«Школа – здоровьесберегающее пространство» - из опыта работы МБОУ СОШ №134 Приокского района г. Н. Новгорода

Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере национальной безопасности страны является сохранение и укрепление здоровья молодого поколения в единстве его трех компонентов физического, психического и социального. Школа, общество, семья – это три важные системы поддержания статуса здоровья детей и успешности в обучении.   Здоровьесберегающая деятельность в нашем образовательном учреждении осуществляется на основе программы «Гармония здоровья», главная цель которой - поиск оптима...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заместитель директора МБОУ СОШ №134

Агрикова Н.И.


«Школа - здоровьесберегающее пространство» - из опыта работы МБОУ СОШ №134 Приокского района г.Н.Новгорода.


Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере национальной безопасности страны является сохранение и укрепление здоровья молодого поколения в единстве его трех компонентов физического, психического и социального. Школа, общество, семья - это три важные системы поддержания статуса здоровья детей и успешности в обучении.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем образовательном учреждении осуществляется на основе программы «Гармония здоровья», главная цель которой - поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Данная программа базируется на понимании образования и здоровья детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими возможностями.

Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий обучения, которые способствуют такой организации учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся. Это:

  • игровые оздоровительные технологии;

  • веселые физкультминутки на уроках и динамическая перемена в начальной школе;

  • работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;

  • дыхательная гимнастика;

  • игровой массаж;

  • чередование позы с учетом видов деятельности.

Ежегодно около 5% учащихся нашей школы, а это, ни много ни мало, 30-40 человек, нуждаются по состоянию здоровья в индивидуальном обучении. Недельная учебная нагрузка каждого ученика составляет в среднем 9-17 часов, в зависимости от возраста. Общее количество часов индивидуальных занятий каждую неделю составляет почти 400 учебных часов, что неизбежно приводит к ряду проблем: усложняется управление процессом индивидуального обучения; ребёнок, находясь на индивидуальном обучении, лишается естественной среды (общения в школьном коллективе), а это затрудняет формирование коммуникативных навыков.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, педагогический коллектив и администрация школы пришли к выводу, что традиционная классно-урочная система общеобразовательной школы снижает у больных детей адаптационно-приспособительный период. В результате этого они попадают в разряд «двоечников», что приводит к нарушениям в их психическом и физическом развитии. Однако многие, из таких больных детей, могли бы без вреда для здоровья, посещать ОУ и заниматься по специально составленному для них учебному плану. Это и привело к открытию классов надомного обучения. Наполняемость таких классов составляет 2 - 4 человека, учебный процесс проходит во вторую половину дня, учебная нагрузка распределена на 4 рабочих дня по 4 урока в день, с дополнительным выходным в среду. Такая форма обучения позволяет детям получать лечение на дневном стационаре в первую половину дня и активно участвовать в учебно-воспитательном процессе школы. На сегодняшний день в ОУ функционирует 4 класса надомного обучения, в которых обучаются 11 человек.

Образовательный процесс в классах надомного обучения включает и дополнительное образование, что является одним из условий успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. За счёт кружковой работы осуществляется их профессиональная ориентация, дети получают возможность участвовать в общественной жизни школы, происходит интеллектуальное, практическое и нравственное развитие личности учащихся. Психологом школы отработан пакет диагностических и коррекционных методик. На каждого учащегося заведена индивидуальная карта, в течение года проводятся релаксационные занятия, направленные на обучение детей методам саморегуляции, позволяющие снять у них эмоциональное напряжение, что помогает им управлять своим состоянием, отдыхать.

Каких же результатов позволило добиться создание школы надомного обучения:

1. Мы смогли сохранить уровень здоровья учащихся на том же, что и был в начале их обучения;

2. За последние три года уровень качества знаний в классах надомного обучения повысился в среднем на 17,5%.

3. Учащиеся, находящиеся на надомном обучении, были задействованы в мероприятиях, проводимых школой для общеобразовательных классов: олимпиады, конкурсы, концерты, выставки, Интернет - игры.

Все эти факторы позволяют обучающимся чувствовать себя успешными в сфере основного и дополнительного образования, развивают их коммуникативные навыки, благотворно влияют на эмоциональное состояние детей.

Реагируя на запросы родителей обучающихся школа организует работу в режиме полного дня для обучающихся 5 - 7 классов, выстраивая образовательный процесс исходя из постулата, что дети, занимающиеся в той или иной форме в системе дополнительного образования оказываются более здоровыми и успешными, более креативными и мотивированными в сфере общего образования. Режим дня в класс - группах после учебных занятий включает обязательное трехразовое питание, прогулку на свежем воздухе, самоподготовку и занятия в системе дополнительного образования.

Основной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе. Занятия по общей физической подготовке, в спортивных секциях служат основой в закладке фундамента здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности. Педагогически целесообразно организованный досуг обучающихся в немалой степени способствует профилактике преступлений и правонарушений в подростковой среде.

