Выступление н педсовете Мотивация в учении. Как управлять её развитием

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мотивация к учению. Как управлять её развитием.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Психологический закон гласит: прежде, чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя
путями:
1. Через усвоение обучающимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то
заинтересовать его.

Развитие мотива, баланс стремления к успеху и желания избегать неудач могут различаться: одни мои ученики стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое, не рисковать.

Проблема, которая встает передо мной - это разработка собственной системы развития мотивации учения, развития познавательного инте­реса.

Существует богатый арсенал форм и методов стимулирования и мотивации познавательной дея­тельности. Для себя я выделила 4 блока основ­ных методов мотивации.

I. Эмоциональные

- поощрение («молодец, сегодня задание у тебя выполнено лучше, чем вчера» - всегда можно найти, за что похвалить ребёнка);

- порицание («Как же так? Сегодня та же ошибка, что и вчера. Неужели ты так и не доучил теорему?» - иногда и этого вполне достаточно, чтобы ребёнок получил стимул для работы);

- учебно-познавательная игра (например, при изучении площадей четырёхугольников на геометрии в 8 классе можно устроить «конструкторское бюро» по вычислению количества паркетных плиток, необходимых для покрытия пола в комнате, площади одной плитки, рассмотреть различные варианты паркетов);

- создание ситуаций успеха (разобрав несколько однотипных задач, вызвать слабого и не уверенного в себе ребёнка к доске со словами «попробуй ты, теперь у тебя тоже получится»);

- стимулирующее оценивание (иногда, выставляя обучающемуся оценку, я говорю «сегодня твоя оценка 4,8, но я округляю её до пяти баллов»);

- свободный выбор задания,

- удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные

- опора на жизненный опыт (сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел, используя понятия «долг» и «наличность»);

- познавательный интерес (при изучении темы «Арифметическая прогрессия» полезно сообщить обучающимся сведения из истории математики о том, как К. Гаусс сосчитал сумму натуральных чисел от 1 до 100);

- создание проблемной ситуации (начать объяснение нового материала с вопроса, с постановки проблемы, которая будет решаться на уроке);

- побуждение к поиску альтернативных реше­ний («Как эту задачу можно решить другим способом?»);

- выполнение творческих заданий (изображение симметричных картинок при изучении темы «Симметрия» в 9 классе);

- «мозговая атака» 9»Ребята! Материал из каких тем можно применить при решении этой задачи?»);

- парная и группо­вая работа,

- проектный метод.

III. Волевые

- предъявление учебных требований,

- информирование об обязательных результа­тах обучения (сообщение обучающимся, что конкретно необходимо знать по данной теме);

- формирование ответственного отношения к учению,

- познавательные затруднения,

- самооценка деятельности и коррекции («Саша! Как ты сегодня отвечал? Оцени качество своего ответа.»);

- рефлексия поведения,

- прогнозирование будущей деятельности.

IV. Социальные

- развитие желания быть полезным обществу (во внеклассной работе: « Ребята! А давайте не просто соберём материал об математиках-учёных, но ещё сходим в младшие классы и расскажем о них ребятам»);

- побуждение подражать сильной личности («Лена! Дима долго не мог научиться решать задачи на части, но всё-таки освоил их. Ты тоже можешь разобраться в этой теме! Надо постараться.»);

- создание ситуации взаимопомощи («Яна! Ты уже справилась с предложенными мной задачами. Теперь помогай в них разобраться Лене.»);

- поиск контактов и сотрудничества,

- заинтересованность в результатах коллектив­ной работы (оформление газеты ко дню математики);

- взаимопроверка («Вы решили задачу? А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте решение у своего соседа по парте.»);

- рецензирование.

Известно достаточно много конкретных условий,
вызывающих интерес школьника к учебной деятельности.

1. Способ раскрытия учебного материала.

