Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся»Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся»Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся»Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся»Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся»Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся»Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся»Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся»Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся»Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся»Педсовет

«Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся»

7.02.2014г.

Повестка:

1. Вступительное слово «Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся» директор школы - гимназии

В.П. Пыльская (3 мин.)

2. Теоретико - практическая часть. (30 мин.)

  • Тренинг «Мое здоровье» психолог Отрощенко Е.Г. (листочки на каждого, ручки)

  • Мозговой штурм «Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия»психологМирзанурова Е.С. (магнитная доска, флипчарт, маркеры)

  • «Анализ пропусков уроков и состояние здоровья учащихся школы - гимназии за 1 полугодие 2013-2014 учебного года»мед.работникНайдёнова И.Н., заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П.(презентация)

  • Анализ анкетирования учащихся «Если хочешь быть здоров» Заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П.(презентация)

  • Определение проблемы пед. совета. Заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П. (презентация, схема)

3. Мастер - класс «Урок с использованием здоровьесберегающих технологий» заместитель директора по ВР Герасимова О.Ю., Рыжкина Н.П.(37 мин.)

  • Группировка. (геометрические фигуры , , , , )

  • Вызов. Инсценировка «Организационный момент урока» (2+3=5 мин.)

  • Физ. минутка «Речевая» МО русского языка и литературы, МО казахского языка и литературы, МО иностранного языка (1 мин.)

  • Стадия осмысления. Кластер «Школьный урок и здоровье учащихся»

(2+2+1+1=6 мин.) (бумага А3, фломастеры 5 цветов)

  • Физ. минутка «Массаж» МО информатики и математики, МО начального звена (2 мин.)

  • Разработка критериев оценивания проведения урока с позиции здоровьесбережения. (2+2+2+1=7 мин.) (пустографка, ручки)

  • Вывод «Факторы разрушающие здоровье школьников» (1 мин.) (презентация)

  • Физ. минутка «Танцевальная» МО эстетики и физической культуры (2 мин.) (колонки)

  • Стадия рефлексии. Упражнение «Поймай вопрос» (3 мин.) (мяч)

  • Анализ урока (3+2=5 мин.) (Таблица)

  • Физ. минутка «Релаксация» МО естественных наук (3 мин.) (видео - притча)

4. Рекомендации (1 мин.) (буклеты)

5. Решение педагогического совета.(1 мин.)

Всего: 1 час 10 минут


Цель педагогического совета:

Изменение уклада школы с пользой для здоровья участников образовательного процесса

Задачи педагогического совета:

  • Ориентировочная оценка работы школы с точки зрения здоровьесбережения.

  • Определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.

  • Определить условия формирования здоровьесберегающего пространства школы.

  • Обеспечить педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.

  • Мотивировать педагогический коллектив школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.

Ожидаемый результат.

  • Создание основ для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе.

  • Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

Форма педагогического совета:мастер - класс «Урок с использованием здоровьесберегающих технологий»























ХОД ПЕДСОВЕТА

1. Вступительное слово«Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся» директор школы - гимназии

В.П. Пыльская (3 мин.)

2. Теоретико - практическая часть. (30 мин.)

  • Тренинг «Мое здоровье» психолог Отрощенко Е.Г. (листочки на каждого, ручки)

Здоровье - самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
А как мы, учителя оцениваем своё здоровье?

Итак, тест «Моё здоровье».

  1. У меня часто плохой аппетит.

  2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

  3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

  4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

  5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.

  6. Последнее время несколько прибавил в весе.

  7. У меня часто кружится голова.

  8. В настоящее время я курю.

  9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

  10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

Ключ к тесту.

За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

Определение результата и его интерпретация

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе...

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если вы набрали от 7 до 10 баллов. Но лучше подумайте над своим образом жизни, над теми привычками, которые губительно влияют на ваш организм. Ведь в тесте нет многих других признаков плохого состояния здоровья, о которых я предпочла умолчать, понимая, что вы сами откровенно обсудите их во время тренинга. Воспользуйтесь этой возможностью.

Вывод. Заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П.

Какое отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни?

Нездоровый учитель не может обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так как в этой работе необходим личный пример.

  • Мозговой штурм «Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия» психолог Мирзанурова Е.С. (магнитная доска, флипчарт, маркеры)

Предлагаю вам представить себя долгожителями и с помощью метода мозгового штурма составить 10 главных заповедей здоровья человека.

