Организация деятельности по изучению передового педагогического опыта

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Автор-составитель: Авдеева С.А.,

методист отдела образования

Маркетинговый компонент методической работы образовательного учреждения- это ориентация методических структур на создание портфеля методических новшеств, создание такого методического продукта, который удовлетворял бы требования потенциальных клиентов в настоящем и будущем, учитывал особенности выполняемых ими в образовательном процессе функций, обеспечивал профессиональную конкурентоспособность работников образования на рынке труда, гарантировал сохранение и развитие преимуществ той или иной школы.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ ШКОЛЫ:

  • Основные компоненты научно-методического сопровождения образовательного процесса (программное, технологическое, дидактическое, управленческое обеспечение);

  • Образцы методической и правленческой документации по развитию образовательного учреждения;

  • Учебные планы, отражающие специфику деятельности образовательного учреждения;

  • Авторские или модифицированные программы учебных дисциплин, курсов по выбору, спецкурсов, кружков;

  • Вариативные воспитательные программы;

  • Пакеты дидактических материалов; Компьютерные учебные программы.

  • Методические разработки разнообразных форм организации познавательной деятельности учеников, воспитательной работы с детьми различных возрастных групп;

  • Пакеты диагностических материалов для отслеживания конечных результатов обучения и воспитания

  • Контрольно-измерительные материалы

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ:

  • Модель концепции школы и программа ее развития;

  • Образцы локальных актов школы;

  • Пакет документов по аттестации школы;

  • Структура управления образовательным учреждением;

  • Модель плана школы;

  • Циклограмма управленческой деятельности директора, его заместителей и т.д.

РЕАЛИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПОЛАГАЕТ:


  • Изучение тенденций развития услуг, оказываемых методическими структурами работниками образования;

  • Изучение рынка потребностей в методических услугах педагогических и управленческих кадров различных типов образовательных учреждений;

  • Определение соответствия качества предлагаемого методического продукта общепринятым критериям;

  • Продвижение методического продукта на рынке услуг, взаимодействие с территориальными методическими структурами;

  • Анализ удовлетворенности адресных групп потребителей качеством методического продукта;

  • Выявление конкурентных преимуществ и их развитие в методическом продукте нового поколения;

  • Прогнозирование методических потребностей педагогических и управленческих кадров в условиях интенсивного развития образовательных учреждений; усиления конкуренции между ними;

  • Целевая разработка методического продукта по заказу органов образования.

Передовой педагогический опыт

В широком смысле- мастерство учителя, обеспечивающее высокое качество знаний, высокий уровень воспитанности и развития учащихся.

В более узком смысле - практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности (все то, что называется новаторством)

Банк данных о ШПО


  • Школа

  • Ф.И.О.педагога

  • Предмет

  • Тема ППО

  • Вид обобщения

  • Форма представления

  • Сроки

Признаки ППО


  • СООТВЕТСТВИЕ ПРОГРЕССИВНЫМ ТЕНДЕНЦИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

  • НАЛИЧИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НОВИЗНЫ.

  • УСТОЙЧИВЫЕ И ВЫСОКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ НАИМЕНЬШИХ ЗАТРАТАХ.

Судить об опыте нужно по конечным результатам:


  1. Качество знаний. Умений, навыков, уровень их сформированности

  2. Уровень умственного развития учащихся (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, вычленять главное, обобщать, делать выводы, высказывать самостоятельные суждения)

  3. Уровень воспитанности учащихся (уровень ответственности, отношение к учебе, к товарищам…)

  4. Пути достижения высоких результатов (при наименьших затратах- эффективность учебно-воспитательного процесса)

ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ

  1. Организационно-подготовительный: наличие инициативной группы, работа по изучению теории вопроса и практики - реального положения, подготовка необходимых документов и планов, памяток внедрения, рекомендаций, проектов и решений соответствующих органов.

  2. Информационно-ознакомительный: доведение содержания выработанных документов, планов предстоящей работы, сроков и исполнителей

  3. Исполнительский

  4. Контроль за выполнением

  5. Подведение итогов

  6. Обобщение опыта - когда результаты соотносятся с поставленными задачами.

