СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ  МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ   Сущность   понятий «управление»,  «менеджмент»,  «стратегический  менеджмент»  Управленческая  деятельность -  один  из  древнейших  видов  человеческой  деятельности  и  наиболее   сложный  из  них.  Управление  как  специфическая  деятельность  связывается  с  появлением  организации.  Род,  племя,  народность,  государство,  любой  вид  производства,  оказание  самых  разных  услуг  требуют  управления   как людьми,  так  и  их  экономической деятельности.   А  ведь  экономика  как  практика  хозяйствования  также  уходит  корнями  в  первобытное  общество.  Уже  тогда...    Отношения  между  людьми,  складывающиеся   в процессе  производства,  распределения,  обмена  и потребления,  образовывали  главную  сферу  человеческой  деятельности – управленческий  труд.    Практика  управления    проявлялась  на  заре  человечества  вследствие  необходимости  координировать  деятельность   сообщества  первобытных  людей  в  процессе  охоты,  ведения  войны,  в  повседневной  жизни.    Таким  образом,  первыми  управленцами  были  племенные  вожди,  старейшины,  жрецы,  военачальники,  а  в  ряде  случаев  -  колдуны.  Древние  считали,  что  управление -  самое  трудное  и  высшее  из  искусств.  Достижения  крупных  организаций  в  древности,  например,  в  Римской  империи,  просуществовавшей  несколько  столетий,  свидетельствует  о  том,  что  даже  тогда   были    созданы  довольно  развитые  системы  управления.   Однако  идея рассмотрения  управления как  научной  дисциплины  и  профессии  возникла  в  18  веке – в  позднюю  эпоху  развития  капиталистической  формации  общества.  На  этом  этапе  происходит  выделение  чисто  управленческих  функций.    С  середины  19  века  начала  развиваться  концепция  систематизированного  управления.    В  начале  20  века  управление  стало  рассматриваться  как  самостоятельная  область  деятельности,  способная  принести  успех.  Тем  самым  было  положено  начало  принципиально  новому  этапу   в  управлении  -  научному  управлению,  центральной  фигурой  которого  стал  профессионально  подготовленный  руководитель.    С  развитием  общества,  всех  отраслей  хозяйствования  и  усложнением  экономических  связей,  управление  также  усложняется   и  постепенно   (к   началу  20  века)  выдвигается  в  самостоятельную  науку.        Управление   образовательной  системой   -  это  особая  деятельность,   в  которой   ее  субъекты   посредством  предвидения,   организации,   распорядительства,   координации,  увеличения   связей  образовательной   системы   с   внешней   средой,    расширения   социально-образовательных  функций  обеспечивают  совместную  деятельность   педагогов,  учащихся,   родителей,  социальных  инфраструктур   на   развитие  образовательного  процесса   с  целью  удовлетворения   образовательных...      Научные  основы  менеджмента  представляют  собой   методологическую  базу  управленческой  практики  в  условиях  рыночных  отношений,  следование  которым  во  многих  странах  дало  прекрасные  результаты.  Естественно,  что  перед  работниками  образования  встает  вопрос:   правомерно  ли  включать  сферу  менеджмента  в  школу?  Думается,  это  правомерно,  особенно  поведенческий,  социально-педагогический  его  аспект.    Сегодня  широко  распространено  мнение,  что  менеджмент -  это  не  только  управление  фирмой,   корпорацией,  бизнесом.  Многие  его  постулаты  и  теоретические  позиции   пригодны  для  любой  управленческой  деятельности,  которая  сводит  воедино  в  одной  организации  людей  разнообразных  познаний  и  умений,  идущих  совместно  к   единой  цели.   Менеджмент (в пер. с англ. management — управле­ние) — это: профессионально осуществляемое управление лю­бой хозяйственной деятельностью организации в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов; - это  область человеческого знания, позволяющая по­высить эффективность деятельности менеджера; - это вид деятельности по руководству людьми в орга­низации, особый вид управления; - это управление в условиях рыночной экономики;    Управление — более широкое, чем менеджмент, понятие — относится к различным сферам и видам де­ятельности, объектам и субъектам.   Менеджмент — персонифицированное управление, неотделимое от менеджеров, осуществляющих такую де­ятельность на профессиональной основе. Это означает: - наличие у менеджера общего и специального обра­зования; - овладение им определенными знаниями и навы­ками, необходимыми для осуществления данной деятельности; -  занятие в организации управленческой должности;
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМСТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Сущность понятий «управление», «менеджмент», «стратегический менеджмент»

