• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»

Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»

В данной работе представлена деятельность учителя и учащихся по реализации ФГОС: результаты краеведческого, проектного и олимпиадного направлений. Моя система работы с одарённными детьми, в основе которой лежат инновационные формы деятельности: метод проектов, игровые технологии, исследовательские технологии, дистанционные технологии, имеющие продолжение во внеклассной, краеведческой работе является для меня максимально эффективной. Обобщение и распространение собственного педагогического оп...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»

Добрый день, дорогие друзья! Вас приветствует замечательная школа - МАОУ ШИЛИ (муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Калиниграда школа-интернат лицей-интернат, общественный статус - («Школа для одарённых детей»), её творческие ученики и учитель, работающий с 1986 года и по настоящее время учителем истории, обществознания, права, экономики и основ православной культуры. Участие в конкурсе я посвящаю 30 - летию своей активной, радостной, вдохновенной, творческой и результативной жизни в лицее!

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение. Изъяснение настоящего и пример будущего…»

Н.М. Карамзин

"Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России (…)

Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения,

который был и в Российской империи, и в Советском Союзе. В.В. Путин

Выполнение задачи, поставленной Президентом нашей великой страны - цель моей учебно - воспитательной работы.

Как же я смотрю на историю? Как я готовлю своих учеников - будущее моей великой России к прочтению истории и к применению её на благо общества? Открытым остается главный вопрос - возможно ли сформировать новое сознание нации, с которого только и может начаться устойчивая созидательная история страны? Я в своей аналитической справке « Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной образовательной программы ФГОС » показываю, как можно решать эти задачи. Для меня философским фундаментом являются «Письма о добром и прекрасном» академика Д.С. Лихачёва, которого называют Совестью Эпохи. « Любовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное; это - и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей».

На качество учебно - воспитательного процесса и эффективность учебной и внеурочной деятельности по истории, обществознанию, праву, основам православной культуры влияет инновационная деятельность. Мной создана информационная образовательная среда (ИОС), включая различные педагогические технологии и внеурочную работу.

  1. Высокие результаты учебных достижений обучающихся при позитивной динамике.

Показатели среднего балла, качества знаний учащихся 2011- 2012 учебный год

Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»



Показатели среднего балла, качества знаний учащихся за 2012 - 2013 учебный год

Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»

Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»

Показатели среднего балла, качества знаний учащихся за 2013 - 2014 учебный год

Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»

(Приложение № 4)


Результаты государственной аттестации учащихся 9 - х классов ГИА 2013- 2014

учебный год


Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»

Предметы

Обществознание

История

Лицей

(учитель

Ступакова Н.И.)

4,3

4,0

Город

3,79

3,37

Регион

3,67

3,04

Т.О., Результаты экзаменов с участием территориальных экзаменационных комиссий, полученных лицеистами, в сравнении с городскими и региональными выше по обоим предметам. (Приложение № 5).



Результаты государственной аттестации учащихся 11- х классов (в форме ЕГЭ)

2012- 2013 учебный год

Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»

Минимальный

порог (в баллах)

Средний балл учителя

Средний балл

по городу

Средний балл

по

региону

Максимальный балл

учителя

Обществознание

39

68,77

62,75

60,39

90

История

32

75,06

61,06

56,6

93

Количество учащихся, сдававших экзамен по истории - 16 (из них 10 изучали предмет на базовом уровне). Результат ЕГЭ по истории - 3 место в регионе.

Количество учащихся, сдававших экзамен по обществознанию - 36 (из них 24 изучали предмет на базовом уровне) - 6 место в регионе. (Приложение № 1).

Трое учащихся получили высокие баллы: двое учащихся (Шилин С. 93 балла), Жукаускайте Кс. 91 балл) - история); 1 ученица - Пастернак М. (90 баллов) - обществознание. (Приложение № 2).

В аналитической справке зам. директора по учебной работе Некрасовой Т.Н. по итогам ЕГЭ был отмечен в числе группы учителей труд учителя Ступаковой Н.И.: «Был приложен максимум усилий со стороны этих педагогов, чтобы достойно подготовить выпускников к экзаменам».

Т.О., Результаты экзаменов с участием территориальных экзаменационных комиссий, полученных лицеистами, в сравнении с городскими и региональными выше по обоим предметам, особенно по истории.

По итогам учебного года и государственной аттестации 15 учащихся получили аттестаты особого образца, из них награждены золотой медалью - 4 учащихся(3,8%); серебряной медалью - 11 учащихся (10,5 %). Все учащиеся - мои ученики в 9 классе; 9 учащихся - в 10 -11 классе. Похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» награждены выпускники в изучении обществознания: Свотина А., Рауткина Св.; в изучении истории - Свотина А. (ныне студентка БФУ им. И. Канта, специальность - история). Приложение № 3.

  1. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету за последние три года.

Участие в олимпиадах, конкурсах носит системный и массовый и результативный характер.

Результативность участия учащихся в олимпиадах различного уровня:

  1. Всероссийская олимпиада школьников

Год

Диплом

Степень

Грамота

Название

образовательного

события

Фамилия Имя

Предмет

Класс

2011 - 2012

Призёр

Муниципальный этап

Чурилина Дана

История

11В

2011 - 2012

Призёр

Муниципальный этап

Стрельцов Анатолий

История

10Б

2011 - 2012

Призёр

Муниципальный этап

Свотина Анна

Обществознание

10В

2011 - 2012

Призёр

Муниципальный этап

Мокина

Карина

Право

10В

2011 - 2012

Призёр

Муниципальный этап

Куреляк

Кристина

Право

11В

2011 - 2012

Призёр

Муниципальный этап

Малиновская Анастасия

Право

11В

2012 - 2013

Победитель

Муниципальный этап

Мокина Карина

Право

11В

2012 - 2013

Призёр

Муниципальный этап

Кулешова Юлия

Право

11В

2012 -2013 2013

Призёр

Региональный

Мокина

Карина

Право

11в

2013-2014

Призёр

Муниципальный этап

Каспаравичюс Маркас

История

2013-2014

Призёр

Муниципальный этап

Фигловский Константин

История

10Г

2013-2014

Призёр

Муниципальный этап

Милосердов Александр

Обществознание

2013-2014

Призёр

Муниципальный этап

Котиленкова Анжела

Право

2013-2014

Призёр

Муниципальный этап

Никитина Арина

Право

2013-2014

Призёр

Региональный

этап

Милосердов Александр

Обществознание

2013-2014

Призёр

Региональный

этап

Котиленкова Анжела

Обществознание

2014 - 2015

Призёр

Муниципальный этап

Фролов Лавр

История

2014 - 2015

Призёр

Муниципальный этап

Коваленко Даниил

История

8 А

2014 - 2015

Призёр

Муниципальный этап

Милосердов Александр

Обществознание

10 В

2014 - 2015

Призёр

Муниципальный этап

Антипова

Кира

Обществознание

10 В

2014 - 2015

Победитель

Муниципальный этап

Танаев Антон

Право

10 В

2014 - 2015

Призёр

Муниципальный этап

Котиленкова Анжела

Право

10 Б

2014 - 2015

Призёр

Муниципальный этап

Антипова

Кира

Право

10 В

2014 - 2015

Призёр

Региональный

этап

Милосердов Александр

Обществознание


Открытая Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»

Великая Отечественная война. Города - герои. Школьный тур 2014 - 2015 год.