Каждая группа называет по одной заповеди, а я буду записывать на флипчарте.

Давайте сравним наш список с 10 заповедями здоровья, которое выработало

человечество на протяжении всей своей истории.

Заповеди здоровья:
1. Живи в гармонии с природой.
2. Активно занимайся физкультурой, ибо то, что регулярно не тренируется, отмирает.
3. Лучше недоесть, чем переесть. Лишняя пища съедает самого человека. Помните, мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.
4. Будь весёлым, добрым человеком и болезнь обойдет стороной. Будь оптимистом в любой ситуации - это помогает найти выход из, казалось бы, безвыходного положения. Это продлевает молодость и красоту.
5. Все что в меру, - полезно для здоровья, все, что сверх меры, - вредно.
6. Отдых должен быть не только активным, но и пассивным (экономия на сне - самая безрассудная экономия, ибо многие болезни - результат хронического недосыпания).
7. Умей слушать свой организм, изучай его, помогай защитным силам справляться с болезнью, а не ослабляй их поспешным приемом лекарств.
8. Не запускай болезнь - лечение очень дорогое, а полное выздоровление наступает не всегда.

9.Избегай слишком больших волнений и неумеренной умственной работы

10. Держи свои мысли, слова, эмоции чистыми,спокойными, возвышенными.

Вывод. Заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П.

У каждого, наверное, своя формула здоровья. Но есть непреложные истины, разумные заповеди, придерживаясь которых, можно оставаться здоровым и работоспособным на протяжении всей жизни.

  • «Анализ пропусков уроков и состояние здоровья учащихся школы - гимназии за 1 полугодие 2013-2014 учебного года»мед.работникНайдёнова И.Н., заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П.

Состояние здоровья детей в школе вызывает определённые опасения,так как сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому: к окончанию школы около 32% детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья (гастриты, заболевания моче-выделительной и ЦН систем, ожирение, нарушения опорно - двигательного аппарата, проблемы со зрением).

Этому есть определённые причины:

  • 10% детей поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания;

  • за годы обучения в школе в 3-4 раза возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата;

  • в 2 раза - с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.

Мониторинг пропущенных занятий за 1 полугодие 2013-2014 учебного года показал, что процентное отношение пропусков по болезни к общему количеству пропусков составляет 69%. (диаграмма)Это результат тенденции, которая наблюдается в последнее время: заболевания ОРВИ, ведут за собой осложнения - ЛОР заболевания: гаймориты, отиты, тонзиллиты. Причины данной тенденции кроются, в ослабленном иммунитете, халатномотношении к своему здоровью, недостатке, а в некоторых случаях и отсутствии культуры здоровья.

Вывод. Заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П.

Мы говорим о физическом здоровье, но современное представление о здоровье, это понятие более широкое (слайд) - физическое, эмоциональное, духовное, интеллектуальное и социальное.

Значит, остальные 26% (диаграмма та же)пропусков без уважительной причины, зачастую заключаются в нежелании ребёнка идти в школу, низкой учебной мотивации, в отсутствии познавательных интересов, негативном эмоциональном настрое, в отсутствии коммуникативных связей со сверстниками. Что говорит о нарушении здоровья учащихся.

  • Анализ анкетирования учащихся «Если хочешь быть здоров» Заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П. (презентация)

В ходе подготовки к педсовету было проведено анкетирование учащихся 5-11классов «Если хочешь быть здоров….», перед которым были поставлены следующие задачи:

-определить отношение школьников средних и старших классов к своему здоровью;

- изучить мотивацию учащихся к сохранению здоровья;

-выяснить, что делают учащиеся для укрепления своего здоровья;

- выяснить пожелания учащихся о том, кто и каким образом должен формировать медицинскую культуру в школе.

В исследовании приняли участие 140 учащихся.

На вопрос «Как вы оцениваете состояние своего здоровья?» ответы распределились следующим образом:

Очень хорошее -13% (18), хорошее - 49% (68), удовлетворительное - 29% (41), плохое - 9% (13).


Для укрепления своего здоровья бегают - 21% (30), делают зарядку - 15% (22), занимаются шейпингом - 13% (18), закаливаются - 4% (5), занимаются в спортивных секциях - 21% (30), едят здоровую пищу - 13% (18), едят витамины - 4% (5), ничего не делают - 5% (7).


