Эссе на тему: «Директор современной школы: формула успеха»

Уважаемые коллеги, любую идею, как известно, можно сформулировать, но не любая формула принесет успех. Вашему вниманию я представляю свою формулу успеха. Я, безусловно, не претендую на то, что моя формула является постулатом педагогического учения. Однако хочу надеяться, что она будет полезна руководителям образовательных организаций, которых объединяет любовь к своему делу и профессионализм.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»







Эссе на тему:

«Директор современной школы:

формула успеха»



Эссе на тему: «Директор современной школы: формула успеха»

Купина Ирина Валентиновна

директор МКОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 6

п. Медвеженский

Красногвардейского района

Ставропольского края

2015 год

Не надо искать путь к победе -

надо создать такие условия,

чтобы все пути вели к ней!!!

Пьер Бомарше

Уважаемые коллеги, любую идею, как известно, можно сформулировать, но не любая формула принесет успех. Вашему вниманию я представляю свою формулу успеха. Я, безусловно, не претендую на то, что моя формула является постулатом педагогического учения. Однако хочу надеяться, что она будет полезна руководителям образовательных организаций, которых объединяет любовь к своему делу и профессионализм.

Для каждого человека формула успеха своя. Но есть и нечто общее для всех - «Хочу», «Могу», «Надо». У каждого в жизни есть шанс на успех, хотя исходные данные в этой жизни у всех разные. Но у всех, кто родился, есть шанс. И использовать этот шанс - значит открыть для себя первый элемент в формуле успеха и дальше написать свою.

В поисках собственной формулы люди ломают голову. Но если до сих пор собственная формула не найдена или хотя бы, не нащупана, скорее всего, человек ленив, чтобы быть успешным, или не верит, что жизнь может быть благосклонна к нему так же, как к другим успешным людям.

В выборе моей педагогической профессии большую роль сыграла моя мама, учитель математики, заместитель директора по воспитательной работе. Она воспитывала меня дома, учила и воспитывала в школе. Глядя на неё, мне казалось, что воспитывать и учить детей - это самое интересное и простое в жизни. А мама всегда говорила: «Готовить обеды, шить, вязать должна уметь каждая женщина. А вот учить и воспитывать детей, доверят не каждому». Я не осознавала смысла этих слов, пока сама, окончив университет, не стала работать с детьми. От своих родителей я взяла целеустремленность, обязательность, трудолюбие. Но школой лидерства для меня была моя родная школа.

Когда в сентябре 2011 г. мне пришлось принять руководство школой, то сразу вспомнилась расхожая фраза: "Власть - это такой обоюдоострый клинок, который направлен как на подчиненного, так и на управляющего". И если до этого момента я жила слегка стихийно, не оформляя в сознании свою жизненную позицию, то теперь я четко поняла: необходимо подумать над собственными принципами жизни, принципами управления. И не нужно искусственно прививать себе какие-то чуждые черты характера, наоборот, имеющиеся добродетели необходимо оттачивать и направлять в нужное русло. Вспомним слова К. Гельвеция: "Неужели неизвестно, какое сильное влияние имеют добродетели и особенно просвещенность высокопоставленных лиц на счастье или несчастье государств?".
В подтверждение хода моих мыслей недавно прочитала древнюю истину: "Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а всеобщей любовью" (Периандр).

И вот пошли, вернее, помчались дни моей жизни в качестве директора. В первые три-четыре дня мне хотелось вообще исчезнуть: назад пути уже нет, а впереди стена неимоверных проблем, и как мне казалось, пути решения их нет. Здесь уже была уместна фраза Ф. Ницше: "Все, что нас не убивает, делает нас сильнее". В этом я убедилась на себе. Знала ли я, что мне предстоит выдержать и с какими трудностями придется столкнуться? Вряд ли. До конца понять и полностью осознать, просто не было времени. Знала лишь одно: школе, коллективу, ученикам трудно сейчас, и я не вправе оставлять их.

А трудностей было много. Школа, требующая ремонта и нового оборудования. Педагогический коллектив, уставший, измученный и условиями труда, и низкой зарплатой, и неудовлетворенностью от работы, и нежеланием учеников учиться. Надо отдать должное предыдущему директору, он многое делал для поддержания школы «на плаву». И я должна взять то ценное, что было в его руководстве и если не преумножить, то хотя бы, не растерять. Так я думала в самом начале.

