Совершенствование практики преподавания и обучения с помощью Lesson Study

Рефлексивный отчёт по проведению LessonStudy   Совершенствование практики преподавания и обучения  LessonStudy для содействия гармонизации деятельности школы     Однажды Пабло Казальса, одного из великих виолончелистов мира, спросили, почему он продолжает репетировать в свои 80 с лишним лет. Он ответил: «Мне кажется, я начинаю делать успехи». Учение никогда не заканчивается, особенно для наиболее способных людей. К.Д. Ушинский сказал: «Учитель до тех пор остаётся учителем, пока учится сам, как т...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зимовец Татьяна Николаевна школа-лицей №1 г. Костанай

Совершенствование практики преподавания и обучения

с помощью Lesson Study.


1. Что такое Lesson Study?

  • Педагогический подход к обучению и преподаванию, представляющий собой особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики.

  • Основан в Японии в 70-х годах XIXстолетия в целях усовершенствования школьной практики.

  • Одной из характерных особенностей Lesson Study является рефлексия.

  • Предполагает ряд исследовательских циклов

  • Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором в сотрудничестве работают несколько учителей для решения вопроса Каким образом возможно развить определённый педагогический подход для повышения качества обучения?

  • Является демократичным способом улучшения практики.

  • Рекомендуется использование и внедрение Lesson Study в начальном и среднем звене.

  • Является одним из видов сетевого взаимодействия педагогов, способом развития профессионализма учителей.

  • Используя Lesson Study, учителя могут на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения и преподавания.

  • Этот подход наиболее эффективен для сплочения учителей, совместного определения проблем, создания коллаборативной среды для совместного обучения, обмена опытом и коллективной ответственностью за результативность исследования.

Начиная работу по внедрению Lesson Study в образовательное пространство школы - лицея, все свои действия, мы разбили на несколько шагов:

Шаг 1: Изучение теоретического материала, изучение практического опыта. Проведение коучингов для коллектива начального звена школы-лицея.

Шаг 2: Формирование группы. Здесь были учтены все основы и правила работы по Lesson Study: выбрана параллель 2-х классов, представители администрации - директор, заместитель директора, сертифицированный учитель 2 уровня. Всего в группе - 7 человек. Группа работала по принципу доверительных и доброжелательных отношений, и все члены имели равный статус.

Шаг 3: Выбор исследовательской темы, цели и предметной области. Известно, что цели Lesson Study могут совпадать темой работы школы. Поэтому нашим выбором стало: Формирование математической грамотности. Развитие навыков устного счёта. И соответственно - выбран предмет - математика.

Шаг 4: Планирование первого Lesson Study.

Выбор «исследуемых» учеников. Группой было решено совместно планировать все последовательные уроки в исследуемом классе. Далее 1 раз в неделю проводить урок в выбранном классе, совместно наблюдая, анализируя обучение.

На 1-ой встрече учитель, который проводил урок выбрал трех «исследуемых» учеников, которые являются типичным представителем определенной группы учеников, т.е. сильный -А, средний - В, слабый - С. Была дана характеристика детям. Учителя - наблюдатели фиксировали информацию о своих «подопечных».

Ученик А- имеет доминирующую, высокую познавательную деятельность, лидер класса, но часто выполняет задания сам, не давая возможность работать другим.

Ученик В - с высоким потенциалом. Поставлена цель в процессе исследования изменить его отношение к учебе, повысить желание работать самостоятельно.

Ученик С- со слабой мотивацией, не уверен, требуется помощь при выполнении заданий.

Наша задача помочь ученику С подняться на ступень В, ученику В - на ступень А, ученик А должен развиваться на уроке, не оставаясь на том же уровне.

Группой был совместно разработан план первого урока. Каждый этап урока был разработан с учётом цели Lesson Study. В схемах наблюдения (даны в рекомендациях по проведению Lesson Study) были отмечены ожидаемые действия «исследуемых» учащихся на каждом этапе урока. Для того чтобы добиться ожидаемых результатов в обучении, необходимо создать условия для освоения, нужную атмосферу на уроке, дать возможность детям высказаться, ведь порой за них эту миссию выполняем мы, говорим за детей, не слышим ребенка. При планировании уроков нашей задачей была построить свою деятельность так, чтобы вовлечь в учебный процесс всех учащихся, повысить их мотивацию. Мы хотели проследить, как будут раскрываться учащиеся, какие качества характера будут проявляться, как учебный процесс с применением новых подходов повлияет на их обучение, на потенциал ребенка, мотивацию, на самооценку, на самовыражение. На что обратить внимание в дальнейшей работе с этими учениками?

