Инновационная составляющая в деятельности по профилактике детского травматизма

       Цель: создание условий, способствующих снижению травматизма младших школьников через организацию школьных перемен.        Задачи: Разработать инновационную систему мероприятий по проведению школьных перемен, опираясь на знания в области психологии и физиологии подростков;  Создать наиболее благоприятные условия для проведения перемен, учитывая такие факторы, как: рациональность, эффективность, учет возрастных особенностей, дифференцированный подход, учет физической индивидуальности, регулярность, эмоциональный подъем и педагогический контроль. подготовить зоны для активного отдыха детей; привлечь старшеклассников, отвечающих за спортивное направление из ученического соуправления; создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности; наладить педагогический контроль.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

- визитка

1. Работа, проводимая в школе по профилактике детского травматизма и статистика травматизма в школе.

Здоровье - это главная человеческая ценность.

Школа, дающая подрастающему поколению знания, формирующая необходимые навыки и умения, мировоззрение, несомненно, должна выполнять и оздоровительную роль.

Современные образовательные организации идут в ногу со временем, школы оснощены по последнему стандарту, но тем не менее дети остаются детьми и наша обязанность - предупреждение школьного травматизма во время учебно-воспитательного процесса. Содержанием образовательного процесса ГБОУ СОШ №305 является интеграция воспитательного и образовательного пространства школы, деятельность Совета ученического самоуправления, повышение статуса методического и профессионального уровня классных руководителей и педагогов, контроль и качество воспитательной деятельности в образовательном учреждении, контроль за ведением воспитательного процесса, реализация воспитательных программ: общероссийских, региональных, городских, окружных, районных, внутришкольных; решение задач саморазвития воспитанника в ходе занятий возможно при условии реального соединения в единое целое процесса обучения и воспитания. Это возможно сделать только, превращая каждое занятие в познание обучающимися самого себя и своих отношений с окружающими.

Согласно нормативно-правовой документации образовательной организации в ГБОУ СОШ №305 разработан следующий пакет документов, регламентирующих организацию безопасных условий учебно-воспитательного процесса и порядок организации работы по профилактике школьного травматизма:

- Положение об организации работы по охране труда;

- Положение о расследовании и учете несчастных случаев, происшедших во время учебно-воспитательного процесса

- Должностные инструкции педагогов и администрации;

- Положение об организации дежурства, дежурных: администраторе, классном руководителе, учителе, учащемся;

- Акты, инструктажи и журналы инструктажей.

- Проводится мониторинг ситуации (статистические данные по количеству травм в сравнении с предыдущими учебными годами)

На основании разработанной нормативной документации в комплексе достаточно успешно ведется планомерная работа по профилактике школьного травматизма. Говоря о статистических данных, хотелось бы отметить, что в период за последние три учебных года (2012-2013; 2013-2014, 2014-2015 уч. г.г.) уровень травм, полученных на переменах снизился с 5% до 0,5%, что говорит о верно выбранной стратегии сплоченной работы педагогического и ученического сообщества.

Мы надеемся, что инновационные разработки по профилактике школьного травматизма помогут внедрить апробированные результативные методы по предупреждению травм в столичное образовательное сообщество, в них входят:

- игровые перемены, с использованием «лего-конструирования»

- подвижные и музыкальные перемены, где ораганизаторами выступает школьное ученическое самоуправление

Цель: создание условий, способствующих снижению травматизма младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи:

  • Разработать инновационную систему мероприятий по проведению школьных перемен, опираясь на знания в области психологии и физиологии подростков;

  • Создать наиболее благоприятные условия для проведения перемен, учитывая такие факторы, как: рациональность, эффективность, учет возрастных особенностей,

дифференцированный подход, учет физической индивидуальности, регулярность, эмоциональный подъем и педагогический контроль.

  • подготовить зоны для активного отдыха детей;

  • привлечь старшеклассников, отвечающих за спортивное направление из ученического соуправления;

  • создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;

  • наладить педагогический контроль.

Участники программы: учителя начальных классов , учащиеся 1, 2 и 3 ступени образования.

Причины школьного травматизма

Дети получают травмы, во-первых, в силу своей высокой активности, импульсивностью, с другой - еще не может адекватно оценить последствия своих действий и степень опасности некоторых из них для себя и окружающих.