Но время идет, меняемся мы, меняются дети. И школа тоже не может не меняться. Но что менять? Как?

Что же нужно делать, чтобы этот мир, удивительный мир школьных лет, стал незабываемым временем жизни каждого ученика моей школы? Чтобы в школу хотелось идти, чтобы из школы не хотелось уходить? Эти вопросы являются насущными для каждого директора, да, впрочем, и для любого педагога.

Школа всегда должна шагать в ногу со временем, быть конкурентоспособной, не довольствоваться достигнутым. А это значит, что нужно определить свои цели, поставить перед собой задачи, работать сообща и много, чтобы помочь ребенку познать мир и человека. Но нужно принимать во внимание и тот факт, что наша школа - это сельская школа. И сегодня перед сельской школой крупным планом встает демографическая проблема, связанная с тем, что молодые люди, успешно окончившие школу, уезжают на учебу в ВУЗы и ССУЗы и в дальнейшем пытаются найти работу и остаться на постоянное место жительства в городе. Разрушение инфраструктуры села в 90-е годы создало проблему трудоустройства на селе и как следствие - привело к непрестижности выбора сельскохозяйственных профессий, оттока не просто талантливой и одаренной молодежи, но и будущих родителей наших будущих учеников.

Я прекрасно понимала, что как самый распрекрасный, самый смелый и отважный капитан не сможет в одиночку вести корабль сквозь бурю и рифы, так и любой руководитель не сможет устоять один на один со стихией-реальностью. И для того, чтобы привести школу к успеху, необходим сплоченный дружный коллектив - команда, на которую я могла бы рассчитывать в любой шторм.

Такую команду мне предстояло создать.

Нужно сказать, что «по наследству» мне достались отличные заместители -энергичные, а главное - опытные. И Светлана Петровна, и Любовь Павловна с первых дней помогли мне войти в курс дела. А далее, как оказалось, на них можно было без страха оставить школу в любых обстоятельствах. Именно они стали для меня верными помощниками во всех начинаниях. Именно они помогли найти общий язык с педагогическим коллективом.

Понимание того, что команда - это не только педагогический коллектив, пришло уже с началом нового учебного года. Семья, школа, общественность - от их согласованной работы зависит, каким будет конечный результат.

Но каким образом объединить усилия?

И здесь для себя я наметила ряд проблем, которые должна решить, чтобы моей команде было удобно и успешно работать:

- материально-техническое переоснащение;

- развитие кадрового потенциала;

- переход на новую систему оплаты труда;

- пересмотр системы выплаты стимулирующей части заработной платы педагогических работников за счет создания новой системы мониторинга качества работы педагогических работников и системы мониторинга успеваемости учащихся школы;

- привлечение родителей к деятельности образовательного учреждения, соуправлению школой;

- привлечение внебюджетных средств для развития и функционирования образовательного учреждения;

- активизация внеурочной и внеклассной деятельности педагогов;

- совершенствование нормативно-правовой базы школы.

Решение этих проблем произошло не сразу, а поэтапно, в несколько шагов.

Шаг первый. «К условиям успешности для учителя и ученика»

Работать нужно в условиях, максимально приближенных к комфортным. Тем более, в свете инноваций - еще и максимально технически оборудованных.

Первое, что бросилось в глаза - плохое, мягко говоря, состояние пищеблока, в котором необходимо было не только произвести капитальный ремонт, заменить старую электропроводку, но и оснастить новым технологическим оборудованием. Оснащение медицинского кабинета тоже было в плачевном состоянии и для прохождения процедуры лицензирования медицинской деятельности необходимо было приобрести оборудование и медикаменты. Старое, оборудование спортивного зала из-за износа нельзя было в дальнейшем эксплуатировать. Не хватало компьютеров для проведения учебно-воспитательного процесса.

В общем, потрудиться нужно было основательно.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» удалось приобрести технологическое оборудование для пищеблока, медицинское оборудование, спортивный инвентарь и оборудовании е для спортивного зала, два АРМ для учителей начальных классов, кабинет географии, оснастить библиотеку компьютерным оборудованием с медиатекой.