25 участников 8 - х классов получили Дипломы I и III степеней. (Приложение № 7).


  1. Результативность участия учащихся в конкурсах различного уровня:

Игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно»,

Международный конкурс «Я - энциклопедия» 2014-2015 учебный год (осенняя сессия);

Международный конкурс «Я - энциклопедия» 2014-2015 учебный год (зимняя сессия) -большое количество победителей и призёров Федерального и Международного уровня

(Приложение № 6).

Участие в городской научно - практической конференции

«Поиск и творчество»


Год

Тема

работы

Фамилия имя

Класс

Степень

диплома,

грамоты

2011 - 2012

«Проблемы сельских школ. Есть ли будущее? (на примере школ Полесского района Калининградской области)».

Малиновская Анастасия

11В

Диплом I стерени

2014-2015

«Модель развития Калининградской области в условиях экономических санкций»

Егоров Кирилл

10В

Лауреат

Перечень публикаций учащихся в изданиях различного уровня

Год

Наименование статьи

Фамилия имя

Класс

Издание

Мероприятие

Уровень

2013-2014

Оппозиционное движение в России на современном этапе

Пирогова Юлия

11Б

Сборник материалов лицейской научно - практической конференции «Золотые россыпи» МАУ ШИЛИ

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Лицейский

2014-2015

« Калининградская область в условиях санкций»

Егоров Кирилл

10В

Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс», адрес работы на сайте фестиваля: 343. ujp.ru

Международный

Мной выстроена система развития одарённых детей, включающая массовое участие школьников в мероприятиях различного уровня: олимпиады: Всероссийская олимпиада школьников, олимпиада "Ломоносов», олимпиада МЭСИ, олимпиады ПСТГУ, «Будущее с нами» БФУ им. И. Канта, дистанционные олимпиады, областная олимпиада по предпринимательству; конкурсы: игровой конкурс «Золотое руно»; экскурсии в музеи города Калининграда и муниципальных школ; экспедиции по историческим местам Калининградской области; научно - практические конференции: «Золотые россыпи» (открытая конференция МАУ ШИЛИ), городская конференция «Поиск и творчество»; Международные и федеральные творческие фестивали: Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс», Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио. Большое место в моей системе занимает сотрудничество с ГБУК Калининградская областная детская библиотека им. А.П.Гайдара;

и музеями нашего города.

В начале каждого учебного года формирую базу данных одарённых детей, оформляю её документально. В моей папке учтены желания детей участвовать в предложенных мероприятиях на учебный год. Анализирую все итоги их деятельности. Уч-ся массово, активно и результативно участвуют во ВОШ, Кантиане, игре «Золотое руно».

Высокие результаты имею в игре «Золотое руно».

Год

Кол - во

уч - ся, вошедших в «сотню лучших» по региону

Класс

2011 -2012

10

10

2

11

2012 -2013

11

11

2013-2014

5

7

7

9

3.Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

За всё время работы всегда посещаю родительские собрания в классах, где веду предметы. Являюсь бессменным членом Совета лицея с момента его создания и по настоящее время. В 2011 - 2013 годах возглавляла Совет, куда была единогласно избрана педагогическим, родительским и ученическим сообществом. В лицее создан настоящий демократический орган самоуправления, без которого не решается ни один вопрос. Советом разработана система стимулирующей части заработной платы работников. Но главное в работе - это забота о детях, которые не только учатся, но и проживают в общежитии лицея. Конкретно занимаюсь помимо всех вопросов вопросом контроля качественного и рационального питания учащихся. В 2013 - 2014 учебном году являлась классным руководителем 9 - го социально - экономического класса. В моём классе на достаточном уровне развито самоуправление. У каждого ученика есть постоянное поручение, к которому учащиеся относятся ответственно. Оценка за самоуправление - «отлично». Каждую четверть мы подводим итоги деятельности класса и каждого ученика. Учащиеся имеют карту личностного роста, где отмечают свои результаты в учёбе, спорте, творчестве. Каждую четверть обновляется рейтинг лучших учащихся. Места учеников изменяются - это заставляет их двигаться вперёд, помогать друг другу. Также четверо моих учеников входят в 100 лучших в лицейском рейтинге. Нами разработана система классных часов, куда входят обязательно мероприятия праздничных дней календаря. Совместно с учащимися мы провели классные мероприятия, посвящённые дню Народного Единства, дню Конституции, дню Космонавтики и первому космонавту Земли Юрию Гагарину; Сталинградской битве и блокаде Ленинграда. Совместно с 9 Г классом организовали правовой турнир. У каждого моего воспитанника есть любимое дело: спорт, танцы и другие занятия в секциях школы и внешкольных учреждениях. Благодаря электронному журналу имею тесные контакты с родителями, с которыми у меня отношения уважения, доверия. На родительских собраниях выступала с беседами и лекциями на тему «Здоровье подростков», «Советы сдающим ГИА» и др. Всегда доступна для родителей, оказываю им помощь в трудных вопросах воспитания.

С учащимися 7 - х классов разработали внутришкольный экологический проект «Мы любим наш край». В ходе работы исследователи выясняли отношение своих сверстников к чистоте и порядку в наших дворах, определяли самые чистые и не очень улицы, на которых мы живём. Самой чистой улицей из исследованных оказалась улица Чкалова. Ребята определили причину успеха - здесь много частных домов, их владельцы заботятся о них.

Одним из важнейших направлений современной воспитательной системы является духовно - нравственное воспитание. Я преподаю предмет «Основы православной культуры» в 7 - 10 - х классах, веду кружок «Православие и российская цивилизация». Учащиеся массово принимают участи во Общероссийской олимпиаде школьников по православной культуре. В 2012 - 2013 году учащиеся 11 В класса заняли 4 - 6 места на муниципальном уровне. В 2013 - 14 году приняли активное участие в данной олимпиаде на муниципальном уровне, заняв 12 место. В 2014 - 15 году 28 учащихся получили Дипломы I, II, III степени (школьный этап), вошли в десятку лучших на муниципальном уровне. (Приложение №7). А как интересно на уроках основ православной культуры! Знакомимся с духовными личностями (Сергий Радонежский), изучаем притчи Иисуса, православные праздники. Изучаем творчески, выражаем свои чувства и мнения не только словами, стихами, но через рисунок, иллюстрацию к уроку. Ищем правильный смысл жизни, путь к себе. Хотим ответить на очень важный для нас вопрос: что значит путь к себе и путь от себя? Выдержки из творческих сочинений семиклассников на тему «Дорога к себе». «Нас, людей, можно сравнивать с цветами и плодами какого - либо растения (дерева).

Думая о себе, каждый должен понимать, что он живёт для родителей, друзей. Каждый из нас составляет частицу чего - то большого, но в то же время частицу такого маленького. Наш мир создан для жизни, и у каждого есть своё место на земле.

