Педсовет Работа с родителями, как форма социального партнерства в условиях модернизации образовательного процесса

Старый школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”. Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению силы, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка. В современную эпоху быстрой смены технологий, внедрения ФГОС школа должна научиться решать ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет-тренинг

СЛ 1. «Работа с родителями, как форма социального партнерства в условиях модернизации образовательного процесса»

"Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями".

(Старый школьный афоризм)

Поиграем: «Умный ШАРИК» Назовите эпитеты, которые отражают ваше отношение к родителям и их роли в жизни школы.

СЛ 2. Старый школьный афоризм гласит: "Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями". Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению силы, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

В современную эпоху быстрой смены технологий, школа должна научиться решать задачи, связанные с развитием системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не, только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению, новые формы социального партнерства.

СЛ 3. Социальное партнерство подразумевает установление отношений взаимовыгодного сотрудничества, социального диалога.

Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности: усиливаются расслоения семей по уровню доходов, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи, увеличивается число гражданских браков. Современная семья, к сожалению, бедна - не только материально, но и духовно. Объясняется это просто: родителям, чтобы обеспечить семью приходится работать в двух-трех местах, что сводит общение с ребенком к минимуму и снижает воспитательный потенциал семьи. Поэтому сегодня ЦЕЛЬ нашего Педсовета: СЛАЙД4, ЗАДАЧИ: СЛ 5.

Теперь подумает - зачем родитель идет в школу? Узнать про то, как учится его ребенок. Нужны ли для этого родительские собрания в том виде, в котором они традиционно проводятся: общее состояние дел в классе, потом про каждого ребенка вслух, при всех - его недостатки, иногда успехи, затем - количество денег на нужды класса? Ответом на этот вопрос должны стать наши рассуждения и решение этого педагогического совета. Прошу Вас в конце педсовета внести ваши предложения по улучшению работы с родителями. Что вы можете предложить, чтобы изменить ситуацию?

Институт семьи и школы существует для детей и из-за детей, и через них проходит вся нация. Родитель как учитель и воспитатель детей в части своей ответственности за потенциал ребенка должен квалифицированно быть на том же уровне, что и школа.

Участие большинства семей в деятельности школ могут помочь решению проблемы воздействия на трудные семьи, их вовлеченности в "жизнь других".

Участие родителей в различной деятельности школы существенно усиливают мотивацию детей. Внутренний мир ребенка дополняется ощущением ответственности за своих родителей, а это усиливает у него ответственность за самого себя. Стремящийся к замкнутости (от родителей) школьный элемент внутреннего мира ребенок в этом случае, напротив, открывается, и его "жизнь в школе" становится для него "нашей" (семейной) жизнью в ней". Это всегда меняет школьную социализацию и поведение ребенка в лучшую сторону.

Типы семей и семенного отношения (слайд 6)

Многодетная

малодетная

  • однодетная

  • бездетная

  • семья однодетная может сформировать и "балованное дитя" (с безудержно растущими потребностями и конфликтными отношениями с обществом), одинокого человека (с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачного) , и "узурпированного" родительской любовью (желающего как можно быстрее вырваться из-под этой гиперопеки).

  • семья многодетная может создать не только дружных детей-коллективистов, но и детей, педагогически запущенных, с асоциальным поведением и даже антисоциальным поведением - если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а не жизнь и воспитание детей пущены на самотек

В педагогике рассматривается классификация семей по характеру взаимоотношений. В этом случае Азаров делит семьи на:

  • идеальную

  • среднюю

  • негативную или скандально-раздражительную

Исследователь Буянова называет следующие типы семей:

  • гармоничная

  • распадающаяся

  • распавшаяся

  • неполная

Роли ребенка в семье СЛ 7

"Кумир семьи". Ребенок взвывает всеобщее восхищение и умиление у домашних. В такой семье чаще всего вырастают изнеженные капризные, а главное - глубоко эгоцентричные дети. Иногда демонстрация беспредельной любви к ребенку отражает соперничество взрослых, которые пытаются таким образом утвердить свое главенство в семье. Как правило, такие дети обладают завышенной самооценкой, поэтому в общении со сверстниками и взрослыми терпят фиаско. Это может привести к замкнутости, а порой и эмоциональному срыву. Положение усугубляете тем, что родители, создавая атмосферу сверхзначимости ребенка, лишают его возможности здраво оценить реальность.