Решение хозяйственных проблем - еще не самое главное в работе директора школы. Правда, это у меня получается лучше всего, но не является основным фактором хорошего управления. Как ни странно, улаживание самых насущных, пусть и мелких проблем рождает в коллективе уверенность в руководителе, а вот это как раз очень важно.

Большую помощь в решении насущных проблем оказывает наш главный спонсор генеральный директор сельхозпредприятия ООО «Победа» Купцов Сергей Иванович. Понимая, что школа это культурный и образовательный центр поселка, он откликается на все наши просьбы и оказывает спонсорскую помощь качественно и порой даже в сжатые сроки.

На пути решения школьных проблем приходилось сталкиваться с негативизмом со стороны некоторых педагогических работников и слышать такие фразы как: «Мне все равно, в какую дверь входить», или « Какие окна открывать». Совместная работа всех членов коллектива помогла преодолеть определенный негативизм со стороны некоторых педагогических работников и объединить всех совместной идеей «Школа - наш общий дом».

Потому, что действительно, за четыре года моего управления школой коллективом школы была проделана колоссальная работа:

- произведена замена всех оконных блоков школы (из них 58% за счет бюджетных средств 42 % за счет внебюджетных средств ООО «Победа»);

- проведен капитальный ремонт внутренних туалетов школы;

- заменена крыша над спортивным и актовым залами, пищеблоком, переходом в школу (за счет внебюджетных средств ООО «Победа»);

- произведен капитальный ремонт пищеблока;

- произведен косметический ремонт актового зала (внебюджетные средства ООО Победа);

- благоустроена территория вокруг школы;

- произведена частичная замена регистров отопления (внебюджетные средства ООО «Победа»);

- оборудована канализационная система;

- заменены двери пожарных выходов, входная дверь (бюджетные средства, внебюджетные средства ООО «Победа»);

- ежегодно проводится косметический ремонт кабинетов и рекреаций школы.

В настоящее время производится капитальный ремонт спортивного зала (Федеральный, краевой, муниципальный бюджеты, с привлечением внебюджетных средств ООО «Победа» для замены отопления в раздевалках).

Шаг второй. «К новой системе школьного управления»

Самым трудным управленческим решением стал пересмотр Устава школы. За четыре года моего управления школой мне пришлось менять Устав дважды. В первый раз вносить изменения в связи с выходом Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и переводом типа учреждения на казённое. Одновременно решением общего собрания коллектива была введена пятидневная рабочая неделя для начальной школы и система оценивания во втором классе.

Во второй раз необходимо было полностью менять Устав в связи с выходом закона РФ «Об образовании» и приведении его в соответствии с законом.

Нужно сказать, что это стало для меня первым опытом законотворчества. Сколько материала пришлось изучить, проанализировать, откорректировать... В конце-концов, новая редакция Устава школы была утверждена. Наш Устав отвечает всем требованиям, в нем четко прописаны компетенции и функции всех структур школы, в том числе Совета школы, что ново для нашей школы, так как в предыдущей редакции Устава был Управляющий совет.

Шаг третий. «К новой системе стимулирования»

Не менее важной задачей стал пересмотр и внедрение новой системы оплаты труда учителей. Ранее все работники получали одинаковую «стимулирующую». И те, кто тихо-спокойно дорабатывал до пенсии, и те, кто старался зарекомендовать себя, участвуя в педагогических мероприятиях, готовя учеников к творческим конкурсам и олимпиадам. И здесь пришлось немало потрудиться. Сколько было недовольных, обиженных! Сколько было споров, дебатов!

Первая заработная плата расколола педагогический коллектив на две части. Одни оказались в восторге от того, что их труд наконец-то вознагражден по достоинству. Другие возмущались тому, что они, проработав в школе по 20-30 лет, получили в итоге меньше некоторых молодых учителей. В результате уже второй четверти «обиженные» начали проявлять себя более активно. Более того, на педагогическом совете я внесла предложение оценивать труд учителей в зависимости от успеваемости школьников. Это стимулировало учителей к проведению регулярных дополнительных занятий с детьми.

Далее на заседании Управляющего совета было принято решение о том, что критерии и показатели, по которым рассчитывается стимулирующая часть заработной платы, будут корректироваться в зависимости от того, какие задачи ставятся перед педагогами школы.

