- Преподавателю
- Директору, завучу
- Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванченко Т.А. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Иванченко Татьяна Александровна
(МБОУ Нижне-Саловская СОШ Семикаракорского района Ростовской области)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении
по программе повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций
2015
Содержание
Введение……………………………………………………………...
3
1.
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»…………………………………………………………………
4
2.
Особенности инклюзивного образования……………………………..
7
2.1.
Принципы инклюзивного образования……………………………….
7
2.2.
Проблемы инклюзивного образования………………………………..
9
2.3.
Ситуация с инклюзивным образованием в России…………………..
11
3.
Индивидуальный образовательный маршрут………………………..
12
4.
Особенности аттестации обучающихся с ОВЗ……………………......
16
4.1.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ…………………….
16
4.2.
Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ……….
17
Заключение…………………………………………………………..
20
Литература…………………………………………………………..
21
Введение
Согласно Федеральным государственным требованиям и Федеральным государственным образовательным стандартам Российская система образования отказывается от традиционного представления образовательных результатов воспитанников и учащихся в виде знаний, умений и навыков и ориентируется на формирование у детей базовых компетентностей и обеспечение самоопределения в нравственной, интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности, в развитии индивидуальности каждого воспитанника, ученика, воспитание его как субъекта социализации, готового к продуктивному социальному взаимодействию.
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
На современном этапе развития образования в Российской Федерации подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья». Поэтому, в образовательном учреждении необходимо создать оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка, раскрывающие его внутренние возможности и резервы, организовать коррекционно-развивающую, реабилитационную и здоровьесберегающую среду, обеспечивающую частичное восстановление и сохранение физического и психического здоровья, необходимого для продолжения обучения.
-
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.
В основном, это дети с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Следует обратить особое внимание, что статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Что дает статус «ребенок с ОВЗ»?
Данная группа детей имеет значительные преимущества, находясь в системе образования:
1. право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
2. право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
3. по окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
4. право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;
5. к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В целях реализации положений указанных законодательных актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.
-
Особенности инклюзивного образования
Инклюзивное образование - один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.
Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилиями общественности в 1990-х - 2000-х гг. и формирование общественного мнения, позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование иклюзивной (вовлекающей).
-
Принципы инклюзивного образования
Восемь принципов инклюзивного образования:
-
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
-
Каждый человек способен чувствовать и думать;
-
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
-
Все люди нуждаются друг в друге;
-
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
-
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
-
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
-
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.):
-
Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
-
Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
-
Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
-
Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
-
Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:
-
Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
-
Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
-
Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
-
Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
-
Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
-
Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
-
Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
-
Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
Таким образом, инклюзия - это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
2.2.Проблемы инклюзивного образования
-
Психологические проблемы учителей
Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно делать свое дело, несмотря ни на что. Следует посмотреть в лицо своим страхам и продолжать работать, несмотря на них, тогда они станут меньше и отдалятся. «"Выжившие" после проведения реформ рассказывают, что в течение нескольких недель они испытывали страх, а затем, как по волшебству, он проходил. Каждый человек помнит, что был испуган, но ни один не помнит, чего именно он боялся, однако страх прошел. Обычно на это уходит шесть недель - общая продолжительность выхода из любого кризиса. Слова "Не волнуйся. Не бойся" произносить бессмысленно. Включение - это перемена. Перемены пугают всех. Так устроен наш организм. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам мы должны все равно. Понятно, что в такой кризисный период людям нужна поддержка. И все же урок, который был извлечен из первых опытов, таков: нужно посмотреть в лицо страху и отвести взгляд; назвать его по имени и идти дальше».
-
Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей
Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.
2.3.Ситуация с инклюзивным образованием в России
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47.
В Санкт-Петербурге с 2006 года на базе школы № 593 Невского района реализуется программа инклюзивного образования. Школа является победителем Национального приоритетного президентского проекта "Образование" 2006 г.Центр инклюзивного образования «Я слышу мир!» открылся в Гимназии №56 Петроградского района Санкт-Петербурга. На базе школы № 232 Адмиралтейского района реализуется социальный проект "Подари свет". В рамках проекта проводятся еженедельные совместные творческие занятия для учащихся школы и слабовидящих детей.