На вопрос «Привлекают ли вас люди, ведущие здоровый образ жизни?» «да» ответило - 65% (91), «нет» - 30% (42), «незнаю» - 5% (7)


89% (124) учащихся считают, что о своем здоровье должны заботиться они сами, 11% (16) - родители


Причем 84% (118) считают, что заботиться о своем здоровье необходимо начать в детстве, а 17% (22) считают - в подростковом возрасте


На вопрос «От кого вы больше всего узнаете о здоровье?» 40% (56) учащихся ответило «от родителей», 13% (17) - от учителей, 25% (35) - из учебников, 9% (13) - от врачей, 11% (15) - из интернета, 1% (2) - телевидение, друзья, 1% (2) - затрудняюсь ответить.


«Часто ли родители говорят вам о здоровье и о том, как его беречь?»

11% (16) ответили, что родители не говорят с ними на эту тему, 20% (28) - почти каждый день, 41% (58) - несколько раз в неделю, 23% (33) - несколько раз в месяц, 4% (5) - несколько раз в год


На вопрос, «Какие темы о здоровье часто обсуждаете с родителями?» 17% (24) ответило - о физической активности, 26% (36) - питание, 20% (28) - чистота тела и зубов, 13% (18) - о вреде курения, алкоголя, наркомании, 9% (13) - об избыточном весе, ничего - 15% (21)

На вопрос, «Какие темы о здоровье часто обсуждаете с учителями?»

26% (36) ответило - о физической активности, 13% (18) - питание, 7% (12) - чистота тела и зубов, 41% (58) - о вреде курения, алкоголя, наркомании, 2% (1) - вопросы секса, ничего - 11% (15)


На вопрос, «Какие темы о здоровье часто обсуждаете с одноклассниками?»

16% (22) ответило - о физической активности, 5% (7) - питание, 6% (9) - чистота тела и зубов, 11% (16) - о вреде курения, алкоголя, наркомании, 9% (13) - вопросы секса, 8% (12) - об избыточном весе, обо всем - 7% (10), ничего - 9% (13)

Учащиеся считают, что с врачами-специалистами необходимо обсуждать такие темы как:

Чистота тела и зубов - 11% (16), питание - 13% (18), о физической активности - 24% (34), о вреде курения, алкоголизма и наркомании - 15% (21), избыточный вес - 18% (25), вопросы секса - 13% (18), не хотят встречи со специалистами 6% (8) учащихся.

На вопрос, «В школе созданы условия для занятия физической активностью, как во время, так и после уроков?»

Положительно ответило70% (98) опрошенных, иногда - 24% (34), отрицательно - 6% (8)


На вопрос, «Почему важно быть здоровым?» были получены следующие ответы:

-чтобы быть здоровым - 22% (31)

-жить хорошо - 6% (8)

-долго жить - 25% (35)

- чтобы не умереть, это полезно для организма, надо, быть привлекательным - по 6% (8)

-укреплять иммунитет - 4% (5)

Так же прозвучали такие ответы:

-хочу быть сильным - 3% (4)

-чтобы не заражать других - 9% (13)

- чтобы родить ребенка - 5% (7)

- это круто - 4% (5)

-чтобы не болеть в старости - 8% (12)

-чтобы дольше жить и быть сильным - 5% (7)

- можно и не быть здоровым - 3% (4)

Осуществив диагностику состояния здоровья школьников, мы пришли к выводу, что если в ходе учебной деятельности у учащихся будет выработана привычка бережно относиться к своему здоровью, то это позволит, повысить эффективность учебного труда.

Для решения этой задачи учитель должен выйти из привычных для себя ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика, мотиватора, консультанта, тренера, психотерапевта. Ведь«Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач» Н.К. Смирнов


  • Определение проблемы пед. совета. Заместитель директора по ВР Рыжкина Н.П. (презентация, схема)

Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Да, важно дать школьнику максимальный объём знаний, но более важно, обеспечить возможность сохранения его здоровья за период обучения его в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

3. Мастер - класс «Урок с использованием здоровьесберегающих технологий»заместитель директора по ВР Герасимова О.Ю., Рыжкина Н.П.(37 мин.)

Существует китайская поговорка:

«Расскажи мне - и я забуду

Покажи мне - и я запомню

Вовлеки меня - и я пойму и чему-то научусь»

Человек усваивает:

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, когда научит другого.