Управленческая деятельность - один из древнейших видов человеческой деятельности и наиболее сложный из них. Управление как специфическая деятельность связывается с появлением организации. Род, племя, народность, государство, любой вид производства, оказание самых разных услуг требуют управления как людьми, так и их экономической деятельности. А ведь экономика как практика хозяйствования также уходит корнями в первобытное общество. Уже тогда было необходимо планировать, организовывать, контролировать добычу и создавать запасы пищи, строить жилье, охранять племя.

Отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, образовывали главную сферу человеческой деятельности - управленческий труд.

Практика управления проявлялась на заре человечества вследствие необходимости координировать деятельность сообщества первобытных людей в процессе охоты, ведения войны, в повседневной жизни.

Таким образом, первыми управленцами были племенные вожди, старейшины, жрецы, военачальники, а в ряде случаев - колдуны. Древние считали, что управление - самое трудное и высшее из искусств. Достижения крупных организаций в древности, например, в Римской империи, просуществовавшей несколько столетий, свидетельствует о том, что даже тогда были созданы довольно развитые системы управления.

Однако идея рассмотрения управления как научной дисциплины и профессии возникла в 18 веке - в позднюю эпоху развития капиталистической формации общества. На этом этапе происходит выделение чисто управленческих функций.

С середины 19 века начала развиваться концепция систематизированного управления.

В начале 20 века управление стало рассматриваться как самостоятельная область деятельности, способная принести успех. Тем самым было положено начало принципиально новому этапу в управлении - научному управлению, центральной фигурой которого стал профессионально подготовленный руководитель.

С развитием общества, всех отраслей хозяйствования и усложнением экономических связей, управление также усложняется и постепенно (к началу 20 века) выдвигается в самостоятельную науку.

Управление образовательной системой - это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством предвидения, организации, распорядительства, координации, увеличения связей образовательной системы с внешней средой, расширения социально-образовательных функций обеспечивают совместную деятельность педагогов, учащихся, родителей, социальных инфраструктур на развитие образовательного процесса с целью удовлетворения образовательных запросов местного сообщества, семьи, личности, рынка труда, на дополнение субординационных (ведомственных) связей отношениями координации и кооперации, на выполнение государственных и региональных образовательных стандартов.

Научные основы менеджмента представляют собой методологическую базу управленческой практики в условиях рыночных отношений, следование которым во многих странах дало прекрасные результаты. Естественно, что перед работниками образования встает вопрос: правомерно ли включать сферу менеджмента в школу? Думается, это правомерно, особенно поведенческий, социально-педагогический его аспект.

Сегодня широко распространено мнение, что менеджмент - это не только управление фирмой, корпорацией, бизнесом. Многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для любой управленческой деятельности, которая сводит воедино в одной организации людей разнообразных познаний и умений, идущих совместно к единой цели.

Менеджмент (в пер. с англ. management - управление) - это:

профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью организации в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов;

- это область человеческого знания, позволяющая повысить эффективность деятельности менеджера;

- это вид деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления;

- это управление в условиях рыночной экономики;

Управление - более широкое, чем менеджмент, понятие - относится к различным сферам и видам деятельности, объектам и субъектам.

Менеджмент - персонифицированное управление, неотделимое от менеджеров, осуществляющих такую деятельность на профессиональной основе. Это означает:

- наличие у менеджера общего и специального образования;

- овладение им определенными знаниями и навыками, необходимыми для осуществления данной деятельности;

- занятие в организации управленческой должности;

Стратегия (англ. strategy) - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. Стратегический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов: умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы); умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели); умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии); умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями).

Стратегия организации - это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Основные принципы и функции стратегического менеджмента

В менеджменте известны принципы, которые можно экстраполировать и на педагогическое управление. Рассмотрим некоторые из них, естественно, помня, что это не единственный и окончательный взгляд на сей вопрос.

