

Курс программы носит теоретико-прикладной характер и включает как лекционные, так и практические часы. Большая роль отводится самостоятельной работе педагогов, посещению и анализу учебных и воспитательных занятий коллег, консультациям. В работе используются групповые и индивидуальные формы работы.

Основные формы работы:

  • групповые занятия (семинар-практикум, тренинг, круглый стол и др.);

  • индивидуальные беседы, консультации;

  • помощь в подборе дидактических материалов, отборе методической литературы;

  • ознакомление с эффективным опытом педагогов Центра (изучение материалов папок по обобщению опыта, методических разработок, посещение занятий и воспитательных мероприятий коллег);

  • диагностика психологического портрета, уровня компетентности;

  • отслеживание результатов работы молодых специалистов, посещение занятий с их последующим анализом;

  • вовлечение начинающих педагогов в организационно-массовую деятельность Центра (привлечение к подготовке и организации методических и воспитательных мероприятий);

  • подготовка информационных памяток, методической продукции по вопросам образования.

Оценка результатов обучения проводится в процессе входной и итоговой диагностики. В начале года проводится диагностика профессиональных знаний и затруднений педагогов, по результатам которой планируются индивидуальные консультации и корректируется содержание занятий. Педагогам предлагается анкета, которая помогает определить:

- совпали ли их представления о работе с реальностью;

- с какими трудностями они столкнулись;

- каким было отношение коллег и администрации;

- какая помощь требуется (методическая, психологическая) и т.д.

Приступая к работе с молодыми специалистами и начинающими педагогами, следует учитывать данные психологии об особенностях их личностных и профессиональных качеств:

  • повышенная тревожность, позиция «закрытости»;

  • знания абстрактные, нерефлексивные;

  • желание всё делать правильно, согласно эталону и практически безотносительно к обучающимся;

  • выражена ориентация на похвалу со стороны старшего или более опытного коллеги, коллега-сверстник не выступает экспертом;

  • яркое проявление профессиональных иллюзий: преувеличенная вера в силу научного знания, страх собственной некомпетентности в некоторых вопросах, иллюзии собственной мудрости и непогрешимости;

  • наблюдение за работой другого педагога не структурировано и беспредметно, анализ осуществляется в категориях «нравится - не нравится».

Организуя работу с молодыми специалистами, необходимо стремиться сохранить индивидуальность каждого педагога при усвоении чужого опыта, а также пробудить у них потребность в непрерывном самообразовании.

В программу входит «Вводный курс», рассчитанный на 1 месяц и предполагающий групповые или индивидуальные тематические занятия (в зависимости от времени приема педагога на работу: в начале или середине учебного года), тестирование профессионально-личностных качеств, посещение занятий молодых педагогов с целью определения особенностей работы, уровня педагогического мастерства, выявления проблем.

Далее предусмотрено 7 тематических и 2 организационных групповых заседаний в течении 2 лет. На втором году работа ведется в основном в режиме индивидуальных консультаций, также педагоги дают по 1 открытому занятию.

Кроме этого в учреждении создана электронная папка «В помощь педагогу», в которую включены материалы для проведения диагностики обучающихся, памятки, схемы справочно-аналитической и прочей документации педагогов. Материалы данной папки распространяются среди начинающих педагогов с целью помощи в эффективной организации УВП, правильной оформлении документации.

© 2010-2022