  • Группировка. (геометрические фигуры , , , , )

Огромное значение в предупреждении утомления играет чёткая организация учебного труда. Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Упражнение «Тест геометрических фигур»

Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг - и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

Комментарий ведущего

ПРЯМОУГОЛЬНИК: Вы отличаетесь любознательностью, позитивной установкой ко всему новому, смелостью, однако и неуверенностью в себе, излишней доверчивостью. Вы восприимчивы к простудам, травмам.

ТРЕУГОЛЬНИК: Вы - лидеры, стремитесь к власти, ориентированы на суть проблемы, уверены в себе и решительны. Вас отличает высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость.

ЗИГЗАГ: Вами овладевает жажда изменений, вы креативны, у вас великолепная интуиция. Вы одержимы своими идеями, ваши мечты и фантазии устремлены в будущее. Вас тяготит бумажная работа, вы остроумны, вы - душа компании.

КВАДРАТ: Вы организованы, пунктуальны, следуете строгому соблюдению правил. Вы обладатель аналитического ума. Имеете пристрастие к письменной речи. Вы аккуратны и рациональны, осторожны и холодны. Однако тверды в решениях, терпеливы и трудолюбивы.

КРУГ: Вы как никто нуждаетесь в общении. Вы доброжелательны, щедры. Для вас много значит мнение окружающих. Вы эмоционально чувствительны, способны к сопереживанию. Вы способны убедить и уговорить любого, что ведет к успехам в общественной работе. Однако излишне сентиментальны, вас тянет прошлое.

  • Вызов. Инсценировка «Организационный момент урока» (2+3=5 мин.)

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, так как у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Стиль педагогического общения должен быть демократичный, гуманный.
Задание группам.Придумать и проинсценировать приветствие - орг. момент урока в нетрадиционной форме.

Защита проекта.

  • Физ. минутка «Речевая» МО русского языка и литературы, МО казахского языка и литературы, МО иностранного языка (1 мин.)

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.Тема нашей физ. минутки «Здоровье»

Проведение физ. минутки.Хорошие результаты во всех классах даёт хоровое проговаривание, как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

  • Стадия осмысления. Кластер «Школьный урок и здоровье учащихся»

(2+2+1+1=6 мин.) (бумага А3, фломастеры 5 цветов)

Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании работы нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.

Работа в группах, приём «Делегат»

Необходимо проанализировать взаимосвязь и составить кластер «Школьный урок и здоровье учащихся»

Защита проекта 1 группа.

  • Физ. минутка «Массаж» МО информатики и математики, МО начального звена (2 мин.)

Проведение физ. минутки. Массаж. Его можно организовать непосредственно на рабочем месте педагога или школьника. Профилактический массаж проводится в виде взаимомассажа или самомассажа. Он не только улучшает кровообращение, снимает усталость, повышает температуру кожи, но и способствует предупреждению повреждения и травм.

  • Разработка критериев оценивания проведения урока с позиции здоровьесбережения. (2+2+2+1=7 мин.) (пустографка, ручки)

Поскольку цель современного урока, прежде всего, - подготовка детей к жизни, достижения этой цели может осуществляться с помощью особых технологий, без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Давайте проверим насколько вы осознаёте эту цель, и самое главное умеете планировать свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Работа в группах, приём «Мозайка»

Предлагаем разработать критерии оценивания современного урока с позиции здоровьесбережения.

Защита проекта 1 группа.


  • Вывод «Факторы разрушающие здоровье школьников» (1 мин.) (презентация)

Очень хорошо, что вы осознаёте цель современного урока, но хотелось бы обратить ваше внимание на условия и факторы школьной жизни, оказывающие разрушающее воздействие на здоровье детей?

  • Первый - это инструктивно-программирующие методики.

Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ученик уже через 10-15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.

  • Второй фактор, губительный для здоровья, - это продолжительное воздействие на детей школьной среды:закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.

  • Третий фактор. Словесно-информационный - вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.

  • Четвёртый фактор - это чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального развития» в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Обучение детей в детском саду компьютеру приводит к «шизоидной интоксикации» сознания. Реальный мир у ребёнка заменяется искусственным, виртуальным, что ведёт к распаду важнейшей психической функции воображения.

  • Физ. минутка «Танцевальная» МО эстетики и физической культуры (2 мин.) (колонки)

Проведение физ. минутки.