-
Индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут - это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)
Цель - выстраивание системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и семьями, в которых эти дети воспитываются.
Проектируется индивидуальный образовательный маршрут специалистами службы психолого-медико-педагогического сопровождения на основании результатов психолого-медико-педагогического консилиума учреждения или заключения психолого-медико-педагогической консультации города, на основании представлений всех специалистов (медицинское, педагогическое, логопедическое, психологическое, карты социального развития) С ним знакомят родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, заключается договор на осуществление коррекционно-развивающей работы.
Компоненты индивидуального образовательного маршрута:
-
Целевой ( содержит информацию о ребенке и его семье)
-
Фамилия имя отчество ребенка, дата рождения.
-
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование.
-
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование.
-
Дата постановки на учет.
-
Причина остановки на учет.
-
Цель коррекционно-развивающей работы.
-
Куратор.
-
Информационный (содержит информацию об особенностях развития ребенка на момент остановки на учет: физическое, психическое, интеллектуальное). С учетом требований Федерального закона РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» информация данной страницы заполняется с согласия родителей, о чем с них берется письменное соглашение. Педагогические работники так же дают подписку о неразглашении информации о ребенке. Коррекционно-развивающая деятельность строится с учетом возрастных, индивидуальных возможностей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, на основе рекомендаций фельдшера учреждения или заключения врача, у кого ребенок стоит на учете. Занесение такой информации обязательно, так как уровень актуального развития ребенка обусловлен наличием медицинских диагнозов.
-
Содержательный (программы коррекционно-развивающего образования и специалисты, реализующие эти программы: воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования).
-
Технологический (содержание деятельности).
Временной интервал
Цель
Содержание деятельности воспитателя
Содержание деятельности учителя логопеда
Содержание деятельности педагога-психолога
Содержание деятельности музыкального руководителя
Содержание деятельности инструктора о физической культуре
Содержание деятельности педагога дополнительного образования
Содержание работы с семьей
Ожидаемый результат
Динамика развития ребенка
Данная таблица заполняется 1 раз в квартал, исходя из результатов промежуточного диагностирования.
Содержание деятельности прописывается с учетом ведущих видов деятельности ребенка дошкольного возраста, определенных федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655, на основании программ, технологий, методик реализуемых образовательным учреждением.
Обязательным является и включение родителей в педагогический процесс. Согласно Закону РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 ст. 18. именно родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы нравственного, интеллектуального и физического развития ребенка. А, следовательно, должны стать полноценными и полноправными участниками в образовательной деятельности собственного малыша.
-
Диагностическо-результативный (отражает формы контроля и учета достижения ребенка).
Содержание коррекционно-развивающей работы зависит от результатов первичного диагностирования уровня освоения программы дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями. Обязательным условием ведения ИОМ является лист динамики, где отображены результаты первичного и последующего диагностирования. Результаты диагностирования вносятся в сводную таблицу, которая ведется на протяжении всего времени пока ребенок стоит на учете в психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения и заполняется не менее двух раз в год.
Специалисты также ведут лист динамического наблюдения, в который вносятся следующие показатели:
Кто проводил наблюдение
Дата
Цель
Виды деятельности
Результат
Примечания
Цель такого наблюдения - коррекция компонентов образовательного процесса, выбор оптимальных форм его организации.
Имея представление о желаемом результате в виде конкретных критериев эффективности, в зависимости от результатов промежуточного обследования можно своевременно вносить изменения в ИОМ, для более качественного осуществления образовательного процесса и действенности его для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.
По итогам года собирается психолого-медико-педагогический консилиум, которые делает заключение о проделанной работе и дальнейшей ее перспективе. Обязательно на заседании консилиума приглашаются родители, которые знакомятся с результатами проведенной работы и принимают участие в ее последующем планировании.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут - это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений и навыков.
