Методическая разработка КОМПЕТЕНТНОСТЫЙ ПОДХОД В ОБЩЕМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Концепция модернизации российского образования» и Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций.Болонский процесс. Компетентностный подход в обучении в Р.Ф. появился при изучении ситуации на рынке труда: были рассмотрены требования, которые предъявляются по отношению к работнику. В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется в треб...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМПЕТЕНТНОСТЫЙ ПОДХОД В ОБЩЕМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Основные понятия.

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Образовательная компетенция - совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

«Концепция модернизации российского образования» и «Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Одной из причин, явилось вхождение России в Болонский процесс. В первую очередь европейские страны поставили перед собой задачу достичь такой степени прозрачности образовательных систем, чтобы для каждого работодателя было понятно, какими умениями и навыками обладает человек, получивший образование в любой стране. Тогда с 2000 года начался процесс, который получил название «тюнинг» - выработка таких требований к будущему специалисту, которые бы устроили работодателей разных стран.

Россия к этому процессу подключилась в 2006 году. И тогда сформировалось то понятие компетенции, которым пользуется система образования сегодня. В нем есть три основных компонента: первый - знание; второй - методология применения этих знаний, владение этой методологией; третий - практический навык. Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом - в конструировании содержания образования и систем контроля его качества - на систему ключевых компетенций.

Компетентностный подход в обучении в Р.Ф. появился при изучении ситуации на рынке труда: были рассмотрены требования, которые предъявляются по отношению к работнику. Поэтому современное образование должно формировать профессиональный универсализм - способность человека менять способы и сферы своей деятельности. Хороший сотрудник должен быть профессионально подготовлен, а также от него сейчас требуется умение работать в команде, принимать самостоятельные решения, он должен проявлять инициативу и быть способным к инновациям. Готовность к перегрузкам, психологическая устойчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям - вот к чему должен быть готов современный работник, который стремится построить карьеру.

Для обсуждения проблем компетентностного подхода в образовании необходимо ответить на вопросы о том, какие изменения в обществе обусловили поиск новой концепции образования и почему сложившийся подход к определению целей и содержания образования не позволяет провести его модернизацию. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни. Каким будет мир в середине XXI века - трудно представить. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Требуется выработка умений делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Модернизация образования нацеленная на обеспечение соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда, в той или иной мере. Эта мера зависит от способности системы образования к изменениям, а способность во многом определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов.

Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребёнка - она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник - это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед школой ставится задача эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, метапредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».

«Компетентностный подход» и «Ключевые компетентности» в обучении получали распространение в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено определение компетентности, как способности действовать в ситуации неопределённости. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Сейчас появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей, например, монография А.В. Хуторского «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения», книга «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решений», процесса", написанная группой авторов под редакцией А.Г. Каспржака и Л.Ф. Ивановой.

Ключевые компетентности - это универсальные способы деятельности, при освоении которых человек понимает ситуацию и достигает желаемых результатов в профессиональной и личной жизни в условиях конкретного общества. Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др. В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Причем, источник может быть даже более значимый, чем школьное образование. Сущностные признаки компетентности:

  • постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к «успешному взрослому»);

  • ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организовать свое образование, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего);

  • имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);

  • пpоявляются в умении осуществлять выбор исходя из знания себя в конкретной ситуации;

  • проявляются в мотивации на непрерывную самообразовательную деятельность.

Принципы компетентностного подхода заключаются в том, что:

  1. Весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников.

  2. Содержанием образования является адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем.

  3. Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у учеников опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования.

  4. При оценке образовательных результатов нужен анализ уровней образованности, которые достигнуты учениками на определенном этапе обучения

В информационном обществе изменяются культурные и социально-экономические условия, которые приводят к изменению системы ценностных ориентаций. Соответственно меняется идеология системы образования, которая должна ориентироваться на высшую ценность - человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром, пpиродой, обществом.

В этой связи необходимо реализовать субъектный подход в обучении, в рамках которого каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную и внешкольную жизнь. При этом существенным образом изменятся роль педагога. Педагог должен перейти к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, развитию его компетентностей.

Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся в образовательном процессе. Следует учитывать, что для каждого возраста характерна своя система ценностей, которая проявляется в позициях, социальных ролях, значимых проблемах. Можно утверждать, что для каждого возраста характерно свое предметное содержание деятельности, круг познавательных задач и соответствующие им способы решения соответственно будут разными.

Цели компетентностного подхода:

  • научить учиться,необходимо научить детей решать проблемы в учебной деятельности, то есть выбирать нужные источники информации, ставить цели познавательной деятельности, искать и находить лучшие способы достижения поставленных целей, организовывать деятельность, уметь оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими учащимися.

  • научить находить выход из ключевых проблем современной жизни: политических, экологических, межкультурных, то есть разрешать аналитические проблемы.

  • научить объяснять существующие явления действительности, их причины, сущность, взаимосвязи, при этом используя необходимый научный аппарат, то есть разрешать познавательные проблемы.

  • научить разрешать аксиологические проблемы, то есть ориентироваться в мире духовных ценностей, которые отражают разные мировоззрения и культуры.

  • научить искать выход из проблем, которые связаны с осуществлением определенных социальных ролей (гражданина, избирателя, пациента, потребителя, члена семьи, организатора и других).

  • научить решать проблемы, являющиеся общими для разных видов профессиональной и другой деятельности (поиск и анализ информации, принятие решений, организация совместной деятельности и т.д.)

  • научить решать проблемы, касающиеся профессионального выбора, а также подготовки к последующему обучению в образовательных организациях.

Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем. Применяя компетентностный подход на уроке, или занятии педагог подготавливает ученика к дальнейшей взрослой жизни, способствует его успеху в дальнейшем.

Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения. Накапливается и осмысливается уже опыт решения не учебных, а жизненных задач. Основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Жизненный опыт формируется планомерно. Оценивается не накопленный багаж дидактических единиц, а способность применить его в различных ситуациях. Образовательная организация должна готовить к решению жизненных проблем и полагаться на свою самостоятельность. И поэтому методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей. Дополнительное образование вступает в действие за рамками образовательного стандарта, расширяя, углубляя, конкретизируя предметный минимум. И тут необходимы специфические рационально-образовательные технологии, такие как: ТРИЗ-технология, технология программированного обучения, технология проектного обучения, информационные технологии, технология совместного научного исследования, технологии коллективных способов деятельности; информационное, компьютерное обучение; технологии дифференцированного и индивидуального обучения; персонифицированного обучения и другие. В рамках компетентностного подхода рационально-образовательные технологии направлены на формирование следующих компетенций у учащихся системы дополнительного образования:

  • учебных компетенций (наличие системы знаний, умений, способов по глубокому усвоению различных областей науки (дисциплин), способность и умение личности творчески осмысливать информацию и рационально мыслить);

  • исследовательские компетенции (формирование операционных, тактических, стратегических исследовательских умений, развитие самостоятельной исследовательской деятельности учащихся).

Основная задача модернизации образования состоит в достижении нового качества - качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником образовательной организации (общего и дополнительного образования) системы ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества. Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

  2. Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

  3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

  4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

  5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

  6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

  7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Развитие процессов информатизации в обществе требует создания условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.Для системы дополнительного образования интерес представляет подход к пониманию компетентности британского психолога Дж. Равена. Необходимость введения компетентностного подхода в образовательный процесс учреждения дополнительного образования детей:

  • пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий, соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области;

  • переформулировка целей образования, на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;

  • изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов, в качестве ведущего дидактического средства предлагается использование метода проектов;

  • отказ от традиционных процедур оценивания учащихся и образовательных программ.