Здоровьесберегающая деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся. В школе функционирует комната психологической разгрузки, где проходит коррекция проблем некоторых учащихся путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях в блоке дополнительного образования в группе общения.

Большое внимание уделяется проблеме стрессовых ситуаций. Школа работает по программе минимизации стрессов в учебном и внеучебном процессе, что позволяет создавать благоприятную, комфортную среду пребывания учащихся в образовательном учреждении. Перспективными методами в данном направлении признаны музыкальная терапия и сказкотерапия.

Музыкотерапия является одним из простых, но в то же время высокоэффективных терапевтических методов, она широко применяется для профилактики и лечения большого числа нарушений. Уникальность данной технологии заключается в простоте применения, малой затратности и высокой эффективности, что дает возможность включить в программу и охватить широкую целевую группу. Внедрение данной технологии способствует формированию культуры здоровья и приобретению навыков здорового образа жизни; дает возможность сохранить здоровье и обеспечивает своевременную профилактику многих заболеваний через использование терапевтических возможностей различных видов и жанров музыки.

Сказкотерапия - является самым древним психологическим и педагогическим методом, это способ передачи знаний о духовном пути жизни и социальной реализации человека. Достоинствами и преимуществами метода сказкотерапии можно считать ее метафоричность и интеграцию многих психотехнических приемов в сказочный контекст: это рисунок, драматизация, куклы, коллаж, музыка и др.

Существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся вносит дополнительное образование, которое реализуется во второй половине дня. Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи всестороннего и гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент. А это значит, что речь идет о формировании личности не только интеллектуально развитой, духовно богатой, социально активной, но и, конечно же, здоровой.

Дополнительное образование в ОУ организовано по шести направленностям: художественная, научно-техническая, физкультурно-спортивная, туриско - краеведческая, военно - патриоическая, социально - педагогическая. В различных формах дополнительного образования занято 384 учащихся, многие посещают несколько объединений. На данный момент охват дополнительным образованием составляет 85 %.

На занятиях в кружках, секциях, студиях большое внимание уделяется постановке осанки ребенка, отработке координации движений, развитию мелкой моторики, снятию умственного и физического утомления.

На занятиях в кружках «Школа безопасности», «Туризм» и спортивных секциях футбола, баскетбола, волейбола, настольного тенниса успешно решается задача охраны и укрепления здоровья школьников, особенно нервной системы и опорно-двигательного аппарата, полноценного физического развития, формирования положительных качеств и нравственно-волевых черт личности. В основе этих курсов лежит формирование у обучающихся мотивации на сохранение здоровья.

Одна из составляющих системы дополнительного образования - детское движение. В школе функционирует детское объединение «Детские Неунывающие Сердца», деятельность которого предполагает внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных проектов, которые способствуют сохранению и укреплению физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья: проект «Доброе сердце» направлен на организацию социально-значимой деятельности; проект «Дорога детства» направлен на организацию деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; проект «Эко-око» направлен на организацию деятельности по формированию экологической культуры обучающихся.

Работа по приоритетным направлениям нашла своё продолжение в организации летней оздоровительной кампании, которая направлена на создание механизма устойчивого развития системы отдыха, оздоровления и занятости обучающихся школы. Деятельность летнего оздоровительного лагеря осуществляется на основе программы «Мы - будущее России» и, разработанного в 2009году педагогического проекта смены «Олимпийские игры», главная идея которого заключалась в том, что летний оздоровительный лагерь «Солнышко» становится организатором Олимпийских игр. В рамках реализации проекта проходили творческие дела, конкурсы, праздники, соревнования по спортивной тематике и занятия в объединениях дополнительного образования, направленные на получение знаний об истории Олимпийских игр, видах спорта, знаменитых спортсменах России.

Деятельность профильного лагеря «ПРОФИ», который был скомплектован из обучающихся 5 - 8 классов, осуществлялась на основе программы «Мы - строители судьбы». Работа профильного лагеря осуществлялась по трем направлениям: 1. Береги здоровье смолоду 2.Служу России 3.Без прошлого нет будущего.

Данные направления определяли профиль одного из трех отрядов: физкультура и спорт, военная подготовка, музейное дело.

В содержание программы заложена обучающая, досуговая, интеллектуально-познавательная, спортивно-оздоровительная деятельность.

По итогам летней оздоровительной кампании охват обучающихся школы составил 45%.

Результатами работы по здоровьесбережению обучающихся стало следующее:

  • Успешное участие обучающихся в спортивных мероприятиях различного уровня и социально-значимой деятельности.

  • На каждой ступени обучения увеличилось число обучающихся имеющих основную группу по физической культуре

  • У большинства обучающихся средний уровень тревожности, что свидетельствует о создании в школе комфортной атмосферы

  • Результаты диагностики личностного роста у обучающихся 6-11 классов показали, что у большинства из них наблюдается устойчиво-позитивное отношение к семье, Отечеству, к земле, культуре, к здоровью, к человеку.


© 2010-2022