Шаг четвертый. «К прозрачности деятельности школы»

В своей работе я стараюсь как можно чаще обращаться к Совету школы и родительскому комитету, привлекать ученическое самоуправление. Обсуждать и решать на них самые важные управленческие задачи и проблемы. Это дает мне реальную помощь в осуществлении задуманного, а родителям, общественности и учителям ощутить свою сопричастность к происходящему, а значит - и ответственность за принимаемые решения. Вместе с ними мы планируем и осуществляем все стоящие перед нами задачи.

Регулярно я, как директор школы, ежегодно выступаю на общей конференции граждан перед жителями поселка с публичным отчетом, провожу самоотчеты перед педагогическим коллективом, родителями и общественностью. Я считаю, что все должны знать, куда израсходованы те или иные средства. Необходима полная прозрачность деятельности руководителя, только тогда тебе поверят и только тогда можно успешно осуществлять руководство.

Шаг пятый. «К активной деятельности»

В начале своей управленческой деятельности я столкнулась с негативным отношением педагогов к участию в различных мероприятиях, конкурсах, проектах и т.д. Мониторинг, проведенный среди педагогов школы, показал, что большинство из них просто боится такого участия. Причем, одной из причин их боязни являлось неумение работать на компьютере. Для решения этой проблемы вечерами было организовано обучение педагогов работе с компьютером и в сети Интернет, с программами текстовых редакторов и т.д.

Постепенно мои педагоги самостоятельно стали участвовать в конкурсах. Конечно, это отнимает много времени, но позволяет им повысить свой профессиональный уровень.

Уже после летних каникул я узнала, что почти все учителя приобрели компьютеры или ноутбуки. Сейчас у каждого есть выход в Интернет. К тому же, возможность свободного выхода в Интернет стала настоящим прорывом в самообразовании педагогов. Ведь современные средства коммуникации позволяют сельскому учителю, находящемуся вдали от культурных и методических центров, оперативно получать информацию, необходимую в профессиональной деятельности, включаться в работу сетевых сообществ, принимать непосредственное участие в обсуждении и решении проблем образования, повышать свою профессиональную компетентность, квалификацию в режиме дистанционного обучения.

Я считаю, что без творческого развития учителей и учащихся невозможно развитие школы.

В школе работает трудолюбивый, творческий, доброжелательный коллектив.

Достаточно высокий уровень квалификации, отсутствие текучести кадров, ориентация на принципе гуманистической педагогики позволяет коллективу стабильно и интересно работать.

Педагогический коллектив школы - профессионально подготовленный, компетентный, стремится дать каждому учащемуся качественное образование, общее и профильное, удовлетворить его познавательные интересы, максимально развить имеющиеся способности и склонности.

На современном этапе развития общества все образовательные учреждения, в т. ч. и наша школа, заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ. Для достижения этой цели в школе разработана программа развития школы на 2015-2020 годы. Создание Программы развития обусловило переход к программно-целевому управлению. Управление развитием предполагает создание условий для запуска, поддержки и реализации. Как приступить к чему-то новому? С чего начать инновационную деятельность? Эффективный способ внедрения новшества - участие в инновационной работе всех и каждого в коллективе, в этом я уверена.

За первые два года управленческой работы я поняла - самой важной способностью, которой должен обладать руководитель, является способность получения результатов через других. Это мое профессиональное кредо, моя формула успеха. Создать вокруг себя команду, творческий коллектив мне удалось ненасильственным методом управления. Управленческие действия совершаются мною не через принуждение (приказ), а через побуждение. Молодой руководитель стремлением подавить, манипулировать, подчинить другого человека может вызвать в лучшем случае негодование, в худшем - неприятие, отторжение, злобу. Считаю, важно признавать достоинства других (будь то подчиненный учитель, родитель или ученик) и относиться ко всем субъектам образовательного процесса как к соратникам в одном общем деле. А потому действовать необходимо через собеседование, сотрудничество, согласие, сочувствие. Управляя, пытаюсь содействовать раскрытию, реализации потенциала человека. Например, когда создавалась новая методическая система в школе, необходимо было не преодолевать сопротивление, а создать совершенно иную среду. Ведь согласно народной мудрости: «Сколько ни прививай яблоню к березе,
яблоки на ней все равно не вырастут». Я действовала через побуждение учителей к активизации методической работы, формировала мотивационную среду.