Страшно представить, если вдруг так случится, что кто - то начнёт решать, кому жить, а кому умереть. Страшно, когда главы стран начинают войны, не заботясь о состоянии мирных людей.

Делая что - то хорошее, мы улучшаем жизнь окружающих. Мы живём друг для друга. Мы все должны делиться друг с другом своими радостями и печалями.

Мы цветы и плоды, когда мы радуемся, наша душа, как бутон. Человек растёт, и бутон начинает раскрываться.

Если ты открылся, значит, ты подарил счастье и добро людям, которые этого так ждут; значит, ты осуществил главную цель жизни».

4.Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий, в процессе обучения и в воспитательной работе.

В своей образовательной деятельности применяю дистанционные технологии (дистанционное обучение, электронные задания с обратной связью через электронный журнал). Дистанционное обучение применяю в работе заочной школы, которая создана в лицее для желающих поступить в лицей. Каждую учебную четверть размещаются задания на сайте по истории наряду с другими предметами. Учащиеся выполняют задания и получают отметки. Также дистанционное обучение применяю для детей, которые обучаются в такой форме по состоянию здоровья. Для учащихся заочной школы провожу видеоконсультации. Незаменимым средством работы является электронный журнал для всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей. Ученики и родители в любое время могут увидеть результаты своего труда (отметки), домашнее задание для всех учащихся, групповые, индивидуальные. Ученики могут в любое время задать вопрос по почте журнала и получить ответ. Созданная 100 - бальная система оценок позволяет увидеть свой средний балл. В лицее работал БЭРОН (банк электронных разработок образовательного назначения), где активно размещались мной методические материалы.

Одной из самых интересных, результативных современных технологий, применяемых мной, является технология проектной деятельности учащихся, которая формирует умение видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью с помощью получения новых знаний. Проект - (от лат. «Брошенный вперед») «уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблемы определенным способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски; процесс, изменяющий ситуацию и описанный по определенной форме». Итогом нашей работы является новый продукт! (исторический журнал, пособие для потребителя, презентация, книжки - шпаргалки (схемы, тесты, хронографы, наглядные пособия и т.д.), который попадает в копилку умов. Созданные пособия и материалы используются на классных часах, уроках, внеклассных мероприятиях, родительских собраниях и т.п., то есть находят практическое применение!

Виды проектов, разработанных в 7 - х классах: творческий; информационный; исследовательский; познавательный. В начале года составляем совместно со школьниками план-график работы над долгосрочным проектом с конкретными учащимися.

п /п

Содержание работы

Временной период (учебный год)

1

Определение темы и целей проекта.

сентябрь

2

Распределение индивидуальных и групповых задач (обязанностей) между членами группы. Подбор источников информации.

сентябрь - октябрь

3

Определение исследовательских методов, способов сбора и анализа информации. Определение формы проекта.

октябрь - ноябрь

3

Сбор и уточнение информации. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

декабрь - январь

4

Анализ информации. Формулирование выводов.

февраль - март

5

Оформление проекта. Подготовка проекта к представлению и защите.

апрель - май

6

Защита проекта.

май

7

Работа над проектами в профильной смене.

июнь

Также использую метод краткосрочных проектов: внутришкольных и организуемых на уроках истории и обществознания. Мини - проект: «Титаны эпохи Возрождения» (новая история. 7 класс). Внутришкольный проект по истории, подготовленный группой уч - ся 7В класса. Длительность проекта: 2 недели. Тип проекта: информационный. Цель мини-проекта: собрать сведения о выдающихся деятелях эпохи Возрождения, их жизненном пути, особенностях их творчества и любимых произведениях. Задачи мини-проекта: изучить дополнительную литературу по теме проекта; исследовать интернет-ресурсы; проанализировать любимые произведения о Титанах эпохи Возрождения. Актуальность проекта: для нас тема: «Эпоха возрождение - вечная тема. Нам интересно знать историю развития не только России, но и Европейских стран, ведь это так интересно - культурное и духовное развитие человека. Леонардо да Винчи: добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции. Его работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам. Художник, учёный, скульптор, архитектор, изобретатель, писатель, он также оставил чертежи таких конструкций, в существование которых на тот момент поверить было бы невозможно:1)модели механических летательных х аппаратов, 2) парашюты, 3) прожектор, 4) витрувианский человек. Рафаэль Санти - великий итальянский живописец, график и архитектор. «Человек должен быть прекрасен, у него должно быть красивое тело, развитый ум и добрая душа». Этому девизу всем своим творчеством следовал самый оптимистичный художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти (1483 - 1520). Именно таких людей Рафаэль изображал в своих картинах, и сам был таким человеком. В процессе работы над проектом уч - ся изучили жизнедеятельность выдающихся личностей эпохи Возрождения, поработали с источниками, посетили нашу замечательную богатую библиотеку лицея. Семиклассники сформулировали вывод (новое умозаключение на основе предыдущих): благодаря великим гуманистам, творцам появилась и достигла рассвета новая эпоха - эпоха Возрождения или Ренессанс. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Николай Коперник, Уильям Гарвей, Исаак Ньютон, Галилео Галилей и другие яркие деятели искусства и науки эпохи Ренессанса совершили величайшие открытия, которые повлияли на мировоззрение людей многих эпох. А я, как учитель, делаю свои педагогические выводы: я формирую подростков, их взгляд на мир, мировую цивилизацию, их оценки, принципы, образные представления, видение, понимание мира, места в нем человека и каждого из нас, а также жизненные позиции, программы поведения, их действия. Участие в этом проекте придало деятельности учеников организованный, осмысленный, самостоятельный характер их творения; показало умение работать в коллективе, показало красоту умственного научного труда. Новый продукт: презентация для уроков истории, искусства, для подготовки к международному игре - конкурсу «Золотое Руно». Проект «Модная Европа (ХVI - XVII вв.) ». Вид проекта: индивидуальный (по числу участников) по типу - творческий, по продолжительности - краткосрочный (2 урока). Цель: исследовать влияние общественного прогресса на развитие моды в Европе ХVI-XVII в. Задачи: выяснить различия в моде среди европейских сословий; установить сходства и различия Английской и Французской моды. Ученик с помощью дополнительной литературы, интернет - ресурсов собрал образцы костюмов, интересные сведения и представил красочную информацию о том, как выглядели представители разных социальных групп в Англии и Франции. Юный исследователь выяснил, что именно в Англии сословные различия в костюме были особенно заметны. Женщины из среды буржуазии носили скромные одежды из шерстяных и льняных тканей темных тонов, в то время как аристократки предпочитали одежды ярких цветов. Крестьянская одежда была простой без украшения и узоров. Мода очень сильно отличалась в разных сословиях: тканью, украшениями, драгоценными камнями и т.д. Обе моды были похожи по форме и строению, но во Франции использовали более дорогие материалы. Выводы: 1. Английский быт и традиции, строгий и церемониальный этикет двора способствовали тому, что английский костюм менялся медленнее, чем в Европе. 2. Англия подрожала моде Франции и из - за этого их моды были похожи. Английский костюм подчинялся в основном влиянию французских и отчасти испано-французских мод, хотя быт Англии и особенно придворные нравы во многом отличались от французских. 3. Мода в Европе быстро прогрессировала и обновлялась один или два раза в год для того чтобы не отставать, а опережать другие государства. Учащиеся выпустили исторический журнал по теме: «Войны и важнейшие сражения 16 - 17 вв. в Европе» как новый продукт проекта.