Если ребёнок остаётся пассивным на уроке изо дня в день, из недели в неделю, то развитие его познавательных способностей ограничивается. Обучающемуся ничего не остается, как запомнить предложенный учителем материал и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Учитель не должен задавать стереотипных вопросов, направленных на воспроизведение материала. Обучающиеся должны высказывать своё мнение и отношение к изучаемому.

Например, изучение формулы объёма конуса на уроках геометрии в 11 классе я начинаю так. Показав обучающимся модели цилиндра и конуса одинаковой высоты и радиуса, я задаю вопрос: «Как вы считаете, сколько вот таких объёмов (показываю конус) уместится в этом (показываю цилиндр) геометрическом теле?» Или при изучении действий с алгебраическими дробями в 8 классе ведём диалог с обучающимися и опираемся на их умение работать с обыкновенными дробями.

2. Организация работы над предметом малыми группами.

Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. При работе в парах и группах имеет смысл объединять детей с нейтральной мотивацией к предмету с детьми, которые не любят данный предмет. После совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету.

3. Отношение между мотивом и целью.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Обучающиеся старших классов очень часто задают вопрос: «Зачем нам это нужно? Где нам эта тема пригодится?» В таких случаях мне очень помогают задачи с практическим содержанием. Например, при изучении объёмов геометрических тел в 11 классе можно определить, уместится ли шарик мороженого определённого размера в вафельный рожок-конус или вычислить массу краски, необходимой для окрашивания ведра (усечённый конус) ?

4. Проблемность обучения.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если я делаю это, то обычно мотивация обучающихся находится на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Интересный урок - один из путей повышения мотивации. С моей точки зрения такой урок можно создать за счет следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета); методов и приемов обучения. Последний пункт - поле для моей творческой деятельности. Обратим внимание на некоторые требования к современному уроку.

- Я по возможности стараюсь на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое.

- Я ставлю оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько ответов на разных этапах урока (повторение пройденного материала, проверка домашнего задания, изучение нового материала).

- Постоянно и целенаправленно занимаюсь пробуждением и совершенствованием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстроты реакции, всех видов памяти, внимания, воображения и т.д. (например, в упражнениях на развитие внимания, начинаю с заданий «рисуем по клеткам» в 5 классе и до поиска ошибок в математических софизмах в 8-9классах).

- Стараюсь, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся. Например, в 5 классе при изучении обыкновенных дробей проводим связь с музыкой - «Доли и дроби». В 6 классе в теме «Проценты» вспоминаем экономику и бухгалтерию, в геометрии 8 класса при изучении темы «Подобие» говорим о применении подобных треугольников при определении высоты предмета и расстояния до недоступной точки.

Чтобы добиться этого, я ввожу в процесс обучения развивающие приемы, повышающие интерес к предмету, а следовательно, и активность детей.

Для мотивации школьника более важной, чем моя отметка, оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Моя оценка повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Другим правилом выставления отметки для поощрения мотивации является такой прием, когда я сравниваю успехи ученика не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количествен­ный анализ учебной деятельности обучающихся, под­черкивались положительные моменты, сдвиги в ос­воении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатирова­лось их наличие. Оценки не должны стать самоцелью для обучающих­ся, потому что может произойти сдвиг учебной мо­тивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку, которая «добывается» не­честными способами. Это приводит к угасанию мо­тива собственно учебной (познавательной) деятель­ности, к деформации развития личности обучающегося.

Мышление обучающегося может стать мотивированным, если он испытывает противоречия (например, между тем, что он уже сделал и тем, что может сделать). Любые изменения во внешних и внутренних представлениях рождают противоречия между тем, что было, и тем, что может быть. В каждой конкретной ситуации можно создать искусственные или реальные противоречия. Стратегию обучения нужно обдумывать заранее.

Если выпускник

- научится ставить перед собой реальные цели и выбирать способы их достижения,

- самостоятельно оценивать результаты своей деятельности,

- научится быть ответственным за свои удачи и промахи,

- видеть связь между приложенными усилиями и результатом своего труда,

можно считать, что моя деятельность не прошла даром и в мотивационной сфере наступили необходимые качественные изменения.

© 2010-2022