1. Принцип единоначалия и лидерства. Подчиненным легче идти за тем, в ком они видят средство удовлетворения личных потребностей, надежд и ожиданий. Данный принцип полностью прерогатива директора школы. Он, и только он, должен стоять во главе крупного дела и быть его лидером. А главное в лидере - умение четко видеть многовариантность будущего, видеть цель, которая для других или не существует, или окутана туманом.

2. Принцип научности. Хотите быть лидером, то идите чуть-чуть впереди или хотя бы не загораживайте ведущие ориентиры и «маяки». Этот принцип уместно разделить с вашим заместителем по учебно-воспитательной работе, руководителями методобъединений, опытными или знающими педагогами. Разделяйте, но помните о принципе первом.

3. Принцип правильного подбора и расстановки кадров. Если вы хотите явных или скрытых конфликтов, то единоначально решайте, кому, когда и какие учебные предметы вести. На нелюбимую работу энтузиазм не распространяется. Если хотите развалить работу, то ищите некомпетентных, ленивых, скучных людей. Ведь недаром в недавнем прошлом в процессе подбора кадров руководствовались в первую очередь социальным положением, анкетными данными, игнорируя способности и талант. В цене была послушная посредственность.

4. Принцип ответственности. Четкое оформление приказов и распоряжений и своевременная проверка их выполнения, с последующим поощрением (обязательно!) и наказанием (не всегда обязательно).

5. Принцип обеспечения. Только правильно наладив обратную связь, вы сможете соблюдать первый принцип.

Также в научной литературе выделяются и другие принципы управления:

- принцип Парето (80% успеха школы обеспечивают 20% учителей);

- принцип длинных вожжей (чем талантливее человек, тем длиннее для него вожжи);

- принцип главного звена;

- принцип делегирования (в данном случае в коллективе не будет тревожности)

- принцип опережающего стимулирования;

- принцип салями (управленец пытается за все схватиться);

- принцип априорного уважения к педагогу и ребенку;

- принцип воспитания собой;

- принцип воспитания успехом - успех влечет за собой новый успех;

- принцип событийности (уметь меняться);

- принцип эстафеты.

Специальные виды управленческих работ именуются функциями управления. (Функция в переводе с латинского языка означает исполнение, осуществление). Функции - основная категория управления, так как в них сливаются воедино принципы, методы и само содержание управленческой деятельности. Общие или универсальные функции присущи управлению любой сферой, любой деятельностью. Они расчленяют содержание управленческой деятельности на ряд этапов или видов работ

К общим функциям относят:

- анализ ситуации;

- целеполагание;

- выработка и принятие решения;

- планирование действий;

- организация и руководство мероприятиями;

- координирование;

- контроль;

- стимулирование.

Организация процесса управления школой в условиях внедрения стратегического менеджмента.

Любая организация существует для производства общественно необходимого продукта путем использования ресурсов - внешних и внутренних.

Также любая образовательная организация аккумулирует внутренние и внешние ресурсы для производства образовательных услуг в соответствии с внешними требованиями к их результатам и процессу их реализации. В этом смысле школу можно рассматривать как организацию, которая производит услуги и потребляет ресурсы.

Общая модель управления школой

Организация

Ресурсы Продукты

Школа становится успешной при условии, если обладает достаточно качественными ресурсами для производства образовательных услуг востребованных внешней средой. Поэтому происходящие во внешней среде изменения приводят руководителей к необходимости переориентироваться на работу с внешними субъектами как с клиентами, удовлетворение запросов которых и обеспечивает успех школе.

Учитывая это, можно выделить два основных условия успешности образовательной организации: обеспеченность ресурсами и востребованность производимых образовательных услуг. Обе характеристики нестабильны по своей природе - ресурсы имеют свойство изнашиваться и устаревать, а востребованность зависит от потребностей внешней среды, которые безграничны и изменчивы. Вчера школам было достаточно прочные и глубокие знания, а сегодня государство и работодатели запрашивают ключевые компетентности.