При этом можно сколько угодно говорить о профессиональном развитии, но, если оно само не является для школы организационной ценностью, никакого развития педагогических кадров учреждения не произойдет. Профессиональный рост - ценность, разделяемая коллективом и администрацией. Ежегодно все члены администрации проходят курсовую подготовку и как руководители, и как учителя-предметники. Это еще одно из правил управления - руководитель должен быть примером.

Все эти меры привели к стабильным положительным результатам: за эти годы количество учителей, прошедших курсы повышения квалификации, составило 90 %, при этом большая часть учителей проходит несколько курсов в год, в том числе и дистанционно; учителя начали активно заниматься инновационной деятельностью.

Инновационный процесс, осуществляемый в нашей школе, затрагивает все сферы образовательной деятельности: воспитание, развитие, обучение. Большое внимание в школе уделяется здоровьесберегающей деятельности. Использование современных методик и технологий, проведение системы воспитательных мероприятий позволяет создать благоприятную и безопасную среду в образовательном учреждении.

Наша школа уже не один год решает одну из основных задач - дать высокое качество образования, т. е. выпускать из стен школы знающих, творческих, компетентных граждан. А это значит, что школа неустанно работает над созданием всех самых необходимых условий для раскрытия способностей своих учащихся, подготовке их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Одно из направлений в методической работе учителей - это организация работы с одаренными и способными учащимися. Многоплановость и многоаспектность конкурсов, в которых принимают участие наши школьники, расширяется с каждым годом. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.

Воспитательная деятельность осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности с учетом возрастных особенностей и потребностей обучающихся. Педагогический коллектив школы использует системный подход в управлении воспитательным процессом, что позволяет укреплять школьные традиции, привлечь к участию в учебно-воспитательном процессе родителей и общественность, увеличить количество и качество проводимых общешкольных КТД.

Воспитательная система школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и эффективным.

Совместная работа всех участников воспитательного процесса позволила педагогам добиться успехов в воспитании учащихся, призовых мест во многих муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах и соревнованиях

Выпускники нашей школы ежегодно успешно сдают ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ поступают в высшие и средние специальные учебные заведения.

Но не хочу приукрасить реальную ситуацию и умолчать о проблемах, которые были. Недостаточное количество АРМ учителей и учащихся снижала эффективность использования ИКТ в образовательном процессе. Самоустранение некоторых родителей от воспитания своих детей, перекладывание проблем воспитания на школу откладывала отпечаток на уровень воспитанности и качество знаний учащихся. Проблемы с родителями решали совместными усилиями классных руководителей с учителями-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом.

Шаг седьмой. «К здоровью»

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто», - сказал в далекие времена древнегреческий философ Сократ. Я считаю, что одним из важных факторов качества успешности обучения является не только состояние здоровья школьников, но и педагогов. Поэтому одним из приоритетов развития нашей школы я вижу целенаправленное формирование интереса к физической культуре и спорту. Я наблюдаю неподдельный, искренний интерес детей к спорту. Но многие из моих школьников в этом плане ограничиваются лишь уроками физкультуры. А это - три раза по 40 минут в неделю. Ну и, конечно же, спортивные секции. А ведь многие хотят большего. И способности есть у многих. К сожалению, возможностей у сельских детей заниматься многими видами спорта тоже нет. В свою очередь мы должны искать эти возможности, чтобы в родной школе сельские мальчишки и девчонки нашли себе занятие по душе.

Для привлечения детей, подростков и педагогов к систематическим занятиям физкультурой и спортом, пропаганды активного отдыха и здорового образа жизни ежегодно проводится акция «Я выбираю спорт как альтернативу против пагубных привычек», в которой принимают участие все учащиеся, учителя и многие родители.

Хороших результатов в прошлом учебном году добились наши девочки. В 2015 г. в районных соревнованиях по мини-футболу (девочки) завоевали диплом I степени, в зональных соревнованиях - диплом I степени, стали участниками краевых соревнований;

В 2015 году девочки стали победителями районных соревнований по баскетболу. Мальчики стали призерами районных соревнований по футболу.

Учащиеся завоевали золотые, серебряные и бронзовые значки в комплексе ГТО, призовые места в соревнованиях по легкой атлетике.