Движение - кладовая жизни.

(Платон)

Физкультминутка или динамическая пауза - прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом.

Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, ритмические упражнения.

Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова. Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками.

  • Стадия рефлексии.

Упражнение «Поймай вопрос» (3 мин.) (мяч)

- Самая важная мысль урока для вас…

- Самая спорная мысль урока, по-вашему мнению…

- Идея, которую вы захотели опробовать после урока?

  • Анализ урока (3+2=5 мин.) (Таблица)

Оцените, пожалуйста, урок, с позиции здоровье сбережения по данным критериям.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

п/п

Критерии оценки

Оценка

исследователя

1.

Обстановка и гигиенические условия в классе

(температура, свежесть воздуха, освещение и др.)

2.

Постановка валеологических целей урока

3.

Психологический микроклимат на уроке

4.

Мотивация учащихся на начало каждого этапа урока

(используемые учителем методы повышения этой мотивации)

5.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке

6.

Число видов учебной деятельности на уроке (норма 4-7)

7.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (норма 7-10 минут)

8.

Характер учебно-познавательной деятельности

( репродуктивный, поисковый, продуктивный)

9.

Межпредметные связи с проблемами здоровья (Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребностей в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения; включение в урок материала, помогающего ориентироваться в современном мире.)

10.

Число методов преподавания (словесный, наглядный, практический) (норма не менее трёх)

11.

Чередование методов преподавания (норма 10-15 минут)

12.

Активные методы и формы обучения на уроке.

13.

Место и длительность применения ТСО

14.

Личностно - развивающий подход (использование субъективного опыта ученика, применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала, учёт индивидуальных особенностей учащихся, субъект-субъектное обучение, развитие познавательной деятельности, диалогичное общение, использование разнообразных сенсорных путей восприятия информации)

15.

Характер педагогического общения

16

Позы учащихся, чередование поз.

17.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке

(норма на 15-20 мин. урока по 1 мин . 3-4 упражнения)

18.

Формирование у учащихся самоанализа, самооценки, саморегуляции.

19.

Тем и ритм урока (соответствие уровню подготовленности учащихся, оптимальный, действия учителя и учащихся завершённые)

20.

Плотность урока (количество времени, затраченное школьниками на учебную работу; норма не менее 60% и не более 75-80%)

21.

Диагностика момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма - не ранее чем через 25-30 мин. - 1 класс; 35- 40 мин. - в нач. школе; 40 мин.- среднее и старшее звенья).

22.

Особые заслуги учителя (урок на свежем воздухе)


  • Физ. минутка «Релаксация» МО естественных наук (3 мин.) (видео - притча)

Проведение физ. минутки.

Не знаю, правда, ль так случилось -

В пургу такое приключилось:

Три путника просили кров -

Богатство, Здравие, любовь.

Хозяин поняв, что не сон,

Сказал: «Одно лишь в доме место»,

Но вот кого впустить погреться,

У домочадцев спросит он

Больна и немощна старушка

Прошамкала ему на ушко

«Чтоб здравие скорей впустил!-

Ей без него весь свет не мил!»

А дочь млада (горяча кровь)

«Скорей впустите мне любовь!»

Но тут напомнил мне хозяин

«Ведь о богатстве мы мечтаем»

Не стали долго ждать и слушать

Замерзшие от стужи души…

Показа дверью разбирались,

К другому крову подались,

Недолго им плутать пришлось

И место быстренько нашлось.

Для всех троих оно, то место,

Где им уютно и не тесно…

И потесниться не придется.

Для путников таких найдется

Приют желанный, каждый знает -

Одно другому не мешает!

Быть месту, что ни говори.

Богатству, Здравию, Любви!

4. Рекомендации (1 мин.) (буклеты)

Памятка

для проведения урока с позиций здоровьесбережения

Возрастной подход к организации школьной жизни ребенка.

Суть этого подхода заключается в том, чтобы при разработке и внедрении в образование различных технологий обучения реально учитывать закономерности психического развития детей.

«Учение с увлечением»:

Увлеченный интересной работой человек не ощущает усталости.

Применение в учебном процессе

Индивидуально-дифференцированной технологии

дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание наиболее успешным.