За последнее десятилетие ситуация в сфере образовании изменилась радикально. Перераспределение полномочий между уровнями управления привело к необходимости изменения функций руководителей всех уровней. Появившаяся самостоятельность в принятии решений позволила школам индивидуализировать свои цели, что поставило перед необходимостью получения дополнительных ресурсов для достижения заявленных целей. От руководителей образования требуется освоить новые для себя способы деятельности по определению целей в условиях недостатка ресурсов для их осуществления, причем сам поиск ресурсов становится одной из важнейших целей. Руководители начинают разрабатывать стратегические планы своих образовательных организаций. Последовательность действий руководителей становится более похожей на модель стратегического управления, показанная на рисунке.


Схема стратегического управления.

Результат

Структура

Стратегия

Тактика

Политика

Процедуры

Правила

Цели

Миссия

Видение




Далее хотелось бы представить некоторые этапы работы МБОУ «Большереченская СОШ» по введению стратегического управления.

Стратегическое видение - взгляды руководителя и персонала школы (образовательной организации) на будущую деятельность образовательного учреждения.

Основной вопрос относительно стратегии образовательного учреждения, который должен задавать себе руководитель, звучит так: «Каким мы видим образовательное учреждение, что мы собираемся делать и чего хотим достичь?». Ответы на этот вопрос составляют стратегическое видение. При формулировании видения руководителю необходимо в целом представить свое образовательное учреждение при самых лучших обстоятельствах, совершив мысленное путешествие в будущее.

Структура стратегического видения

Назначение

  • мотивировать достижение определенных результатов,

  • объединить деятельность педколлектива в одном направлении,

  • помочь выработать критерии достижения целей,

  • создать эталоны ценностей

Видение

Образ, к которому стремится ОО, но достичь не может

Обоснование того, каким должно быть ОО при благоприятных обстоятельствах

Не сама цель, а скорее ощущение цели

Объединение индивидуальных идеалов

членов педколлектива

Требования

  • мысленное путешествие от известного к неизвестному,

  • взгляд на ОУ с высоты птичьего полета,

  • значительные качественные улучшения




Последовательность шагов при формулировании видения:

1. Конкретизировать и структурировать собственное видение менеджера, задав свое представление об идеальных результатах деятельности образовательной организации;

2. Определить состав команды, с которой важно согласовать это видение;

3. Работая с группой вытянуть их в собственное видение;

4. Согласовать видение членов команды, стараясь объединить индивидуальные видения;

5. Переконструировать видение, чтобы все предлагаемые элементы находили свое место в обобщении.

Технологическая схема разработки видения представлена на рисунке.

Технологическая схема разработки видения

Видение

Образ будущегоОбраз существующего ОУ

Объединение

индивидуальных идеалов членов педколлектива

Описание настоящего

Описание будущего состояния

Описание разрыва между

будущим и настоящим

Оценка достижимости

желаемого будущего

Содержание

формулировки видения


Сформулированное стратегическое видение значительно снижает риск случайных решений и обеспечивает согласованность действий руководителей, педагогов, обслуживающего персонала с общей политикой образовательного учреждения.

В процессе формирования миссии выделяется три основных этапа: подготовка, формулирование и развитие (пересмотр). Эти стадии время от времени повторяются, когда возникает необходимость в уточнении задач, основанном на опыте или внешних изменениях.

Этап подготовки. В большинстве случаев подготовкой руководит управленческая команда школы. Если руководство берет на себя один человек, важно, чтобы вся администрация была вовлечена в ее разработку. Процесс формулирования миссии требует учета многочисленных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на школу, поэтому он носит аналитический характер.

Большую часть внешних факторов изменить невозможно, на некоторые можно частично повлиять (например, ожидания родителей или учебных заведений, в которые выпускники школы могут поступить). Внутренние факторы не только могут, но и должны изменяться в сторону большего соответствия желаемой ситуации. Такие изменения находят свое отражение в процессе определения миссии образовательной организации.

Для изучения внешних и внутренних факторов используют SWOT-анализ

Схема SWOT-анализа факторов среды образовательной организации

Слабые

стороны

SWOT-анализ

Анализ внешней ситуации

Анализ внутренней ситуации


Возможности


Угрозы

Сильные стороны

Дальняя среда

Ближняя среда

Анализ внешней среды

Система управления


Ресурсы

Анализ внутренней среды


Этап формулирования миссии. Управленческая команда должна быть способна выработать предварительную формулировку миссии, учитывающую значимые внутренние и внешние факторы, но очень важно вовлечь в этот процесс остальных участников образовательного процесса. Одно из возможных мероприятий этого этапа - проведение опроса или анкетирования заинтересованных лиц (педагогов, других работников ОО, совета ОО, обучающихся).