В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне учащиеся 8 В класса разработали и представили исследовательский проект: «Великая Отечественная: один день - одна правда». Юные исследователи изучили содержание газеты «Комсомольская правда» за 24 июня 1941 года №146 (4932) - Подлинник! С каким неподкупным интересом учащиеся вчитывались в пожелтевшие от времени строки!). Им необходимо было взглянуть на источник и его свидетельства глазами современного исследователя, человека другого времени. Газета как форма периодической печати включает различные жанры: информационные, аналитические, художественно - публицистические. Газета - самый массовый исторический источник, содержащий описание событий и настроений тех времён, включающий в себя разнообразную по жанру, происхождению и характеру информацию: официальные сообщения и документы, законодательные акты, публицистику, письма, хронику, всевозможную газетную информацию (заметки-отчеты, репортажи, интервью и пр.). Учащиеся исследуют самые разные статьи, например: сводки Главного командования Красной Армии о первых днях Войны и приграничных сражениях, указы об объявлении мобилизации и военного положения в некоторых районах СССР, репортажи о многочисленных митингах на заводах в поддержку всеобщей мобилизации, большое количество писем, обращений, репортажей от молодёжи, рабочих и других граждан Советского Союза, в которых они говорят о скорой Победе, о готовности к безустанному труду и набору добровольцев для отправки на фронт. В результате этой «встрече с одним днём войны» ученики пришли к очень важным для себя выводам: 1) газета дала им необыкновенное могущество - влияние на читателей; 2) значение печати трудно переоценить; и в этом своем качестве свидетеля эпохи она остается интересным историческим источником; 3) в первые дни войны граждане СССР были очень патриотически настроены: они не сомневались в победе, готовы были воевать за свободу страны, трудиться на её благо. Создан новый продукт: «Рекомендации для работы с газетой как формой периодической печати на уроках гуманитарного цикла». Проекты по обществознанию: «Использование информационных технологий в МАУ ШИЛИ». Исследовательский групповой проект 7 Б класса. Цель: исследовать влияние информационных технологий в лицее на результаты обучения школьников. Задачи: проанализировать, как интернет - ресурсы помогают учащимся в обучении; выяснить, какие как информационные технологии и интернет - ресурсы используют преподаватели в разработке и реализации учебных планов; узнать о степени влияния современных интернет - ресурсов на усовершенствование организации и управления в образовательной организации. Учащиеся применяли научный метод - социологический опрос (социологическую выборку). В опросе участвовали: 20 одноклассников и 15 педагогов. Итогом социологического опроса явились следующие результаты: большинство учеников имеет четкое представление, о том, что включает в себя понятие информационные технологии; ученики нашего класса пользуются такими информационными технологиями, как программный пакет Microsoft Office, поисковые системы, онлайн-переводчики, онлайн-энциклопедиями, социальные сети, школьные сайты; учителя нашего класса пользуются такими информационными технологиями, как программный пакет Microsoft Office, школьные сайты, поисковые системы, Единая коллекция, ЦОР, ФИПИ, издательство «Дрофа» - Я учитель, "Interneturok.ru" - образовательный видеопортал, Видеоуроки по основным предметам школьной программы (1-11 классы): алгебра, русский язык и литература, история, естественные науки, информатика и пр. InternetUrok.ru; ученики положительно относятся к наличию ПК в школе; большинство учеников класса пользуются ПК в школе более 5 раз в день; большинство учеников класса пользуются онлайн-решебниками; большинство учеников класса пользуются онлайн-решебниками раз в две недели; ученики класса пользуются онлайн-решебниками по таким предметам, как геометрия, алгебра, русский язык и физика; учителя и ученики положительно относятся к идее замены учебников на электронные прототипы; ученики хотят, чтобы учителя показывали больше тематических и документальных фильмов, репортажей; чаще использовали дистанционное обучение; больше пользовались возможностями электронного журнала. Выводы: информационные технологии помогают в обучении ученикам, учителям и администрации. Информационные технологии стали неотъемлемым элементом обучения и быта учеников о том, именно эти технологии являются очень значимыми в жизни современного человека. Проект «Как сэкономить деньги». Учащиеся исследовали различные торговые организации в одном из районов г. Калининграда: рынок, продовольственные магазины, крупные универсамы «Семья», «Виктория», «Вестер», «Седьмой континент». В ходе посещения участники проекта узнали цены на основные продукты питания, приобретаемые их семьями, сравнили полученные данные. Кроме того, установили причины неодинаковых цен на одни и те же продукты. Выводы: учащиеся установили, что на цену товара влияют определённые факторы: спрос, качество товара, затраты на производство, конкуренция, местонахождение торговой точки. Новый продукт: «Пособие для домохозяйки». В рамках ФГОС в целях формирования правовой культуры и правового сознания подростков использую такую форму работы, как практикум по материалам сайта school -sector. relarn.r/|prava. Предлагаю учащимся раздел «Адвокат для ребят» и задание: проанализировать, какие вопросы вызывают затруднения у твоих сверстников и требуют помощи адвокатов. А ты смог бы ответить на эти вопросы? Вот где начинается знакомство с выбором будущих профессий! Ребята хотят ответить сами, знакомятся с основами законодательства РФ, Конституции РФ, обращаются к родителям для выработки совместных решений. Родители на практике становятся участниками образовательного процесса согласно Закону об образовании и процесса совместной социализации родителей и детей. Рубрика «Очная ставка» предлагает нам попытаться самостоятельно ответить на вопросы ребят. Мы отвечаем, а потом сравниваем с ответами юристов. Путь построния правого государства начинается со школьной скамьи. Игровые технологии интеллектуально - творческого развития как условие повышения качества образования. «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять». А.С.Макаренко. Задачи модернизации образования требуют неуклонного повышения эффективности и качества урока. Высокие требования, предъявляемые к урокам истории и обществознания, обязывают учителя строить уроки, удовлетворяющие потребности учащихся. Одним из способов решения развивающих и воспитательных задач являются игровые технологии, направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта. Функции игры: обучающие, развивающие, воспитывающие, контролирующие, коммуникативные, диагностические, терапевтические (помощь). Структура игры: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. В практике преподавания применяю игровую методику на уроках истории, обществознания. Урок обществознания в 9 классе по теме: Международное гуманитарное право. Форма проведения - поэтапная групповая игра. Эпиграф к уроку: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди». Б. Шоу. Урок начинается куплетом песни «Бухенвальдский набат» в исполнении М. Магомаева. Это создаёт соответствующую эмоциональную обстановку урока. Урок посвящён закреплению знаний по основным источникам МГП - Женевским конвенциям 1949г. Класс разбит на четыре группы, соревнующиеся между собой. Какого цвета у нас война? На этот вопрос уч - ся отвечали словами - ассоциациями, прикрепляя цветные ленточки к доске. Отрадно, что наряду со словами «жестокость», «смерть», звучали и такие: милосердие, долг, Родина и другие. Капитаны команд получили оценочно - рейтинговые листы, куда заносились результаты выполнения задания: конкурс ораторского искусства, практичекие задачи на решение ситуаций по МГП, присланные из МК КК (в роли почтальона - учитель), знание терминологии, конкурс плакатов, синквейнов и др. Примерный синквейн:

Международное гуманитарное право

Регулирующее, ограничивающее.

