Доклад на педагогическом совете школы «Личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса»

В выступлении речь идёт о том, что в современное время: время периода перехода на СФГОС, вступления в силу нового закона Российской Федерации "Об образовании" (ФЗ-273),  формирование личности ученика происходит непосредственно под влиянием личности педагога. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций.            Раскрывается суть понятий "педагогическое мастерство", "личностный рост педагога". Рассматриваются виды педагогической компетентности, квалифик...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская СКШИ VIII вида»












Доклад на педагогическом совете школы

«Личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса»

учитель-логопед: Масленникова Маргарита Валерьевна











29. 05. 2014 год.


Современная школа - большой и сложный механизм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников. В повседневных буднях каждый из нас по-разному несет свою меру ответственности за то, какое образование дает данное учебное заведение. Качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка, человека. Качество - это удовлетворение требований потребителя. Качество образования - есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат.

В качестве главного результата реализации приоритетного национального проекта « Образование », Национальной инициативы «Наша новая школа», ФГОС нового поколения должно стать повышение качественного образования учащихся. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Формирование личности ученика, признание её важности, ценности и необходимости происходит под влиянием личности педагога .

Какие бы реформы не проходили в системе образования , в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций. Но для успешной реализации поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма, то есть с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования уметь:

- выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса ,

- прогнозировать их результаты ,

- создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, в преобразующую силу педагогического труда.

Основную цель в повышении профессионального и личностного роста педагогов школы администрация определяет в следующем:

- выработка и осуществление единого подхода в научно-методической работе педагогов, влияющие на организацию педагогического процесса и результаты образовательной деятельности учащихся.

Изменение качества профессиональной деятельности педагога может происходить в том случае, если учитель готов не только использовать имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной педагогики, через совершенствование собственной деятельности стимулировать творческую деятельность учеников, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические принципы организации учебно-познавательной деятельности.

Автор многих методических пособий для педагогов В.М.Лизинский высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить". Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.

Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и ожидание детей, родителей, чтобы выполнить все задачи обучения и воспитания, которые ставит перед нами современное общество и условия жизни?

Конечно, педагог должен быть Мастером. В понятие «педагогическое мастерство» вкладывается сумма разных умений педагога:

- решать задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве;

- привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом;

- учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход;

- строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;

- не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;

- сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета;

- грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики;

- разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации;

- в совершенстве владеть своим орудием труда - речью, словом;

- критически мыслить и иметь четкую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела.

Вместе с тем безупречное владение перечисленными умениями - это только первая ступень профессионализма.

« Личностный рост педагога »… Какова суть данного понятия? Рассмотрим это понятие в двух аспектах: 1) общечеловеческом и 2) профессиональном.

Личностный рост - это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Иными словами, это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности.

В профессиональном смысле личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса предполагает овладение им в полном объеме профессиональной педагогической компетентностью. Это интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его ценностное отношение к учащимся и эффективное взаимодействие с ними, направленное на создание условий для их воспитания, обучения, развития и личностного роста . Выделяются несколько видов педагогической компетентности:

1) специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, которая включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач .

2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся, включающая владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

3) психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения, предполагающая владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

В современных условиях важными показателями данной компетентности являются личностные качества педагога - терпение, требовательность, заинтересованность в успехах учеников, объективность в оценке знаний и др. Результатом влияния учителя на качество образования школьников является сформированность у них мотивов учебной деятельности.

5) рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования. Одним из проявлений данного вида компетентности является самообразование.

6) информационная компетентность, которая формирует умение педагога самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

7) коммуникативная компетентность во многом определяет социально-психологическую атмосферу в образовательном процессе , успех педагогической деятельности, она понимается как совокупность целого ряда структурных компонентов:

- знания в области коммуникативных дисциплин (педагогика и психология, конфликтология, логика, риторика, культура речи и др.);

- коммуникативные и организаторские способности;

- способность к эмпатии;

- толерантность; способность к самоконтролю;

- культура вербального и невербального взаимодействия.