Во-вторых, современные дети в большинстве своем физически недостаточно развиты: координация движений и владение своим телом. Сегодня дети предпочитают проводить время за компьютером либо перед телевизором. В распорядке их дня практически нет времени для прогулок и игр на свежем воздухе, которые так необходимы для нормального физического развития ребенка. Следующая причина детских травм - невнимательность взрослых. Коль скоро речь идет о травмах, получаемых ребенком во время пребывания в школе, то причиной становятся недочеты в организации проведения уроков, нарушение правил безопасности, в том числе из-за ослабления надзора за учащимися со стороны персонала школы.

Когда чаще всего случаются травмы у детей в школе

Большинство повреждений (до 80 процентов) школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают - травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном нарушением правил безопасности.

Существует ли зависимость между возрастом детей и количеством травм, которые они получают?
Безусловно, определенная зависимость существует: чаще травмируются дети 8-10 и 14-15 лет. Дети первой возрастной группы - школьники младших классов - отличаются высокой активностью. Это непоседы, которым трудно усидеть на месте. Они любят подвижные игры, быстро входят в азарт, бегают, прыгают, катаются на перилах и т.д. Нередко травмы получают в результате столкновения друг с другом или когда запинаются и неудачно падают.

Подростки (дети второй возрастной категории) нередко травмируются во время драк, потасовок, или, к примеру, когда один ставит другому подножку, толкает, бьет твердым предметом и т.д.
Дети в этом возрасте уже осознают возможные последствия своих действий, но, тем не менее, пренебрегают опасностью, совершают бездумные поступки, становясь жертвами собственной бравады, желания отличиться перед сверстниками.

Профилактика школьного травматизма


Важным элементом профилактики детского травматизма является повышение уровня их физического развития. Сегодня есть масса возможностей записать ребенка в спортивную секцию. Абсолютным приоритетом в работе любого тренера, особенно занимающегося с детьми, является обучение технике безопасности и спортивному поведению.

В жизни ребенка должна присутствовать адекватная его возрасту физическая нагрузка, возможность выплескивать постоянно накапливающуюся у него энергию. Направить ее в мирное русло могут и сами родители, привив своему ребенку любовь к спорту. Не обязательно заставлять ребенка - давлением можно только отпугнуть. Основа отношений человека к физической активности, к спорту формируется в детстве - привычки и предпочтения, сложившиеся в семье, ребенок в дальнейшем в значительной степени переносит в свою взрослую жизнь.

Ребенок, занимающийся каким-либо видом спорта, не только физически крепче, но и, как правило, эмоционально более стабилен, обладает хорошей координацией, владеет способами подстраховки, умеет группироваться при падении, лучше осознает степень опасности некоторых действий.

2. Понятия, направления и принципы в инновационной деятельности в профилактике детского травматизма.

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Инновационная деятельность подразумевает под собой внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий и рациональных изобретений, что существенно повышает качество эффективности работы.

На сегодняшний день одним из стратегических направлений в образовании, несомненно, является инновационная деятельность. Усилия педагогического коллектива направлено на поиски путей и механизмов постоянного обновления, повышения эффективности деятельности и улудшения качества образования и воспитания. На основании программы развития ГБОУ СОШ №305 на период до определяет направления педагогического поиска путей решения актуальных проблем образовательной организации, выстраивает перспективы развития за счет инновационных подходов.

Основные направления инновационной деятельности. Методическая служба: проекты для реализации в рамках Программы развития на …. год. Инновационные проекты:

Иновационный проект - «Успешный ученик»

Цель: повышение качества образовательной и воспитательной деятельности школы на основе развития личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого ученика в условиях индивидуального подхода к его интересам и потребностям, включая важный фактор дисциплинарного соблюдения устава школы и комплексного подхода в предупрждении случая школьного травматизма.

Задачи: создать условия для: развития коммуникативной культуры, способствующей социальной адаптации обучающихся, успешности на пути реализации познавательных интересов и реализация творческого потенциала, в том числе посредством участия в работе ученического актива самоуправления школы, самостоятельные разработки и проведение новых форм и методов, предупреждающих травмоопасные ситуации в школе.

3. Психологическая составляющая. Структура игровых перемен

На основании проведенного анализа среди обучающихся начальной школы (группа риска) мной были выявлены несколько групп обучающихся по характеру поведения во время перемен:

1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимаются подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в "догонялки" (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону мальчиков).