Обязывает, влечёт, запрещает.

Ограничение средств ведения войны.

Совокупность норм.

В конце урока - сценка, изображающая реальную ситуацию времён войны. Зазвучал голос диктора: «Внимание- внимание! Воздушная тревога!..» Задача учащихся состояла в том, чтобы определить, исходя из норм МГП, какие меры предосторожности нужно предпринять в данной ситуации. Роль диктора абсолютно правдоподобно сыграл учитель ОБЖ. Рефлексия урока: уч - ся заполнили анкеты с вопросами:

Чего ожидали от игры? Что понравилось (не понравилось) и почему? Что бы я хотел изменить? Моё личное участие. Учащиеся и гости поставили оценку «блестяще». Урок в 10 классе по теме: «Эпоха Ивана Грозного». Цели: развитие навыков работы в коллективе, самостоятельной работы, формирования ответственности за результаты своего коллектива. Оборудование: интерактивная карта « Российское государство в 16 в.», портрет Ивана Грозного, книги с иллюстрациями темы. Начало урока проникнуто идеей исторической памяти: звучит музыкальное творение царя: церковное песнопение: стихира Ивана Грозного в честь Сретения (встречи) иконы Владимирской Богоматери. Учащиеся получают маршрутный лист. Фамилия, имя. Класс. Этапы.1. Разминка по страницам истории. 2. Исторический диктант. 3.Практический. Разноуровневые задания: тесты, анализ документа, точки зрения на события, развёрнутые ответы, причинно - следственные связи, сравнение. Интерактивная игра «Угадай памятник зодчества». Выскажи своё аргументированное мнение на суждение: «Славы или позора достоин Иван Грозный?» В конце урока подводятся итоги игры, награждаются победители. Отрадно, что большинство учащихся высказались за славу. Учитель делает вывод о том, что, не смотря на злодеяния царя, мы должны уметь прощать, следуя великому Цицерону: « Век извиняет человека». В результате игровых технологий учащиеся развивают следующие умения слушать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы и, кроме того: критически относиться к полученной информации (строить собственную гипотезу), доказывать (подбирать, выстраивать аргументы), творчески мыслить (получать новые смыслы, использовать их).

Совместная творческая работа.

Учащиеся получают одно творческое задание на двоих и начинают работу над ним в качестве соавторов. При этом возможны различные схемы совместной деятельности, которые учащиеся могут выбрать сами.

Достоинства игры.

При подобной форме работы учащиеся глубже вникают в суть изучаемого вопроса, заранее "проговаривают" весь материал презентации, что позволяет решить следующие задачи:

снимается страх публичного выступления, повышается уверенность в собственных силах, лучше запоминается материал, сохраняется здоровье учащихся.

В отличие от игры вообще, педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Систематически учащиеся занимаются исследовательской работой, выступая со своим опытом на ежегодной открытой конференции «Золотые россыпи» в МАУ ШИЛИ, на городской научно - практической «Поиск и творчество», на региональной конференции ГБУК детской областной библиотеки им. Гайдара. Одинадцатиклассница вела исследование по теме «Проблемы сельских школ. Есть ли будущее? (на примере школ Полесского района Калининградской области)» на международном уровне. Находясь на языковой практике в Германии, ученица провела исследование по данной теме там. Данная тема является актуальной, так ка одной из основных задач, стоящих перед обществом и государством, является модернизация образования.

Цель работы: - рассмотреть процесс модернизации сельских школ на примере школ Полесского муниципального района. Задачи работы: - составить социальный портрет сельской школы по материалам социологического опроса;

- рассмотреть перспективы развития сельской школы в будущем, их сильные и слабые стороны.

Методы исследования:

- анализ, описание, объяснение; социологический опрос, интервьюирование.

В качестве примеров для рассмотрения данного вопроса были взяты отчёты о проделанной работе по МОУ Саранской СОШ и МОУ Залесовской СОШ.

В ходе проделанного анализа были выявлены сильные стороны данных школ:

Но следует задуматься о будущем поколении. Если закрыть или реструктурировать сельские школы, будет утеряна связь между культурой и ребёнком, а значит, процесс социализации не принесёт желаемых успехов. Ведь школа остаётся единственным учреждением, где обеспечена занятость детей, где маленький индивид делает первые шаги в дорогу под названием «жизнь», формируя себя, как личность.

Поэтому необходимо принимать комплекс мер, способных улучшить качество образования на селе: привлекать молодых специалистов, обеспечивая им жилищно-материальные условия; повышать уровень квалификации педагогов; улучшать материально-техническую базу для обеспечения кабинетов необходимым оборудованием.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Школа является единственным социокультурным центром на селе;

2) Малокомплектность классов позволяет педагогу найти индивидуальный подход к каждому ученику;

3) Причинами реструктуризации сельских школ являются недостаточный уровень квалификации педагогов, трудности с подвозом детей в общеобразовательные учреждения, боязнь психологического барьера.

4) Необходимо принимать меры по улучшению условий обучения, чтобы не допустить ликвидацию школ на селе.

В 2014 - 15 учебном году уч - ся 10 В социально - экономического класса, проявляя тревогу за судьбу родного края, провёл исследование по теме: «Модель развития Калининградской области в условиях экономических санкций». Изучив материалы выступлений Президента России В.В.Путина, встречи губернатора Калининградской области Н.Н.Цуканова с Президентом РФ молодой исследователь обратился с письмом к Министру экономики региона с многочисленными волновавшими его вопросами. Министр Кузнецова Анастасия Леонидовна представила обширный ответ на вопросы, что помогло лицеисту стать лауреатом на городской конференции «Поиск и творчество».

Для решения воспитательных задач, а именно, воспитания патриотизма истинного, а не на слова использую уроки различного типа: семинары, круглые столы, в том числе и уроки-экскурсии. Музей - это «хранитель исторической и социальной памяти».

Урок-экскурсия в «Блиндаж Ляша» с последующим творческим отчетом и фотомонтажом.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки» - Д.С. Лихачев.

Цели: ознакомление учащихся с военно-исторической операцией «Штурм Кенигсберга» по материалам музея;

- формирование практических навыков комплексной работы с различными видами исторических источников (карты-схемы, военные фотографии, дневники, письма, воспоминания, макеты, фотокопии, экспозиции, музейные коллекции, музейные предметы, экспонаты и т.д.);

- развитие логического мышления, коммуникативно-речевых умений и навыков;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;

  • воспитание интереса, уважения и бережного отношения к культурному и историческому наследию; воспитание патриотизма.

