«Личностью не рождаются, а становятся»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В«Личностью не рождаются, а становятся»асина Дамира Амировна, заместитель директора МБОУ СОШ №38 Ново-Савиновского района города Казани (1 место на республиканском конкурсе «Красивая школа», 2010 год)

«Личностью не рождаются, а становятся»

Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей изменять свою деятельность, осваивая новшества, становясь сотворцами новой практики.

Работая над созданием имиджа школы, был составлен SWOT-анализ школы, проведено анкетирование среди родителей, учеников, учителей. Анкетирование родителей было проведено в дошкольных группах близлежащих детских садов. В качестве экспертов были взяты 164 человека из 8 дошкольных групп близлежащих детских садов.

«Личностью не рождаются, а становятся»

«Личностью не рождаются, а становятся»


По результатам анкетирования был сделан вывод, что для родителей важное значение при выборе школы имеют следующие показатели: стабильный и квалифицированный педагогический состав, качество преподавания, дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся, использование эффективных учебных технологий и методик. (Мнение экспертных групп согласованно, так как коэффициент конкордации W=0,84>0,5 свидетельствует, что результатам анкетирования можно доверять.)

Результаты SWOT-анализ школы также показали, что наш имидж во многом зависит от учителей, их профессионализма. И, к сожалению, было отмечено много слабых моментов (и даже угроз) в их сторону.

«Личностью не рождаются, а становятся»

Актуальность совершенствования научно-методической работы школы объясняется тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие "профессионализм" включаются не только различные знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, потому что без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь.

Для реализации этих идей в школе с 2010 года действует программа «Личностью не рождаются, а становятся» под лозунгом: «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света!». В 2010 году она стала призером Всероссийского конкурса «Управление современной школой», проводимый в рамках Всероссийской педагогической ассамблеи, организованный центром "Педагогический поиск", Благотворительным фондом наследия Менделеева, редакцией журналов "Вестник образования России", "Управление современной школой. Завуч", МИОО, кафедрой педагогики и психологии АПКиППРО. В этом же году эта программа стала победителем республиканского конкурса «Красивая школа» в номинации «Школа личности».

Главная идея программы: «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света!».

Цель:

Организация условий для повышения квалификации и наращивания кадрового педагогического потенциала школы.

Подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности и социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

Задачи:

  • Совершенствование системы методической работы в школе через использование дифференцированных подходов к повышению профессионального мастерства учителя.

  • Непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей путем рационального использования условий и возможностей школы для повышения квалификации педагогических кадров.

  • Развитие инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления.

  • Развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры учителей, участие в экспериментальной работе.

  • Мотивирование успешности педагогов.

  • Моделирование профессиональной деятельности педагогов на основе психолого-педагогической диагностики, выработка своевременных коррекционных мер, опора при этом на результаты деятельности.

  • Совершенствование системы контроля, создание гибких механизмов управления результатами деятельности педагогов.

  • Создание в школе мониторинговых и диагностических программ, направленных на объективную оценку труда педагогических работников.

  • Ресурсное обеспечение деятельности учителей.

Дифференцированный подход к повышению профессионального мастерства осуществляется в школе давно. Но дифференциация проходила, как правило, по тематике, по содержанию, но не по формам методической работы. В нашей школе есть учителя с разным уровнем владения педагогическим мастерством, поэтому для педагогов мастеров и новаторов отбираются одни формы работы, а для педагогов малоопытных - другие.

Формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов:

Перечень форм методической работы

Содержание

Группа учителей

Сроки

«Психолого-педагогический консилиум».

Совещание или взаимная консультация специалистов (экспертов) в той или иной области, которые по заранее определенному набору параметров периодически обсуждают и оценивают реальные возможности каждого ребенка в зоне ближайшего развития.

Учителя-новаторы, психолог, учителя-предметники данного звена

1 - 2 раза в год в 1-х, 5-х, 10-х классах

«Педагогический совет»

Консилиум педагогов по вопросам организации образовательного процесса в школе. Нетрадиционные формы педсоветов: «круглый стол», проблемно-деловая игра, презентация, КТД, семинар-практикум, научно-практическая конференция и др.