2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону девочек)

3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. В эту группу входят, практически, только девочки. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны.

Опираясь на результаты наблюдений, были сделаны следующие выводы:

  1. Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них - смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит.

  2. В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало.

  3. В зависимости от поведения учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола.

  4. Наши школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время (таких ребят 49 %).

В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, что можно уменьшить (или искоренить) если организаторы умело организует игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.

- прогнозировать положительный эффект;

- используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.

Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления) В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.

В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками, которые имеют важное значение для профилактики утомления у детей.

От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке.


Конечно, полностью искоренить детский травматизм невозможно - от несчастного случая, увы, не застрахован никто. Однако, нам, педагогам, нужно создать детям такие условия в которых риск получения травмы будет минимален.
На пороге новая учебная четверть. Родители отправляют детей в школы и центры дополнительного образования с надеждой, что они вернутся целыми и невредимыми.

Ежегодно проводится комплекс программных мероприятий по профилактике травматизма:
• инструктирование по технике безопасности сотрудников и обучающихся;
• организация и проведение классных часов, бесед;
• участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма;
• проведение совместных мероприятий по действиям в ЧС;
• организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма;
• совместные мероприятия с учреждениями здравоохранения


Хочу рассказать о нововведении, которое было апробировано в нашей школе с прошлого года хорошо себя зарекомендовало - это проведение проведение игровых перемен:
Перемены, как правило, длятся не более 10-15 минут, а ведь ребятам еще много чего нужно успеть: собрать вещи после урока, сменить аудиторию, подготовится к новым занятиям. Так что на длительные и основательные игры явно времени не останется, а вот немного коротеньких и веселых забав им точно не помешает. Ведь это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением даже самый трудный предмет становится гораздо более приятным и понятным.
Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.
Задачи:
подготовить зоны для активного отдыха детей;
создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;
научить детей организованно проводить свободное время

Для начала на классном часе нужно принять правила поведения на перемене.
1. Не шуми. Помни, с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.
2. В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
3. Умей уступить, не ссорься.
4. Если кого-то обидел, нечаянно толкнул - извинись.
5. узнавай новые игры и учи одноклассников.

В последнюю неделю прошлой четверти в параллелях 2-4 классах мой был проведен мониторинг, касающийся предпочтения обучающихся во время перемен. Вопрос выглядел следующим образом:

Какие игры я хочу видеть на переменах?

Отметьте не более 2 пункта

  1. Самостоятельные подвижные игры

  2. Игра в конструктор «ЛЕГО»

  3. Соревнования и эстафеты

  4. Танцевально-музыкальные перемены

  5. Ничего из вышеперечисленного

Результаты мониторинга



  1. Самостоятельные подвижные игры = 21%

  2. Игра в конструктор «ЛЕГО»= 21%

  3. Соревнования и эстафеты = 16%

  4. Танцевально-музыкальные перемены = 40%

  5. Ничего из вышеперечисленного = 2%

На основе анализа результатов наблюдений можно сделать следующие выводы:

  • в результате включения во время перемен новых игр и привлечения к ним детей, в школе образовалась совершенно иная атмосфера: дети стали более организованными, стало меньше происходить конфликтных ситуаций между детьми, меньше стало пассивных детей;

  • организация перемен влияет на работу детей на уроке. Работоспособность улучшается, о чем свидетельствует рост качественной успеваемости (с 66% в I четверти до 70 % во II четверти)

  • следует включать больше игр после третьего урока, но заканчивать их за 3 - 5 минут до начала урока, чтобы дети смогли немного успокоиться и подготовиться к следующему уроку.

При подборе игр и упражнений нужно дифференцированно подходить к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической подготовленностью. И еще - в норму должны войти систематичность, регулярность активных игр.
Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.
Ребят надо учить играть: показывать на практике наиболее целесообразные и экономные игровые приемы, выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение для укрепления здоровья. Ознакомление детей с новой игрой желательно провести четко, лаконично, образно, эмоционально.

Снижение двигательной активности детей в сочетании с нервно-психическими перегрузками - это постоянная печальная составляющая школьной жизни. Результаты мониторингов подтверждают нарастающую подверженность детей хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния их здоровья. Облегчить сложившееся положение поможет введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на переменах

Какие же игры интересуют учащихся младших классов? Это зависит от ряда факторов:

  • во-первых, большое значение имеют психологические особенности: чем ребенок подвижнее, эмоциональнее, тем чаще он играет в более азартные игры, спокойный ребенок предпочитает игры, связанные с умственной деятельностью;

  • во-вторых, сказываются особенности пола;

  • в-третьих, на выбор игр влияет окружающая действительность.

