Повышение профессиональной компетентности педагога через внедрение технологии проектного обучения

В последнее время технология проектного обучения прочно вошла в учебный процесс. Идеи, реализовать которые была призвана данная технология, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности. Технология проектного обучения решает такие проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от ценностей национальной культуры, оторванность знаний от жизни, что предусмотрено и в Федеральном государственном стандарте нового поколения. В результате внедрения в образо...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение профессиональной компетентности педагога через внедрение технологии проектного обучения

Как обучить педагогов технологии проектного обучения?

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, технология проектного обучения,

В последнее время технология проектного обучения прочно вошла в учебный процесс. Идеи, реализовать которые была призвана данная технология, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности. Технология проектного обучения решает такие проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от ценностей национальной культуры, оторванность знаний от жизни, что предусмотрено и в Федеральном государственном стандарте нового поколения.

В результате внедрения в образовательный процесс Федерального государственного стандарта нового поколения появились и новые требования к современному учителю. Педагог новой школы должен владеть методами организации проектной деятельности учащихся, поэтому первоначальной задачей является обучение самих учителей технологии проектного обучения, создание условий для внедрения технологии в учебный процесс.

Внедрение технологии проектного обучения в нашей школе осуществлялось поэтапно.

I этап - теоретический семинар «Технология проектного обучения», на котором учителя познакомились с теоретическими основами данной технологии; каждый руководитель методического объединения получил рекомендации по технологии проектов.

II этап - групповая работа в методическом объединении.

В процессе данной работы в каждом МО была выявлена определенная школьная проблема, сформулирована тема проекта, определена конечная цель проектирования, составлен план подготовки и защиты проекта, распределены обязанности между членами методического объединения.

Методическими объединениями были выбраны следующие темы проектов:

«Театрализация русских народных сказок как средство коррекции поведения и взаимоотношения учащихся» - МО учителей начальных классов,

«Школьное радио» - МО учителей русского языка и литературы,

«Математическая газета» - МО учителей математики,

«В здоровом теле - здоровый дух» - МО учителей предметов естественного цикла;

«Школьный музей» - МО учителей истории;

«Английский клуб» - МО учителей иностранного языка;

«Праздники, обряды, обычаи России» - МО учителей предметов развивающего цикла;

«Детский травматизм и профилактика дорожных происшествий» - МО учителей физической культуры

III этап - индивидуальная работа

На этом этапе проводилась необходимая диагностика, изучение научной литературы, сбор и анализ экспериментальных материалов.

IV этап - проблемный семинар.

На семинаре проходила защита тем проектов, выявление эффективных путей решения проблемы (на уровне гипотезы).

Защита тем проектов оценивалась по следующим критериям:

- тема работы (формулировка, соответствие содержанию);

- проблемность и актуальность;

- целеполагание;

- аргументированность решений, подходов, выводов;

- ответы на вопросы (полнота, убедительность, доказательность ответа).

Критерии оценки: 3 - отлично, 2 - достаточно, 1 - удовлетворительно, 0 - недопустимо.

Оценивание работы проводили члены педагогического коллектива других методических объединений. Результаты смотра показали, что наиболее убедительными в выборе своей темы были учителя истории, учителя математики, физики, информатики, учителя начальных классов.

V этап - реализация частей, составляющих проект.

Для реализации проекта методическими объединениями были выбраны различные формы.

Учителя начальных классов провели опрос учащихся «Знаете ли Вы русские народные сказки?», чтение (просмотр, прослушивание) сказок с последующим обсуждением характеров персонажей. Затем на каждой параллели учащиеся выбрали сказку (1 классы - «Репка», 2 классы - «Волк и семеро козлят», 3 классы - «Теремок», 4 классы - «Лиса и волк»), совместно с учителями составили сценарий. Учителя методического объединения тесно сотрудничали с педагогами Центра детского творчества; большую помощь в создании сценических костюмов оказали родители. В рамках методического фестиваля был организован просмотр спектаклей, на который были приглашены педагоги, учащиеся школы и родители. Спектакли получили высокую оценку зрителей. Также были организованы выставки детских работ.

Учителя русского языка и литературы подготовили выпуск школьного радио, посвященного юбилею Леонида Филатова.

