Педагогический совет на тему: Самообразование педагога как способ формирования педагогической компетентности

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет на тему: «Самообразование педагога как способ формирования педагогической компетентности» 13.01.2015 г.

Выступление заместителя директора Е.А. Постики.

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого учителя и перспектив его роста.

Президент Российской Федерации Владимир Путин в День российской Конституции выступил с ежегодным посланием к Федеральному собранию, где отметил, что на судьбу формирующейся личности огромное влияние оказывает личность талантливого, увлеченного своим делом учителя.

Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого учителя, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и учителе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности, так как субъектность педагога становится перспективой развития ученика.

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие способностей и индивидуальности, которая осуществляется добровольно, управляется самим человеком и необходима для совершенствования каких-либо качеств. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество предъявляет, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен учиться еще и потому, что в глазах его учеников каждый год меняются временные этапы представлений об окружающем мире.

Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала»
С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий»

Чтобы учить других - учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование.

Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:

* осуществляется добровольно;
* управляется самим человеком;
* необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации американского архитектора, дизайнера, инженера и изобретателя Ричарда Фуллера представлены четыре стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:

"выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
* "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);
* "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).

* « спад»

Самообразование - одна из форм повышения профессионального
мастерства педагога. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности учителя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

В ноябре 2014 года администрацией школы было проведено анкетирование учителей и были получены следующие результат: (слайд)

  • По самооценке своей деятельности было предложено 16 вопросов.

Проанализировав ответы, видно, что трудности коллектив не испытывает в вопросах проблемных ситуациях в обучении, по использованию научных фактов так, чтобы они способствовали развитию мышления обучающихся; умеют оценивать и анализировать свои уроки и уроки коллег;

  • По выявлению способности учителя к самообразованию было предложено 17вопросов, при анализе которых видно, что коллектив способен к саморазвитию;

  • Выявление факторов, стимулирующими в развитии - 12 вопросов.

Было установлено, что школьная методическая служба, обучение на курсах, пример и влияние коллег, доверие коллег и администрации, интерес к работе является для большинства коллег стимулирующими факторами;

  • Выявление факторов, препятствующие в развитии - 8 вопросов. Наибольшее количество респондентов ответили, что недостаток времени, враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к новому является препятствием вашего профессионального развития. Очень бы хотелось, чтобы вышеперечисленные факторы последней анкеты не являлись препятствием вашего профессионального роста и после сегодняшнего педагогического совета эти факторы

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества.

1. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

* возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
* система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты.

2. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования - возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

На слайде вы видите данные о курсовой подготовки педагогических работников за последние три года

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Такие курсы у нас прошли Сорокина О.А. и Рыжкова С.В. и сегодня Светлана Викторовна расскажет нам, как дистанционные курсы помогли в вопросах самообразования. (выступление Рыжковой).

Спасибо, Светлана Викторовна. Надеемся, что данной формой самообразования наши коллеги воспользуются, т.к.

Главные достоинства такой формы самообразования:
* возможность пройти их в удобное для педагогов время;
* возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

4. В системе образования г.Липецка функционирует Комплекс инновационных площадок в количестве 14 опорных школ, который свою работу проводит в целях создания организационных условий для выявления и распространения успешного опыта реализации ФГОС НОО, подготовки к введению ФГОС ООО, а также создания новых образовательных практик, актуальных для реализации Концепции единого воспитательного пространства нашего города. (зачитываются темы площадок и указываются члены коллектива, которые посещают опорные школы). Посещение 7 опорных школ по различным направлениям помогают нам в организационно - методических вопросах самообразования коллег.

5. Ещё одной форм работы по самообразованию является участие в предметных городских методических объединениях. Как влияет данная форма на повышения педагогического мастерства нам расскажет учитель физ-ры Пермяков В.Г. (выступление Пермякова В.Г.).

6. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

* научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
* посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
* участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
* посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
* теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

О том как использует эту форму работы по самообразованию нам расскажет Г.А. Замятина.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, - отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации.

7. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Об использовании этой формы нам расскажет Тимохина Н.В.

(выступление Тимохиной).

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

* использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
* самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
* освоение информационных концепций, знаний и навыков;
* наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

* обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
* методическая помощь является персональной и адресной;
* попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

О работе ёщё одной кафедры с сетевым сообществом нам расскажет Пастухова О.Н. (выступление О.Н.)

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

* Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
* Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
* Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.
* Российский общеобразовательный портал (school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.
* Открытый класс (openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
* Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).

Однако, несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация школы и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Организация наставничества, обсуждение актуальных тем, привлечение учителей к участию в тематических педсоветах, проведение методических семинаров и консультаций для учителей, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение библиотечного и медиатечного фонда - это лишь неполный перечень форм работы администрации МБОУ СОШ № 52.
Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.

Сегодня каждое методическое объединение представила мини - отчёт в виде проектов по темам самообразования педагогов. Работа ведётся. Продолжение она иметь будет. Отчитываться по темам самообразования будет каждый, только на разных уровнях. Кто-то на МС, МО, ПС. Делать это нужно для развития наших педагогов, стремиться к обобщению опыта работы педагогов.

Технология самообразования педагога может быть представлена в виде следующих этапов:

1 й этап - диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" - для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе (приложение 1), а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования (приложение 2).


2 й этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

3 й этап - обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

4 й этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.


Известна истина, что получение вузовского диплома - лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным - значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество. Помните!

Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?









© 2010-2022