Воспитание традициями Общешкольное мероприятие Выборы атамана школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выборы и перевыборы Атамана.

В современной жизни основанием любого казачьего объединения занимается оргкомитет. В момент созыва Учредительного Круга, оргкомитет находится на месте Атаманского Правления. В остальном же Круг ведется обычным порядком. По разрешению Дежурного Есаульца казаки выходят на круг и рекомендуют кандидатов на Атаманский пост.

Всякий названный, как только произнесено его имя, обязан встать, снять шапку и занять место на скамье рядом со священником. В продолжение всех выборов он сидит без головного убора. Сам себя рекомендовать казак не имеет права.

После выдвижения всех кандидатов им поочередно предоставляется слово для изложения своей программы или самоотвода.

При любом количестве кандидатов голосование и подсчет голосов проводится по каждому, даже если за него голосует один выдвигавший.

Всякий за кого голосуют в данный момент должен выйти на середину Круга и поклониться на четыре стороны: кресту и священнику, старикам, оргкомитету и станице.

Есаулец, стоя слева от него, кладет правую руку на его плечо и спрашивает станицу:

- Господа честное казачество, люб ли вам Атаман (имярек.. .)?

В старину голосование производилось поднятыми обнаженными клинками и было очень легко сосчитать голоса всех полноправных членов общины (напоминаю: казак, не обладавший всей полнотою прав, шашки не имел). Обезоруженные казаки вынуждены голосовать поднятием рук. Но как прежде, так и сегодня тайное голосование, равно как и заглазные разговоры, казаки считают несовместимыми со своим пониманием казачьей чести.

Приставы считают голоса. Набравший большее число голосов считается избранным (даже если получил преимущество в один голос). Если все кандидаты получили равное число голосов, Круг прерывается на несколько дней, и затем проводится сызнова по всему ритуалу от чтения молитвы.

После объявления Есаульца:

- Большое число голосов отдано (имярек)... Два пристава ведут будущего Атамана к Присяге.

Приведение к Присяге.

Название ритуала "Приведение к Присяге" неслучайно. Будущего Атамана действительно ведут, держа за руки, два Пристава, причем по казачьей традиции нельзя касаться голой рукою голой руки или щеки Атамана-считалось, что так Атаман теряет силу, обретаемую им в момент принятия Присяги. Поэтому, скажем, Пристав слева правой рукою держит Атамана за левый рукав, выше локтя, левая рука Атамана лежит на укрытом обшлагом мундира запястье левой руки Пристава. Такое положение в котором ведут Атамана к Присяге, именовалось в старину "растяжка". Атаман действительно "растянут" между Приставами издали его фигура напоминает крест. В связи с этим Атаман должен стоять ровно: пятки вместе, носки врозь, опершись на обе ноги.

Приставы снимают с Атамана мундир, расстегивают или разрывают рубаху так, чтобы был виден нательный крест.

Есаулец может взять крест рукою и показать казакам с объявлением:

- Православный!

Казаки отвечают криком "Любо!", и все, если сидели, встают. В установившейся тишине, стоя лицом к станице, Атаман произносит:

На Христовом Животворящем Кресте, На Священном писании присягаю:

Служить верно, не щадя головы (жизни)

И живота (имущества) своего. Беречь казачью

Честь, преумножать достояние станицы.

Беречь казаков!

Я ваш отец, вы мои дети!

После чего отвешивают поклон станице, затем, ведомый Приставами, подходит к старикам, кланяется в пояс. Старики и станичник кланяются в ответ на поклоны Атамана. Затем Приставы' подводят Атамана к священнику. Атаман целует Крест и, лежащее на аналое, Евангелие.

Затем Атаман выходит, ведомый Приставами, на середину Круга. На него надевают Атаманский кафтан, перепоясывают саблей через правое плечо. Перепоясывают полотенцем через левое плечо. (Это символы военной и хозяйственной деятельности Атамана. Перекрещенные перевязи означают защиту правления Атамана Христом.) У кубанских казаков есть обычай "помазания атамана пылью", восходящий к обычаю запорожцев,-после того, как Атаман облачен в атаманский кафтан, один из Приставов мажет ему лицо грязью, снятой с подошвы сапога. Этот акт имеет символическое значение и расшифровывается по евангельскому стиху "И пусть больший среди вас-будет вам слугою!", означает же он, что Атаман, который с этой минуты пользуется абсолютной властью, должен "умалиться", стать ниже сапога в гордыне своей и служить своему народу, а не распоряжаться людьми как собственностью.

Второй пристав утирает Атамана полотенцем, которое и повязывается через левое плечо.

Старший Атаман (окружной, войсковой и т. д. или старший атаман по возрасту) вручает ему пернач. Атаман, принимая, целует пернач и трижды целуется с вручившим.

Старики подносят Атаману насеку-ритуал вручения тот же. Вручавшие могут сказать перед вручением несколько слов напутствия или приветствия Атаману.

Дежурный Есаулец торжественно надевает на голову Атамана, держащего в правой руке булаву, в левой насеку, и командует:

- Перед Атаманом-шапки долой!

Все, кроме Атамана, стоящего рангом выше, снимают шапки. Этот момент считается присягой Круга на полное и беспрекословное подчинение Атаману.

По Закону все присутствующие на Кругу должны после этого подойти к крестному целованию и к целованию Евангелия. Как правило, после крестного целования участники Круга уходят на перерыв.

После перерыва Атаман предлагает правление и т. д. Круг заканчивается обычным порядком, головные уборы снимаются только на молитву, а казаками нестроевых возрастов при выносе знамени.

Воспитание традициями Общешкольное мероприятие Выборы атамана школы

Воспитание традициями Общешкольное мероприятие Выборы атамана школы

Воспитание традициями Общешкольное мероприятие Выборы атамана школы

Воспитание традициями Общешкольное мероприятие Выборы атамана школы

Воспитание традициями Общешкольное мероприятие Выборы атамана школы

Воспитание традициями Общешкольное мероприятие Выборы атамана школы





















Текст присяги, принесенной Донским Атаманом

«Именем Бога Всемогущего перед святым Его Евангелием и животворящим крестом, перед атаманскими войсковыми знаменами, кровью казачьей политыми, обещаюсь войску Донскому служить, не щадя живота своего, до последней капли крови и все к славе и процветанию войска Донского направлять, и законы для того установлять по крайнему своему разумению и сим споспешествуя всему, что к войску Донскому верной службе и пользе государству относиться может. Господи Боже Отцов и Царю царствующих, настави, вразуми и унрави мя в великом служении, на которое я Войсковым Кругом, Атаманами-молодцами, избран и постановлен.

Да будет со мною присядящая Престолу Твоему премудрость. Пошли с небес Святых Твоих да разумею, что есть угодно пред очами Твоими и что есть право по заповедям Твоим. Буди сердце мое в руку Твою. Аминь».

ИСТОЧНИК: Щепкин Г. Донской атаман генерал от кавалерии Петр Николаевич Краснов. - Новочеркасск, 1919. - С. 64.



© 2010-2022