Программа по здоровьюсбережению для учреждения дополнительного образования

1. Пояснительная записка Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Обозначая ц... Модель выпускника первой ступени обучения Модель выпускника второй ступени обучения    Модель выпускника третьей ступени обучения - знание основ личной гигиены, выполнение  правил гигиены;   - владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.          - знание основ личной гигиены, выполнение  правил гигиены;   - владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.          - знание основ строения и функционирования организма человека;   - знание изменений в организме человека в пубертатный период;   - умение оценивать свое физическое и   психическое состояние;   - знание влияния алкоголя, курения,   наркомании на здоровье человека;   - поддержание физической формы;   - телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, вынослив... - стремление к самосовершенствованию,   саморазвитию и профессиональной пригодности  через физическое  совершенствование и заботу о своем здоровье;   - убеждение в пагубности для здоровья и   дальнейшей жизни вредных привычек;   - знание различных оздоровительных систем;   - умение поддерживать здоровый образ жизни,  индивидуальный для каждого человека;   - способность вырабатывать индивидуальный  образ жизни;   - гигиена умственного труда.                                    9. Ожидаемые конечные результаты программы: ·        повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала; ·        повышение приоритета здорового образа жизни; ·        повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни; ·        повышение уровня самостоятельности и активности учащихся; ·        повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья учащихся, так и своего здоровья....
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в центре состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

Большинство разделов программы МКОУДОДЦОО(сон)» Факел» остается на все сроки внедрения программы, раздел 18 «Календарный план реализации программы» обновляется каждый учебный год.

2. Цели программы:

  • создание в МКОУДОДЦОО(сон)«Факел» организационно - педагогических, материально-технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;

  • создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;

  • развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;

  • формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;

  • разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников МКОУДОДЦОО(сон) « Факел»;

  • формирование представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

3. Задачи программы:

  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния МКОУДОДЦОО(сон) « Факел»;

  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

  • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения учащихся, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

  • посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.

4. Нормативно-правовая база:

  • Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

  • Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.).

  • Федеральный закон №38 -ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции)».

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10);

  • СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ»

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

5. Функции различных категорий работников МКОУДОДЦОО(сон)

« Факел»

5.1. Функции администрации:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

  • разработка системы мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

  • организация работы педагогов дополнительного образования по программе здоровьесбережения и ее контроль;

  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей.

5.2. Функции педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей

  • организация и проведение в коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

  • организация и проведение в коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

  • организация и проведение в коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

  • организация и проведение профилактических работы с родителями;

  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

6. Участники программы:

  • учащиеся

  • педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования

  • родители.

  • Детская поликлиника

  • Пожарная часть

  • ГИБДД

7. Сроки и этапы реализации программы:

1 этап - подготовительный (2014 - 2015гг.):

  • анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;

  • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;

  • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап - апробационный (2015 - 2016гг.):

  • внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее

эффективных;

  • систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;

  • выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап - контрольно-обобщающий (2016 - 2017гг.):

  • сбор и анализ результатов выполнения программы;

  • коррекции деятельности.

8. Модель личности учащегося МКОУДОДЦОО(сон) « Факел».

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого создана прогнозируемая модель личности ученика:

Модель выпускника первой ступени обучения

Модель выпускника второй ступени обучения

Модель выпускника третьей ступени обучения

- знание основ личной

гигиены, выполнение правил гигиены;

- владение основами

личной гигиены и

здорового образа жизни.

- знание основ личной

гигиены, выполнение правил гигиены;

- владение основами

личной гигиены и

здорового образа жизни.

- знание основ строения и функционирования организма человека;

- знание изменений в организме человека в

пубертатный период;

- умение оценивать свое

физическое и психическое состояние;

- знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;

- поддержание физической формы;

- телесно-мануальные навыки, связанные с

укреплением силы,

выносливости, ловкости;

- гигиена умственного

труда.

- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной

пригодности через физическое совершенствование и

заботу о своем здоровье;

- убеждение в пагубности

для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;

- знание различных оздоровительных систем;

- умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;

- способность вырабатывать

индивидуальный образ

жизни;

- гигиена умственного труда.

9. Ожидаемые конечные результаты программы:

  • повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала;

  • повышение приоритета здорового образа жизни;

  • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

  • повышение уровня самостоятельности и активности учащихся;

  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья учащихся, так и своего здоровья.

10. Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

  • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

  • культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

  • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

11. Методы контроля над реализацией программы:

  • проведение заседаний Методического совета ;

  • создание методической копилки опыта;

  • мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе;

  • сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;

  • контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки,образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни

12. Основные направления деятельности программы:

12.1. Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и режима дня;

  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения;

  • реабилитационную работу:

  • обязательное медицинское обследование;

12.2. Просветительское направление предполагает:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

  • пропаганду здорового образа жизни (тематические часы, лекции, конкурсы рисунков, плакатов, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма).

12.2. Просветительское направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

  • предупреждение проблем развития ребенка;

  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

  • развитие познавательной и учебной мотивации;

  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.

  • проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются: общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

  • текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

  • режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

13. Здоровьесберегающие образовательные технологии в МКОУДОДЦОО(сон) « Факел»:

  • здоровьесберегающие медицинские технологии;

  • здоровьесберегающие технологии административной работы в МКОУДОДЦОО(сон) « Факел»;

  • здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

  • здоровьесберегающие экологические технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой (зеленые растения в классах, рекреациях);

  • здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

14. Реализация основных направлений программы:

1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха .

2. Контроль над сменой видов деятельности детей в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

3. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание комнат на переменах, озеленение помещений комнатными растениями.

4. Ежемесячное проведение генеральных уборок помещений.

5. Контроль условий теплового режима и освещённости помещений.

6. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

7. Создание комфортной атмосферы в МКОУДОДЦОО(сон) « Факел» , толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

15. Применение разнообразных форм работы:

15.1.Учет состояния детей:

  • учет посещаемости занятий;

  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы .

15.2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • индивидуальные занятия;

  • дни здоровья.

16. План деятельности по реализации программы в МКОУДОДЦОО(сон) « Факел»

мероприятия

Ответственные исполнители

сроки

Планируемый результат и выполнение

1.

Просветительское направление

1.1.

Организация просветительской работы с родителями по ЗОЖ (лекторий).

инструктора по гигиеническому воспитанию,

педагоги,

методист доп.образования, заместитель директора по УВР

ежегодно

график проведения и тематика лектория

1.2.

Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей.

заместитель директора по УВР,

методист,

инструктора по гигиеническому воспитанию

ежегодно

план работы

1.3.

Вовлечение родителей и педагогов в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

заместитель директора по УВР, методист

педагоги доп.обр

ежегодно

план работы

1.4.

Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни»

заместитель директора по УВР

методист

2014- 2015гг.

протокол педсовета

1.5.

Организация просветительской работы с учащимися

педагоги , методист

ежегодно

план работы

1.6.

Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.

методист.

педагоги

ежегодно

план работы

2.

Психолого-педагогическое направление.

2.1.

Организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

директор

заместитель директора поУВР
методист

ежегодно

план работы

2.2.

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся:

- определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей;

- изучение психологических

возможностей и готовности детей к школе.

педагоги

методист

ежегодно

диагностические исследования

2.3.

Конференция по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения»

директор

заместитель директора поУВР
методист

2014 -2015гг.

материалы конференции

2.4.

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

педагоги доп.обр

ежегодно

планы занятий

2.5.

Выявление группы риска по социальной дезадаптации, устранения негативного влияния.

педагоги доп.обр

ежегодно

план работы

17. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива МКОУДОД ЦОО(сон) « Факел»

органы управления

мероприятия программы

Сроки выполнения

2014 - 2015гг.

2015 - 2016гг.

2016 - 2017гг.

Административный Совет

1. Создание временной творческой группы по разработке Программы здоровьесбережения

Май 2014

2. Анализ результатов медицинского осмотра участников образовательного процесса.

После прохождения осмотра

3. Анализ влияния состояния здоровья учащихся на уровень обученности.

Май

Май

май

4. Анализ дозировки учебной нагрузки: учебные планы; график контрольных работ.

Сентябрь

сентябрь

сентябрь

5. Итоговый анализ состояния здоровья учащихся.

май

май

май

Педагогический Совет

1.Обсуждение и принятие Программы здоровьесбережения

ноябрь

2.Использование здоровьесберегающих технологий.

январь

апрель

Методический Совет

1.Обсуждение Программы здоровьесбережения

сентябрь

2.Составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий.

август

август

август

3.Разработка критериев уровня здоровья участников образовательного процесса для мониторинга оценки качества образования.

