Семинар «Преобразование обучения для XXI века»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пашковская средняя общеобразовательная школа - филиал

МБОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа»



Семинар «Преобразование обучения для XXI века»



Семинар «Преобразование обучения для XXI века»




Еранцева Марина Геннадьевна

зам. директора по УВР

















Пашково, 2015 г.


Цель: Ознакомление педагогического коллектива с обучающей технологией «Educare".

Задачи:

  1. В работе семинара использовать обучающие структуры и мыслительные приемы технологии.

  2. Создать рабочие группы по освоению технологии по предметному принципу.

Место проведения семинара: Пашковская СОШ - филиал МБОУ «Актабанская СОШ»

Программа семинара:

Вступительное слово директора Никитиной С.В.

Сингапурская технология. Выступление Еранцевой М.Г.

«Преобразование обучения для XXI века».


План методического семинара «Изучение Сингапурской методики обучения»


ФИО учителя

Предмет

Структура

1

Еранцева М.Г.

Математика

1.ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН (подумай-запиши-обсуди) 2.КОНТИНИУС-РАУНД-РОБИН

3.СИНГЛ- РАУНД-РОБИН

2

Никитина С.В.

Русский яз. и литература

1.РЕЛЛИ-РОБИН

3

Анисимова Т.М.

Английский язык

1.ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН. 2.ТИК-ТЭК-TOY

4

Рясная И.Ю.

Начальные классы

1.Mix Puir Share Игра "Глаз- фотограф"

2.Quiz- Quiz-Trade/ Игра "Иду в гости

5

Широченко А.В.

История, общество

1.ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН (подумай-запиши-обсуди)

6

Пастухова Т.Д.

Окружающий мир

1.ИНСАД-АУТСАЙД - СЁКЛ 2.СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (природоведение)







Сингапурские обучающие структуры называют и методом, и методикой, и технологией. Но это скорее не методы, а формы управления учебным процессом. Они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур, как для академических целей, так и для classbuilding (объединение класса), teambuilding (объединение команды) и т. д. В Сингапурской системе задействован во время урока весь класс. Каждый ребенок должен быть услышан, и если он что-то делает не так, то это вина учителя. В форме тренингов и игр детям дают знания и навыки, позволяющие учить их мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными. Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть ―shoulder partner‖ (партнер по плечу) и ―face partner‖ (партнер, который сидит напротив). Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4 коврика-управления (Manage Mat).

Ученики сидят за столом по 4 человека, и это одна сплоченная команда, на столе вспомогательные материалы: альбомная бумага, тетради, фломастеры, ручки. Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, так она захватывает. С первых же минут учащиеся активно вовлекаются в процесс. При помощи алгоритма специальных структур, они двигаются, думают, обсуждают. У каждой есть возможность поделиться своим мнением, в команде все равны, все чувствуют себя уверенно и не боятся делать ошибки. Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать. По сигналу они в танце перемещаются по классу, необходимое условие - дотронуться до шарика на стене, т.е. надо перемешаться, по сигналу «стоп» надо образовать пары (или четверки) для взаимодействия. Дается задание или вопрос, работая над ним, пара за 30 секунд обменивается информацией.

На уроках используется такой мощный инструмент как поднятие руки (High five), означающий, что учитель требует внимания. Учитель поднимает руку, ученики следуют его примеру - это сигнал тишины для работы с учителем, и команды по выбору отвечают. Затем из нескольких ответов выбирается лучший.

Образовательные структуры (такая формулировка предложена сингапурской компанией Educare Cooperative Limited), отработанные и систематизированные сингапурскими педагогами, дают возможность для реализации эффективных методов взаимодействия учителя и обучающихся. Сингапурское видение основывается на исследованиях Л.С.Выготского, теории деятельности А.Н.Леонтьева, коллективистского воспитания А.Макаренко, гуманистической педагогике В.А.Сухомлинского и опыта педагогов-новаторов 60−80-х гг. XX в. Имеющийся педагогический опыт является безупречным вкладом в мировую науку и сохраняет свое значение для современной российской школы.

