- Преподавателю
- Директору, завучу
- Выступление Роль методической службы школы в повышении качества образования
Выступление Роль методической службы школы в повышении качества образования
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Измоденова М.А. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление "Роль методической службы школы в повышении качества образования"
Говоря о повышении качества образования школы в целом, мы подразумеваем использование приемов, методов, форм обучения, инноваций (новинок), но сегодня хотелось бы остановиться конкретно на повышении профессионального мастерства педагога.
Методическая тема, над которой работала наша школа в 2006-2007 учебном году "Пути разностороннего развития личности учащихся, их реабилитации, социальной адаптации и последующей интеграции в обществе".
Цель "Обеспечение адекватных условий для разностороннего развития личности учащихся, их реабилитации, социальной адаптации и последующей интеграции в обществе".
Ориентируясь на выбранные приоритетные направления воспитания и обучения школьников, на формирование личности учащегося, мы, прежде всего, должны помнить, что личность учащегося формируется личностью самого учителя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении.
Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах. Это целевые открытые уроки в рамках работы МО, в рамках работы областных семинаров, проходящих на базе нашей школы и организованных ЧИППКРО (Чел. инс-т переподготовки и повышения квалификации работников образования), открытые уроки в рамках педагогической практики студентов ЧГПУ и ЧелГУ; это прохождение краткосрочных курсов повышения квалификации, оргнизованных ЧИППКРО, районным ММЦ; а также большую роль играет самообразование педагога. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название саморазвития (самообразования). Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма на только личное дело учителя. Профессиональное саморазвитие - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку, а значит и ориентированная на повышение качества образования. Каждый учитель в нашей школе разрабатывает свою методическую тему. По содержанию и значимости они разные, но сориентированы и направлены на решение общешкольных задач; в конечном результате - на повышении качества образования. Работа над методической темой обязательно результативна: это или обобщение опыта, или создание методических рекомендаций по разрабатываемой теме, или подборка дидактического материала, разработка УМК и т.п. Безусловно, каждый педагог, выбирая индивидуальный стиль, находит и свои ориентиры в профессиональной деятельности.
Все формы работы по повышению уровня развития педагогического мастерства планируются самими педагогами (единая форма плана профессионального развития педагогов, к которой мы пришли несколько лет назад). По имеющимся планам выстраивается план работы МО, и уже завершающим этапом служит план методической работы школы, который направлен на решение и реализацию всех поставленных задач самой школой и педагогами в частности. Следовательно, методическая работа - важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы.
Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания. Важен и тот факт, что, сотрудничая в течение длительного времени, руководители методической службы (руководители МО) в состоянии изучить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма и взаимодействие с коллективом.
Учительскому коллективу, как и детскому коллективу, нужен ведущий. Этим ведущим в школе должна быть методическая служба, которая организует и контролирует работу учителей практически по всем направлениям педагогической деятельности.
Методическая служба в образовательных учреждениях дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося. Так учителями- предметниками стали применяться новые элементы методов обучения - это использование на уроках презентаций (география, история, математика, письмо, биология), использование на уроках ЦОР- это вопросы ближайшей перспективы.
В общеобразовательных учреждениях цели и задачи методической службы тесно связаны с системой внутришкольного управления. Чтобы успешно решить задачи методической работы в школе, следует определить и обобщить основные направления деятельности членов педагогического коллектива для повышения их педагогического мастерства:
-
изучение и творческое понимание всех нормативных программно-методических документов МОиН РФ, регионов и местного значения;
-
активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
-
создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих ключевые направления и специфику работы школы,
-
диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;
-
стимулирование инициативы и творчества членов педколлектива;
-
использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;
-
выявление и предупреждение недостатков, затруднений в работе педколлектива;
-
развитие профессионально-ценностных и личностно-нравственных качеств членов педколлектива, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.
Таковы основные функции методической службы школы.
Поскольку глубинной основой профессиональных умений являются профессионально-личностные качества учителей, к задачам методической работы также относятся:
-
совершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в виду знания, различные по содержанию: предметные, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные);
-
развитие профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;
-
развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (развитие важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, увлеченности предметом, потребности в самореализации и т.д.);
-
развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, человечности, принципиальности, душевной щедрости);
-
развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;
-
развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (общение со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая и современные - ЦОР);
-
развитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;
-
развитие готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой
Мнение многих педагогов-теоретиков сходится в том, что будущее нашей школы во многом зависит от кадров, от самих педагогов. Поэтому, несмотря на то, что повышение качества образования зависит от многих факторов, а деятельность методической службы многопланова, хотелось бы отметить, что педагогическая компетентность учителя - это одно из основных направлений методической работы в школе. Именно повышение компетентности, профессионализма учителя - одно из важнейших условий повышения качества образования.
Хотелось бы сказать еще об одном звене в структуре методической службы школы. Работая в одном коллективе, выполняя общие функции, имея единый объект воздействия, - ученика, - педагоги не могут не общаться на профессиональном уровне. На этом этапе идет речь о педагогическом взаимодействии. Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которые реализуются в разнообразных формах деятельности. Одна из форм - это творческие группы.
Обычно, учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы в рамках своего МО. Для членов творческих групп характерно неформальное общение, т.к. главное внимание они должны уделять интересующей их проблеме, которую они сами формулируют. В нашей школе существуют временные творческие группы, которые решают общие задачи воспитания и обучения учащихся, работают над совершенствованием некоторых элементов методической работы, готовят совместные дидактические материалы и т.д.
Формирование у педагогов умений профессиональной деятельности не просто одна из задач методической работы, но и такая задача, реализация которой может быть проверена, изучена, проанализирована, что крайне важно для оптимального управления методической работой в школе. Чтобы правильно и в нужном направлении спланировать дальнейшую работу методической службы школы, опираясь на все плюсы и минусы прошедшего периода, необходимо провести аналитическую работу. Такая работа представлена анализом методической работы школы за 2006-2007 учебный год.