Этап развития миссии. Дальнейшее развитие и пересмотр - это не однократное действие. Предварительную формулировку миссии можно предложить для обсуждения, чтобы люди увидели в ней свою роль, и обсудить конкретное ее значение. Однако все это - лишь часть процесса формулирования миссии. Развитие образовательной организации можно сверять с миссией, с другой стороны, можно увидеть, сохраняет ли миссия свою актуальность, или ее нужно адаптировать к изменившейся ситуации.

Три этапа разработки миссии можно представить в виде определенного организационного алгоритма.

Организационный алгоритм разработки миссии

1. Запуск работы по созданию миссии. На этом этапе инициативу берет на себя руководитель, который является носителем видения. Он должен решить:

- кто будет привлечен к работе по созданию миссии: вы ограничитесь силами своих специалистов, или вам понадобится помощь внешних экспертов, родителей, руководителей более высокого ранга и т.д.;

- как будет организован процесс создания миссии, кто войдет в рабочую группу, кто будет координировать процесс;

- какими ресурсами вы располагаете: временем, деньгами, кадрами и т.д.;

Когда Вы выполните эти шаги, у вас появится план работы по созданию миссии.

2. Создание проекта миссии. Для этого необходимо определить:

- что в образовательной организации уже есть из того, что вы хотели бы видеть в идеале (видение), или что могло бы вам помочь приблизиться к этому идеалу;

- кто будет «потребителями» миссии;

- что именно вы хотите для них сделать, т.е. следует продумать личностный (для детей, для педагогов, для родителей) и социальный (для города, для рынка труда) контексты миссии. С этой целью удобно использовать «Модель разработки миссии». В результате у вас появится проект миссии. Исходя из этого создается текст миссии, который будет обсуждаться.

3. Обсуждение проекта миссии. На этом этапе работы важнейшим моментом является привлечение к обсуждению максимального количества людей в ходе дискуссий, дебатов письменных предложений, замечаний, мнений. В результате можно провести ранжирование предложений. Самые существенные обязательно надо учесть и внести соответствующие изменения в текст миссии. После того как учтены и внесены все изменения, текст миссии готов к оформлению.

4. Оформление и презентация миссии. Оформление предполагает, во-первых, что сам текст будет достаточно простым и в то же время личностно значимым для тех, кому он адресован. Во-вторых, текст должен быть красочно, привлекательно оформленным.

Определение основных целей и задач.

Основная цель работы школы: Создание образовательного пространства для успешной социализации учащихся в условиях реализации образовательной инициативы на основе краеведческого компонента

Основные задачи:

1. Перевести школу из режима стабильного функционирования в режим развития.

2. Обновление содержания образования и технологии обучения на ступени начального общего, основного общего образования на основе ФГОС.

3.Осуществление социального партнерства, педагогического сообщества, родителей и социума для достижения результатов в новых условиях развития образования;

4. Систематизация работы с одаренными и высокомотивированными детьми;

5. Совершенствование комфортной образовательной среды, способствующей сохранению социально-психологического, духовно-нравственного и физического здоровья, психологической устойчивости всех участников образовательного процесса;

5. Развитие профессиональной компетентности педагогов.

6. Совершенствование модели воспитательной системы, позволяющей каждому ребенку раскрыть и максимально реализовать свои индивидуальные творческие способности.

Новая модель управления образовательной организацией

Учредитель

Директор ОУ

Общее собрание коллектива

Педагогический совет

Профсоюзная организация

Общешкольное родительское собрание

Управляющий совет

АХЧ

Учебная часть

Зам. Директора по УВР УВР

Внеурочная

деятельность

Зам. Директора по ВР

Совет

Профилактики

НОУ

Дополнительное

образование

МО классных

руководителей

Творческие

группы

Органы ученического самоуправления

Классные

родительские

собрания

Обучающиеся школы

Общешкольный

родительский комитет

Родители. Общественность

Методический совет

МО учителей

Школа молодого

учителя















Управление школой осуществляется на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования, в соответствии с законом «Об образовании в РФ», Уставом школы и другими нормативно-правовыми документами.