ПРИНЦИПЫ ВНЕДРЕНИЯ ППО


  • Ориентация на целостное совершенствование учебно-воспитательного процесса

  • Реализация в единстве близких, средних и дальних перспектив

  • Сочетание коллективной и индивидуальной работы, осуществление фронтального и дифференциального подхода

  • Обратная связь в результатах внедрения

  • Компетентность того, кто управляет внедрением, и того, кто внедряет в свою практику что-то новое

  • Системность работы по внедрению.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ


  • Социальные условия -осознание учителем своих функций

  • Морально-психологические условия- потребность в освоении нового

  • Научно-теоретические условия - наличие руководства, материально-технической и методической помощи

  • Правовые условия - соблюдение нормативных документов

Система работы по изучению ППО

1. Выявляется общая методическая система работы. Элементы ППО подвергаются оценке по критериям:

1.1 Педагогические задачи: какие конкретно цели ставил учитель перед собой , как реализуются, как учитываются при проведении итогов урока, как соотносятся с усовершенствованными программами и программой ОУ

1.2 Деятельность учителя: соответствует ли она поставленной цели, специфике содержания урока, индивидуальным особенностям учащихся, обеспечивает ли развитие и воспитание учащихся, их активизации, какими средствами и методами оперирует учитель

1.3. Деятельность учащихся и методы работы, владение рациональными приемами работы, отношение к своей деятельности

1.4 Оснащение уроков: целесообразность средств, их многообразие, умелое использование, наличие средств, изготовленных учащимся

1.5 Организационные формы обучения

1.6 Организации внешних условий

1.7 Результаты обучения

2. Выявляется частная методическая система:

2.1 Планирование учителем программного материала:

правильное распределение его по урокам,

постепенное изучение материала курса из четверти в четверть

2.2 Подготовка учителя к урокам: подбор и систематизация материала по отдельным темам и урокам, образцовые планы и конспекты, совершенствуемые из года в год в результате повышения мастерства учителя;

2.3 Средства и приемы, повышающие эффективность каждого урока: активизация учащихся, сочетание фронтальной и индивидуальной работы, рационализация проверки домашнего задания и методики проверки пройденного материала и т.д.

2.4 Целенаправленные дополнительные занятия со слабоуспевающими учениками, не умаляющие значения основной работы на уроках и способствующие предупреждению неуспеваемости;

2.5 Внеклассные занятия, тесно связанные с учебной работой и содействующие упрочению и углубление знаний учащихся;

2.6 Средства и приемы, обеспечивающие решение той или иной важной частной методической задачи при обучении данному предмету.

3. Обобщение проводится после тщательного анализа, установления взаимосвязей всех критериев, устанавливаются линии, формулируются идеи или выводы общего характера - именно это и передается другому, преемнику, последователю (не сам опыт, а идея опыта, его суть). Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов, что очень важно для оформления рекомендаций.
4. Анализ и обобщение опыта должны проводиться при контакте с учителем.
При этом:
учитель должен осмыслить свой опыт
научиться самоанализу работы
организовать работу по самообобщению опыта

Формы и методы работы по обобщению ППО


  1. Консультации устные

  2. Консультации письменные

  3. Памятки учителю, содержащие краткие итоги разработки темы, избранной учителем для изучения и обобщения, обзоры литературы по данной теме и указаниям о том, как работать над обобщением практического опыта по данной теме.

4. Обеспечение учителей литературой по теме, избранной для изучения.

5. Наблюдения за работой учителя, советы ему в ходе его учебно-воспитательной работы.

6. Подготовка учителя, советы ему в ходе его учебно-воспитательной работы.

7. Подготовка учителя к выступлению с сообщениями и докладами на педсоветах, педчтениях, конференциях




ЛИСТ МОЕЙ КАРЬЕРЫ

События

2014-2015

2015-20016

МОЙ ОПЫТ:

-ИЗУЧАЛСЯ

-ПРЕДСТАВЛЯЛСЯ

-ОБОБЩАЛСЯ (УКАЗАТЬ ГДЕ)

ИЗДАН (УКАЗАТЬ ГДЕ )

РАБОТАЮ ПОД КОНТРОЛЕМ:-МЕТОД ОБЪЕДИНЕНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ

НА ДОВЕРИИ

АТТЕСТОВАЛСЯ:

НА ВТОРУЮ КАТЕГОРИЮ

НА ПЕРВУЮ

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

ПОДГОТОВИЛ ПОБЕДИТЕЛЕЙ-УЧЕНИКОВ НА ОЛИМПИАДАХ, ВЫСТАВКАХ, КОНКУРСАХ (УКАЗАТЬ ГДЕ И МЕСТО)

-В ШКОЛЕ ГОРОДЕ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКЕ

ВЕЛ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОДГОТОВИЛ ИХ ВЫСТУПЛЕНИЯ:

ПУБЛИКАЦИИ , РАЗРАБОТКИ

НАГРАДЫ И ПООЩРЕНИЯ

Примерная памятка «Как обобщать свой опыт»

1.Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Ваших товарищей по работе

3. Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и в работе Ваших товарищей. Возьмите тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно корректнее.

4. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья.

5. Набросайте краткий план (3-4 основных вопроса), затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные идеи для Ваших выводов.

6. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стойко, избегая повторений, общих фраз, наукообразия.

7. Оценивайте критически свой опыт.

8. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).

Примерное содержание рецензии на материалы целостного описания передового (актуального) педагогического опыта.

