«Приемы активизации внимания, мыслительной деятельности учащихся на уроках»

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.  Мастерство учителя во многом зависит от его умения целенаправленно управлять мыслительной деятельностью учащихся, активизируя её. Осуществлять такое управление мо...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:

«Приемы активизации внимания, мыслительной деятельности учащихся на уроках»



Подготовила:

преподаватель художественного отделения МКОУДОД ДШИ

Остренко Елена Викторовна













2014 год

Обучение - это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков.
Д.Пойа

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.
Мастерство учителя во многом зависит от его умения целенаправленно управлять мыслительной деятельностью учащихся, активизируя её. Осуществлять такое управление можно, опираясь на психолого-педагогические знания.

Закономерности внимания
Внимание к деятельности может возникнуть и усилиться под влиянием одного или нескольких из следующих условий:
относительной интенсивности раздражителей;
их относительной новизны;
неожиданности их появления;
контраста между ними;
ожидания определённых событий или впечатлений;
при наличии положительных или отрицательных эмоций.

Необходимыми условиями длительного сохранения внимания являются:
посильность выполняемой деятельности;
наличие соответствующих знаний, умений и навыков.

Внимание к деятельности усиливается, если
имеют место активные умственные усилия;
углубляется понимание соответствующего материала
возрастает уверенность,
возникают новые идеи открытия.

Внимание ослабляется, если:
задание непосильно,
теряется уверенность,
работа совершается в чрезмерно быстром или медленном темпе,
она сводится к однообразным операциям,
выполняемая работа слишком проста.

В методической копилке учителя всегда должны быть приемы, методы, формы работы, которые бы вносили элементы неожиданности, новизны, занимательности в деятельность учащихся, которые бы способствовали возникновению и усилению внимания и активности мыслительной деятельности.

Почему учителю практически постоянно на уроке приходится призывать

школьников к тишине и вниманию? Как завладеть вниманием класса и

удержать его на промежуток времени, достаточный хотя бы для объяснения

нового материала? Что делать для того, чтобы ученики как можно меньше

отвлекались на уроке и внимательно слушали учителя? Эти вопросы не одно

десятилетие возникают перед педагогами. В последнее время проблема

привлечения и активизации внимания учащихся на уроке становится еще

более актуальной.

В психологии внимание определяется как характеристика психической

деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности

сознания на определенный объект. Непосредственной причиной появления

внимания является значимость внешних воздействий для личности, их

интенсивность и новизна.

Абсолютно очевидно, что дело

заключается не только в новизне сообщаемого материала, но и форме

его подачи.

В "Основах педагогической риторики" А. А. Мурашов пишет, что в

удивлении заключено начало всякого познания, главное "не потерять

дидактической цели за риторическим эффектом неожиданности" [1, с. 90].

Как же можно "удивить" ребят и тем самым привлечь их внимание к

содержанию учебного сообщения?

Уже сама тема урока своей необычной формулировкой способна

активизировать внимание учащихся и пробудить их интерес к последующему

изложению. Для этого необходимо придать формулировке темы урока

интригующий характер. Роль интриги в привлечении внимания

заключается в "вуалировании" исходного материала, при котором "человек

ловится как бы "на крючок" и начинает вести себя в точности с нашими

планами". На уроках можно использовать следующие приемы

придания формулировке темы интригующего характера:

1. Формулировка темы в виде вопроса. Такая формулировка очень

выигрышна в плане привлечения и активизации внимания, поскольку она

предполагает получение в ходе объяснения материала прямого и ясного

ответа на заявленный вопрос. Кроме того, вопросная формулировка

пробуждает у учащихся желание

поделиться своей точкой зрения с учителем и одноклассниками.

2. Использование "интригующей" лексики типа "загадка", "тайна",

"секрет", "разгадка", "путешествие", "странствие" и т. п. Для

привлечения и активизации внимания используется такая человеческая

слабость, как любопытство. Формулировки тем с использованием

указанных лексических единиц могут звучать так: "Секреты композиции», «Тайна цвета»", "Чудеса перспективы" и т.д.

