Доклад на тему «Инструментарий оценки качества образования и профессиональной подготовки в системе СПО»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему «Инструментарий оценки качества образования и профессиональной подготовки в системе СПО»

Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования.

В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках эксперимента по введению единого государственного экзамена, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. В работах последних лет находит отражение мировой опыт разработки инструментария оценивания результатов обучения, в том числе тестирования и обработки результатов, на основе современных теорий педагогических измерений.

Правительство РФ, федеральные органы управления образованием России уделяют пристальное внимание повышению качества образовательных услуг. ФПРО России на 2011-2015 годы для решения задачи «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» предусматривает проведение следующих мероприятий:

• обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования;

• развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов.

Одним из важнейших показателей оценки качества образования является востребованность подготовленных специалистов на рынке труда. На данный момент требования работодателей и система подготовки выпускников по определенным специальностям зачастую не совпадают. И некоторая, а иногда и большая часть выпускников после окончания СПО с удивлением обнаруживают, что то чему их учили, мало применимо в реальной жизни и вынуждены либо доучиваться либо вообще искать работу в непрофильной сфере.

Наиболее логичный выход из этой ситуации- заранее определиться с теми требованиями, которые представляют работодатели к тем или иным специалистам. Многие образовательные учреждения уже давно проводят такую работу, встречаясь с руководителями доминирующих в регионе предприятий, организаций и т.д. Но недостаток этого подхода в том, что это будут субъективные мнения отдельных руководителей и они по разным причинам могут достаточно сильно отличаться от некого усредненного требования от всех аналогичных работодателей.

Профессиональное образование, как известно, представляет собой сферу пересечения интересов различных социально-профессиональных групп населения:

• работодателей, которые выступают непосредственными заказчиками системы профессионального образования, поскольку именно к ним попадает ее конечный «продукт»;

• учащихся/студентов и их родителей, получающих соответствующий образовательный ресурс для построения деловой карьеры и обеспечения своего будущего;

• органов исполнительной власти и местного самоуправления, формирующих и реализующих эффективную кадровую политику как фактор социально-экономического развития территорий.

При этом основные функции управления системой профессионального образования (целеполагание, планирование и контроль) продолжают оставаться исключительно государственными.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (п.6 ст.2) закреплен государственно-общественный характер управления образованием как принцип государственной политики в области образования, однако прямые указания закона об участии представителей работодателей, общественности в процедурах контроля и оценки качества образования в современном законодательстве России отсутствуют.

В настоящее время проходит согласование проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов и процедурах контроля качества профессионального образования)», в соответствии с которым будут внесены изменения в ряд Федеральных законов. Так, в Федеральном законе от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» вносится дополнение (п.3 ст.13), указывающее на право участия общероссийских объединений работодателей и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей в аттестации образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы любого уровня.

На уровне образовательного учреждения оценка качества профессионального образования представлена двумя процедурами: государственной итоговой аттестацией выпускников и промежуточной текущей аттестацией студентов в рамках внутренней системы качества образования.

Тестовые инструментарии для оценки качества подготовки студентов учреждений профессионального образования разрабатываются самими образовательными учреждениями на основе соответствующих государственных образовательных стандартов. Стандарты третьего поколения разрабатывались так, чтобы учесть все требования работодателей. Неслучайно при оценки качества образования на квалификационных государственных экзаменах в обязательном порядке присутствуют представители организаций, куда будущие выпускники будут приняты на работу.

Например студенты «Воронежского юридического техникума», специальности «Экономика и бухгалтерский учет» сдавали государственные квалификационные экзамены по пяти профессиональным модулям:

ПМ 1 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»;

ПМ 2 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»

ПМ 3 «Проведение расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами»

ПМ 4 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»

ПМ 5 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих».

Председателем квалификационной комиссии был представитель ОАО «172 Центральный автомобильный ремонтный завод».

В данных профессиональных модулях оценивались прежде всего знания бухгалтерского учета, анализа бухгалтерского учета, правильность заполнения налоговых деклараций, знание налогов и кассовых операций. Будущие бухгалтера показали хорошие знания по данным направления.

При написании диплома студенты «Воронежского юридического техникума» специальности «Экономика и бухгалтерский учет» тесно взаимодействуют с работодателями. На производственной практике изучают все тонкости профессии, работают с документами, готовят отчеты В ПФР, Соц. страх., налоговую инспекцию.

Следует особо подчеркнуть, что важным фактором успешного развития системы образования и оценки качества, является общественное участие работодателей, образовательного сообщества, населения в этих процессах. Одно из основных условий такого участия - «прозрачность» деятельности регионального органа управления образованием (профессиональным образованием), полнота и доступность информации для всех социальных партнеров системы СПО. Именно поэтому получаемая в рамках мониторинговых исследований информация о состоянии и тенденциях развития региональных систем должна быть представлена основным заказчикам и потребителям, социальным партнерам СПО.

© 2010-2022