Структура управления в школе построена с целью обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в интересах всех участников этого процесса.

Тип управления, сложившийся в школе, основан на методологии деятельностного подхода и рассматривает управление как взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой.

Основными характеристиками системы управления в школе являются:

- коллегиальное выстраивание модели образовательного процесса;

- предоставление прав и личной ответственности каждому участнику в принятии управленческих решений;

- возможность обмениваться оперативной информацией;

- творческое сотрудничество;

- оптимальное взаимодействие управленцев с участниками образовательного процесса;

- гибкий демократический стиль руководства.

Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена матричная структура управления, в которой выделяется 4 уровня управления:

1. Директор - главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Управляющий совет школы, собрание трудового коллектива, педагогический Совет, органы самоуправления учащихся. Субъекты управления этого уровня обеспечивает единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений;

2. Заместители директора образовательного учреждения и завхоз, органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации. Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или общественной роли. Главная функция этого уровня согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов;

3. Методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано;

4. Учащиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.

В структурных связях принципиальным является единство управления - соуправления - самоуправления. Вертикальные связи в уровнях управления отражают формулу "власть - подчинение".

Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой есть прежде всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения.

Организационная структура управления школой строится по линейно-функциональному типу с элементами матричной. При линейно-функциональной структуре управления связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Наличие элементов матричной структуры отражает субъекты управления, которые создаются временно для решения той или иной инновационной задачи и распускаются после ее решения. Элементы матричной структуры вводятся в сложившуюся линейно-функциональную структуру на какой-то срок и, как правило, не изменяют число уровней в вертикальной иерархии. Исходя из анализа схемы управления школой, можно выделить три уровня внутришкольного управления: администрация, учителя, учащиеся. На каждом из них по горизонтали разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов, творческих групп, секций, клубов и т.п., которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой.

Теоретическое и аналитико-коррекционное обеспечение развития школы составляет функцию педагогического Совета школы, методическое и информационное обеспечение осуществляют школьные методические объединения. Особое место в организационно-педагогической деятельности директора занимают так называемые совещания при директоре, которые могут иметь форму планерки, оперативного совещания, административного совета или расширенного совещания с приглашением руководителей общественных организаций и отдельных членов школьного коллектива.

Совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах, об уровне и качестве управления им и на основе ее оперативного анализа вырабатывать и своевременно принимать меры по повышению результативности работы педагогического коллектива и управленческого аппарата.

Система управления школой отражает как вертикальные, так и горизонтальные связи, что свидетельствует о ее демократизме, сочетании централизации и децентрализации. От четко скоординированной, спланированной и организованной работы всех звеньев системы управления школы зависит результативность процесса образования, который включает в себя обучение и воспитание школьников.

Управление образовательным процессом осуществляется через систему внутришкольного контроля, систему мониторинга за качеством преподавания и уровнем обученности учащихся, состоянием их здоровья, уровнем воспитанности и развитием познавательной деятельности учащихся. Полученные результаты мониторингов и контроля позволяют принять правильное управленческое решение по регулированию и коррекции образовательного процесса. Контроль осуществляется на диагностической основе с использованием технологических карт, схем анализа уроков и результатов деятельности учащихся, информационных технологий, анкетирования и обобщения полученных результатов. Функцию контроля выполняет либо учитель, либо руководитель методического объединения, либо администрация, либо сам ученик. Рефлексивный подход в управлении образовательным процессом позволяет повысить его качество и результативность.

Воспитательные задачи учителя, обеспечивающие эффективное управление образовательным процессом, является знание ученика, его способностей, интересов, психологических и физиологических особенностей.

