- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа воспитания учащихся Группы риска
Программа воспитания учащихся Группы риска
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рожкова М.А. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа воспитательной работы с учащимися "Группы риска"
Введение
В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.
Основная концептуальная идея программы воспитательной работы школы "Проблемные дети и семьи" заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.
Основные цели и задачи программы
Цели данной программы: включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета в ОДН.
Реализация программы развития воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:
-
создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
-
интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
-
снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на учете в ОППН и школе;
-
создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшей разработки Программы развития и воспитания подрастающего поколения, гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности на основе положений Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об образовании".
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей
Задачи классного руководителя
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, - холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
-
Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
-
Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
-
Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
-
Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
-
Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
-
Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
-
Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
-
Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
-
Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
-
Пробудить интерес к самообразованию.
-
Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
-
Изменить жизненную ориентацию родителей.
-
Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
-
При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
-
Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
-
Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
-
Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в воспитании
Основными направлениями работы школы с "трудными" учащимися являются:
1. Изучение проблемных детей.
2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.
3. Организация помощи педагогически запущенным детям.
Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
-
определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
-
установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
-
изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
-
установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
-
ознакомиться с положением ребенка в семье;
-
изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
-
выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:
-
составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
-
проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
-
установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
-
определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;
-
изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Классный руководитель должен:
-
научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
-
создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
-
вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
-
обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
-
учить уважать товарищей и взрослых;
-
развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
Воспитательная работа с учащимися
-
Работа с коллективом учащихся.
-
Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.
-
Индивидуальная работа со слабоуспевающими.
Организация помощи педагогически запущенным детям
Направления работы, мероприятия
Сроки исполнения
Ответственный
1. Организация педагогической помощи
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.
В течение года
Классный руководитель
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
Постоянно
Администрация, учителя-предметники
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".
По расписанию
Учителя-предметники
1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.
В течение года
Классный руководитель, старший вожатый, зам. директора по ВР
1.5. Формирование положительной "Я-концепции".
В течение года
Классный руководитель, психолог
1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей
В течение года
Классный руководитель, психолог, администрация
2. Организация медицинской помощи
2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
Систематически
Фельдшер, родители
2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
-
анкетирование учащихся 1-4 классов, родителей;
-
заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм - слабость или болезнь";
-
заседания семейных клубов "Курение - цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";
лекции для родителей:
-
"Психология ранней наркомании"
-
"Проба наркотика - шаг в пропасть"
-
"Сигарет, не приносящих вреда, - нет"
-
"Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".
В течение года по планам классных рукоководителей
Классные руководители, фельдшер, психолог
2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации
В начале года
Классный руководитель, врач
3. Организация психологической помощи
3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).
В течение года
Психолог
3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).
В течение года
Психолог
3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
Систематически
Психолог, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей
3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.
Систематически
Психолог
3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей
1 раз в неделю
Психологи школы и наркодиспансера
4. Организация свободного времени
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.
В течение года
Классный руководитель
4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.
Сентябрь - октябрь
Классные руководители, старший вожатый, одители
4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.
Сентябрь
Библиотекарь
4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.
В течение года
Классные руководители
4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.
В течение года
Классный руководитель, старший вожатый
4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня
Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь
Классный руководитель, начальник лагеря,администрация,старший вожатый
План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей
В течение года
Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка
По мере выявления
Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, ОДН
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей
В течение года
Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
4. Собеседование с классными руководителями 1-4 классов по профилактике правонарушений
1 раз в полгода
Администрация
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков
Сентябрь - октябрь
Руководитель методического объединения (далее - МО), зам. директора по ВР
6. Заседания Совета по профилактике правонарушений
1 раз в месяц
Администрация, КОС, отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (далее - ОППН)
7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей
По мере необходимости
Администрация, классные руководители
8. Психологический тренинг "Толерантность"
1 раз в неделю
Психологи школы и наркодиспансера
9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей
По мере необходимости
Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
10. Изучение положения подростка в коллективе
По мере необходимости
Классные руководители, психолог
11. Консультации для детей и родителей
Систематически
Администрация, психолог, врач
12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений
1 раз в месяц
КОС, ОДН, администрация
13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей
Систематически
Администрация, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей, психолог
14. Единый день отказа от курения
Ноябрь
Классные руководители, зам. директора по ВР
15. Единый день профилактики правонарушений
Декабрь
Администрация, классные руководители
16. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции"
Март
Администрация, классные руководители
17. Всемирный день здоровья
Апрель
Администрация, классные руководители
Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами.
Литература
1
Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями / Криволап Н. С. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Красико-Принт, 2002. - 96 с. - ISBN 985-405-121-8.
+ Анкеты и тесты для родителей; Положение о классном руководителе
2
Куликова Е.
