Статья Моральные стимулы в управлении школой

Моральные методы стимулирования помогают сформировать зрелый педагогический коллектив, в котором учитываются типы личности и характера педагога, в школе создаются нормальный психологический климат, творческая атмосфера. Использование морально-психологических методов позволяет добиться участия каждого педагога в управлении, то есть партисипативного управления. Участие работников школы в управлении организовано через различные комиссии (тарификационная, экспертная, охрана труда и др.), методически...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Габдурахимова Т.М. зам. директора МБОУ «Школа№8» г.Нижнекамск, РТ.



МАТЕРИАЛЬНЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ

СТИМУЛЫ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ

Все управление в конечном счете сводится

к стимулированию активности других людей

Ли Якокка

Как создать необходимые условия для педагога в современной школе, чтобы он мог себя максимально реализовать, чтобы не угас в нем огонь творческого поиска, желания расти в своем мастерстве и добиваться самых смелых, самых лучших результатов в своей работе? Администрация нашей школы - педагоги с более чем тридцатилетним стажем - понимает, что вопрос очень важный, в то же время архисложный и неоднозначный. Уместно вспомнить слова великого немецкого мыслителя Иогана Вольфганга Гете: «В человеческих делах, как и в природе, главное внимание должно быть обращено на мотивы».

И наукой, и практикой доказано и подтверждено, что успешность образовательного учреждения зависит не только от уровня профессионализма работающих педагогов, но и «качества» их взаимоотношений, от сложившегося внутреннего микроклимата коллектива, который, в одном случае может тормозить инновационные процессы в школе, в другом - полностью позволит раскрыться творческому потенциалу каждого педагога.

Что говорит наука о мотивации, методах стимулирования труда?

Мотивация - это управленческий термин, предполагающий установление соответствия между мотивом и стимулом. Мотивация связана с преодолением порога безразличия, выстраиванием системы соотношения материальных и моральных стимулов, порогом насыщения стимулирования, необходимостью динамического подхода к системе стимулирования.

Под мотивами понимаются причины поведения человека, вследствие которых он поступает и действует именно так, а не иначе. Поэтому мотивы и рассматриваются как причины, определяющие выбор, направленность поведения. Деятельность человека побуждается, как правило, не одним, а многими мотивами, поэтому они могут находиться между собой в различных отношениях. В основе того или иного поступка может лежать борьба поступков, мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, среди них может выделиться основной или ведущий мотив, подчиняющий себе другие [3].

По мнению Герчикова В.И., существует пять типов трудовой мотивации[1].

Для людей инструментального типа работа сама по себе не представляет никакой ценности: им нужны лишь деньги. Такой человек будет «пахать» с максимальной отдачей на любой работе, лишь бы ему хорошо платили.

Сотрудник с профессиональной мотивацией, наоборот, ценит не деньги, а содержание самой работы. Он ищет возможности доказать, что способен выполнять работу, которая не каждому под силу.

Человек с хозяйской мотивацией стремится брать на себя полную ответственность за дело. Он готов выполнять работу с максимальной отдачей, не настаивая на ее особой интересности или высокой оплате, но без всякого контроля со стороны, к сожалению, такой человек не терпит, когда им командуют.

Работник патриотического типа, в первую очередь, хочет быть нужным своей организации. Он более всего ценит результативность общего дела и признание руководством своих заслуг, нежели деньги или престижность работы.

Герчиков В.И. ввел пятый тип мотивации, говоря о том, что есть категория людей, которые вообще не стремятся работать и делают лишь то, за что их не накажет начальник. Автор назвал данный тип избегательным, или люмпенским [1].

Учитывая, что типов трудовой мотивации несколько, отношение людей к различным формам стимулирования в большей степени субъективно.

С помощью эффективной системы стимулирования педагогического труда (морального и материального) можно значительно повысить эффективность работы руководимого учреждения. Наверное, нельзя сделать выбор только в пользу какого-либо одного вида. Конечно же, руководителю очень важно использовать материальный стимул в работе педагога, с помощью которого развивается чувство ответственности за качество и эффективность своей работы.