Ключевые приоритеты развития управленческой деятельности:

  1. Развитие условий для обеспечения качественного и доступного образования в школе через вариативность образовательных программ, создание условий для внедрения новых моделей и технологий образовательного процесса, развитие институциональной информационной образовательной среды, совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования;

  2. Рост профессионализма педагогических работников через повышение квалификации педагогических кадров, повышение эффективности использования педагогического потенциала «лучших учителей», совершенствование мотивационно-стимулирующих механизмов НСОТ;

  3. Развитие условий для сохранения здоровья обучающихся и педагогов, через совершенствование здоровьесберегающих условий, организацию с обучающимися различных форм работы по пропаганде ЗОЖ, профориентации и социализации личности, совершенствование организации школьного питания;

  4. Совершенствование условий для работы с одаренными детьми через моделирование системы учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию и самоопределению личности;

  5. Развитие безопасной среды, расширение применения информационно-коммуникационных технологий для различных подразделений школы, приобретение современного противопожарного оборудования, внедрение видеонаблюдения, переоснащение учебных кабинетов в соответствии с последними требованиями педагогической науки;

  6. Развитие форм общественного участия в школьном управлении и совершенствование системы взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом через совершенствование механизмов включения родителей в процесс управления учреждением.

Заключение.

Сегодня связь между современным качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача государства в области образования. В данном случае должен помочь стратегический менеджмент в образовании. Менеджмент состоит из совокупности методов, принципов и приемов управления, которые отвечают за высокую эффективность образовательного процесса. Стратегический менеджмент - процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением.

Разница между администратором-функционером и менеджером образования заключается в том, что первый не понимает роли координации, а второй видит в ней основную задачу своей управленческой деятельности.

Координировать деятельность педагогов в школе это значит:

- согласовывать цели функционирования каждого педагога;

- прогнозировать различного рода взаимодействия членов педагогического коллектива с целью пробуждения профессиональной активности и инициативы каждого учителя;

- проектировать различного рода взаимодействия членов педагогического коллектива с целью пробуждения профессиональной активности и инициативы каждого учителя;

- направлять энергию каждого учителя на достижение общешкольных целей;

- систематически пробуждать, формировать, стимулировать коллективную творческую энергию учителей, формировать подлинно рабочие связи между ними;

- постоянно оценивать перед педагогическим коллективом характер, качество и результативность взаимодействия учителей.

Нами были разработаны основные направления работы в организации процессе управления МБОУ «Большереченская СОШ» в условиях внедрения стратегического менеджмента:

- определено видение своей образовательной организации: на совместных семинарах выявлены запросы субъектов внешней среды (государства, общества, родителей);

- в образовательной организации определены долгосрочные ориентиры деятельности, предполагающие достижения новых образовательных результатов;

- проектируются изменения в организации образовательного процесса;

- в стратегии образовательной организации отражены основные задачи Концепции 2020 модернизации образования;

- используются возможности осуществления грантовой деятельности;

- осуществляется изменение организационной структуры управления школой;

Будущее управления сегодняшней школой рождается в контакте с менеджментом. В какой-то степени секрет успеха кроется именно в нем, ибо он сегодня синтезирует компьютеризацию управления, его психологизацию и направленность на человека, наполняет новым содержанием управленческие функции и в определенной степени рассматривает коммерческий аспект этого процесса. Менеджмент может вывести школу на новые рубежи, сделать ее развивающейся и развивающей.

Литература

  1. Афанасьева М.П., Козлова. С.А., Клейман, И.С. Управление в образовательном учреждении //Стандарты и мониторинг, - 1999. - №1. - с.8-9

  2. Карстанье П., Миссия школы: концепция, функции, разработки. - Директор школы, №2, 1995

  3. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб, 2004. - 156 с.

  4. Мескон М. Альберт, М. Основы менеджмента. - М., 2003. - 191с.

  5. Поташник М.М. Управление качеством образования. - М., 2000. - 64 с.

  6. Фишман Л.И. и др. сам себе инспектор: самооценка качества управления школой. - Библиотека журнала «Директор школы» выпуск №7, 2005.

  7. Харисов Т. Внутришкольное управление: единая система контроля// Сельская школа. - 2004. - №3. - с. 10-21.

  8. Чепелев П. Мониторинг тенденций развития образования // Стандарты и мониторинг. - 2003. - №5. - с 23-27.

  9. Шамова Т.И. Давыденко, Т.М. Управление образовательным процессом в школе. - М., Центр «педагогический поиск», 2001. - 82 с.

  10. Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников //Педагогика. - 2001. - №5 - с. 70-72





© 2010-2022