Творческая группа в составе учителей математики, физики, информатики и учащихся провела анкетирование среди педагогов, учеников и родителей «Нужна ли школе математическая газета?». Были определены рубрики газеты «Математический вестник»: «Календарь исторических дат», «Жизнь замечательных людей», «Учись учиться», «Вести с уроков», «Занимательная математика», «Удивительное рядом», «У нас в гостях»,…), подобран необходимый материал. Было представлено 2 выпуска газеты, которые пользовались большим спросом среди учащихся школы. В рамках методического фестиваля был организован устный выпуск газеты, посвященный дню космонавтики.

МО учителей предметов естественного цикла осуществляло реализацию проекта «В здоровом теле - здоровый дух» в следующих направлениях: проведение внеклассных мероприятий («Береги здоровье смолоду», «Безопасное колесо», антистресс «Веселые старты», конкурс газет «Мусор - дело серьезное»); серии устных журналов по формированию навыков ЗОЖ («Как Вы прекрасно выглядите!», «Здоровье и я», «Беседы о правильном питании»), разработка практических рекомендаций по профилактике миопии, скалеоза, по сохранению здоровья при работе за компьютером…

Учителя истории организовали поисковую работу по сбору материала истории школы, города, района. Учащиеся встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами Афганистана. Работа велась в тесном сотрудничестве с работниками этнографического музея, библиотек города, военно-учетного стола.

В структуру «Английского клуба» вошли кружок литературного чтения, драматический кружок, клуб друзей по переписке, секция «Эрудит», караоке - клаб; из числа учащихся был выбран президент клуба, вице - президент, совет клуба. Затем состоялась презентация английского клуба в 3-10 классах. Членами клуба выпущен пилотный номер газеты «The Observer»,проведено мероприятие «Добро пожаловать в Россию», конкурс газет,…

Учителями методического объединения предметов развивающего цикла была выбрана тема проекта «Праздники, обряды, обычаи России». Участниками проекта была проведена большая работа по изучению культуры, обрядов, традиции народов России, сбору необходимой информации. Творческой группой были проведены ярмарка - продажа сувениров, кулинарных изделий, беседы с учащимися «Обычаи и ритуалы Руси», организован просмотр видеофильма «Христос ходит по земле». Для учащихся 1-6 классов воскресная школа показала спектакль «Христос воскресе!».

С целью пропаганды правил дорожного движения среди детей и подростков учителями физической культуры был разработан проект «Детский травматизм и профилактика дорожных происшествий». Учителя организовали встречи с работниками ГБДД; разработали проект велогородка, велотрассы; составили тесты по ПДД; подготовили вопросы по медицинской помощи для конкурса «Эрудит»; провели мероприятие «Безопасное колесо». Дальнейшая апробация проекта планируется с детьми, посещающими летний лагерь.

VI этап - защита проекта.

Защита проектов оценивалась по следующим критериям:

- актуальность темы проектов;

- объем и полнота разработок по теме проекта;

- самостоятельность проекта;

- практическая значимость результатов работы возможность применения;

- творчество, оригинальность;

- ответы на вопросы (полнота, убедительность, доказательность ответа).

Оценивание работы проводили члены педагогического коллектива других методических объединений. По реализации проекта 1 место заняли учителя начальных классов, 2 место - учителя истории, 3 место - учителя развивающего цикла.

На следующем этапе внедрения технологии проектного обучения была создана творческая группа. Учителями школы была разработана система уроков в отдельных классах с применением данной технологии на уроках русского языка, математики, информатики, ИЗО, музыки, технологии, географии, химии.

На сегодняшний день технология проектного обучения используется в нашей школе не только на уроках, но и в воспитательной работе. Классные коллективы во главе с классными руководителями защищают различные социальные, творческие проекты.

Внедрение технологии проектного обучения позволило повысить уровень самостоятельности, мотивации учения, качество выполнения творческих работ учащихся, способствовало успешному формированию общеучебных умений и навыков.

Список литературы

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред.Е.С.Полат.- М., 2003

  2. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенал массового учителя. Методология учебного проекта. - М.:МИКПРО. - 2000

  3. Полат Е.С.метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта М.:МИКПРО. - 2000


© 2010-2022