Но, мы уверены, не меньший эффект дают социально-психологические методы стимулирования труда. Именно с помощью социально-психологических методов управления административное задание превращается в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Моральные методы стимулирования помогают сформировать зрелый педагогический коллектив, в котором учитываются типы личности и характера педагога, в школе создаются нормальный психологический климат, творческая атмосфера. Использование морально-психологических методов позволяет добиться участия каждого педагога в управлении, то есть партисипативного управления. Участие работников школы в управлении организовано через различные комиссии (тарификационная, экспертная, охрана труда и др.), методические сообщества, профсоюзную организацию [4].

Очень важно удовлетворение культурных и духовных потребностей членов коллектива, поэтому многие руководители используют свои материальные средства, возможности профсоюза, шефствующей промышленной организации для организации досуга своих сотрудников. Такие мероприятия считаются гораздо более значимыми в плане повышения мотивации труда, чем элементы материального стимулирования, применяемые к отдельным работникам.

Руководитель образовательного учреждения должен целенаправленно формировать этические нормы поведения, формировать традиции, способствующие повышению социально-нравственного климата в коллективе, который сам по себе также является важным мотивирующим фактором [2]. Руководство школ должно поддерживать такую ситуацию, в нашей школе с этой целью методистом проводятся такие конкурсы с подведением итогов в конце года, как «Учитель года», «Лучший классный руководитель», «Лучший по предмету», «Лучший педагог-наставник». В конце каждого мероприятия, по итогам отчетного периода, по результату разовых поручений и т.д. отмечаются те педагоги, которые внесли больший вклад в его проведение в форме устной благодарности, награждения Почетными грамотами, благодарностью с записью в трудовой книжке, аттестацией на категорию и др. В учреждении установлены меры морального поощрения, такие, как благодарность, почетная грамота, представления на грант или к званию «Почетный работник общего образования», «Ветеран труда». На итоговом заседании педагогического совета фамилии победителей по разным направлениям озвучиваются, педагоги награждаются Почетными грамотами, участие в конкурсе учитывается при аттестации, при определении надбавок к зарплате. Такие меры оказывают свое мотивационное воздействие.

Наш управленческий опыт дает нам уверенность в том, что в руководстве школой есть место и использованию негативных моральных санкций, правильнее сказать - необходимо разумное сочетание позитивных и негативных стимулов. Моральные негативные санкции в виде выговоров и замечаний имеют силу мотивационного воздействия в школах со сложившимся зрелым педагогическим составом, в школах, где выработаны многолетние традиции, направленные на качественное развитие всего коллектива. В этом случае даже такая моральная санкция - выговор за опоздание на работу - способна принести должный мотивационный эффект.

В настоящее время в образовании проблемы мотивационного стимулирования в ряде случаев решаются совместными усилиями администрации и профсоюзной администрации. В нашей школе между руководством и профсоюзным коллективом по подобным вопросам налажено полное взаимопонимание. Социальная профилактика и социальная защита работников - это бесплатная медицинская помощь, профилактические осмотры, льготы, бесплатные путевки, компенсации на проезд и другие виды стимулирования.

Можно уверенно сказать, что в управленческом арсенале работы с педагогическим коллективом нельзя отдавать предпочтение какому-либо одному средству воздействия - моральному или материальному. В руководстве образовательным учреждением должен применяться комплексно-целевой подход, при этом моральные и материальные стимулы должны дополнять и обогащать друг друга, делая труд педагога, сотрудника школы приятным и высокопроизводительным. Именно корректное использование моральных и материальных методов стимулирования позволяет сформировать творческий, опытный, работоспособный коллектив со сложившимися положительными традициями, создать позитивный психологический климат, творческую атмосферу.

Литература

  1. Герчиков, В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала : учебное пособие / В.И. Герчиков. - М.: Высшая школа экономики, 2003

  2. Менеджмент: учебник / под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. - М. : ФБК-Пресс, 1998.

  3. Пономарев, И.П. Мотивация работой в организации / И.П. Пономарев. -- М.: Едиториал УРСС, 2004.

  4. Психология и этика делового общения : учебник / под ред В.Н. Лавриненко. - М. : Юнити, 1997



© 2010-2022