Однако, следует помнить, что обучающимся с ОВЗ все равно предстоит аттестация. Рассмотрим особенности аттестации обучающихся с ОВЗ,
-
Особенности аттестация обучающихся с ОВЗ
4.1.Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются:
-
мониторинг знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части учебного плана;
-
административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;
-
мониторинг знаний, умений и навыков учащихся по предметам вариативной части учебного плана;
-
мониторинг уровня развития учащихся (совместно с социально-психологической службой)
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают общее образование по адаптированным основным общеобразовательным программам в образовательных организациях, в которых создаются специальные условия (ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ). Прием на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.
Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.
Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте учащегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т.д.
В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).
4.2. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ
Выпускники IX классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) - это может быть основной государственный экзамен (ОГЭ) либо государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
Существуют специальные правила организации ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Условия организации и проведения ГИА для учащихся с ОВЗ определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников.
Для определения необходимых условий проведения ГИА выпускник с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА должен предоставить один из следующих документов (оригинал или ксерокопию):
-
заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
-
справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Материально-технические условия проведения экзамена должны учитывать индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов и обеспечивать им возможность беспрепятственного доступа и пребывания в аудиториях, туалетных и других помещениях.
В помещениях должны быть пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла и другие приспособления. При отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже.
При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, принять лекарство.
Участники экзамена могут пользоваться необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей.
Особенности организации экзаменов
Для глухих и слабослышащих обучающихся:
-
аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
-
при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
-
по желанию экзамены по всем учебным предметам могут проводиться в письменной форме.
Для слепых обучающихся:
-
экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
-
письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
-
предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления - ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер;
-
ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.
Для слабовидящих обучающихся:
-
экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере;
-
в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей):
-
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением;
-
по желанию ГВЭ по всем учебным предметам проводится в устной форме.
Во время проведения экзамена для участников организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
Время экзамена увеличивается на 1,5 часа.
Для обучающихся, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в ППЭ, экзамен организуется на дому.
Заключение
Итак,«инклюзия - образовательная модель для всех обучающихся - гибкая, разносторонняя и индивидуализированная - в интегрированных условия.
Общеизвестно, что человек - существо социальное. От того, как формируется социум, как в нем воспринимается человек с ограниченными возможностями, как он вписывается в общество и какое место в нем занимает, зависит ни много ни мало духовное состояние и здоровье самого общества. С этой точки зрения успешное введение инклюзивного образования возможно лишь в обществе, обладающем здоровой нравственной основой. Но процесс этот взаимозависимый. Существование инклюзивного образования, в свою очередь, укрепляет нравственное здоровье общества. В этом плане перед современной Россией стоит немало проблем.
Единственный доступный всем нам способ сделать жизнь семей с особыми детьми частью всего общества принять (не формально, а сердцем) идею инклюзии - включения любых детей в общую жизнь.
Смысл школы (для любых детей) - не просто добиться освоения материала, а научить существовать в обществе людей с разными способностями. Потому что если бы смысл был только в освоении программы, то не то что особым, а и половине обычных детей было бы лучше сидеть дома и учиться по интернету. Но правильная школа, в которой инклюзивный подход к образованию не спущен сверху, а является частью ее школьной установки без всяких государственных предписаний, учит детей общаться, слушать одноклассников, правильно выражать чувства, доверять другим людям, кроме мамы и папы, делать что-то по очереди, сидеть на месте в автобусе и т.д. Все эти навыки гораздо легче привить в обществе, потому что вне общества они и не нужны.
Литература
1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/-М.: Прометей, 2005.
2.Бурлачук Л. Психодиагностика.-Санкт-Петербург : Питер, 2002.
3.Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка.-М.:Генезис, 2012.
4.Екжанова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» -М.-2008.
5.Ковалева Т.М. -К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной
технологии // Основные тенденции развития современного образования : Материалы международной научно-практической конференции -М.: ИТОиП РАО, 2002.
6.Ковалева Т.М.-О возможном соотношении системы развивающего обучения и
педагогики развития // Педагогика развития : замыслы, достижения, возможности.-Красноярск, 2002.
7.Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. -М.: Национальный книжный центр,2013.
8.Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова.-М.: МГППУ, 2013.
9.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования.: Методическое пособие /Под общ.ред. М.М. Семаго. -2-е изд. -Москва : Айрис-Дидактика, 2006.