Применение игровых технологий на уроках

В комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Динамические паузы, физкультминутки, уроки физическоговоспитания -

неотъемлемая часть образовательного процесса

Отдельное внимание педагоги уделяют

объему и сложности материала, задаваемого на дом.

Хорошо дидактически проработанный урок

- самый здоровьеориентированный для всех его участников.

С каждого урока ученики должны уходить с обоснованным ощущением, что они научились чему-то для них новому.

Рекомендации

по проведению урока с позиций здоровьесбережения

  1. Объём учебной нагрузки (должен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям школьников)

  2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням (расписание уроков должно быть максимально приближено к санитарно-гигиеническим нормам, удобно для детей)

  3. Рациональность урока должна быть не менее 60%, не более 80%(это время ученик занят учебной деятельностью, минимум 27 минут)

  4. Количество видов учебной деятельности должно быть от 4 до 7(письмо, чтение, слушание, рассказ, ответ на вопрос, решение примеров)

  5. Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в первой ступени 5 минут.

  6. Число методов преподавания не менее 3 (словесный, наглядный, аудиовизуальный)

  7. Наличие физической или эмоциональной разрядки, минимум 2

  8. Чередование позы ученика.

Добрые советы

против профессиональной деформации, «выгорания» и дистрессов.

1.Оцените ситуацию : как изменилось за последнее время отношение к работе , если мысль о ней вызывает раздражение и усталость , пора принимать меры.

2.Создайте себе комфортные условия работы.

3. «Уйдите в отключку», т.е. регулярно давайте себе возможность расслабиться , сделать себе что-либо приятное.

4.Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотическом беспорядке : когда утром вы придёте на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

5.Разговаривайте с людьми по пустякам - тоже лекарство от стресса.

6.Используйте обеденный перерыв для прогулки, отдыха, разговоров на отвлечённые темы и непосредственно обеда, а не для подготовки к следующему уроку.

7.Избавьтесь от боязни ошибиться - достичь полного совершенства всё равно не получиться, а пробовать разные варианты необходимо.

8.Станьте заменимыми. Надо избавиться от иллюзии, что без Вас процесс остановится. Сочетание ответственности с незаменимостью - путь к выгоранию.

9.Готовьте пути отступления.

10.Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.

11.Стремитесь побороть страх.

12.Найдите время, чтобы побыть наедине с собой

13.Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.

14.Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно.

15.Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».

16.Используйте возможность выступить с речью.

17. Следите за фигурой.

18.Маленькие радости в ваших руках.

19.Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой.

20.Увеличивайте время , которое посвящается другим интересам , а не работе.

21.Научитесь признавать право окружающих быть другими.

22.Больше доверяйте другим людям.

23.Старайтесь уменьшить нагрузку в течение дня.

24.Старайтесь быть терпимыми к себе и окружающим.

25. Общайтесь с людьми, с которыми чувствуете себя комфортно.

26.Активно занимайтесь восстановлением и укреплением своего здоровья.

27.Овладевайте методами психокоррекции.

28.Перестройте своё эмоциональное отношение к людям и событиям.

5. Решение педагогического совета.(1 мин.)

1. Принять за основу рекомендации по теме «Здоровьесберегающие технологии - путь к совершенствованию учебной работы учащихся»

2. Руководствоваться в работе памяткой для проведения уроков с позиций здоровьесбережения.

(учителя - предметники постоянно)

3. Включить в план внутришкольного контроля на 2014-2015 учебный год, контроль по темам: «Используемые учителем методы повышения учебной мотивации на каждом этапе урока», «Активные методы и формы обучения на уроке»

(Зам. директора по УВР Панарина Л.Я., Зайкова Е.В., Арсаева Ж.А.ноябрь, февраль 2014-2015 уч.г.)

4. Включить в общешкольный план на 2014-2015 учебный год, проведение методической недели «Использование на уроках здоровьесберегающихтехнологий»

(Зам. директора по НМР Пенкина Е.А., зам. директора по ВР Рыжкина Н.П.)

5. Использовать данные мониторинга состояния здоровья учащихся для ежегодного планирования и коррекции работы в направлении воспитательной работы «Спорт и здоровье»

(Зам. директора по ВР Рыжкина Н.П., мед. работникНайдёнова И.Н.)

6. Разработать положениядля проведения ежегодных конкурсов «Самый здоровый класс», «Самый здоровый учитель», «Спортсмен года»

(МО физической культуры апрель - май 2014г.)


© 2010-2022