Я продолжаю решать проблемы здоровьесбережения в школе. В октябре этого года после проведения капитального ремонта будет введен в эксплуатацию спортивный зал, который будет соответствовать всем требованиям СанПин и привлечет к занятиям физкультурой и спортом большее количество учащихся и педагогов.

В этом учебном году еще одно мое достижение - наши дети получили возможность заниматься спортивными танцами. Для проведения занятий я пригласила молодого педагога, к которой сразу же потянулись дети и с удовольствием посещают танцевальные кружки. Будем надеяться, скоро будут и первые результаты их труда.

Меня, как директора, радует и тот факт, что не только дети, но и педагоги ведут активный образ жизни, что помогает снять эмоциональную нагрузку. Наши учителя активно участвуют в спортивных соревнованиях, учительских спартакиадах. Команда нашей школы под моим руководством ежегодно становится призером, победителем в отдельных видах районной спартакиады работников образования. Становятся победителями в отдельных видах командных соревнований. В 2015 г. педагоги заняли I место в спартакиаде работников образования Красногвардейского муниципального района в соревнованиях по стрельбе из пневматического пистолета.

Теперь, анализируя свое начало, я понимаю, что мне помогли выжить, буквально спасли, не побоюсь этого слова, многие добрые люди. У меня не было опыта руководителя; но был уже сложившийся коллектив педагогов, где были учителя, имеющие стаж работы гораздо более длительный, чем у меня.

Я постоянно спрашивала себя, правильно ли поступила, согласившись на эту должность? Сейчас, по прошествии четырех лет, я могу ответить: да, эти годы и эта работа дали мне хороший опыт, изменили меня и в профессиональном, и в личностном отношении.

Моя работа для меня давно перестала быть просто работой. Она превратилась в смысл, который каждый человек ищет в своей жизни. Только руководитель знает, как трудно быть настоящим лидером. Не тем, кого назначили приказом, а тем, кого действительно уважает и поддерживает коллектив, за кем он идет, как говорится, и в огонь и в воду и с кем добивается самой трудновыполнимой цели. Моя жизнь состоялась: я горжусь своей школой, люблю свой коллектив, моя работа, трудная и ответственная, мне в радость, я полна творческих замыслов и уверенности в том, что все задуманное обязательно сбудется.

Какова же роль лидера в образовании?

Роль лидера в образовании - способствовать максимальной реализации потенциальных возможностей своей организации для повышения качества образования.

Управленец сегодня - это человек комплексного мышления, способный видеть ситуацию целиком, умеющий анализировать и не только называть проблемы, но и предлагать пути решения. Сочетание авторитарного стиля руководства с демократическим, на мой взгляд, - самая результативная модель управления. Важно самосовершенствование на всем протяжении жизни, управленец должен учиться всегда. Остановился рост лидера - личностный, профессиональный, остановилась вся команда.

Какова же формула моего успеха?

Первое слагаемое успеха - это управленческая информация, ибо нет иного способа правильно разрешить дело, кроме как, основывать свои решения и действия на твердой и правдивой информации. Управление - это трудная ежедневная кропотливая работа, в результате которой выкристаллизовываются грани определенного успеха.

Второе слагаемое - это Вера, Вера в себя, в свое дело. Если представить себе весы с двумя чашами, из которых первая - это наш успех, уверенность в себе, светлые, добрые мысли, а вторая чаша - это сомнения, неуверенность, плохое отношение к людям, надо, чтобы первая перевесила вторую.

Третье слагаемое - ответственность, профессионализм. Мои решения и действия имеют принципиальное значение. Раз так - надо знать, как действовать и твёрдо принимать решения. Необходимо, чтобы каждый из нас просто профессионально и вдумчиво выполнял свои обязанности на своём рабочем месте. Я думаю, что людям, которые работают в школе, надо помнить: мы работаем не для того, чтобы создавать себе поле для реализации наших творческих начал, это вторично. А главная миссия директора - создать такие условия в школе, чтобы в ней хорошо было детям. На первом плане - дети, их потенциал. Основной целью образовательной деятельности школы является создание условий для обеспечения качества знаний учащихся, развития познавательных способностей, формирования опыта самостоятельной деятельности, самопознания и самоопределения личности. Мы живем в 21 веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными, контактными в любых социальных группах. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. Судьбы наших учеников - это наши судьбы, моря, по которым они проплывут - это наши моря.