Шаг 5. Проведение первого Lesson Study.

Итак, 1-й исследовательский урок математики прошел во 2 «Б» классе. Наблюдатели вели схему наблюдения за «исследуемыми» учащимися, фиксировали все ответы, действия учеников. Собирали весь материал, необходимый для дальнейшей работы. Наблюдатели передвигались по учебному кабинету, параллельно наблюдая и за другими учениками. Внимание наблюдателей не сконцентрировано на учителе, а лишь только на учениках, и их действиях. Попутно наблюдатель может фиксировать вопросы, которые он может задать своему ученику по окончании урока.

Шаг 6. Опрос исследуемых учащихся.

Ряд предполагаемых вопросов:

  • Что тебе больше понравилось на уроке?

  • Чему ты научился?

  • Какой этап урока понравился?

  • Если бы этот урок проводился в другом классе, что бы ты изменил?

При опросе учеников («Голос ученика») было выяснено, что ребёнку было понятно, а какие задания остаются сложными. На сколько нравится работа в группе и почему.

Шаг 7. Обсуждение и первоначальное планирование второго урока.

Один из наиболее ценных этапов в проведении исследования. Необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем. Однако, в любом случае учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Например, для таких целей конструктивное обсуждение урока с коллегами может быть очень полезным. В ходе обсуждения были даны различные рекомендации. Учителя отметили, что в группах ребята начинают внимательно присматриваться друг к другу, у них быстрее развивается критическое мышление, они учатся признавать свои ошибки не стесняясь, пытаются учиться самостоятельно, подчеркивают способности и вклад других членов команды. Видеосъёмка, которая велась на протяжении всего исследования, помогала просмотреть какие-то спорные вопросы. Все высказанные учителями-наблюдателями замечания, рекомендации, предложения складывались в некий алгоритм действий на следующем уроке, а затем и в последующей практике учителей.

Lesson Study помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении. Аспекты обучения в данном случае рассматриваются нами не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson Study готовится, в результате чего фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson Study, сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования. Это побуждает нас осознавать вещи, которым мы обычно не придавали значения, так как они либо нами «отсеивались», либо сохранялись как подразумеваемые знания.

Шаги 8 - 11. Проведение второго урока. Обсуждение.

Проведение третьего урока. Обсуждение.

Шаг 12. Представление материалов Lesson Study коллегам.

Все материалы исследования были представлены коллегам методического объединения. А также в рамках работы «Летнего университета» учителей школы - лицея - всем слушателям.

В конце учебного года мы провели ещё один цикл Lesson Study, в котором разработаны три плана урока и они проведёны в четырёх 2-х классах последовательно. Т.е. все учителя работали по одному плану, затем по второму и третьему. Такой тип Lesson Study в литературе описан как способствующий умению наблюдать за учащимися, прогнозирующим действия учащихся.

Так как это был первый опыт проведения Lesson Study, конечно мы хотели:

  • увидеть обучение учеников в реальности;

  • обратить внимание на проблемы детей, существующие в классе и обучении;

  • выяснить и понять, как можно изменить планирование обучения, чтобы оно удовлетворило потребности наших учеников; вовлечь учителей школы- лицея в исследовательский процесс для улучшения практики, для того, чтобы они могли изнутри увидеть трудности и проблемы в обучении своих учеников. Чтобы коллеги могли сотрудничать, делиться опытом, знаниями, видениями той или иной проблемы, т.к. обычно учителя работают «наедине» со своим классом. Другие учителя очень редко имеют возможность увидеть урок со стороны, обсудив при этом не мастерство и открытый урок подготовленного учителя, а реально существующих детей.

Ожидаемые результаты: создание благоприятной учебно-познавательной среды для развития личности учащихся; создание постоянно работающей в команде творческой группы с подходом Lesson Study; повышение профессионального уровня учителей через вовлеченность их в исследовательскую деятельность.

Методика подхода LessonStudy эффективна. Группа учителей, работающая по Lesson Study отметили, что:

  • была возможность видеть обучение детей, более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;

  • увидели разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

  • LessonStudy побуждает проверять свои предположения и убеждения

  • стали понимать, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;

  • реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы, способствует обширному диалогу между учителями. Воспитывает коллегиальную культуру и профессиональное развитие.

Хочется начать следующей цитатой: «Урок - исследование является простой идеей. Если вы хотите улучшить обучение, что может быть более очевидным, чем сотрудничать с другими учителями - планировать, наблюдать, размышлять над уроками». (Lewis, 2002)

© 2010-2022