Дороги и тропинки к трудным детям // Практический журнал для учителя и администратора школы. - 2002.-N 1. - с.42-45.
3
Маленкова Л.
А если он трудный // Народное образование. - 2002.-N 2. - с.205-208.
4
Лушгина И.
Детям риска требуется помощь // Воспитание школьников. - 1997.-N 4. - с.48-50.
5
Старкова Е.
Социальный портрет "пацана" // Учитель. - 2002.-N 4. - с.56-64.
6
Ушенина Т.
Не ошибись, учитель // Начальная школа. - 2002.-N 9. - с.27-31.
7
Беляева Л.
Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей // Педагогика. - 2002.-N 6. - с.78-84.
8
Дементьева И.
Работа школы с детьми группы риска // Воспитание школьников. - 2002.-N 7. - с.21-28.
Матрица определения показателя социального благополучия ребенка
9
Неретина Т.
Особенности семейного воспитания младших школьников с проблемами в развитии // Начальная школа + До и после. - 2002.-N 10. - с.10-13.
10
Фигдор Г.
Я тебя понимаю, но я тебе ничего не скажу // Психологическая наука и образование. - 1998.-N 1. - с.59-74.
11
Рыбина Л.
Не пыль на ветру // Практический журнал для учителя и администратора школы. - 2003.-N 9. - с.9-16.
12
Лебедев аА.
Уличные подростковые формирования // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2003.-N 3,5. - с.62-64,38-4.
13
Как помочь родителям трудных детей // Ребёнок в детском саду. - 2003.-N 5. - с.78-85.
14
Трудные дети // Дошкольное воспитание. - 2003.-N 12. - с.72-76.
15
Сергеева В.
Воспитательная работа с трудными детьми // Воспитательная работа в школе. - 2003.-N 6. - с.68-72.
16
Голикова М.
Организация работы с трудными детьми // Классный руководитель. - 1999.-N 1. - с.27-39.
17
Пятаков Е.
Почему у подростков возникают криминальные установки // Педагогическая техника. - 2004.-N 1. - с.74-97.
18
Приемы стимулирования волевых усилий трудного подростка // Педагогическая техника. - 2004.-N 3. - с.120-122.
19
Тихомирова Н.
Планирование работы // Школьное планирование. - 2004.-N 4. - с.120-123.
20
Зотова Л.
Стратегия работы с трудными школьниками // Классный руководитель. - 2005.-N 4. - с.53-62.
21
Журавлев Д.
Откуда берутся проблемные дети? // Народное образование. - 2005.-N 1. - с.141-147.
22
Тихомирова Н.
Работа с трудными детьми // Воспитательная работа в школе. - 2004.-N 6. - с.100-111.
Анкеты
23
Бусыгина Н.
Характеристика трудного подростка // Классный руководитель. - 2005.-N 5. - с.48-51.
24
Шульга Т.
Смысл жизни и ценности детей группы риска // Социальная педагогика. - 2005.-N 2. - с.35-39.
25
Зикратов В.
Организация работы ОУ с "трудными" учащимися // Социальная педагогика. - 2005.-N 2. - с.83-85.
26
Будникова Н.
Программа работы с детьми "группы риска" // Воспитательная работа в школе. - 2005.-N 4. - с.63-66.
27
Рогаткин Д.
Новая технология работы с трудными подростками // Народное образование.- 2006.- № 2.- С. 193-200.
28
Осипова И.
Проблемный ребенок // Воспитание школьников.- 2006.- № 2.- С. 40-45.
29
Брылева О.
Взаимодействие психолога и "трудного подростка" // Педагогическая техника.- 2006.- № 1.- С. 66-70.
30
Положение о социальной гостиной // Юридический журнал директора школы.- 2006.- № 3.- С. 32
31
Андрияхина Н.
Работа педагогов по профилактике правонарушений // Классный руководитель.- 2006.- № 5.- С. 17-37.
32
Рехлицкая Г.
Работа с учащимися "Группы риска" // Справочник классного руководителя.- 2006.- № 0.- С. 15-27.
Карта учащегося
33
Дараган И.
Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе // Воспитание школьников.- 2006.- № 8.- С. 32-37.
34
Петрова Л.
Трудные девочки: проблемы воспитания // Воспитание школьников.- 2006.- № 9.- С. 58-65.
35
Балацкая И.
Трудные дети. Трудный класс. Трудные родители // Воспитательная работа в школе.- 2006.- № 5.- С. 113-122.
36
Спутник классного руководителя. - М: Педагогический поиск, 2001. - 193 с. - ISBN 5-901030-48-6.
37
Дубровина И. В.
Психология: учебник для студентов средних пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М: Академия, 2006. - 464 с. - ISBN 5-7695-2802-8.
Психология младшего школьника
38
Кукушин В. С.
Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов пед. вузов. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 508 с. - ISBN 5-222-07580-Х.