Программа воспитания учащихся Группы риска

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа воспитательной работы с учащимися "Группы риска"


Введение


В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.

Основная концептуальная идея программы воспитательной работы школы "Проблемные дети и семьи" заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.

Основные цели и задачи программы

Цели данной программы: включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета в ОДН.

Реализация программы развития воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:

  • создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;

  • интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;

  • снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на учете в ОППН и школе;

  • создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшей разработки Программы развития и воспитания подрастающего поколения, гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности на основе положений Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об образовании".

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, - холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

  • Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

  • Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

  • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

  • Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

  • Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

  • Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

  • Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

  • Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

  • Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

  • Пробудить интерес к самообразованию.

  • Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

  • Изменить жизненную ориентацию родителей.

  • Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

  • При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

  • Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

  • Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

  • Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в воспитании

Основными направлениями работы школы с "трудными" учащимися являются:

1. Изучение проблемных детей.

2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.

3. Организация помощи педагогически запущенным детям.

Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

  • определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);

  • установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;

  • изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;

  • установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;

  • ознакомиться с положением ребенка в семье;

  • изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;

  • выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:

  • составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;

  • проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;

  • установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;

  • определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;

  • изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Классный руководитель должен:

  • научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;

  • создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;

  • вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);

  • обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;

  • учить уважать товарищей и взрослых;

  • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

Воспитательная работа с учащимися

  1. Работа с коллективом учащихся.

  2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.

  3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими.

Организация помощи педагогически запущенным детям

Направления работы, мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

1. Организация педагогической помощи

1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

В течение года

Классный руководитель

1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Постоянно

Администрация, учителя-предметники

1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".

По расписанию

Учителя-предметники

1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

Классный руководитель, старший вожатый, зам. директора по ВР

1.5. Формирование положительной "Я-концепции".

В течение года

Классный руководитель, психолог

1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей

В течение года

Классный руководитель, психолог, администрация

2. Организация медицинской помощи

2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

Систематически

Фельдшер, родители

2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

  • анкетирование учащихся 1-4 классов, родителей;

  • заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм - слабость или болезнь";

  • заседания семейных клубов "Курение - цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";

лекции для родителей:

  • "Психология ранней наркомании"

  • "Проба наркотика - шаг в пропасть"

  • "Сигарет, не приносящих вреда, - нет"

  • "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".

В течение года по планам классных рукоководителей

Классные руководители, фельдшер, психолог

2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации

В начале года

Классный руководитель, врач

3. Организация психологической помощи

3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог

3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог

3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Систематически

Психолог, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей

3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

Систематически

Психолог

3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей

1 раз в неделю

Психологи школы и наркодиспансера

4. Организация свободного времени

4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.

В течение года

Классный руководитель

4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

Сентябрь - октябрь

Классные руководители, старший вожатый, одители

4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.

Сентябрь

Библиотекарь

4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

В течение года

Классные руководители

4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.

В течение года

Классный руководитель, старший вожатый

4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня

Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь

Классный руководитель, начальник лагеря,администрация,старший вожатый

План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные

1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

В течение года

Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми

2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка

По мере выявления

Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, ОДН

3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

В течение года

Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми

4. Собеседование с классными руководителями 1-4 классов по профилактике правонарушений

1 раз в полгода

Администрация

5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков

Сентябрь - октябрь

Руководитель методического объединения (далее - МО), зам. директора по ВР

6. Заседания Совета по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

Администрация, КОС, отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (далее - ОППН)

7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Администрация, классные руководители

8. Психологический тренинг "Толерантность"

1 раз в неделю

Психологи школы и наркодиспансера

9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми

10. Изучение положения подростка в коллективе

По мере необходимости

Классные руководители, психолог

11. Консультации для детей и родителей

Систематически

Администрация, психолог, врач

12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

КОС, ОДН, администрация

13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей

Систематически

Администрация, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей, психолог

14. Единый день отказа от курения

Ноябрь

Классные руководители, зам. директора по ВР

15. Единый день профилактики правонарушений

Декабрь

Администрация, классные руководители

16. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции"

Март

Администрация, классные руководители

17. Всемирный день здоровья

Апрель

Администрация, классные руководители

Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами.

Литература

1

Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями / Криволап Н. С. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Красико-Принт, 2002. - 96 с. - ISBN 985-405-121-8.
+ Анкеты и тесты для родителей; Положение о классном руководителе

2

Куликова Е.
Дороги и тропинки к трудным детям // Практический журнал для учителя и администратора школы. - 2002.-N 1. - с.42-45.

3

Маленкова Л.
А если он трудный // Народное образование. - 2002.-N 2. - с.205-208.