Образовательные структуры построены на знакомых нашим учителям методах - кооперативный метод обучения, работа в малых группах, парное обучение, проектная деятельность. Они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и т.д. Кооперативный метод имеет продуманную систему командной работы, процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкций. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма выполняемых действий. Также появляется возможность продуктивного освоения активных форм учебного сотрудничества, формирования необходимых универсальных учебных действий, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Образовательные структуры, как один из вариантов организации деятельности обучающихся, призваны обеспечить реализацию технологии деятельностного обучения.

Преимущество используемых образовательных структур в том, что продуманы

  • время,

  • место и

  • способ действия обучающегося, который нацелен на результат, отмеченный в Федеральных образовательных стандартах. Сегодня целевая установка урока - это совместная деятельность учителя и обучающихся. Тема урока не преподносится учителем, она выводится через проблемные ситуации, проблемный диалог, и каждый из присутствующих на уроке имеет возможность определить приоритетные цели и свои результаты урока.

2. Работа над плотностью урока. За счёт более глубокого планирования, дифференциации и индивидуализации необходимо довести плотность уроков до оптимального уровня. Сингапурскими коллегами предложено использование таймеров (часов) для формирования у детей «чувства» реального времени. Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае - организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не «работает» на достижение цели. Самой распространенной ошибкой потери времени на урок является любая деятельность учителя или обучающихся, которая не предваряется вопросом (заданием) и результат которой не проверяется. В данном случае нарушается элементарное требование дидактики к реализации приемов образовательной деятельности: вопрос (задание) - деятельность обучающихся - проверка результата выполнения.

3. Адресная информация. Необходимо использовать максимальное число каналов получения информации (слуховой, зрительный, моторный).

4. Четкость и продуманность заданий. Ясный инструктаж по выполнению заданий, точная постановка учебных вопросов помогут добиться исчерпывающих ответов. Постоянное обучение детей формулировать вопросы поможет развивать регулятивные универсальные учебные действия.

5. Ответственность обучающихся на уроке формируется через привлечение обучающихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.

6. Комплексное требование к решению образовательных задач посредством учебного предмета. Данное требование возможно через систематическое использование творческих и информационных заданий (на 1-3 урока вперёд) для пар, команд, отдельных детей.

7. Работа над развитием речи учащихся. Умение вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом, умение взаимодействовать предусмотрено каждой образовательной структурой.

РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) - обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.

СИНГЛ РАУНД РОБИН (Single Round Robin или Round Robin) -«однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (Continuous Round Robin) «продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.

ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) - «раунд робин в течение определенного времени» - обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round Robin) - «подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.

ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin) - «все пишут раунд робин» - обучающая структура, в которой ученики по одному ЗАЧИТЫВАЮТ свои ответы по кругу, а ВСЕ остальные ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листках.

8. Организация самостоятельной деятельности обучающихся.

9. Использование различных режимов или уровней коммуникации с детьми(индивидуальный, парный, групповой, общий).

10. Чёткое структурирование учебного материала. Ученику необходимо увидеть основные понятия, их углублённый вариант и дополнительные сведения культурологического характера, необязательные для запоминания.

Создание учителем интеллектуального «фона»/среды возможно через использование следующих образовательных структур.

КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ (Connect-Extend-Challenge) - «связать-расширить-продумать» - обучающая структура, помогающая РАСШИРИТЬ (углубить) знания по теме, СВЯЗЫВАЯ их с предыдущим опытом и ПРОДУМЫВАЯ возможные ТРУДНОСТИ.

ЗУМ ИН (ZoomIn) - «увеличивать» - обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме.

11. Соблюдение здоровьесберегающего аспекта урока возможно в том числе через использование следующих приемов.