Компетентностный подход в развития способностей детей в дополнительном образовании предполагает обучить ребенка различным способам осуществления деятельности, самостоятельным выбором способа деятельности при решении возникающей проблемы. Помимо предметных (узкопрофильных - к рисованию, прикладному творчеству и т.д.) при компетентностном подходе развиваются следующие способности:

- способность к разрешению проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;

- технологические способности, т.е. способность понять инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, четкое соблюдение технологии деятельности, что позволит обучающемуся в дальнейшем осваивать и грамотно применять новые технологии (способы деятельности) самостоятельно;

- способности к самообразованию, т.е. способность осуществлять информационный поиск и извлекать информацию их различных источников на любых носителях, самостоятельно восполнять недостающие для выполнения определенного вида деятельности знания и умения;

- способность к использованию информационных ресурсов, т.е. способность принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации необходимой для планирования и осуществления деятельности;

- способность к социальному взаимодействию, т.е. способность продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, но позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения поставленных целей и задач;

- коммуникативные способности, т.е. способности получать в диалоге необходимую информацию, представлять и корректно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразных позиций и уважения к чужой точке зрения;

- креативные способности, т.е. способности мыслить не стандартно и добиваться решения задач при выполнении деятельности наиболее эффективными способами, наличие собственного видения проблем, способность к разработке, оформлению, презентации и реализации собственных творческих идей;

- рефлексивные способности, т.е. развитые аналитические способности, планирование и проектирование собственной деятельности, социального опыта выполнения деятельности, видения противоречий и недостатков, способов их преодоления, умения анализировать свою жизнь и деятельность.

В каждой из принятых ключевых компетентностей возможно выделение трех основных составляющих, подлежащих оценке:

- знания и умения в овладении основными понятиями и процедурами данной сферы;

- ситуационное поведение, обуславливающее корректные действия человека при возникновении тех или иных ситуаций;

- способность к осмысливанию и оцениванию возникших ситуаций, в том числе самого себя как действующего участника ситуаций (рефлексивная составляющая деятельности).

Отдельно будет необходимо оценивать сугубо индивидуальный творческий компонент. В этом случае предполагается фиксировать индивидуальные результаты отдельной строкой в документах, выдаваемых выпускнику общеобразовательного учреждения, где указываются творческие успехи.

В условиях, когда ДОД ориентировано на развитие созидательных и познавательных способностей обучающихся, необходима разработка подходов к выявлению личностных компетенций участников образовательного процесса в детских объединениях различной направленности. Формирование и развитие предметных, ключевых, общих компетенций обучающихся в УДОД будет способствовать обновлению содержания деятельности детских объединений, росту профессиональных компетенций педагога дополнительного образования детей, повышения качества дополнительного образования.

Ступени развития компетенций обучающихся в системе ДОД

1 ступень (Возраст 5-9 лет)

Формирование базовой культуры и базового образования

2ступень (Возраст 9-14 лет)

Формирование предметных компетенций, качеств и ценностей Человека культуры (гражданские, творческие, нравственные, практические)

3 ступень (Возраст 14-16 лет)

Развитие ключевых компетенций: коммуникативных, креативных, социальных, здоровьесерегающих, на основе реализации предметных компетенций

4 ступень (Возраст 16-18 лет)

Развитие общих компетенций: (адаптация, социализация, интеграция в социум, самореализация) на основе реализации ключевых и предметно-фундаментальных компетенций.

Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребёнка - она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник - это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни.

Критерии развития общих компетенций выпускника

Критерии

Развивающиеся компетенции

Составляющие компоненты

Адаптация

(приспособление к социуму)

Коммуникативная

- саморегуляция, самоконтроль;
- самопрезентация;

-конструктивное взаимодействие;

- наличие «Я-концепции», позитивизм;

- ответственность;

- адекватная самооценка;

- реалистичность ожиданий

Творческая

- креативное и критическое мышление;

- обучаемость;

- генерирование, сохранение культуры общества, определения себя в культуре и своего места в обществе

Социальная

- социальная зрелость (ответственность, целеустремленность, позитивизм);

- образованность;

- самостоятельность;

- знание и соблюдение основных правовых норм, интерес к общественной и политической жизни города, региона, страны

Здоровьесберегающая

- отсутствие вредных привычек;

- умение организовать активный досуг;

- рациональное распределение физических, психических, интеллектуальных нагрузок;

- стрессоустойчивость

Социализация

(позитивное преобразование окружающей действительности)

Творческая

- умение работать с информационными источниками, технологиями;

- самообразование, самообучение;

- устойчивость нравственных ориентиров, ценностных установок;

- сформированность интеллектуальной сферы, психических процессов;

- индивидуальность

Коммуникативная, социальная

- успешное освоение социальных ролей;

- самоутверждение;

- толерантность и гуманизм;

- способность использовать потенциал социальной среды для собственного развитии;

- видение проблем и наличие представлений о социально-приемлемых путях и способах их решения;

- владение основами организаторской деятельности;

- способность разрабатывать различные проекты и участвовать в их реализации;

- понимание и соблюдение экологических норм;

- уважение к культуре и традициям других народов;

- понимание универсальных и моральных человеческих ценностей

Интеграция в социум

(практические применение ЗУН и способностей в различных сферах жизни)

Коммуникативная

- умения разрешать конфликты;

- умение анализировать свои действия;

- уверенность в собственных силах;

-сформированность психофизических, интеллектуальных, моральных регуляторов поведения;

Творческая

- сотворчество;

- развитие творческих способностей;

- осознанность мотивов;

- потребность в саморазвитии;

- эмоциональная устойчивость

Социальная

- информированность;

- социальная активность;

- готовность к сотрудничеству;

- уважение к чужой интеллектуальной и частной собственности;

- готовность идти на компромисс;

- согласование и реализация своих творческих идей, планов, проектов

Здоровьесберегающая

- знание и соблюдение норм техники безопасности жизнедеятельности;

- соотнесение собственных идей, разработок, проектов с нормами экологической безопасности

Самореализация

(реализация базовых ЗУНов, способностей в социуме и приобретение новых, способствующих росту профессиональной компетенции)

Творческая

- активизация собственной деятельности на осмысление, признание, актуализацию, и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества;

- профессиональное самоопределение;

- оценочное отношение к миру, к деятельности, к людям

Коммуникативная

- инициативность;

- активность;

- самоорганизация

Здоровьесберегающая

- здоровый образ жизни; (ЗОЖ);

- высокая работоспособность;

- рациональное использование рабочего места и свободного времени

Социальная

- активная гражданская позиция;

- развитость потребностей к участию в общественной и политической деятельности;

- устойчивость убеждений;

- умение найти выход из проблемной ситуации



Основные выводы.

При внедрении компетентностного подхода в образование произойдет изменение всей педагогической системы, осуществится переход к новому типу воспитания и обучения. Образование и общество еще не готовы к подобному кардинальному сдвигу. Переход к компетентностному образованию подразумевает под собой долгий процесс исследований, осмысления, принятия и разработок административно взвешенных и научно обоснованных решений.

Для реализации этого процесса необходима опора на психолого-педагогическую теорию или даже комплекс теорий. Нужны серьезные государственные инвестиции в образование для перехода к новой модели и повышения качества образования. Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер. Критерием проявления компетенции является достижение учащимся положительного для себя результата. Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений - это ключевые компетентности, которые необходимо внедрять в систему образования современного общества.

Что читать о педагогических процессах современной школы и современных подходах в образовании, рекомендует философ Елена Брызгалина, к.ф.н. 5 книг о компетентностном подходе в образовании:

  1. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013 (Серия «Новые стандарты»).

  2. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. - СПб.: РХГИ, 2004.

  3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /Пер. с анг. - М.: Когито-Центр, 2002.

  4. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции М.: Логос, 2009.

  5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Рекомендованная литература для изучения

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2.

  2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005.

  3. Давыдов Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2006. - 26 с.

  4. Дополнительное образование: Словарь-справочник /Д.Е. Яковлев. - М.: АРКТИ, 2002.

  5. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: ВЛАДОС, 2002

  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

  7. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия развития, 2004..

  8. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2003. - 101 с.

  9. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования /Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В. Великановой. - Самара: Профи, 2001.

  10. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.

  11. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. - 2004- №5. - с. 3-12.

  12. Мединцева И.П. // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.

  13. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. - М.:АРКТИ, 2007. - 132 с.

  14. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

  15. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5.

  16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". 2002, 23 апреля. eidos.ru/journal/2002/0423.htm

  17. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость. // Мир образования - образование в мире. 2001, № 4.



© 2010-2022