8) социокультурная компетентность определяется как интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его эффективное взаимодействие с учащимися, направленное на создание условий для их успешного вхождения в динамичный, поликультурный социум, самоопределения и самореализации в нем.

9) культурологическая компетентность обеспечивает конкретное наполнение содержания образования , придавая учебному процессу упорядоченность, стройность и последовательность.

Исходя из вышесказанного можно вести речь об особых условиях и требованиях к личности и деятельности учителя. Требования эти определяются в первую очередь требованиями достижения нового качества образования , насколько полученное образование обеспечивает выпускнику школы успешную жизнедеятельность в условиях неопределенности современного общества. В этой связи усиливается необходимость реализации субъектного подхода в обучении, обеспечения безусловного права каждого ребенка активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь. При этом существенно изменяется роль учителя: от трансляции знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого школьника и педагогической поддержке продвижения школьников по индивидуальному образовательному маршруту.

Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников, их личностного роста является аттестация, которая проводится в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010г. № 209; зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 года).

В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования - №7 за 2007 год) под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи , составляющие сущность профессиональной деятельности.

В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:

1. Компетентность в области личностных качеств.

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.

3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.

6. Компетентность в организации педагогической деятельности.

В нашей школе на сегодняшний день имеют:

1. Высшую категорию - 1 педагог.

2. 1 категорию - 7 педагогов.

3. 2 квалификационную категорию - 6 педагогов

4. соответствие занимаемой должности - 5 педагогов.

5. не имеют квалификации - 3 педагога.

Хочется еще раз отметить, что и в Новой школе, как и во все времена, самый ответственный за качество образования человек - это УЧИТЕЛЬ - это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост , толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.

Учитель готовится к урокам всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть профессии педагога. Но невозможно научить тому, что не умеешь сам. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно все больше. Бурно растущий поток информации приводит к усложнению школьных предметов и быстрому моральному износу ранее полученных учителем знаний. Быстро растет кругозор учащихся, заметно повышается уровень их общего развития. Чтобы стать и быть хорошим педагогом, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию.

Однако никакие курсы и семинары не будут эффективными без систематических самостоятельных занятий педагога. Поэтому самообразование принято считать основной формой повышения квалификации. Непрерывное, целенаправленное, оно связывает воедино все перечисленные выше формы работы, дополняет и развивает их, служит основой роста педагога как специалиста.

Каждый педагог работает на своем уровне творчества, постоянно его повышая. Сначала молодому учителю характерно пользование готовыми рецептами и рекомендациями, следование сценарию урока или мероприятия без учета особенностей классного коллектива и условий его работы. Надо признать, это уровень пока еще лишен элементов творчества. Другим характерно уже критическое оценивание методических рекомендаций, они могут отказаться от каких-то элементов урока, заменив их более эффективными для данных условий - это достаточный уровень мастерства. Третьи имеют определенную систему работы. При подготовке к урокам используют не конкретные разработки, а общие положения и идеи - это высокий уровень мастерства. И для четвертых характерно конструирование собственной методической системы, которая постоянно совершенствуется на основе данных педагогической науки и передового педагогического опыта - это вершина педагогического мастерства.

В итоге необходимо отметить, чтобы каждый из Вас стремился к тому, чтобы быть таким учителем, воспитателем, чтобы ваш личностный рост в общечеловеческом и профессиональном плане стал залогом вашей успешности, высокого профессионализма.

Литература:

  1. Агеева И.А.Успешный учитель.Санкт-Петербург:Речь,-2006.208с.

  2. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.-М., 1989.

  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2000.

  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.

  5. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М: Академия- 2002. 256 с.

  6. Соколова Л.Б. Культорологическое содержание педагогической деятельности. Монография. Саратов-2007.172с.

  7. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

Интернетресурсы:

1. domgimnaziya5.ru/o-shkole

2. biblio-ul-shool28.ru


© 2010-2022