Необычный, интригующий характер может иметь не только

формулировка темы, но и начало объяснения учителем новой темы.

Вообще, роль вступления в любом устном монологе очень велика. С точки

зрения психологии ее "можно определить законом первого и последнего

места" . Его суть в том, что лучше запоминается и производит

впечатление то, что находится в начале и конце. "Именно там и следует

располагать элементы, несущие заряд необычного".

Для привлечения внимания учеников и пробуждения их интереса к

новой теме объяснение материала можно начать с яркого,

запоминающегося факта.

Например, интересного факта из биографии художника на уроках истории искусств, или о методах рисования некоторых известных художников на уроках живописи и рисунка…

При сообщении учащимся биографических сведений о писателе можно

использовать инверсионный порядок изложения материала, т. е. рассказ о

жизни того или иного автора начать с одного из наиболее важных, переломных моментов его судьбы. Если же начать сообщение о биографии

изучаемого автора с того, что он "родился в таком-то году, унаследовал

такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то…

внимание вряд ли будет зацеплено. Почему? Потому что в этих сведениях

нет ничего необычного и, пожалуй, интересного для того, чтобы завоевать

внимание. Давать этот материал все равно придется, но не сразу надо давать

его, а только тогда, когда привлечено уже внимание присутствующих, когда

оно из рассеянного станет сосредоточенным"

Необычный, интригующий характер сообщению учителя может придать

использование в его начале вопроса или серии вопросов, которые, как

правило, становятся своеобразным импульсом к активизации умственной

деятельности.

Удержать внимание школьников на уроке помогает даже краткое

отступление от темы. А. Ф. Кони советует делать легкие, даже комические

отступления, он они в то же время должны быть "в связи с содержанием

данного момента речи". Эти краткие отступления являются

своеобразными минутами отдыха для учащихся, после которых они могут

вновь сосредоточиться на изучаемом материале. Отступления от темы,

дающие своеобразные минуты отдыха для ума, обязательно должны

присутствовать на уроке, особенно если он построен в форме лекции,

т. е. предполагает монолог учителя, длящийся более 15 минут. Именно 10-15

минут среднестатистический человек может воспринимать информацию

сосредоточенно, далее он устает, его внимание начинает постепенно

рассеиваться, поэтому рассказчик должен подумать о том, каким образом

внимание аудитории будет вновь активизировано.

Для привлечения внимания необходимо обратить внимание и на то, как

подается учащимся новый материал, т. е. на паралингвистическое

оформление речи (громкость, темп, интонация, паузы).

Ошибочным является мнение, что с усилением громкости голоса

выступающего пропорционально растет внимание аудитории. Наоборот, чем

громче говорит учитель, тем сильнее начинает шуметь класс. В такой

ситуации целесообразно руководствоваться советом П. Клоделя (французский писатель ХIХ-ХХ века), утверждавшего, что "нужно говорить

громко, чтобы тебя услышали, но нужно говорить тихо, чтобы тебя

послушали". Внезапное резкое снижение громкости голоса может привлечь

внимание шумящей аудитории.

Темп речи определяется количеством произнесенных слов за единицу

времени. Он свидетельствует о значимости сообщения: важная информация

подается в более медленном темпе, менее важная - в более быстром.

Варьирование темпа речи при объяснении материала способно

активизировать внимание слушателей.

Повышение и понижение тона голоса, или интонация, оказывает

огромное влияние на привлечение и активизацию внимания слушателей.

Интонационная бесцветность свидетельствует о незаинтересованности

предметом речи самого оратора. Если предмет речи безразличен рассказчику,

такое же безразличие к содержанию сообщения будет испытывать и

аудитория. Монотонная интонация расслабляет слушателей и "усыпляет" их

внимание, наоборот, эмоциональный рассказчик способен "заразить" класс

своей увлеченностью предметом.