Четвертое слагаемое - команда. Думаю, что мое окружение, наш педагогический коллектив - это 50 % моего успеха. Многие мои единомышленники - это люди, с которыми я работала прежде не один год. Это лидеры, я им доверяю и знаю, что свои задачи они решат вовремя и на высоком уровне. Чтобы выстроить хорошую школу, от директора требуется немного: не бояться окружить себя людьми, может быть, в чем-то умней и талантливей, чем он сам, и дать им направление. Тогда все, что он задумал, они сделают лучше, чем он это предполагал.

Я бы определила свой подход к управлению как человекоцентристский. Центром моего административного внимания является человек, основу управляющей деятельности составляет уважение к человеку, доверие к нему, придание управлению мотивированного характера в целом и, в частности, в процессе принятия решений. Все субъекты образовательного процесса, считаю, должны понимать каких результатов ждут, быть уверены, что смогут получить эти результаты, видеть позитивные последствия для себя от участия в деятельности и оценивать их как более значимые, чем возможные негативные последствия. Это составляет сущность рефлексивного управления, которое сложилось в процессе реализации программы развития. Рефлексивное управление побуждает собственную активность и самостоятельность управляемых, влияет на процессы самоуправления и тем самым обеспечивает их субъектную позицию в образовательном процессе.

В нашей школе происходит делегирование многих полномочий и ответственности за результаты самим участникам образовательного процесса. Управление методической работой осуществляет Методический совет, часть полномочий перераспределена на руководителей школьных методических объединений. В воспитательном пространстве большую роль играет ученическое самоуправление (Совет старшеклассников, школьный парламент, Президент), которое обеспечивает развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Функционирует Совет учреждения, в состав которого входят представители общественности, ученического и родительского коллективов, сотрудники школы. Совет Учреждения разрабатывает стратегию развития и ведет контроль реализации Программы развития. Работает общешкольный родительский комитет.

Стоит отметить, что сегодня педагогический коллектив, в отличие от ученического и родительского, перестроился на рефлексивное управление. Ученическое самоуправление создано в нашей школе давно. Учащиеся приобретают все большую самостоятельность в принятии решений, начали проявлять инициативность, готовы принять рефлексивное управление. Гораздо тяжелее привлечь к взаимодействию родительский коллектив, общественность. Однако одна из задач модернизации российского образования предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Поэтому мое профессиональное будущее управленца невозможно без создания и развития общественно-гражданских форм управления школой.

Концепция модернизации российского образования, одобренная Правительством РФ, ставит новые ориентиры в образовательных целях школ. В том числе остро стоит вопрос создания условий для заинтересованного участия общества в развитии образования, так как только тогда в полной мере будет учитываться общественный запрос со стороны различных групп населения. Все это приводит к отказу от субъект-объектного образовательного процесса в пользу субъект-субъектного. Обучающиеся и их законные представители, учителя, представители социума (бизнесмены, интеллигенция, общественные организации и т.п.), а не только управленцы различного уровня, занимают в образовании активную позицию.

Учитывая это, Концепция инновационного развития образования опирается на принцип открытости образования и общественного участия. Этот принцип предполагает достижение общественного согласия, на основе которого власть, общество, бизнес, общественные организации и профессиональное педагогическое сообщество принимают на себя обязательства по совместному продвижению инновационных образовательных процессов. Достигнутое общественное согласие позволит выстроить конструктивные взаимовыгодные отношения всех субъектов, что обеспечит необходимые изменения в такой сложной социально-экономической сфере жизни, как образование.

На мой взгляд, роль лидера в образовании главным образом и заключается в объединении усилий большого количества людей. Организовать и распределить работу, будь это министр образования или директор школы, должен каждый на своем уровне. Повторюсь, рациональное распределение функций - это большое искусство.