Педагогический коллектив

Не реже 1 раза в четверть

«Годичные команды педагогов»: «Преемственность»

Управляемое объединение педагогов, которое решает вопросы, подобные вопросам педагогического консилиума.

Учителя-эксперимента торы, предметники данного звена

По плану эксперимен та «Школа 2100»

«Школа профессионального мастерства»

Цель: реализация принципа дифференцированного подхода к уровню развития педагогического мастерства.

Имеет 4 ступени:

1ступень: Группа повышенного внимания администрации
Цель: стимулирование педагогов, работающих ниже своих возможностей.

2ступень: Школа молодого учителя. (ШМУ)

Цель: оказание помощи в становлении педагога

3ступень: Школа совершенствования профессионального мастерства (ШСМ)

Цель: доведения практических знаний и умений до уровня мастера.

4ступень: Школа высшего педагогического мастерства «Педакадемия»

Цель: повышение знаний и практических умений педагогов в области научно- исследовательской деятельности, обучение методам ведения экспериментальной работы, помощь в освоении новых педагогических технологий.


Малоопытные и неактивные учителя

Неопытные учителя

Учителя опытные, со 2 и 1 квалификац. категорией

Учителя-новаторы, с 1 и высшей квалификац. категорией

Не реже 1 раза в четверть

Индивидуальное наставничество (в рамках ШМУ)

Цель: оказание индивидуальной помощи неопытному учителю.

Организация наставничества носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я - концепции".

Неопытные учителя

В течение года

Педагогическая студия

Ведущей формой проведения занятий является совместное обсуждение проблемы, наблюдение и анализ деятельности лучших педагогов, совместная разработка конспектов занятий и мероприятий.

Неопытные учителя

Не реже 1 раза в четверть

«Педагогическая мастерская»

Цель: передача педагогом-мастером основных идей своей воспитательно-образовательной системы, практических способов ее реализации. Ведущие формы учебных занятий: совместное обсуждение концептуальной идеи педагога - мастера, выполнение индивидуально практических заданий и возможность их использования в работе с детьми. Основная задача - познакомить педагогов с методами нестандартной педагогики, с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы.

Учителя-новаторы, мастера, опытные учителя

Не реже 1 раза в четверть

«Мастер класс»

Является разовой и одновременно выездной формой работы, с целью распространения своего опыта среди других школ района, города. Основной метод - прямой и комментированный показ приемов своей работы.

Учителя опытные

В течение года

«Творческие микрогруппы»

Это стихийное объединение 2-3 педагогов, с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы - равенство возможностей педагогов. Группы создаются для нахождения способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и прочее. Длительность работы от нескольких часов до нескольких дней, т.е. до момента разрешения проблемы. Организуются по инициативе администрации для поиска решения той или иной проблемы. Ведущий метод, используемый в работе: «мозговая атака» или «мозговой штурм»

Педагоги опытные

По мере необходимости

ВТК (временные творческие коллективы)

Создаются по инициативе администрации или опытного педагога для срочного решения, какой-либо проблемы. Главным методом является «мозговой штурм».
Отличительной особенностью является невозможность перерыва ее деятельности до полного решения проблемы. Длительность работы от нескольких часов до 2-3 суток.

Учителя опытные, активные

По мере необходимости

ВНИК (временные научно исследовательские коллективы)

Создаются по инициативе администрации при необходимости разработки какого-либо фундаментального документа, требующего предварительного изучения и анализа ситуации, сбора данных через анкетирование или интервью, анализа и обобщения этих данных, изучения специальной литературы. Члены ВНИК должны владеть методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции.
Работа во ВНИКе требует хорошей научной подготовки его участников.

В ее цели не входит реализация полученного документа и отслеживания результата, т.к. для этого требуется длительное время, а ВНИК работает только на момент теоретической разработки документа (от нескольких дней до нескольких месяцев).

Учителя-новаторы, мастера

(активные)

По мере необходимости

Планирует, координирует всю методическую работу школьный методический совет.

Перед тем, как начать работать над новой методической темой или вводить инновацию, учителя заполняют SWOT-анализ. Программа выставляет определенное количество баллов и устанавливается исходная точка отсчета. После проведения повторного SWOT-анализа администратор сможет выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы. Например, данный SWOT-анализ составлен для определения уровня работы учителя над повышением учебной мотивации:

«Личностью не рождаются, а становятся»

Ведется работа над созданием индивидуальной программы развития учителя. Намечена следующая структура этой программы:

  • Развитие личностных и профессионально важных качеств педагога.

