Обобщение опыта работы: Кластер как форма создания единого образовательного пространства дополнительного образования

Кластер как   форма создания  единого образовательного пространства дополнительного образования Корчагина Любовь Сергеевна, зам. директора по УВР  МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга», педагог.  г.Тайшет, ул. Ленина, 113                 Главной задачей модернизации российского образования становится обеспечение его современного качества. Приоритетный национальный проект «Образование» и образовательная инициатива «Наша новая школа» нацеливают учреждения дополнительного образования детей на создание равных...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кластер как форма

создания единого образовательного пространства

дополнительного образования

Корчагина Любовь Сергеевна, зам. директора по УВР МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга», педагог.

г.Тайшет, ул. Ленина, 113

Главной задачей модернизации российского образования становится обеспечение его современного качества. Приоритетный национальный проект «Образование» и образовательная инициатива «Наша новая школа» нацеливают учреждения дополнительного образования детей на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым обучающимся, способствуют увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности. В решении всех этих задач отведена роль и дополнительному образованию детей как наиболее эффективной форме развития личности, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, что и является одним из важных направлений деятельности МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» г. Тайшета.

Задумываясь над организацией и формами работы с одаренными детьми, администрация и педагогический коллектив Центра, прежде всего, стремятся к созданию целостной системы, в которой работа творческих объединений воспитанников ориентировалась бы на конкретную идею

В контексте современной среды и современной культуры главной идеей в работе с одарёнными детьми мы определили идею создания среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации в соответствии с их жизненной стратегией, ориентированной на успешную деятельность. А поскольку ЦТР и ГО «Радуга» предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе (9 направленностей, по которым реализуются 60 программ как на базе Центра, так и в образовательных учреждениях города и района), то сама собой возникла необходимость в формировании условий для новых подходов в предоставлении возможностей творческой деятельности ребенка. Сама собой возникла необходимость в формировании условий для реализации инноваций в управлении - творчески привнесенных изменений в цели, методы и средства управленческой деятельности, которые обеспечили бы ее позитивный результат. Применить кластерный подход к структурированию управления Центра, его организации с целью развития, повышения конкурентоспособности в образовательной системе стало для нас приоритетной задачей. Внесение изменений в цели, методы и средства педагогического сопровождения в системе работы с одарёнными детьми, которые обеспечили бы ее позитивный результат, также привели к мысли о кластерном подходе к управлению и этой системой.

Под кластерным подходом мы имеем ввиду взаимо- и саморазвитие подразделений в процессе работы над проблемой, осуществляемое снизу на основе устойчивого партнерства, усиливающего конкретные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом.

Такое партнёрство стало возможным в результате создания кластера «Единое образовательное пространство ДОД Тайшетского района».

Цель кластера: координация действий общеобразовательных школ и ЦТР и ГО «Радуга» по созданию единого образовательного пространства дополнительного образования детей в организации работы с одарёнными детьми.

Задачи кластера:

- Объединить усилия педагогических коллективов Центра и общеобразовательных школ при подготовке и проведении районных мероприятий для школьников разных возрастных групп.

- Оказать методическую помощь педагогическим коллективам школ

в организации внеурочной занятости детей и подготовке школьного актива по наиболее актуальным видам деятельности.

- Выявление и педагогическая поддержка одарённых и талантливых детей

Объекты кластера:

- Детские творческие объединения на базе общеобразовательных школ.

- Долговременные социально значимые проекты: районные клубы и «школы»: туристских навыков; клуб знатоков; школа юного исследователя; летний оздоровительный лагерь; краеведение; международные интеллектуальные игры-конкурсы; районный детский парламент; детские СМИ; молодёжная правовая площадка; творческая гостиная.

- Массовые мероприятия для школьников.

Разделы кластера

  1. Массовые мероприятия для школ и их подготовка на основе потенциала ЦТР и ГО «Радуга»: Праздник художественных ремёсел,
    Конкурс красоты. День театра. Новогодние представления. Праздник детства. Тематические вечера в творческой гостиной. Конкурсно-развлекательные досуговые программы.