1. В названии рецензии указывается тема опыта, автор (группа авторов), кем обобщен и кем представлен материал передового (актуального) педагогического опыта.

2. Обоснование актуальности опыта и его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса (управленческой деятельности, методической работы).

3. Научные и методические основы опыта. Какие научные теории, положения, методические разработки используются автором.

4.Новизна опыта: новое содержание, методы, формы, средства. Уровень новизны: новаторский, творческий, репродуктивный.

5.Оценка качества обобщения опыта, фактических материалов к нему (положительное, недостатки), соответствия критериям актуального педагогического опыта.

6.Наличие и целесообразность приложений.

7. Условия функционирования опыта. (В учебном заведении, какого типа можно использовать данный опыт, преподаваемые предметы, классы, особенности учащихся, материальная база, уровень профессиональной подготовки педагога, его видение актуальных проблем образования.)

8. Перспективы применения актуального опыта в практике. (Описать систему мер по распространению педагогического опыта, проанализировать получаемые результаты последователями опыта, возможные ошибки, прийти к заключению, существует ли необходимость целенаправленного внедрения опыта, разработки для этих целей методических рекомендаций, проведения работы по повышению квалификации.)

9. Сведения о последователях опыта; их отзывы и замечания (конкретные адреса, ФИО, название ОУ )

10.Вывод о целесообразности внесения рецензируемого опыта в школьный банк данных передового (актуального) педагогического опыта.

План обобщения ППО на 2016 год

ШКОЛА

Ф.И.О.

ПРЕДМЕТ

ТЕМА ППО

ВИД ОБОБЩЕНИЯ

ФОРМА представления

МОНИТОРИНГ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Одна из основных функций управления, направленная на получение информации на ее оценку с целью принятия конструктивных решений по дальнейшей оптимизации управления

ФУНКЦИИ

  • Осуществление обратной связи

  • Диагностическая

  • Стимулирующая

  • Коррекционная

ПРИНЦИПЫ

Принцип непрерывности.

  • Принцип научности.

  • Принцип целесообразности.

  • Принцип диагностики

  • Принцип прогностичности.

ЗАДАЧИ

  • Определить основные показатели и технологию отслеживания

происходящих в педагогической и учебной среде процессов

  • Определить зону ближайшего развития учителя

  • Скорректировать личностные свойства и особенности учителя

с учетом процессов и явлении педагогической среды.

  • Осуществить индивидуальный подход к содержанию

и темпам развития каждого учителя.

Положение о методическом мониторинге

Программа подготовки по формированию школьного мониторинга учебного процесса


  1. Определить показатели мониторинга

  2. Определить способы обеспечения достоверности полученных результатов

  3. Создать информационную базу деятельности школы за несколько лет

  4. Создать банк проверочных, контрольных, тестовых работ, удовлетворяющих требования ГОСО для проверки знаний учащихся

  5. Создать банк материалов для анкетного опроса участников образовательного процесса

  6. Определить технологию сбора информации и обработки полученных результатов по каждому направлению

  7. Провести работу по внедрению в практику тестовой технологии как системно-шкалированной модели, отражающей базовые знаний учащихся

  8. Создать группы учителей, которые будут реализовывать мониторинг по определенным направлениям

  9. Разработать схемы поэлементного анализа контрольных работ, бланки для сбора и анализа результатов тестового контроля

  10. Провести ознакомительную и разъяснительную работу по вопросу что такое мониторинг, виды мониторинга, его значение.

  11. Утвердить Программу подготовки на педсовете

в помощь учителю.

Структура целостного описания опыта работы учителем.

  1. Информация об опыте

1.Тема опыта. Должна отражать главное направление и содержание работы и соответствовать следующим требованиям:

конкретность формулировки;

конкретное использование педагогических и психологических терминов;

наличие актуальности проблемы.

2.Сведение об авторе опыта (ФИО, преподаваемый предмет, место работы).

3. Условие возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе).

4. Актуальность опыта (какие противоречия и затруднения, встречаются в массовой практике, успешно решаются в опыте).

5. Ведущая педагогическая идея опыта - центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения; это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта.

6. Длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта).

7. Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, с единой системой «урок - внеклассная работа», лекционно-семинарской системой, с системой внешкольной работы, с организацией воспитательной системы, и т.п.).

8. Теоретическая база опыта. Здесь необходимо указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.

  1. Технология опыта

Надо отразить последовательность действий - «осознание цели, изучение состояния, постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка»; последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий. Раскрывая технологию опыта, педагогические действия учителя надо соотносить с конкретными условиями, в которых эти действия предпринимаются. Поэтому в описании не обойтись без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов.