октябрь

4.Мониторинг влияния состояния здоровья учащихся на качество знаний по предметам.

апрель

апрель

апрель

18.Календарный план реализации программы здоровьесбережения на 2014-2015 учебный год в МКОУДОДЦОО(сон) « Факел»

мероприятие

ответственные

1

Проведение дней-здоровья:

«Если хочешь быть здоров»

«Из чего состоит наша пища»

«Здоровье - это здорово»

педагоги

педагоги-организаторы

2

Проведение лектория:

Режим дня - основа жизни человека (беседа - игра)

«Осенний калейдоскоп» (о здоровой и полезной пище)

«Цена ломтика»

«Что такое здоровье?»

«Разрешение конфликтов без насилия»

«В здоровом теле - здоровый дух!»

инструктора по гигиеническому воспитанию

3

Родительские собрания:

«Режим труда и учёбы»

«Здоровье ребёнка в руках взрослых»

«Секреты здоровья ребёнка»

«Режим и гигиена питания младших школьников»

«Особенности адаптационного периода» «Психологические особенности подростков»

педагоги дополнительного образования

методист

4

Праздник здоровья (1-5 класс)

педагоги , методист, педагоги-организаторы

родители

5

Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время.

директор

заместитель директора по УВР

6

Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

заместитель директора по УВР

педагоги-организаторы

методист



19.Модель формирования здоровьесберегающей среды в МКОУДОДЦОО( сон) « Факел»

с учетом индивидуального подхода к обучающимся

СУБЪЕКТЫ

Обучающийся


Члены семьи

обучающегося

Педагоги

Привлеченные специалисты и организации

ЦЕННОСТИ

Осознание причин своих личностных, и других переживаний, особенностей формирования межличностных отношений

Осмысление мотивов, потребностей, устремлений, установок, отношений, особенностей поведения и эмоционального реагирования ребенка

Открытие системы ценностей подростка внутреннего происхождения

Достижение соответствия между декларируемыми и реально-действующими ценностями

ЦЕЛЬ

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

ЗАДАЧИ

Осознание ценности здоровья и активно-познавательное стремление к его совершенствованию, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни

Удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение подростка в режим саморазвития, самовоспитания

Сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы умений и здоровьеформирующих технологий и стратегий

Формирование доминантной установки на восприятие позитивных сторон реальности и защиту от негативных влияний среды.

ФУНКЦИИ

Самореализации

Психофизиологическая

Эстетически-познавательная

Психотерапевтическая

АСПЕКТЫ

Личностный

Командный

Образовательный

Деятельностный

ФОРМЫ

Консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни открытых дверей, конференции

РЕЗУЛЬТАТЫ

(с позиций трех уровней отношения обучающегося к своему здоровью)

Когнитивный

Эмоциональный

Поведенческий

Позитивное отношение обучающегося

к себе, самоуважение

Формирование дифференцированных обобщенных знаний о себе в процессе деятельности и общения с окружающими

Включенность в культурно-оздоровительную деятельность











































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Р. М. Арсланова «Будьте здоровы», 2005 г.

2. Г. Ш. Тазиева «Здоровье в саду и на грядке», 2005 г.

3.Обухова Л. А, Лемяскина Л. А, Жиренко О.Е. «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» (1-4 классы). - М.: ВАКО, 2007. - 288 с. - (Мастерская учителя)

4. «Здоровьесберегающие технологии ». Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. - М.: Издательство «Глобус», 2010. - 256 с. - (Воспитательная работа)

с. 193-195(диагностические методики)

5. Поляков О.В. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»./ Автор - сост. О. В. Поляков. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с. 6. Антонова Ю.А. «Лучшие спортивные игры для детей и родителей». - М.:ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.XXI век», 2006. - 187 с. - (серии «Учимся играючи». «Азбука развития»).

7. Саляхова Л. И. «Настоящая книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность и физическое здоровье школьника». 1 - 4 классы / Л. И. Саляхова. - М.: Глобус, 2007. - 367 с.

8. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова «Здоровьесберегающая деятельность»: планирование, рекомендации, мероприятия / авт. - сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова. - Волгоград, 2012. - 205 с.

Интернет ресурсы:

rudocs.exdat.com/docs/index-409521.html - практическая работа «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу»

metodsovet.su/load/nach_inoe/proek_deyat/proekt_quot_propaganda_i_formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_quot/174-1-0-900 - проект «Пропаганда и формирование здорового образа жизни»


16


© 2010-2022