  2. Массовые мероприятия для школ и их подготовка на основе потенциала школ и ЦТР и ГО «Радуга»: Игры в клубе весёлых и находчивых. Фестиваль детского творчества «Звёздный дождь». Краеведческие конференции. Конкурсно-развлекательная программа для мам и дочек «Весенняя капель».

3. По заявкам школ на их базе: Лекторий по истории Тайшетского района. Семинары-практикумы по исследовательской деятельности. Дискуссионный клуб «Ориентир». Развлекательные тематические программы «Отдыхаем вместе!»

4.На основе договоров о сотрудничестве: Детские творческие объединения ЦТР и ГО «Радуга» на базе школ города Тайшета, рабочих посёлков Юрты, Квиток, Шиткино, Новобирюсинск.

5. Долговременные социально значимые проекты с участием школьников

Результаты деятельности разделов кластера:

«Радуга» занимает центральное место в системе дополнительного образования детей Тайшетского района как по объему предоставляемых образовательных, так и культурно-досуговых услуг населению. По количеству обучающихся в творческих объединениях, участников массовых культурно-развлекательных мероприятий в районе не существует равных «Радуге» образовательных учреждений. Ежегодно в массовых образовательных, культурно-развлекательных мероприятиях Центра принимают участие, являются зрителями более 15 тыс. человек детей, подростков, молодежи и взрослых. ЦТР и ГО «Радуга», за счет создания удаленных рабочих мест предоставляет свои услуги, кроме Тайшета, в четырех крупных населенных пунктах района - Квиток, Шиткино, Юрты, Новобирюсинск.

С целью создания условий для выявления одаренных детей и презентации их творчества в 2012/2013 учебном году получило развитие сотрудничество ЦТР и ГО «Радуга» с Управлением образования, Комитетом по молодежной политике, Управлением культуры и библиотечного обслуживания администрации Тайшетского района по совместному проведению районных фестивалей детского творчества, множества районных мероприятий, конкурсов-праздников с участием творческих коллективов Центра.

Примерами сотрудничества с опорой на творческий потенциал ЦТР и ГО «Радуга» могут быть, фестиваль детского самодеятельного творчества «Звездный дождь», фестиваль детского театрального творчества «Театральная радуга», «Праздник детства» (день защиты детей), конкурс профессионального мастерства кружковцев декоративно-прикладного профиля «Рукотворное чудо», концертные программы для различных торжественных случаев, фестиваль «Студенческая весна -2012» и др.

Значительными событиями года стали фестиваль детского самодеятельного творчества «Звездный дождь», фестиваль детских и молодежных театров «Театральная радуга», получившие статус межрайонных. В рамках фестиваля «Звездный дождь» свое творчество представили 422 участника из 13 общеобразовательных школ, 6 учреждений культуры, ЦТР и ГО «Радуга», ДДТ «Непоседы», ДЮШ г.Бирюсинска, ЦРТДиЮ «Народные ремесла» пос. Чунский и дома культуры пос. Лесогорск. На рассмотрение жюри было представлено 105 творческих работ в номинациях хореография, вокал, дуэты, трио, ансамбли. В пяти возрастных группах было выявлено немало одаренных детей, которым педагогический коллектив Центра при поддержке управления образования создал условия для публичной демонстрации своих способностей и достижений.

По инициативе ЦТР и ГО «Радуга» в целях пропаганды и развития театрального искусства среди учащихся образовательных учреждений города Тайшета и Тайшетского района и при поддержке Управления образования проведен второй фестиваль детских и молодежных театров «Театральная радуга». Всего в фестивале приняло участие 13 коллективов и исполнителей (от учреждений образования - 11 участников, от учреждений культуры - 2). Всего в фестивале приняло участие 141 человек. В соответствии с положением о фестивале были представлены две возрастные группы (детский театральный коллектив и молодежный театр) в номинациях: кукольный театр, драматический театр, театр моды, театр эстрады, пантомима и клоунада, фольклорный театр. В сравнении с программой первого фестиваля увеличилось количество номинаций, и расширилась география участников в связи с выступлением драматического театра (ЦРТДиЮ «Народные ремесла» пос. Чунский).

Таким образом, через развитие кластера «Единое образовательное пространство ДОД Тайшетского района» мы вышли на создание творческих площадок высокого уровня для одаренных и талантливых детей.

5



© 2010-2022