- Преподавателю
- Директору, завучу
- Детская одарённость. Создание условий для развития и поддержки высокой мотивированности обучающихся в учебной деятельности. Работа с одарёнными детьми
Детская одарённость. Создание условий для развития и поддержки высокой мотивированности обучающихся в учебной деятельности. Работа с одарёнными детьми
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Билалова А.М. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Детская одарённость. Создание условий для развития и поддержки высокой мотивированности обучающихся в учебной деятельности. Работа с одарёнными детьми.
Одаренность человека - это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Выявление одарённых детей, организация системной работы - одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Какого же ребёнка считать одарённым? Вообще существует две крайние точки зрения:
1. Все дети являются одарёнными.
2. Одарённые дети встречаются крайне редко.
- Каково ваше мнение по этому вопросу? (обсуждение)
В настоящее время одарёнными принято считать:
-
детей с интеллектом выше среднего;
-
детей с высоким уровнем творческих способностей;
-
детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
-
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Выделяют следующие виды одарённости:
-
Одарённость в практической деятельности;
-
Одарённость в познавательной деятельности;
-
Одарённость в художественно-эстетической деятельности;
-
Одарённость в коммуникативной деятельности;
-
Одарённость в духовно-ценностной деятельности.
«Одаренные дети» - это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Одна из важнейших целей при работе с ОД - создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД:
1. Своевременное выявление ОД:
- психолого-педагогическое исследование первоклассников;
- системное наблюдение за детьми из класса в класс,
- выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований.
2. Организация учебного процесса:
- нестандартные уроки,
- включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
- работа с дополнительной литературой,
- обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
- предпрофильное и профильное обучение,
- выставка творческих работ.
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
- организация исследовательской работы обучающихся,
- участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
- проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.
4. Общеразвивающие мероприятия
- традиционные мероприятия в школе,
- предметные декады
Работа с ОД диктует определенные требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно;
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
- готовность педагога к работе с одаренными детьми.
Создана ли в МБОУ Башкирский лицей №2 система выявления и сопровождения талантливых детей, стимулирования их достижений?
В целом, да, создана. Вопрос организации работы с одаренными детьми мы начинаем рассматривать уже в начале учебного года, на первых же заседаниях методических объединений.
В нашем лицее достаточно уделяется должное внимание работе с одарёнными детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Ежегодно обучающиеся нашего лицея принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях, предметных декадах, которые в системе проводятся в нашем лицее. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.
Так же для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни на базе нашего лицея действуют различные кружки и секции.
В данном направлении работы методическим объеденением учителей башкирского языка и литературы проводится планомерная, последовательная деятельность с одаренными детьми. С учетом того, что одним из задач МО является развитие творческих способностей детей, преподавателями используются различные формы и направления работы с одаренными детьми. Основными направлениями являются:
- участие в олимпиадах, интернет - олимпиадах, интернет - викторинах.
- вовлечение детей в исследовательскую деятельность.
- декадник башкирского языка и литературы.
- участие в районо - городских и республиканских конкурсах (конкурс чтецов «Вдохновение», сочинений «Пою мою Республику!», конкурс юных исполнителей сказок народов мира «Здравствуй, здравствуй, сказка!», конкурс юных сказителей «Урал батыр»)
- участие в различных мероприятиях («Шэжэрэ байрам», где обучающимися представляются работы по изучению своей родословной, конкурс юрт «Живая старина», открытый фестиваль веселых и находчивых «Шаяниум»).
Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Огромную работу проводят наставники, помогая обучающимся освоить азы написания исследовательских работ, с которыми они выступают на школьных, а затем и городских конференциях. Только тот учитель, который занимается этой работой, знает насколько это неимоверный труд, но он и благодарный. Дело не только в призовых местах, конкретных знаниях, вы помогаете сделать обучающимся шаг в будущее. Исследовательская деятельность развивает свойства мышления, необходимые не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного влияния на саму жизнь.
Наше МО так же добилось определенных успехов по вышеперечисленным направлениям. Перечень мероприятий приводится в таблицах.
Результаты участия в районно-городских и республиканских мероприятиях
Мероприятие
Место
район
город
республика
Олимпиада
Победитель - 10
Призер - 2
2место - 2
участие
Конкурс сочинений «Пою мою Республику!»,
1 место - 2
2 место - 2
3 место - 2
1 место - 2
2 место -2
2
Научно - практическая конференция
1 место - 1
2 место - 1
1 место - 1
3 место - 1
Конкурс чтецов «Вдохновение»
1 место - 3
2 место - 1
Не проводится
Конкурс юных исполнителей сказок народов мира «Здравствуй, здравствуй, сказка!»
1 место - 1
2 место - 1
3место - 1
Готовясь к данным мероприятиям, учитель старается работать с самым способным, надёжным, творческим обучающемся. В чём сложность - выбор среди детей - небольшой, поэтому приходиться учителям работать часто с одними и теми же обучающимися. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их раскручиваем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно-артистические, лидерские способности.
Разминка:
Предлагаю коллегам перечень личностных и деловых качеств, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком "+" те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком "-" те, что не нравятся.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, "на лету" схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Каких "+" у Вас больше? Если чётных "+" больше, то Вы - нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями - не только для обучающихся, но и для педагога.
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал.
Но возможность творить - это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать.
Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.
"К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…"