МИКС ПЭА ШЭА (Mix Pair Share) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

12. Дифференцирование домашних заданий. Домашнее задание требует от учителя четкого программирования дифференциации домашних заданий, подробные инструкции по использованию наиболее рациональных приёмов и времени. Необходимо донести до учащихся способ выполнения домашнего задания, это даст более продуктивный результат.

Важно понять, что технология, метод, прием - не самоцель, а способ достижения оптимального результата. Поэтому весьма важно разумное использование образовательных технологий, форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения принесёт максимальный образовательный эффект.

Семинар «Преобразование обучения для XXI века»

Рассмотрим их более подробно.

7 Ключевых компонентов Cooperative Learning

Для эффективной работы команды необходимо соблюдать следующие принципы:

1.Обучение в команде

• четверо в команде

• создание новых команд каждые 6 недель

• посадка по уровню знаний (H, HМ, LM, L)

2. Classbuilding (построение класса) - в 1 раз в неделю

• Встать

• Переместиться

• Включение всех в работу

3. Teambuilding (построение команды) - 2 раза в неделю

• Занимательно

• Доступно

4. Менеджмент

• Тихий сигнал (в течение 3-5 секунд для класса, чтобы привлечь внимание учеников)

• Смена партнерства членов команды в процессе обучения (A, B партнеры по плечу, А - партнеры по лицу, В партнеры по лицу),

• Команды из обучающихся с разными способностями

• Применение структур

• Четкие инструкции для применения структур,

• Музыка - 60 bpm - в процессе индивидуальной работы / 120 bpm - неакадемические действия

• Визуальный таймер

• Назначение отвечающего в игровой форме: отвечает более высокий, с более длинными волосами и т.п.

• Один человек от каждой группы распределяет и собирает материалы

5. Социальные Навыки • Умение слушать, хвалить проявлять терпимость во время работы в команде и т.д.

6. Принципы - PIES

Положительная взаимозависимость

-Понимание взаимной выгоды от совместной работы

- Ощущение чувства единения

- Обучение в сотрудничестве

- Успех не может быть достигнут без вклада всех

-Ученики чувствуют, что они нуждаются друг в друге.

-Каждый студент должен выступить перед кем-то еще.

-Ученик не может отмалчиваться.

Равное участие

o Участие должно быть приблизительно равным

o Все студенты имеют возможность участвовать в работе команды

• Одновременное взаимодействие

Урок выстраивается из разнообразных модулей. Их количество доходит до 250.

Каковы же результаты такого обучения?

Школьники Сингапура показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам. С 1995 года сингапурские школьники демонстрируют лучшие знания в международном исследовании TIMSS. В 2008 году консалтинговая

компания McKinsey назвала сингапурскую систему школьного образования самой эффективной в мире. Несмотря на то что в городе-государстве Сингапуре всего 360 школ и классы переполнены, в 2007 году международная компания IMD пришла к выводу: сингапурские школы дают образование, которое лучше, чем в других странах.

Ключевое понятие, которое ученикам и учителям следует уяснить, приступая к модулям сингапурской системы, заключается в непривычном для общеоразовательной школы слове «партнер».

Опыт учителей Татарстана, которые первыми начали осваивать и применять эту технологию, показывает, что требования ФГОС полностью укладываются в формат сингапурской технологии. Увеличились ли эмоциональные и интеллектуальные нагрузки на учителя? Ответы разные. Некоторые учителя считают, что да, увеличились. Опять же, любая профессия сегодня требует более тщательной подготовки. Есть и противоположное мнение: работа с несколькими группами по четыре человека и проще и эффективнее, чем фронтальная с целым классом. Работа по алгоритму экономит и время и силы учителя.

Не обезличивает ли ребенка нумерация участников команды?

Вовсе нет, возражают первопроходцы. Ведь дети не весь урок занимаются под номерами. Это только один из его элементов. Номера используются в тот момент, когда учителю нужно распределить между учащимися задания и рационально использовать время. А когда дети подготовили ответы и начали отвечать, педагог обращается к ним только по имени.



© 2010-2022