"Мамино (папино, бабушкино и.т.д.) сокровище". Эта роль близка к "кумир семьи" Единственное отличие в том, что в данном случае ребенок не всеобщий кумир, а только одного из членов семьи. Роль, навязанная ребенку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми.

"Болезненный ребенок". Дети со слабым здоровьем, которые требуют особого внимания и ухода. Однако семье иногда складывается такая ситуация: ребенок выздоровел, а к нему продолжают относиться как к слабому и болезненному. В этом случае возможна условная "выгода" болезни ребенка для кого-то из членов семьи, который использует ее для самоутверждения.

Ребенок со своей стороны может, пользоваться ролью, манипулируя родителями, чтобы решить свои проблемы. С другой стороны, возможен и протест ребенка, выражающийся в активной или пассивной форме.

"Ужасный ребенок". Чаще всего ребенка вынуждают играть эту роль ожидания старших, воспринимающих его как постоянный источник неприятностей. Он непослушен, расхлябан, лишен чувства долга и даже злонамерен, поскольку многие его поступки рассматриваются как действия "назло взрослым". Все в семье ругают и наказывают. Но поскольку применяемые к нему меры безрезультатны, ребенок начинает играть роль "мучителя". В общении со взрослыми он конфликтен и агрессивен.

Иногда "ужасный ребенок" становится "козлом отпущения" для членов семьи. Все в семье считают его плохим, и это дает право разряжать на нем сою агрессивность. При таком общении ребенок из "ужасного" превращается в "забитого": он начинает бояться наказания

Нередко ребенку приходится исполнять роль - "путающегося под ногами": он чувствует, что всем мешает и вызывает у домашних раздражение. Как правило, использование двух последних ролей приводит к тому, что дети становятся замкнутыми и сводят к минимуму свое общение с членами семьи. В общении со сверстниками они ведут себя зачастую избирательно: общаются с теми, кто оказывает им положительное подкрепление.

Характер взаимоотношений классного руководителя с семьями должен быть дифференцированным, построенным в зависимости от роли ребенка всемье.Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия. Необходимо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать взрослых к делам школы и класса. Массовый охват родителей одинаковыми формы работы малоэффективен, здесь нужен личностный подход. Знание особенностей тех или иных семей дает возможность прогнозировать определенные педагогические проблемы, которые необходимо решать вместе. Чаще источником таких проблем являются издержки семейного воспитания: безудержный авторитаризм родителей, со временем взывающий резкий протест детей, или наоборот, попустительство, отчуждение формальное отношение родителей к сложностям становления ребенка и своим родительским обязанностям, порой отсутствие свободного времени, занятость родителей, откладывание важного разговора на "потом", перекладывание проблем с ребенка на школу.

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями: Слайд 8

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом. Управляющим Советом

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7.участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья; проведение совместных праздников, создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;

Формы работы: традиционные и нетрадиционные СЛ 9.

В свете перехода образования к деятельностному подходу, нам необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с родителями. Нужно, чтобы они не были сторонними наблюдателями за образовательным и воспитательным процессом, а непосредственными участниками (члены жюри, координаторы в конкурсе, экскурсоводы, сопровождающие на соревнования… Это уже имеет место в нашей практике )))

Функции классного руководителя: Сл 10

Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?

Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников. Учителя начальных классов проводят психолого- педагогическую диагностику уровня готовности ребенка к школе, с последующими консультациями и оказанием необходимой помощи в адаптации ребенка к обучению в школе I ступени.

  • Предоставим слово Каримовой А.Н. о ее партнерстве с родителями на первой ступени обучения.

  • Сосновцева В.Н расскажет Дне всеобуча, работе с родителями на 1 ступени обучения.

  • Одной из форм знакомства с семьей является - посещение семей школьников. Особенно они актуальны, если мы берем новый класс. Дело это деликатное, потому следует тщательно все продумать и постараться предотвратить любую ситуацию, которая сможет произойти.

Слово Абраменко В.Н.

  • Как провести собрание совместно с родителями расскажет Сосновцева ВН

  • Эффективно ли общение с родителями по телефону в современных условиях расскажет Сосновцева О.Н.

  • О подготовке к родительскому собранию, о методах анкетирования и диагностирования поделиться с нами Ситникова Т.В.

  • О групповых методах работы с родителями и учениками Поведает Пастухова И.А.