Задачи: научить учащихся воспринимать музейную информацию и музейные источники как часть истории и культуры;

  • дать возможность использовать полученную информацию при выполнении заданий (составление путеводителя по музею);

  • написание исторического сочинения.

  • Методические приёмы организации урока: уч-ся делятся на группы и получают задания; ответственные в группах получают оценочный лист, где подводят результаты работы каждого своего учащегося.

.Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»

Выдержка из сочинения ученика:

«… взятие Кенигсберга, которое явилось одним из самых важных этапов Восточно-Прусской операции, имело большое значение для истории. Неудача при штурме неизвестно как могла бы повлиять на дальнейшее развитие событий. Неизвестно, закончилась бы тогда война, куда бы покатился мир и где бы сейчас были мы все, если бы, конечно, вообще были. Без взятия этого важного для фашистской германии города-крепости нельзя было двигаться на Берлин и думать о капитуляции Германии. Советские солдаты и офицеры были настоящими патриотами соей Родины, их действия на Прусской земле были верны и решительны. Они самоотверженно сражались за то, чтобы наше великое государство не было стерто с лица Земли. Мы будем верно хранить память об этих ужасных событиях и героических подвигах советских солдат».

В 2015 году учащиеся, осознавая себя потомками Победителей, участвуют в Федеральном Интернет - Проекте «Карта Памяти». Они идут к памятникам войны в нашей области, возлагают цветы к монументам, наносят памятники на интерактивную карту, навсегда оставляя их на память живущим. Работа ученика 8 класса Кузьменко Павла: Т-34-85 - один из символов нашей победы в Великой Отечественной войне.

Танк Т-34-85 - это герой Великой Отечественной войны. Этот легендарный танк, в качестве памятника Победе, установлен на постаментах во многих городах нашей страны. Он символизирует силу Русского оружия. Один из них находится на улице Соммера города Калининграда напротив гимназии №32. Танк Т-34-85 совершил великий подвиг, так как именно этот танк с полной уверенностью можно назвать «Оружием Победы». Он с успехом противостоял немецким танкам в сражениях Великой Отечественной войны. По мнению международных экспертов, Т-34-85 был лучшим танком своего времени. Но танки сами не воюют. Ими управляли советские танкисты, которые не жалели собственной жизни ради победы над врагом. Именно поэтому на постаменте высечены слова:

«Подвиг ваш - бессмертен, Память о нем - вечна» как завещание потомкам.

Мы должны помнить подвиг наших дедов и прадедов, и как они, защищать свою Родину!

В дни 70 - летия Восточно - Прусской операции учащиеся пишут сочинение, выражая свои действительно патриотические чувства и чувство долга перед павшими. Выдержки из сочинений восьмиклассников: «Сквозь пропитанную кровью землю прорастает трава, ржавеет оружие. Навсегда, однако, остается в истории пепельно-седое, кроваво-закатное «пятно» войны, названной Великой. И навсегда, слышите, навсегда должны оставаться живыми в наших сердцах люди, павшие в Великую Отечественную. Разве кто-нибудь из них хотел погибнуть от шального осколка или поседеть в свои 20 лет? Никто из них не хотел умирать, и уж тем более никто не хотел убивать. В бою они кричали, срывая голос: «Огонь!» и верили, что обязательно вернутся домой.

Робкое майское солнце пугливо целует лица горожан, неуверенно касается выстроенной на парад военной техники, блестит в бронзовых глазах. «Мама, он теплый!» - удивленно-восторженно восклицает мальчуган лет шести, гладя ладошкой металл памятника. Ног солдата не видно почти за охапками цветов. Мальчишка опускает блестящую от частых прикосновений ладонь бойца и кладет к подножию постамента свои гвоздички…

В моем родном городе все знают этого Солдата. Сергей Иванович Гусев - человек, не доживший до Дня Победы. Он героически погиб 18 января 1945 года в бою за Гросс-Байтчен. Сейчас там (ныне это деревня Подгоровка) расположен скромный монумент, окруженный деревьями.

На берегу реки Писсы, совсем рядом с главной площадью Гусева, покой горожан сохраняет бронзовый Солдат. Медали на груди, автомат в правой руке… и вправду живой. Разве что ветер не путает вьющиеся волосы.

Май обнимает город теплом, бронзовый Солдат застыл, глядя в небо. Пылают у его ног гвоздики.

Истечет календарный май, завянут цветы, солнце закроют тучи. Весна, лето, апрель, август - не важно. Мы - помним, память застыла в камне…».

Выдержка из творческого отчёта об экскурсии в музей « Королевские Ворота»

Экскурсия в Королевские Ворота

Интересно и познавательно прошла Декада истории в МА УШИЛИ.

8 апреля уч - ся 10б (лингвистического) класса вместе с учителем Ступаковой Ниной Иванов совершили экскурсию в замечательный музей «Королевские Ворота».

Много нового узнали десятиклассники о прошлом своего города. В ходе занятия уч - ся прикоснулись к эпохе Петра Первого, к его Великому Посольству. Повезло с экскурсоводом, которая кроме научной экскурсии предложила ребятам стать участником Великого Посольства. С большим азартом прибывшие гости в музей в этот день примеряли парики и шляпы 18 века. Много мудрёных вопросов было задано гостям, например: кого пускала стража ночью через запертые ворота? А вы знаете? Чтобы ответить - нужно посетить музей.

А как интересно путешествовать пешком по улицам нашего города! Исследовательский проект «Историческая карта города Калининграда». Учащиеся в роли экскурсоводов рассказывают о тех героях, чьими именами названы эти улицы. Начинаем свой поход от нашей родной улицы Каштановая аллея, от лицея, на входе в который мемориальная доска с именем Героя Советского Союза Федосова Ивана Никитовича, который первым ворвался в наш район 6 апреля 1945 и обеспечил продвижение советских войск к центру города. Есть и на этих улицах дома, где проживают сегодняшние скромные герои, ветераны педагогического труда. Пятьдесят пять лет работает в нашей школе педагог Литвинова В.И., одна запись в трудовой книжке! Это ли не пример для подражания? Мы подходим к памятнику К. Маркса, ведь его труд «Капитал» оказался самым раскупаемым в Европе в свете последнего финансового кризиса. Заканчиваем наш поход на площади Василевского. Идем пешком в любую погоду, отдавая дань памяти героям штурма Кёнигсберга в 1945 году. А на второй день отправляемся на косу Фрише - Нерунг, проезжаем мимо памятника А. Космодемьянскому, возлагаем цветы.

Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»

В городе Балтийске (Пиллау) нас встречает одноклассник с подготовленным рассказом о своём славном городе, который в разное время посещали Петр Первый и Иосиф Бродский, проводим экскурсию у памятника Петру I и Елизавете Петровне. К экскурсоводу подходят с вопросами гости нашей области. Мы выступаем от имени прошлого.

Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»

По окончании «Погружения» в предмет в лицее проходит лицейская конференция с презентацией своих результатов. Присутствуют участники, педагоги. Всем интересно увидеть и услышать о новых открытиях. Здесь же строятся планы на будущий учебный год. Нет равнодушных, все - исследователи, каждый прикоснулся к святому и священному - истории своей страны, города, области. В этом году у десятиклассников - Проект «Тильзитский мир», наш маршрут - город Советск (Тильзит). Наша цель - побывать на реке Неман, прочувствовать атмосферу встречи Александра Первого и Наполеона, представить императорские объятия на плоту, а дальше - проект «Тильзитский мир - «брак по расчёту». На следующий год мы осуществляем свою цель. Экспедиция «Калининград - Тильзит с экскурсией о разведгруппе «Джек» в годы Великой Отечественной войны во время Восточно - Прусской операции. Мы с замиранием сердца подходим к месту, где высадилась разведгруппа. Сейчас здесь памятная Стелла. Десятиклассница исследует эту тему, выступает в школе с результатом своего проекта «Увидеть Пруссию и умереть».

Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»

Продолжаем экспедицию в Тильзит (Советск), посещаем музей истории города, мост королевы Луизы. Идём по местам крестоносцев Тевтонского Ордена на месте поселения восточных пруссов. Узнаём о том, что в годы Семилетней войны, Тильзит, как и вся Восточная Пруссия, входил в состав Российской империи. В различные времена с городом были связаны биографии выдающихся русских полководцев А.В.Суворова, М.И. Кутузова, П.И.Багратиона, воина - поэта Дениса Давыдова, писателей и соратников Ленина. В Тильзите жили и работали деятели литовской национальной культуры. Экспедиция «Калининград - Тильзит заставила ребят задуматься о необыкновенном прошлом земли, на которой мы живём, и подвигла их к новым поискам, новым исследованиям. Ещё одним несравненным музеем нашего города является музей Московско - Минской дивизии. Руководитель музея Владимир Владимирович покорил нас своим рассказом; экспонаты дошли до нашего сердца. Рассказ о Ковальчук Елене Борисовне (1910-1944) - гвардии старшине медицинской службы, награжденной 5 орденами; погибла в бою.
Говорят, снаряд дважды в одно и тоже место не попадает...
Оказывается, что попадает... Ковальчук Елена Борисовна, Член ВКП (б). Санинструктор 169 гвардейского стрелкового Краснознаменного полка 1 гвардейской стрелковой Пролетарской Московско-Минской ордена Ленина дважды Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии. Сотни раненых бойцов и офицеров 1-й Московской дивизии вынесла с поля боя гвардии старшина медицинской службы Елена Борисовна Ковальчук. Четыре раза она была ранена. За мужество и отвагу Ковальчук была награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Красной Звезды и несколькими медалями. Жизнь ее была яркой, но короткой. Спасая раненого, действовала по инструкции: тащила его в ближайшую воронку от разрыва снаряда… Тут их и настиг роковой удар… другого снаряда. Погибла в бою за город Алитус Литовской ССР 15.07.1944 г. Похоронена в г. Алитус. Перезахоронена 30.09.1945 г.в Кёнигсберге в братской могиле "1200 гвардейцев" на Гвардейском проспекте. Гвардейцы торжественно пронесли по Кёнигсбергу тело своей боевой подруги, советской женщины-героини. Вскоре в Кёнигсберге в ансамбле монумента был установлен бронзовый бюст Елены Ковальчук.

Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»

Мы посещаем школьный музей МОУ СОШ №11пос. Чкаловск (г. Калининград). За эти годы собраны уникальные материалы по боевому пути 307 стрелковой дивизии, участвовавшей в боях при штурме Кенигсберга... А какие замечательные организаторы здесь работают! Мы изучаем историю края, в котором живём, по материалам Историко - художественного музея и музея «Фридландские ворота». Краеведение даёт мощный импульс к познанию мира и готовности жить и творить в этом мире.

Патриотизм - это стремление изучать историю страны, своей семьи, своей родословной. Это одни из самых значимых уроков. Пример такого урока.

Апробация Методического пособия М.В.Ильиной «Компетентностный подход к анализу результатов освоения курса «История западной России».

Моя родословная.

На уроке ИЗР наша учительница Ступакова Нина Ивановна задала уч-ся нашего класса задание: Как вы думаете, почему необходимо сохранять семейные архивы? Честно говоря, этот вопрос ввел меня в ступор. Мне стало интересно: а что такое вообще «семейные архивы»?

Мы привыкли под словом «архив» представлять стопки пожелтевших бумаг, каких- то жизненно - важных документов… Естественно, в моем доме таких не нашлось, и, когда я почти отчаялась, мама спросила: «А что ты вообще ищешь? Архивов у нас, наверное, и не было никогда, зато фотографий старых предостаточно».

А чем фотографии не семейные архивы?

По словам какого- то мудреца, фотографии могут возвращать нас в прошлое. Да они - просто машина времени!

Александра Афанасьевна Шушупалова (моя прабабушка по отцовской линии) - потомок графов Шкуро, покорителей Туркестана и жестоких белых генералов. За свою жизнь меняла фамилию 3 раза(!): во время прихода большевиков ко власти и 2 раза по замужеству, причем вторым её мужем был председатель колхоза Михаил Николаевич Шкуренко.

Моя прабабушка па маме, Белая Матрена Ивановна, прошла трудный жизненный путь - из пятерых своих детей она похоронила троих.

Папин отец, Николай Михайлович, был автомехаником, а мать, Елизавета Михайловна, - начальником мельницы.

Мамин отец, Белый Сергей Дмитриевич, любил перемены, поэтому сменил много профессий - он был и монтажником, и трактористом, и сварщиком, в конце концов, став директором сахарного завода. Дедушка познакомился с его будущей женой, Марией Александровной, на союзной стройке, через два месяца они поженились.

Мой папа, Владимир Николаевич, в свои 19 лет уже был ветераном войны в Афганистане. По его возвращению из Кабула он женился на моей маме, Белой Инге Сергеевне, которая два года писала ему письма в места военных действий.

Подводя итоги, хочется сказать: собирать семейные архивы оказалось не так уж сложно - в нашей семье всегда ценили своих предков - скажу больше: увлекательно. Так почему же важно хранить семейные архивы? Да просто потому, что мы, мы, каждый из нас - частица истории, маленькая капля в океане прошлого. В своем небольшом исследовании я узнала много нового о своей семье, и я собираюсь продолжать открывать новые имена на ветвях своего семейного древа. Шкуренко А.В., МАУШИЛИ, 9 «А» класс.

Автор данного рассказа - ныне студентка БФУ им. И.Канта.

Интересно и познавательно, с большой любовью проходят открытые уроки-семинары, круглые столы, пресс - конференции по теме: «Отечественная война 1812 года глазами российских и французских историков». Учащиеся ведут поиск исторического материала, находят малоизвестные страницы войны.

Старшеклассники пытаются ответить на вопрос: « Почему крепостная Россия победила буржуазную Францию?». Приходят к ответу: патриотизм русских людей, по-настоящему любивших своё Отечество, русская сила и храбрость, и, конечно же, кроме моральных - субъективные и стратегические факторы. И этот подвиг России в 1812 году связываем с обороной Москвы в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.