4

Лушгина И.
Детям риска требуется помощь // Воспитание школьников. - 1997.-N 4. - с.48-50.

5

Старкова Е.
Социальный портрет "пацана" // Учитель. - 2002.-N 4. - с.56-64.

6

Ушенина Т.
Не ошибись, учитель // Начальная школа. - 2002.-N 9. - с.27-31.

7

Беляева Л.
Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей // Педагогика. - 2002.-N 6. - с.78-84.

8

Дементьева И.
Работа школы с детьми группы риска // Воспитание школьников. - 2002.-N 7. - с.21-28.
Матрица определения показателя социального благополучия ребенка

9

Неретина Т.
Особенности семейного воспитания младших школьников с проблемами в развитии // Начальная школа + До и после. - 2002.-N 10. - с.10-13.

10

Фигдор Г.
Я тебя понимаю, но я тебе ничего не скажу // Психологическая наука и образование. - 1998.-N 1. - с.59-74.

11

Рыбина Л.
Не пыль на ветру // Практический журнал для учителя и администратора школы. - 2003.-N 9. - с.9-16.

12

Лебедев аА.
Уличные подростковые формирования // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2003.-N 3,5. - с.62-64,38-4.

13

Как помочь родителям трудных детей // Ребёнок в детском саду. - 2003.-N 5. - с.78-85.

14

Трудные дети // Дошкольное воспитание. - 2003.-N 12. - с.72-76.

15

Сергеева В.
Воспитательная работа с трудными детьми // Воспитательная работа в школе. - 2003.-N 6. - с.68-72.

16

Голикова М.
Организация работы с трудными детьми // Классный руководитель. - 1999.-N 1. - с.27-39.

17

Пятаков Е.
Почему у подростков возникают криминальные установки // Педагогическая техника. - 2004.-N 1. - с.74-97.

18

Приемы стимулирования волевых усилий трудного подростка // Педагогическая техника. - 2004.-N 3. - с.120-122.

19

Тихомирова Н.
Планирование работы // Школьное планирование. - 2004.-N 4. - с.120-123.

20

Зотова Л.
Стратегия работы с трудными школьниками // Классный руководитель. - 2005.-N 4. - с.53-62.

21

Журавлев Д.
Откуда берутся проблемные дети? // Народное образование. - 2005.-N 1. - с.141-147.

22

Тихомирова Н.
Работа с трудными детьми // Воспитательная работа в школе. - 2004.-N 6. - с.100-111.
Анкеты

23

Бусыгина Н.
Характеристика трудного подростка // Классный руководитель. - 2005.-N 5. - с.48-51.

24

Шульга Т.
Смысл жизни и ценности детей группы риска // Социальная педагогика. - 2005.-N 2. - с.35-39.

25

Зикратов В.
Организация работы ОУ с "трудными" учащимися // Социальная педагогика. - 2005.-N 2. - с.83-85.

26

Будникова Н.
Программа работы с детьми "группы риска" // Воспитательная работа в школе. - 2005.-N 4. - с.63-66.

27

Рогаткин Д.
Новая технология работы с трудными подростками // Народное образование.- 2006.- № 2.- С. 193-200.

28

Осипова И.
Проблемный ребенок // Воспитание школьников.- 2006.- № 2.- С. 40-45.

29

Брылева О.
Взаимодействие психолога и "трудного подростка" // Педагогическая техника.- 2006.- № 1.- С. 66-70.

30

Положение о социальной гостиной // Юридический журнал директора школы.- 2006.- № 3.- С. 32

31

Андрияхина Н.
Работа педагогов по профилактике правонарушений // Классный руководитель.- 2006.- № 5.- С. 17-37.

32

Рехлицкая Г.
Работа с учащимися "Группы риска" // Справочник классного руководителя.- 2006.- № 0.- С. 15-27.
Карта учащегося

33

Дараган И.
Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе // Воспитание школьников.- 2006.- № 8.- С. 32-37.

34

Петрова Л.
Трудные девочки: проблемы воспитания // Воспитание школьников.- 2006.- № 9.- С. 58-65.

35

Балацкая И.
Трудные дети. Трудный класс. Трудные родители // Воспитательная работа в школе.- 2006.- № 5.- С. 113-122.

36

Спутник классного руководителя. - М: Педагогический поиск, 2001. - 193 с. - ISBN 5-901030-48-6.

37

Дубровина И. В.
Психология: учебник для студентов средних пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М: Академия, 2006. - 464 с. - ISBN 5-7695-2802-8.
Психология младшего школьника

38

Кукушин В. С.
Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов пед. вузов. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 508 с. - ISBN 5-222-07580-Х.


© 2010-2022