  1. Постановка целей и задач данной педагогической деятельности (под целью педагогической деятельности понимается мысленное представление конечного результата). Анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, реальным потребностям практики, т.е. педагогическим затруднениям учителей.

  2. Организация учебно-воспитательного процесса.

  • Способ включения учащихся в учебную деятельность.

  • Соответствие организации поставленным задачам и целям.

  1. Содержание образования

  • Обоснование причин изменений в содержании образования.

  • Описание приемов изменения содержания образования (по стержневым линиям учебного курса, введение деятельностного компонента содержания образования, введение гуманитарных аспектов содержания естественнонаучных предметов и т.п.).

  • Соответствие содержания поставленным целям и задачам.

  1. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.

  • Методы обучения

  • Формы учебных занятий

  • Средства обучения

  • Преобладающие виды деятельности

  • Описание алгоритмов учебной деятельности школьников, поэтапных действий учителя.

  • Приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.

  1. Результативность опыта.

Для оценки результативности актуального опыта необходимо определить:

  • Уровень воспитанности учащихся

  • Уровень обученности учащихся

  • Развитие личности учащихся

(использовать известные в теории и практике методики).

Результативность опыта необходимо прослеживать в течение определенных промежутков времени. При оценке результативности важно учитывать:

  • Мнение тех, кто уже использует данный опыт.

  • Какие преимущества имеет опыт по сравнению с другими методами обучения

  • За счет чего достигается в опыте высокий результат.

  • Насколько стабильны эти результаты.

  • Степень оптимальности получаемых результатов.

Оценивая результат, необходимо сравнивать их с типичными для данных условий работы.

  1. Приложение к целостному описанию опыта работы (содержание приложения зависит от темы опыта).

  • Фотографии учителя (портрет, жанровые фотографии урока, внеклассных занятий).

  • Авторские программы, модифицированные программы, проекты.

  • Тематическое планирование

  • Поурочные планы (система уроков).

  • Видеоматериалы.

  • Компьютерное обеспечение занятий.

  • Сценарии вечеров, праздников и т.п.

  • Тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов и т.п.

  • Работы учащихся (тетради, альбомы, пособия, гербарии и т.п.).

  • Данные об успеваемости учащихся.

  • Данные о выпускниках и бывших учениках (успехи, имеющие отношение к системе работы учителя).

Методика «Барьеры педагогической деятельности»

Цель: выявить способности учителя к саморазвитию.

5 - если данное утверждение полностью соответствует действительности;

4- скорее соответствует, чем нет; 3 - и да, и нет;

2 - скорее не соответствует; 1 - не соответствует

Я стремлюсь изучить себя

Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами

Возникающие препятствия стимулируют мою активность

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время

Я анализирую свои чувства и опыт

Я много читаю

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам

Я верю в свои возможности

Я стремлюсь быть более открытым

Я осознаю то влияние, которое оказывюет на меня окружающие люди

Я занимаюсь своим профессиональным развитием и имею положительные результаты

Я получаю удовольствие от получение нового

Возрастающая ответственность не пугает меня

Я положительно бы отнесся к моему продвижению на службе

70-75 - активное развитие; 54-36 - отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий; 35-15 - остановившееся развитие

Методика «Барьеры педагогической деятельности»

Цель: выявить способности учителя к саморазвитию.

5 - если данное утверждение полностью соответствует действительности;

4- скорее соответствует, чем нет; 3 - и да, и нет;

2 - скорее не соответствует; 1 - не соответствует

Я стремлюсь изучить себя

Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами

Возникающие препятствия стимулируют мою активность

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время

Я анализирую свои чувства и опыт

Я много читаю

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам

Я верю в свои возможности

Я стремлюсь быть более открытым

Я осознаю то влияние, которое оказывюет на меня окружающие люди

Я занимаюсь своим профессиональным развитием и имею положительные результаты

Я получаю удовольствие от получение нового

Возрастающая ответственность не пугает меня

Я положительно бы отнесся к моему продвижению на службе

70-75 - активное развитие; 54-36 - отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий; 35-15 - остановившееся развитие

Этапы работы учителя по обобщению ППО

Этапы работы учителя

Сроки поэтапного подведения

Характер помощи

Знакомство с литературой и составления библиографии по теме. Определение целей работы

Просмотр библиографии, корректировка целей работы педагога над темой

Выделение вопросов, по которым личный опыт требует дополнения

Ознакомление с планом работы определение сроков посещения занятий

Проведение уроков в классах

Посещение, протоколирование и анализ уроков

Определение методики обработки и анализа материала

Корректировка методики анализа материалов

Составление плана доклада

Анализ плана доклада

Составление тезисов

Анализ тезисов

Окончание первого варианта рукописи

Рецензирование рукописи

Исправление рукописи в соответствии с замечаниями, ее прадставление

Прием готовой рукописи доклада




© 2010-2022