Итогом урока становится социологический опрос:

Вопрос: Сегодня подчас высказываются очень разные, исключающие друг друга, оценки Отечественной войны 1812 года. С какими из них Вы бы согласились?

Варианты ответов:

  1. Отечественная война 1812 года была великим подвигом народа, защищавшего свою независимость.

  2. Россия освободила Европу от оккупации и рабства, которые несли наполеоновские армии.

  3. Это была обычная война двух монархий - русского абсолютизма и буржуазной французской империи, в которой народ служил простым пушечным мясом.

  4. Французская армия несла в отсталую Россию самые передовые достижения прогрессивной Европы, и для русских было бы лучше оказаться завоеванными в ту пору, дабы теперь прочно находиться среди цивилизованных народов общеевропейского дома.

  5. Если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным, куда более гуманным и прогрессивным путем.

  6. Иное мнение _______________________________________________________________

Обобщение педагогического опыта учителя. «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы ФГОС»

И продолжается поиск для личностного осмысления события, которому минуло 200 лет. Результатом является индивидуальный проект учащегося 8 «В» химики - биологического класса: «Военно-полевая медицина в годы Отечественной войны 1812 года».

5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.

Моя система работы с одарённными детьми, в основе которой лежат инновационные формы деятельности: метод проектов, игровые технологии, исследовательские технологии, дистанционные технологии, имеющие продолжение во внеклассной, краеведческой работе является для меня максимально эффективной.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта происходит через представление её на ежегодных Международных научно - практических конференциях БФУ имени Им. Канта, участие во Всероссийских дистанционных конференциях (Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Педагогическое проектирование и исследовательская деятельность современного учителя). Мои методические статьи опубликованы в сборнике конференций БФУ им. Им. Канта. В сети образовательных сайтов «Учительский.сайт» Проекта «Инфоурок» http: // Учительский.сайт имею свой персональный сайт: учительский.сайт/Ступакова(лепшеева)-Нина-Ивановна, где делюсь с профессиональным сообществом своими методическими разработками и достижениями. Имею публикации, в которых представлен опыт работы и даются педагогические рекомендации педагогам общественных дисциплин. Выступление на педагогическом совете на тему: «Метод проектов как средство успешной реализации ФГОС» 2014 год. (Приложение 8 - 11).

Участвую в разработке Международных российско - немецких проектов на базе МАОУ ШИЛИ. В сентябре2012 года принимала участие в Международном проекте: «Конец холодной войны. Падение Берлинской стены. Европа - наш общий дом». Проект объединил две европейских школ: МАОУ ШИЛИ и гимназию Христиан-Германсбург. Целью проекта стало изучение глобальных проблем современности в области культуры, образования, сохранения мира. Учащиеся 11Б лингвистического класса представили своё видение проблем, пути их решения. Отрадно, что общение шло на двух языках, участники прекрасно понимали друг друга. Проект показал высокий уровень политической и правовой грамотности моих лицеистов. В завершении проекта учащиеся подошли к осознанию того, что мы являемся единым социокультурным пространством, что выживание мира зависит от каждого из нас. Каждый человек современной цивилизации должен направлять свою деятельность на сохранение мировых ценностей и передать их следующим поколениям. Систематически общаюсь со своими выпускниками, студентами и уже ставшими профессиональными работниками в различных сферах деятельности. Мои выпускники учатся на факультетах юриспруденции, экономики, социологии, политологии, философии, журналистики в БФУ им. Канта, Педагогическом Университете им. Герцена, ведущих вузах страны, включая также военные учебные заведения. Некоторые трудятся рядом со мной в родном лицее!

6. Обеспечение непрерывности собственного профессионального развития

Имею отраслевую награду «Почётный работник образования РФ» 2002 год.

(Приложение 16).

Систематически повышаю своё профессиональное образование через семинары, курсы, личностный маршрут самообразования, Предметные учительские Олимпиады Калининградской области. (Семинар «Организация исследовательской деятельности учащихся в области гуманитарных наук» на базе Калининградского регионального отделения общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» при Калининградской региональной молодёжной общественной организации «Экологическая группа «Гид». В 2013 году - обучение в Негосударственном образовательном учреждении «Институт современного образования» по программе «Профессиональная готовность педагога к реализации ФГОС ООО». Прошла курсы КОИРО: модуль «Культурно - исторические традиции русского народа. Православные праздники»; модуль «Как сделать урок живым, целостным и гармоничным? (Технология проведения необычного и совсем необычного современного урока)» 2014 год. «Актуальные проблемы преподавания предметов гуманитарного блока в условиях модернизации содержания и структуры образования» (Государственное автономное образовательное учреждение Калининградской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования»72 - часа. «Совершенствование информационно - коммуникативной компетенции педагога в интегративном подходе к процессу обучения социально - гуманитарным предметам». Приложение12. Участвовала в Региональной олимпиаде учителей Калининградской области 2014 года - Победитель (3 место) среди учителей по обществознанию. Окончила курсы немецкого языка для учителей - Сертификат А 2 (устная речь) 2014 - 2015 год.

Являюсь членом экспертных комиссий и жюри по проверке олимпиадных и экзаменационных работ учащихся образовательных учреждений города: 2012 - 14 гг.: эксперт по проверке олимпиадных работ по праву и обществознанию; эксперт по проверке ЕГЭ по обществознанию.

Участвую в дискуссиях и круглых столах городских, областных научно-практических семинаров и международных проектах.

В лицее царит творческая атмосфера и созданы все условия для удовлетворения образовательных запросов учащихся, гармонии в отношениях между учителем и учениками и для повышения моего профессионального роста. Уч-ся дают хорошую и высокую оценку удовлетворённости моей работой с ними. На протяжении своей длительной педагогической деятельности пришла к выводу: чтобы применить свои знания, опыт, новые технологии, нужно все время полнить о том, что самое главное из них - найти путь к сердцу ученика, ниточку к тому доброму и хорошему, что есть в каждом юном создании, и, увидев его способности, отталкиваясь от дарований ученика в любой области - вести за собой. Результаты деятельности: за последние 3 года более половины выпускников выбрали историю и обществознание в качестве профилирующих в учебных заведениях; среди них - 16 медалистов! (Приложение 17, 18). Хочу быть для ребёнка и «плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души». Я нахожусь в школе до позднего вечера, пока у детей есть вопросы ко мне, пока они горят, участвуя в различных благих делах. Педагогический труд даёт мне душевное здоровье. Мне приятно видеть, что число моих творческих, увлечённых детей разрастается, как круги на воде. Я вижу, как раскрываются уникальные способности моих одарённых детей. Я преклоняюсь перед их недетским мужеством, дерзостью открытий, смелостью принятия решений, стремлением служить славе нашего Великого Отечества, достойного прославления. Одарённые дети - не только будущее, но и настоящее России. Таков итог моего творческого труда по теме «Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной как личностный результат освоения учащимися основной образовательной программы ФГОС ».

31


© 2010-2022