Реализация ФГОС: проблемы и перспективы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация ФГОС: проблемы и перспективы

Колмыкова Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №1

Новосибирская область, город Бердск

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Наша образовательная организация не стала исключением, более того мы уже третий год работаем по ФГОС в 5-7 классах. Опыт пока небольшой, но есть некоторые наработки.

Сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен постоянно учиться: учиться по - новому готовиться к уроку, учиться по - новому проводить урок, учиться по - новому оценивать достижения обучающихся.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебного процесса в школе не могут существовать.

Какие же проблемы возникают при введении ФГОС?

В части деятельности учителя:

- перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания;

- создать точные критерии оценки результатов деятельности обучающихся на каждом этапе урока и для каждого вида деятельности, соответственно для каждого урока учителю необходимо подготовить 4-5 рабочих карт для каждого ребенка (возникают затруднения с размножением этих карт к каждому уроку);

- учитель планирует деятельность каждого ученика на уроке.

В части материально-технического обеспечения:

- оснащение мультимедийным оборудованием всех кабинетов, где ведутся уроки по ФГОС.

В части оценочной деятельности и диагностики:

- отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;

- проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов.

Проблем много. Но они решаемы. Главное не отступать и идти к намеченной цели. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников.

Главный принцип деятельностного подхода - научить учиться. Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (результат - Знания) - традиционный подход - на овладение способами взаимодействия с миром (результат - Умения) - системно-деятельностный подход.

При проектировании современного урока изменяются и требования к учителю:

  • Не дает новые знания ученикам в готовом виде.

  • Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

  • Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

  • На этапе целеполагания ученик знает объем предстоящей учебной работы как по минимуму, так и по максимуму; знает свои возможности (выявленный в процессе актуализации опыт); самостоятельно определяет именно свою цель; планирует работу по ее достижению; самооценивает степень достижения образовательных результатов.

Итак, сделаем вывод, чтобы современные уроки вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировалось их творческое сознание, необходимо:

1. изменить целевую ориентацию, т.к. сам ученик ставит цели;

2. учитель на всех этапах урока должен играть лишь роль помощника, он только должен направлять, предлагать новую информацию; ученик же сам конструирует процесс обучения, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат;

3. урок должен стать рефлексивной технологией, которая формирует самостоятельность мышления, возможность управлять образовательным процессом, влиять на его цели, способы, методы и результаты.

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ:

- учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации.

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Как гласит китайская мудрость:

«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь».

Список использованной литературы:

  • Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1999. - 96 с.

  • Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 2001.

  • Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк., 1988.


© 2010-2022