Немаловажно и значение паузы в привлечении и активизации внимания

слушателей. В начале урока она дает время классу успокоиться и обратить

внимание на педагога. Пауза в середине сообщения учителя (например, после

вопроса или в кульминационный момент повествования) создает интригу,

что ведет к активизации внимания и повышению интереса к объясняемому

материалу.

Таким образом, мы рассмотрели основные способы привлечения

внимания учащихся на уровне содержания учебного сообщения, его

композиции и произнесения.



Средства активации учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях изобразительного искусства «Живопись»

Цель учителя- система работы по использованию средств активации учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях отделения живописи.

Учитель ... для активации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства использует различные методические приёмы. Для активизации и эффективности ученического процесса использует различные формы уроков: урок - рассказ; беседа; фантазия; игра; рисование с натуры; по памяти и т. д. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов.

Учитель широко использует в своей работе наглядные пособия: рисунки детей, свои работы, плакаты, таблицы, модели геометрических тел, репродукции, книги и т. д. Находит интересные сведения о жизни художника и его времени.

Художественная деятельность учащихся на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная работа; обсуждение работ товарищей; результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучения творческого наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

На уроке осуществляется как устная, так и практическая деятельность. Учебный материал соответствует требованиям программы, возможностям обучающихся. На уроках ... привлекается к устной работе каждый ребенок. Осуществляется руководство процессом изобразительной деятельности. Интерес к предстоящей работе педагогами вызывается использованием элементов игровой деятельности, показом предметных картинок, чтением стихотворения, создается тем самым эмоциональное отношение к процессу рисования. Педагог в течение практической части урока руководит изобразительной деятельностью учеников. Неоднократно, с целью сравнения уже выполненной работы и ещё предстоящей, привлекается их внимание к образцу. Дополнительно показываются технические приемы рисования на доске. Осуществляется контроль за правильным выполнением последовательности построения рисунка, пространственной ориентировкой (расположение рисунка, направление линии), соблюдением основных правил рисования. Психологический климат посещенных уроков эмоционально-положительный, чему способствует спокойный, доброжелательный тон преподавателей и их заинтересованное отношение к выполняемому ребенком заданию.

На уроках учащиеся работают разными художественными материалами: гуашью, акварелью, цветными карандашами, фломастерами. Работа с разными материалами помогает выявлять способности учащихся. Работая над образом, дети думают, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге.

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся. В течение 1 семестра ... была организована выставка творческих работ учащихся «Красавица осень», «Ах, ты, зимушка зима!», «У родного плеча», и т.д.

Задачи отделения:

Активизировать работу по участию учащихся в районных, областных, а также всероссийских и международных конкурсах рисунка.

Литература

1. Мурашов, А. А. Основы педагогической риторики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и учителей / А. А. Мурашов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 281 с.

2. Таранов, П. С. Искусство риторики: универсальное пособие для умения говорить

красиво и убедительно / П. С. Таранов. - Симферополь, 2001. - 576 с.

3. Кохтев, Н. Н. Риторика: учебное пособие для 8-11-х кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий / Н. Н. Кохтев. - М.:

Просвещение, 1994. - 207 с.

4. Современный русский язык. Ч. 1. Фонетика. Лексикология. Фразеология /

П. П. Шуба [и др.]; под ред. П. П. Шубы. - 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: Плопресс,

1998. - 464 с.

5. Кони, А. Ф. Из статей разных лет. Советы лекторам / А. Ф. Кони // Об ораторском искусстве: Сб. - М.: Политиздат, 1973. - С. 159-178.

6. Русская проза ХVIII века // Библиотека всемир. лит.: В 200 т. - М.: Художественная литература, 1972. - Т. 57. - 734 с.

7. Белинский, В. Г. О классиках русской литературы / В. Г. Белинский. - Мн.: Наука и техника, 1976. - 528 с.

8. Энциклопедия для детей. Т. 9 Русская литература. Ч. 1. - М.: Аванта+, 1998. - 672 с.



© 2010-2022