- Устраивает ли вас продолжительность перемен? Ответили положительно 92%. Были и отрицательные ответы - 8%. Например, с такой аргументацией: «Нет, потому что после бега нет времени отдышаться».
- Чем вы занимаетесь на перемене? Все 100% детей ответили: играем.
Самой распространенной была игра «Стеночки» - 18%. Встречаются такие ответы: играю в боевиков, в медведя.
- Чем бы вы хотели заниматься во время перемен? Ответили «хотели бы играть в подвижные игры» 62%, в настольные игры - 24%. Были и другие ответы: «сидеть, общаться», «читать журналы», «слушать музыку», «играть в Барби», «танцевать», «лежать на диване», «разгадывать кроссворды, ребусы, загадки», «гулять на улице». Так ответили 14%.

Как следствие - возникновение конфликтных ситуаций. Их можно уменьшить (или искоренить), если учитель проведет игры на перемене (имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей учащихся). Хорошо и грамотно организованный отдых воспитывает ребят, положительно влияет на их поведение и здоровье.

Наблюдения показали некоторую закономерность:

  • после первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать;

  • после второго урока школьники посещают столовую, а оставшееся время используют по своему усмотрению;

  • к концу третьего урока дети устают больше всего, и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально «зарядиться».

При анализе анкетирования выявлено, что большинству учащихся нравятся музыкальные паузы и игры соревновательного характера (эстафеты).
Владея такой информацией, можно предложить организацию перемен (cм. табл. 1).

Таблица 1

Перемены

Дни недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

I

самостоятельные игры детей

II

посещение столовой

III

подвижные игры

музыкально-танцевальные движения

спортивные эстафеты

подвижные игры

IV

отдых в зеленой зоне и специально оборудованных местах; самостоятельные игры детей

4.Единые требования к структуре игровых перемен, взаимодействие учащихся на разных уровнях образования.

Анализируя статистические данные школьного травматизма, существенный характер спада травмоопасных случаев и ситуаций, на основании введенного в работу с 2014-2015 учебного года комплекса по предотвращению травм на переменах, образовательного процесса в целом, операясь на успешное использованные приемы и инновационные методы предупреждения травм на данный момент нами ведется работа по созданию комплексной программы мероприятий по профилактике школьного травматизма. Мы убеждены, что данная программа позволит благоприятному использованию и внедрению разработанных инновационных методов и приемов в образовательное сообщество города Москвы.

Большым подспорьем в организации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение случаев школьного травматизма является системного взаимодействие классных руководителей, педагогов и членов совета ученического самоуправления. Каждый центр отвечает за разработку и проведение комплекса мероприятий, согласно распределенным обязанностям. Так, активисты центра ученического самоуправления «Олимп» (7-9 классы) ответственны за организацию и проведение физкультурно-спортивных, музыкально-двигательных занятий с младшими школьниками во время перемен. Центр ученического самоуправления «Радуга» (6,8 классы) привлекают обучающихся из начальной школы к оформлению стенных газет, играм с использованием техники рисования, лепки. Центр ученического самоуправления «Оптимист» организует рече-двигательную гимнастику (речь в движении: скороговорки, пословицы, поговорки, речевые упражнения). Центр ученического самоуправления «Знание» помогает ребятам обучающихся начальной школы с подбором необходимой литературы, активизирует учащихся для участия в проектно-исследовательской деятельности, олимпиадах, интеллектуальных играх. Центр ученического самоуправление «Согласие» поддерживает экологтческое воспитание младших школьников, оказывая помощь по уходу за растениями с назначением ответственных, совместное изготовление кормушек для птиц, обучение младших школьников навыкам сортировки экологических подходов, знакомят детей с понятием «Экологический след». Центр ученического самоуправление «Спасатель» устраивает регулярные беседы о пользе здорового питания, физических упражнений и безопасности жизнедеятельности, вместе с ребятами из начальной школы занимаются разработкой информационных проспектов (ПДД, ОБЖ), организуют регулярные акции по подкормке зимующих птиц.

© 2010-2022