  • Хочу добавить, что у нас постоянно работает Управляющий совет, Совет по асоциальному поведению. Ранее функционировали попечительский совет и родительский комитет.Уполномоченный по правам ребенка, Инспектор по делам несовершеннолетних поддерживают связь с опекунами. Приглашаем родителей на общешкольные мероприятия: Смотр строя и песни, смотр х/ с,

  • При создании паспорта здоровья мы поддерживаем связь с родителями, проводим совместные медосмотры,,,,Заключаем договора с родителями об оказании услуг.………..

(((Существует несколько правил, которые следует помнить во время таких посещений на дому

  1. Заранее договориться о посещении и не назначать на этот день больше ничего,

  2. Не планировать свой визит больше чем на один час.

  3. Не беседовать у двери, на ходу.

  4. Тон в беседе должен задавать классный руководитель. Тон должен быть дружелюбным и спокойным. От вас требуется максимум тактичности и выдержки. Надо не поучать, а советовать родителям, больше задавать вопросов, но при этом не стоит превращать разговор в допрос.

  5. Желательно продумать предварительные вопросы или основные пункты разговора. Записи делать не желательно. Однако после посещения надо записать все услышанное, а также записать выводы.

  6. Вести беседу желательно со всей семьей. Во-первых, вы сразу познакомитесь со всеми членами семьи. Во-вторых, сам ребенок должен участвовать в беседе, так как говорят о нем и, в конце концов, вы - его гость. Но есть моменты, когда присутствие ребенка исключено. Вы заранее обговариваете эти моменты, и родители под каким-либо предлогом отправляют ребенка из комнаты.

Надо помнить, что для ребенка ваш приход - событие. Порой, он совершает прями-таки "революцию" в умах ребят. Надо сказать, что после визита и родители и дети смотрят на вас совсем иначе. Для них вы теперь "свой".))))))

Основные принципы, на которых должно строиться продуктивное сотрудничество педагогов и родителей: СЛ 11

  • Равенство - педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей. Поэтому никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу

  • Этичность - отношения должны строиться на основе взаимного уважения. Причем следует стремиться к тому, чтобы уважение было не поверхностным, демонстрируемым в присутствии детей, а искренним присущим в душе у каждого участника общения.

  • Взаимопомощь в воспитании детей. Взаимопомощь оказывается более продуктивной, когда ее организаторы хорошо представляют себе, чем заняты школьники и к чему они стремятся.

  • Обмен информацией о жизни и деятельности детей в школе и дома

Научиться выступать перед родителями с научными идеями не скучно, "заумно" и наукообразно, а увлекательно, интересно и в тоже время содержательно, просто и убедительно - не так уж просто.

Ведь не секрет, что каждый взрослый норовит не только слушать других, сколько говорить сам. Поэтому нужно постараться организовать на родительском собрании такую жизнь, что бы родители могли действительно учиться брать советы, решения, оптимизм - не только от классного руководителя, но и друг от друга (со - брание -"совместно брать") и чем больше они унесут, тем богаче станут наши ученики и мы сами.

Один маленький "секрет": начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. Причем заканчивать разговор тоже лучше похвалой. И еще : скажите родителям, что вы просите их о встрече (обратите внимание - не "вызываете" в школу, а именно "просите о встрече"), т.к. очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше них не знает какой подход нужен их ребенку. И если родители пойму, что педагоги искренне заинтересованы в их мнении, а не являют собой "истину в последней инстанции", то охотно пойдут на контакт.

Знания, которые стоит передать родителям.

На практике и в литературе сегодня можно встретить такие официальные и неофициальные формы передачи педагогических знаний родителям.

К неофициальным относится форма "сарафанного радио", опыт и информацию передают друг другу соседи, родственники, "одна дама сказала". Так же приемы воспитания черпают из художественной и популярной литературы, журналов, газет. Теле и радио передач.

Официально педагогические знания сообщают родителями посредством следующих форм:

  • индивидуальные консультации, личное общение

  • совместная с родителями исследовательская деятельность: проектная методика, конференции, совещания;

  • Микрогрупповая работа с родителями. На встречу приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Разумно пригласить на такое собрание специалиста. Кстати, такие микрогрупповые собрания можно практиковать и между классами, где есть дети со сходными проблемами.

