- Преподавателю
- Директору, завучу
- Положение о поурочном планировании
Положение о поурочном планировании
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гонтаренко Н.В. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Положение о поурочном планировании
по предмету
1.Общие положения
1.1.Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:
- учителя - по организации учебно-воспитательного процесса;
- учащихся - по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в
соответствии с учебной программой;
1. 2..Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.
1. 3. Поурочный план составляется учителем в соответствии с учебной
программой и календарно- тематическим планированием по предмету.
1.4. Основные задачи поурочного плана:
-определение места урока в изучаемой теме;
-определение триединой цели урока;
-отбор содержания урока в соответствии с ТЦУ
-группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;
-отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.
2.Разработка поурочного плана
2.1.Основными компонентами поурочного плана являются:
-целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и
на отдельные его этапы;
-коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;
- содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения,
самостоятельной работы и т. д.;
- технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;
- контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на
уроке для стимулирования его активности и развития познавательного
интереса;
2.2. Определение триединой цели на каждый урок обязательно.
2.3. ТЦУ включает следующие аспекты:
-образовательный: вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков;
-воспитательный:формирование у учащихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
- развивающий аспект: развитие у учащихся познавательного интереса,
творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
2.4.Этапы планирования урока:
-определение типа урока, разработка его структуры;
-отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его
на ряд опорных знаний;
- выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить
на уроке;
- подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с
типом урока и каждым отдельным его этапом;
-выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм
организации и оптимального объема их самостоятельной работы;
-определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться;
-определение форм и объема домашнего задания;
-продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;
-оформление поурочного плана;
2.5.Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение
планируемого урока:
• Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей
учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего
классного коллектива в целом;
• Подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;
•Дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»
•Определение способов развития познавательного интереса учащихся- «изюминки» урока (интересный факт, эффектный опыт и т.п.)
• Продумывание приемов педагогической техники;
3. Оформление поурочного плана
3.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта.
3.2.Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную
и содержательную.
3.3.Формальная часть конспекта включает:
- номер урока в изучаемой теме;
- тема урока;
-тип урока (вводный урок, урок изучения нового материала, урок формирования умений и навыков, урок закрепления и развития ЗУН, урок контроля и коррекции ЗУН, проверочный урок, урок проверки знаний, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок самостоятельной работы, урок практической работы).
- триединая цель урока;
- Цель урока - планируемый результат достижения цели:
К окончанию урока ученики:
-
Будут знать:
-
Будут уметь:
-
Приобретут навык:
-
Смогут поразмышлять:
-
Смогут продемонстрировать (проявить):
- Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, индивидуально-групповая и т.д.
- Методы обучения:
- организации учебно-познавательной деятельности: словесные, практические, наглядные, аналитические, дедуктивные ( от общего к частному), индуктивные (от частного к общему), синтетический, аналитико-синтетический
- по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
- Методы управления управления учением: организация учебной работы учителем,
самостоятельная работа учащихся, лабораторная работа, практическая работа
- методы стимулирования и мотивации к учению: метод познавательных игр, метод учебных дискуссий, метод создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций занимательности, ситуаций познавательной новизны, метод опоры на жизненный опыт
-методы контроля: устный, письменный, тестирование, лабораторно-практический контроль, программированный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль
-оборудование: техническое оснащение урока, раздаточный дидактический материал, компьютер, ТСО, таблицы, карты.
3.4.Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока,
названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.
3.5.Примерый перечень этапов уроков различных типов:
Урок изучения нового материала:
Этапы:
-
Первичное введение материала
-
мотивация запоминания и актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, составление схем, таблиц и т.д.)
-
Первичное закрепление материала под руководством учителя путем повторного повторения, частичных выводов
-
Контроль результатов первичного запоминания
-
Повторение и применение полученных знаний
-
Оценка результатов запоминания и применения
Урок формирования умений и навыков
Этапы:
-
Постановка цели урока
-
Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой
-
Проведение тренировочных упражнений
-
Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования
-
упражнения на их освоение
-
Упражнения на их закрепление
-
Тренировочные упражнения по их образцу, алгоритму
-
Упражнения на перенос в сходную сиуацию
-
Упражнения творческого характера
-
Итог урока, рефлексия
-
Задание на дом
Урок закрепления и развития ЗУН
Этапы:
-
Постановка цели урока
-
Актуализация знаний
-
Выполнение учащимися различных заданий, задач и упражнений
-
Проверка выполненных работ
-
Обсуждение ошибок и их коррекция
-
Задание на дом
-
Итог урока, рефлексия
Урок контроля и коррекции ЗУН
Этапы:
-
Постановка цели урока
-
Показ использования приобретенных ЗУН в жизненных ситуациях
-
Проверка знаний фактического материала (в устной форме)
-
Проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность
-
Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос
-
Применение учащимися знаний, практические задания
-
Выполнение комплексных творческих работ
-
Итоги работы, рефлексия
-
Задания на дом
Урок проверки знаний
Этапы:
-
Организация начала урока. Создание деловой, спокойной и доброжелательной обстановки.
-
Постановка задач урока. Сообщение учителя о материале, который будет проверяться.
-
Изложение контрольной или проверочной работы (задания должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)
-
Подведение итогов работы.
-
Анализ работы над ошибками, организация коррекционной работы
-
Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения
Урок обобщения и систематизации знаний
Этапы:
-
Постановка цели урока
2. Повторение
3 Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний
4. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки
-
Итог урока, рефлексия
Комбинированный урок, имеющий, как правило, не менее двух дидактических целей
Этапы:
1. Организация начала урока
2. Постановка цели урока
3. Проверка домашнего задания
4. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала
5. Изучение нового материала
6. Закрепление изученного материала на данном уроке и повторение ранее изученного, связанного с новым материалом
7. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь их с новыми, ранее полученными и сформированными
8. Подведение итогов урока, рефлексия
9. Задание на дом
Примерное содержание этапов урока в поурочном плане:
1.Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; способы развития интереса учащихся к предмету, к теме; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся).
2. Усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала.)
3. Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены)
4. Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)
3.6.В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки о решении воспитательных задач урока (в соответствии с воспитательной целью). Пометки учитель делает в вербальной форме, либо знаками справа в отдельной колонке.
3.7.Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления.