Выступление на тему «Управленческие и педагогические аспекты работы с одаренными детьми»

Какие же главные звенья управленческой деятельности обеспечивают школе результат? Очень кратко, почти номинально остановлюсь на них: Во всей нашей управленческой деятельности нет ни одной малозначимой функции, начиная с информационно- аналитической и заканчивая регулятивно-коррекционной. Говоря о планово-прогностической функции, я хочу заметить, что школа, которую я представляю, участвует в научно-прикладном проекте «Одаренные дети», реализуемым под руководством ЧИППКРО. В организационно-испол...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление

на съезде руководителей

общеобразовательных учреждений

17 февраля 2012 года

по теме

«Управленческие и педагогические

аспекты работы с одаренными детьми»

17 февраля 2012 года


Национальный приоритетный проект «Образование», НОИ «Наша новая школа» в качестве одной из ключевых задач обозначил работу с одаренными и талантливыми детьми, и в нашей области, благодаря последовательной целенаправленной политики Министерства образования и науки, института повышения квалификации школы на местах не только реально ощущают значимость этой задачи, но и получают практическую поддержку как материальную, так и методическую.

Я представляю Златоустовскую школу № 25, школу с углубленным изучением английского языка, и в своем выступлении я предполагаю остановиться на важнейших управленческих и педагогических аспектах организации работы по этому направлению.

Школе в этом году исполняется 50 лет, статус школы с углубленным изучением английского языка получили 18 лет назад. Обучаем 590 детей. 75 % учащихся - дети из ближайших микрорайонов, остальные приезжают из отдаленных районов города. Я привожу эту статистику, чтобы показать, что в нашем городе в каждом районе есть крепкие самодостаточные школы, которые являются привлекательными для способных и талантливых детей, и в которых они успешно учатся и побеждают в олимпиадном движении.

В нашей школе только 65% учащихся стабильно добиваются успеваемости на 4 и 5, более 30 % постоянно имеют удовлетворительные отметки, как текущие, так и итоговые. Но, тем не менее, школа имеет заметную результативность работы: у нас высокий областной рейтинг ЕГЭ, например, 13 место в 2011 году. Хорошие результаты показывают учащиеся на ЕГЭ по английскому языку: 2008 год - 2 место, 2011 год - 1 место. Начиная с 2006 года, у нас 11 победителей и призеров Всероссийских олимпиад, выпускники школы прочно обосновались в лучших вузах страны, 7 раз ученики получали Гранты Президента и Губернатора. Мы всегда будем гордиться тем фактом, что в 2007 году в числе первых 11 школ области мы по решению правительства Челябинской области и Министерства образования и науки получили грант в сумме 3-х миллионов рублей на оборудование предметной лаборатории.

Какие же главные звенья управленческой деятельности обеспечивают такой результат? Очень кратко, почти номинально остановлюсь на них:

Во всей нашей управленческой деятельности нет ни одной малозначимой функции, начиная с информационно- аналитической и заканчивая регулятивно-коррекционной.

Говоря сейчас о планово-прогностической функции, я хочу заметить, что школа, которую я представляю, участвует в научно-прикладном проекте «Одаренные дети», реализуемым под руководством ЧИППКРО. В рамках этого проекта школа при непосредственном участии, помощи и руководстве Управления образования ЗГО разработала собственную программу развития. Определены сильные и слабые стороны, социальные партнеры, характер взаимодействия.

В организационно-исполнительской функции остановлюсь на нескольких моментах:

  • важным направлением есть и остается создание условий для работы: В школе функционируют 4 компьютерных класса, в том числе 2 мобильных, и лаборатория, цифровой лингафонный кабинет и многое другое. Общее число компьютеров - 115, 90% кабинетов с полным набором АРМ.

  • Для создания интегрированной образовательной системы развития интеллектуальных и творческих способностей школьников школа реализует свою систему разнообразной внеклассной работы, а также широко использует возможности социума, что позволяет создать и расширить развивающее культурно-образовательное пространство. Надо сказать, что мы работаем с учреждениями социума в рамках заключенных договоров, что делает работу ещё более целенаправленной и эффективной

  • Значительный повышен развивающий потенциал школы с использованием предметной лаборатории, на базе которой проводятся уроки, практикумы учителей, семинары, курсы, работает клуб друзей по электронной переписке. Так, например, с участием наших учеников издана международная книга «Рецепты, чтобы сделать планету лучше» дети разных стран рассказывали об экологии своего края и традиционных рецептах. Итоги проекта объединены в один сборник, для издания которого использовались средства с выставки - аукциона детских рисунков. Большая часть собранных средств также пошла на доброе дело - были приобретены учебные материалы и компьютер с медиапроектором для школы в Уганде.

  • В школе работает несколько клубов: Эрудит, Альтернатива, Свой голос, ВИА, краеведческий клуб «Кузюки», «Легоконструирование» в системе проводится интеллектуальный марафон и много других развивающих игр и состязаний.

  • В истекшем учебном году наши учащиеся 1675 раз стали участниками очных и дистанционных олимпиад и конкурсов. В 1 четверти этого учебного года школа по решению оргкомитета Всероссийской олимпиады «Ломоносов» стала региональной площадкой для проведения 1 тура, на этапе которого приняли участие 297 учащихся школ ЗГО.

  • Работа в условиях ФГОС дала нам дополнительные возможности для развития детей. Силами учителей школы и педагогов учреждений дополнительного образования организована внеклассная работа по следующим курсам. Шахматы, Ритмика, Разговор о правильном питании, Лего, Рукодельница, Вокальное искусство и т.д.

  • Если уже мы затронули тему начальной школы, мне хотелось бы сделать акцент на роли этой ступени в общем успехе школы. Она, эта роль, без преувеличения определяющая. Именно перед учителями начальной школы стоит задача открыть мир творчества и нестандартного мышления. Приведу небольшой пример. Все учителя нач. школы работают по развивающим системам Виноградовой, «Школа 2100». 14 лет упорно и очень эффективно проводит свою линию З.У.РФ, лауреат Гранта Президента Черенкова Л.М. Она добивается выдающихся успехов, досконально реализуя систему Эльконина-Давыдова, приобретает учебники по этой системе, участвует в семинарах. В 2011 году ее уже 11-классники окончили школу, из них 6 с золотой медалью и 2 с серебряной. Учащиеся 8 класса до сих пор имеют 80% качества. Нынешние ученики 3а выиграли международную игру «Эрудиты планеты».

Говоря о реализации контрольно-инспекционной функции, я не могу не сказать о главном в нашей работе. Несложные арифметические подсчёты показывают, что 81% всего школьного времени ученик 7 класса проводит на уроках.. Становится очевидным, что какой бы насыщенной и разнообразной не была деятельность после урока, при репродуктивной организации самих уроков, при спорадических, а не постоянных усилиях учителя по созданию развивающей среды на уроке, всё это приведет к стагнации, а не к динамическому развитию индустрии ума ребенка. По этой причине мы продолжаем, несмотря на огромное количество отвлекающих внешних и внутренних факторов, уделять пристальное внимание уроку. При организации своей работы заместители директора школы уделяют первостепенное внимание посещению, анализу и оценке уроков. В среднем за год руководителями школы посещается от 200 до 300 уроков, которые в обязательном порядке при анализе начинаются самоанализом учителя своего урока. Развивающий аспект работы - это как соблюдение санитарно-гигиенических требований на уроке. Элемент работы обязательный, обсуждению не подлежит.

Созданная система стимулирования учебы и труда позволяет успешно осуществить мотивационно-целевую функцию управления. В условиях внедрения НСОТ каждая школа использует свою систему стимулирования творческой активности учителей, вознаграждения за успехи и наша школа не исключение. Но не менее важным для каждой школы является создание системы стимулирования успехов учебного труда учащихся. Мы используем, казалось бы, простые приемы, но они дают хороший результат: премии, отгулы, свободное посещение уроков перед олимпиадами, ведение сборника достижений каждого ученика, конкурсы «Ученик года», «Портфолио года», подарки, благодарственные письма родителям и т. д.

Открытость информации о работе школы обеспечена через сайты, публичные отчеты о работе и активном участии школы во Всероссийской социальной сети «Дневник. ру». Через эту сеть мы чувствуем себя частью огромного образовательного пространства страны. Приведу один интересный пример. В январе мы в рамках подготовки педагогического совета «Работа школы в условиях НОИ» объявили для своих родителей, учеников, учителей опрос на предмет их представления об образе идеального учителя. Какова же была наша радость, когда в нашем опросе приняли участие 590 пользователей сети из всех уголков России.

Таким образом, успехи школы достигаются за счет созданного культа учебы и урока, широкого использования интегрированной культурно-образовательной среды всех уровней, глобального внимания к развитию детей уже на первой ступени, эффективной системы стимулирования.

Мы видим свою задачу не только в том, чтобы работать с пришедшими к нам талантливыми, умными детьми, но и в том, чтобы обычный ребенок, а их у нас много, почувствовал себя одаренным в той или иной сфере приложения их интересов, почувствовал себя уникальной неповторимой личностью, и с этой твердой уверенностью в себе, в своих силах шагнул из школы в жизнь.





На современном этапе развития общества растущий престиж учителя и школы обеспечен реально ощущаемым беспрецедентным вниманием власти к потребностям образования, нуждам и интересам учителей, обеспечению их социальной защищенности и восстановлению утраченного статуса.

5

© 2010-2022