Собрание, которое можно назвать "с ног на голову". Раз в месяц в классе имеет смысл провести родительские собрания втроем: ребенок, родитель, учитель. Только на таком собрании не учитель рассказывает маме о проблемах ребенка, а ребенок рассказывает маме и учителю о себе. Установка такая - рассказать о себе как о хорошем ученике: что интересного, какие успехи, чем достойным себя проявил. Доложить, так сказать, о хорошем за отчетный период. Классный руководитель интересуется как дела дома, мама как в школе. Причем, интересуются хорошими делами, а не плохими. И спрашивают не друг у дружки, а у ребенка (правильно, кто же лучше знает!).

!!!!! Алгоритм подготовки род. Собрания Сл 11

Тренинг «Как провести собрание» Раздаю листы. Обыгрываем.

Методические разработки Раздать.

Слайды 12-13- 14

Результаты анкетирования родителей. Сл 15, 16.

Результаты анкет Детей__________________________________________

Ваши предложения по изменению ситуации СЛ 17

Синквейн составьте

В заключении: Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.



Решение педагогического совета

  1. Отметить положительную работу по привлечению родителей к образовательному процессу классных руководителей:

  2. Классным руководителям при планировании системы работы с родителями учащихся исходить из особенностей конкретной семьи и ее проблем.

  3. Продолжать искать оптимальные формы совместной работы школы - семьи в интересах личности ребенка.

  4. Работу с родителями планировать с учетом современных требований деятельностного (компетентностного) образования.

  5. Создать копилку передовых педагогических находок в работе с родителями учащихся по классам.

  6. Возобновить День открытых дверей для родителей ( посещение уроков родителями)







Приложение1



Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы.



  1. Удовлетворяет ли Вас качество преподавания учебных предметов в школе?

  2. Чувствуете ли Вы, что Ваш ребенок любит школу?

  3. Удовлетворяют ли Вас учителя, работающие с вашим ребенком?

  4. Чувствуете ли Вы себя желанным гостем в школе?

  5. Удовлетворены ли Вы качеством информирования Вас об учебных успехах и поведении Вашего ребенка?

  6. Устраивает ли Вас то, как в школе следят за посещаемостью?





Анкета к педагогическому совету

«Особенности работы с семьями учащихся в новых условиях с целью привлечения родителей к участию в образовательном процессе»

Уважаемые коллеги просим вас ответить на следующие вопросы.

1.Каковы функции педагогического взаимодействия с родителями?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Нужны ли родительские собрания в работе с родителями?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Подготовьте кратко информацию о том, как вы проводите родительские собрания.

5.Что полезного вы взяли с педагогического совета?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________


Приемы начала родительских собраний

Приветствия. Первый вариант. Каждый участник родительского собрания говорит своему соседу, называя его по имени: "Здравствуй, я рад тебя видеть!", - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.

_____________________________________________________________

Четвертый вариант. Сформулировать официальное приветствие на президентском уровне, математическое, биологическое, физическое, от имени сказочного героя, героя литературного произведения и др._

_______________________________________________________________

Плотный круг. Все участники родительского собрания садятся в плотный круг, прижимаясь, друг к другу локтями. Учитель предлагает всем закрыть глаза и молча посидеть одну минуту, думая обо всех сидящих в круге. Все участники сели в круг. Участникам предлагается представить, что они - лепестки цветка. Можно представить бусинки, звезды и другие варианты. Это способствует единению группы.

__________________________________________________________

Девиз родительского собрания. Родители выбирают девиз, под которым будут работать на собрании. Если мнения разделятся, то можно договориться об использовании других предложенных вариантов на последующих собраниях, чтобы все были удовлетворены.

_____________________________________________________________

Незавершенный тезис. Используя данную методику можно определить отношение родителей к различным нравственным ценностям. На выполнение задания требуется 15-20 секунд. Раздайте родителям листочки и попросите закончить начатые предложения. При обработке результатов сгруппируйте мнения по категориям.

Приемы завершения родительских собраний

Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Это рефлексия, то есть оценка себя с позиции рассматриваемого вопроса. Приведем конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии.

Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: "Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?" Могут быть и другие вопросы - по усмотрению учителя или организаторов родительского собрания.

Игра в мяч. Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч - задает вопрос.

Жест дня. Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.

Рисунок дня. Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.

Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию. СИНКВЕЙН

Система координат. На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат - это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой - по организации.

Блиц-опрос. Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию.

Анонимный совет. Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме.

Анкетирование родителей на завершающем этапе собрания проводится с тем, чтобы дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания.

Пирамида знаний. Родители строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных на собрании. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т. д


© 2010-2022