Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения

Что же такое дифференциация?* Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы ступени. * Дифференцированное обучение – это 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучае...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65

с углубленным изучением отдельных предметов»

Московского района города Казани



Семинар

"Организация дифференцированного обучения на уроке как средство повышения качества образования"

(отчёт)

На базе средней школы №65 Московского района города Казани, 25 октября 2011 года прошёл семинар учителей начальных классов по теме «Организация дифференцированного обучения на уроке как средство повышения качества образования»

Заявленные цели семинара:

1. Рассмотреть особенности использования дифференцированных заданий в начальной школе.

2. Показать, как учителя начальных классов применяют дифференцированное обучение на уроках.

На семинаре присутствовало более 12 педагогов Московского района города Казани.

Семинар начался с посещения школьного музея Р.Валиева «История в лицах».Учащиеся старших классов на разных языках рассказали гостям о жизни и творчестве Р.Валиева.

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения

Открытие работы семинара было осуществлено директором школы Хазиахметовой Ф.Х., которая пожелала продуктивной работы в процессе семинара. Кроме того, она выступила на тему : «Приоритетные направления работы школы в современных условиях.»

В практической части семинара показан мастер-класс по русскому языку на тему: «Правописание безударных гласных в корне». Учитель начальных классов Хайруллина Г.М. постаралась донести до присутствующих, которые выступали в роли учащихся, методы и приемы, которыми пользуется она на уроках. Каждый учитель должен понять, владеть и эффективно применять технологии разноуровневой дифференциации в условиях начальной школы.

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения

Уроки с использованием дифференцированных заданий в начальной школе показали Егорова М.Б. по теме «Запись вычитания и сложения столбиком», Ионова Л.К. «Корень слова», Хабибуллина А.С. «Виды предложений по цели высказывания», Валеева Д.М. «Природные зоны», Зарипова М.М. Мюзикл по ПДД «Мы выбираем - жизнь», а мастер-класс по ритмике на тему «В здоровом теле-здоровый дух» провела Каргина Е.В.

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения


Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения

Все уроки проводились с использованием разнообразных методов обучения, наглядного и раздаточного материала, с применением ИКТ, обсуждением тематических ситуаций в игровой форме.

Теоретические основы дифференцированного обучения были освещены в докладе зам. директора школы по УР Самаркиной Н.В.

Семинар прошел в теплой дружеской атмосфере. Слушатели выразили благодарность организаторам за интересную работу.

При подведении итогов методист ИМО ГМЦ Соловьёва Зоя Петровна отметила практическую направленность данного семинара и то, что дифференцированное (разноуровневое) обучение позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечивает усвоение всеми учениками содержания образования.

Каждый из гостей получил пакет документов, содержащий материалы семинара.

Выступление на тему: «Что же такое дифференциация?»

* Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы ступени.

* Дифференцированное обучение - это

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких - либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Целевые ориентации.

Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Приспособление (адаптация ) обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся. Дифференцированное обучение (по Серикову В. В.) не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создаёт условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Предполагает помощь ученику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждении.

Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, следовательно, необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности и стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

В современной школе принято выделять два основных вида дифференциации обучения школьников:

I. Внешняя дифференциация, предполагающая создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются дети с определенными индивидуальными особенностями.

II. Внутренняя дифференциация, предполагающая организацию работы внутри класса группам учащихся, с одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Большинство исследователей считает подобную работу важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Отрицательные аспекты уровневой дифференциации.

  • Деление по уровню учащихся негуманно.

  • Отсутствие возможности тянуться за более сильным учеником.

  • Социально-экономическое неравенство.

  • Перевод в слабые группы воспринимается как унижение достоинства.

  • Несовершенство диагностик.

  • Понижение уровня "я" концепции.

  • Иллюзия исключительности (звездная болезнь).

  • Понижение мотивации слабых учеников к обучению.

  • Разрушение коллектива класса

Положительные аспекты уровневой дифференциации.

  • Исключается уравниловка и усреднение учащихся.

  • Появление возможности помогать и сильному ученику и слабому ученику.

  • Возможность эффективной работы с учащимися, плохо адаптированными к процессу обучения.

  • Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

  • Повышается уровень "я" концепции (состояние успеха у слабых учеников).

  • Повышается уровень мотивации учения.



© 2010-2022