  • Выбор педагогом компетенций, которыми он хотел бы овладеть.

  • Освоение современных педагогических технологий.

  • Общие основы современных психолого-педагогических знаний.

  • Современные технологии обучения и основы методики обучения по предмету.

  • Овладение теорией и практикой инновационной и экспериментальной деятельности. Основы инновационной и проектной деятельности учителя.

  • Основы методологии педагогического исследования.

  • Психолого-педагогическая и педагогическая диагностика.

  • Планирование профессиональной карьеры.

  • Практикум по решению педагогических проблемных ситуаций.

  • Практикум по развитию рефлексивных способностей педагога.

  • Практикум профессионального общения.

Важно отметить, что в каждом конкретном случае построения индивидуальной программы педагогом, может быть разработана другая структура программы. Главным критерием, определяющим цели, задачи, структуру и временную перспективу программы, являются потребности и мотивы самого педагога, работающего в условиях инновационной деятельности. Результатом реализации индивидуальной программы развития является осмысление педагогом своей профессиональной позиции и выстраивание собственной траектории профессионального развития в условиях инновационной деятельности.

«Личностью не рождаются, а становятся»

Педагог-профессионал осуществляет исследовательскую деятельность при решении следующих задач:

  • анализа ситуации обучения или воспитания и выделения в ней проблем;

  • планирования работы с обучающимися;

  • оценки степени полезности и эффективности технологий, методов и приемов, выбранных для разрешения конкретной педагогической проблемы или исследовательской задачи;

  • сбора информации о воспитанниках, учениках, их родителях, образовательном и социальном пространстве;

  • поиска средств активизации познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся;

  • разработки и внедрения в свою профессиональную деятельность новшеств.

Как субъект исследовательской деятельности педагог должен быть способным:

  • выявлять необходимость в проведении исследований для получения

  • нового знания;

  • ставить исследовательские задачи;

  • разрабатывать гипотезы;

  • планировать проведение исследований;

  • выполнять исследовательские действия;

  • анализировать исходные данные и оценивать результаты исследований.

Под готовностью к исследовательской деятельности понимают комплекс качеств человека, необходимых ему, чтобы выполнять функции субъекта этой деятельности. С этой целью было проведено собеседование с педагогами школы в январе 2010 года. Результаты показали, что 22% учителей находятся ниже 4 уровня исследовательской деятельности и только 7% учителей - на 7-9 уровнях. У большинства учителей возникают проблемы ориентировочного и технологического плана.

Экспериментальная и исследовательская работа тесно взаимосвязаны.

Мотивация представляет собой вероятностный процесс, то есть то, что мотивирует конкретного учителя в конкретной ситуации, она может не оказывать влияния на него в другое время или не воздействовать на другого в аналогичной ситуации.

В нашей школе достаточно эффективной формой нематериального стимулирования стала «Галерея признания». Мы проводим ее один раз в триместр, когда все педагоги получают лист с этим же названием, где написано: «Я говорю огромное спасибо» - и далее идут две колонки: кому и за что. Эти нехитрые слова помогают задуматься над тем, что при всей его личной значимости, сегодняшней успешности, может быть, вокруг есть люди, благодаря которым он профессионально растет, имеет психологически комфортную среду, в которой хорошо работается. Все листы именные. Далее эта информация обрабатывается, информация доводится до сведения коллектива. Это своего рода социометрическая картотека.

Мы хотим ввести еще одну традицию - ежегодное вручение приза «Хрустальная сова» в конце мая на выездном педагогическом совете, где будет происходить церемония вручения этого приза в различных номинациях. Для составления номинаций используется анализ «Галереи признания», итоги рейтинговых карт учителей.

Для эффективной оценки результатов программы предполагается провести повторный SWOT-анализ деятельности школы. После сравнения с исходной точкой отсчета, администратор будет более четко представлять себе преимущества и недостатки. Это позволит выбрать оптимальный путь дальнейшего развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы.

Предполагается, что данная программа будет способствовать усовершенствованию системы повышения квалификации педагогов, даст возможность практического совершенствования образовательной деятельности школы.

© 2010-2022