Только координация усилий всех субъектов образовательного процесса (учителей, обучающихся, родителей), а также власти, бизнеса, общественных организаций позволит выстроить конструктивные взаимовыгодные отношения, что обеспечит необходимые изменения в школе. Лидер в образовании - это руководитель, который умеет координировать усилия многих, рационально распределять функции, получать результат через других. Хороший «сильный» руководитель умеет общаться с людьми, в общении проявляет доброжелательность, внимательность, наблюдательность, выдержку, терпение, настойчивость; способен отказаться от своей точки зрения, если подчиненные докажут, что она не оптимальна; обсуждает свои качества, принимает критику, но при этом сохраняет уверенность в себе; способен вызвать расположение к себе; способен видеть изменения внутри организации и вне ее; готов к изменениям, готов их начать; умеет продуктивно использовать время свое и других; имеет достаточно развитые знания по психологическим особенностям личности и коллектива; компетентен в проблемах управления.

Использование именно этих управленческих технологий позволило мне создать команду, коллектив, стремящийся к саморазвитию и мотивированный на работу по развитию школы, организовать инновационную деятельность, внедрять новшества через добровольное и творческое участие педагогов.

Главное для меня как для руководителя - это сплочённый коллектив единомышленников, заместители, на которых можно положиться в любую минуту, талантливые, желающие познавать новое ученики, понимающие и отзывчивые родители. Мне невольно вспоминаются слова В.Г. Белинского: «Кто не идет вперед, то идет назад, стоячего положения нет». Пожалуй, эти слова и эта мысль являются одним из девизом, под которым живет и трудится коллектив нашей школы.

Написание этого эссе помогло мне четче сформулировать для себя свои жизненные принципы:
- «не навреди»;
- «относись к людям так, как хотела бы, чтобы относились к тебе»;
- «век живи, век учись»;
- «дари тепло и свет и получишь в ответ то же».

В заключение я бы хотела сказать, что вижу нашу школу успешной, наполненной здоровыми, радостными детьми и сильными, образованными учителями. Именно творчески работающий коллектив - залог успеха учебного заведения. Главное в жизни любого коллектива - это постоянное развитие, постоянное движение «Кто перестает крутить педали, то падает!» Чтобы добиться успеха, надо этого захотеть, а добившись, стараться удержать на завоеванных позициях.

Я вижу, что формула успеха «УСПЕХ» = «Команда» + «управленческая информация» + «вера в свое дело» + «профессионализм» выведена правильно. Педагогический коллектив ставит планку выше и смелее старается брать её! Значит, формула работает.

Возможны в работе и ошибки, даже есть такая чудесная фраза: «Лидеры ошибаются». Это правда, и ошибаются только те, кто ищет новые пути. Но я вижу, что мы на правильном пути. Каково направление дальнейшего развития?
- путь инноваций, открытости;
- путь работы по формированию информационных, коммуникативных компетентностей учащихся;
- путь определения индивидуальных образовательных траекторий для наших школьников;
- путь заботы о здоровье детей;
- повышения качества работы учителя, включая, что мне кажется особенно ценным, воспитательную направленность.

Успех - это процесс, а не конечный результат. Мы успешны в развитии, в движении. Генри Форд сказал: «Когда я работаю по 16 часов в сутки, мне начинает удивительно везти!». Видимо, для успеха по-другому нельзя.

Школа - это эликсир молодости. И тот, кто по призванию, с чистой душой и непомерной любовью к детям приходит сюда работать, навсегда остается юным. Каждый день мы проводим среди детей, мы живем их интересами, проблемами. Мы учим их и учимся у них. А научиться можно многому: непосредственности, умению видеть все вокруг прекрасным, радоваться самому простому, желанию познать мир.

Престиж МКОУ СОШ № 6 неизменно растет. И все это благодаря слаженной работе всего коллектива школы: от администрации до технических служащих.

Моя мечта - чтобы моя родная сельская школа стала одной из лучших не только в районе, но и в крае и оставалась такой всегда.

Французская писательница Соммери говорила, что из всех способностей самая трудная и самая редкая - это умение управлять. А я считаю, что главное для любого руководителя - это добросовестность и трудолюбие, доброжелательность и искренность, доверие и любовь к детям, коллегам, родителям и окружающим. Это залог успеха всех.

Заканчивая, скажу: конечно, Ницше вспоминается в нашей работе частенько, но здесь я давно придерживаюсь своего главного жизненного кредо - "Радуйся жизни, а то, пока ты ею недоволен, она пройдет!".

15


© 2010-2022