Программа работы с одарёнными детьми

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа работы с одарёнными детьмиПрограмма работы с одарёнными детьмиПрограмма работы с одарёнными детьми

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Манинская средняя общеобразовательная школа»


ПРОГРАММА РАБОТЫ

С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

МКОУ «МАНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

«ЗА НАМИ БУДУШЕЕ»

Программа работы с одарёнными детьми

































Сроки реализации: 5 лет

Разработчик программы: и.о.зам. директора по УВР Потапова И.В.



Д. МАНИНО

ЛЮДИНОВСКОГО РАЙОНА

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы………………………….…………………………………….3 - 4

  2. Пояснительная записка……………………………………………………………..5 - 7

  3. Описание Программы…………………………………………………………..….8 - 14

  1. Цели и задачи. ………………………………………………………………………8

  2. Сроки реализации. Долгосрочные перспективы……………………………..……8 - 12

  3. Основные формы и методы работы………………………………………………12 - 14

  4. Характеристика целевой группы……………………………………………………14

  1. Календарный план реализации программы. Схема управления Программой…..15 - 18

  2. Ресурсное обеспечение программы ……………………………… ……………….19 - 21

  1. Кадровое обеспечение………………………………………………………………19

  2. Материально - техническое обеспечение…………………………………………….21

  3. Финансовое обеспечение……………………………………………………………...21

  1. Качественные и количественные критерии оценки эффективности Программы……22

  2. Ожидаемые результаты……………………………………………………………….23 - 24

  3. Заключение………………………………… …………………………………………24.

  4. Список литературы………………………… …………………………………………25

























  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа работы с одарёнными детьми «За нами будущее»

Назначение программы

Программа является организационно-правовой основой функционирования и развития школы

Разработчик программы

И. о. зам. директора по УВР Потапова И.В.

Основания для разработки программы

- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;

- основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756- р от 29 декабря 2001г.;

- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

- Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС);

- Программа развития Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Манинская средняя общеобразовательная школа» на 2011-2015 г.;

- Устав МКОУ «Манинская средняя школа».

Исполнители

Администрация, педагогический коллектив, ученический коллектив

Цели и задачи

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в условиях опережающего развития образования.

Задачи:

  1. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

  2. Совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

  3. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  4. Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

  5. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Основные направления и формы инновационной деятельности

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

  1. Развивающее направление - формирует умения: выслушивать выступающих, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументированно высказывать своё мнение.

  2. Координационное направление - обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.

  3. Информационное направление - привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

  4. Диагностическое направление - проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».

  5. Кадровое направление - предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

Сроки и этапы реализации

Программа рассчитана на 5 лет

Подготовительный этап: 2013 - 2014 г.

Практический этап : 2015 - 2016 г.

Обобщающий этап: 2017 - 2018 г.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- повышению качества образования и воспитания школьников;

- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

Объем и источники финансирования

Финансирование программы осуществляется за счет стимулирующего фонда новой системы оплаты труда

Система организации контроля

Администрация МКОУ «Манинская средняя школа»

II. Пояснительная записка

Программа работы с одарёнными детьми «За нами будущее» на 2013 - 2018 годы разработана в связи с необходимостью упорядочить сложившуюся систему работы с одарёнными детьми МКОУ «Манинская средняя школа», обеспечить преемственность работы школы в последующие годы, модернизировать традиционные и ввести новые формы работы .

Мы живём на прекрасной и древней Калужской земле. Наша небольшая деревенька Манино расположена между двумя районными центрами: Киров и Людиново. Многие поколения калужан защищали от врагов свою малую родину, украшали и прославляли её. Современная же молодёжь имеет право и возможность получить достойное образование, выбрать любимую профессию, построить счастливую судьбу. Поэтому развитие детской одаренности является приоритетным направлением образовательной деятельности МКОУ «Манинская средняя школа». Именно в школе закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация, и именно на школу возлагается решающая ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Мы считаем, что выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблему одаренности в сельской школе нельзя решить путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения - не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей в его родной школе. Мы познакомились с опытом работы в этом направление многих школ г. Калуги и Калужской области, выяснили

признаки, отличающие одаренных учеников:

У них отличная память, способность классифицировать информацию.

Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры.

У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии.

Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений.

Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:

- как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;

- настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;

- благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;

- умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

- некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Учитывая все эти особенности одарённых детей, Программа МКОУ «Манинская средняя школа» «За нами будущее» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в Калужской области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, работу с одаренными детьми.

Кроме того, выделяются проблемы не только диагностики, обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации.

Следовательно, можно выделить следующие проблемы в работе с одарёнными детьми:

  • ослабленность методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся;

  • отсутствие психологического сопровождения способных и одаренных детей;

  • несовершенство методической и практической помощи родителям способных и одарённых детей;

  • отсутствие отлаженной работы по сотрудничеству педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников;

  • не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала.

Актуальность и необходимость разработки программы работы с одарёнными детьми «За нами будущее» обусловлена рядом причин: изменением социальных реалий современной России, переоценкой моральных и духовных ценностей, изменениями в системе воспитания и обучения подрастающего поколения. Мы понимаем, что живём в сложный переходный период нашей страны, и именно молодое поколение находится в очень сложной ситуации. Некоторые молодые люди утрачивают смысл происходящего, зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере.

Дополнительные негативные факторы, связанные с проживанием учащихся нашей школы в сельской местности, также влияют на детей: большинство предприятий не функционируют, узкая сфера дополнительного образования, отсутствие центров досуга для детей и подростков. Поэтому коллектив нашей школы считает, что наиболее полно, системно и последовательно проблему выявления одарённых детей способна решить школа, где обучение, развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

МКОУ «Манинская средняя школа» - это место, создающее комфортную социально - психологическую атмосферу. В нашей школе есть возможность для самостоятельного выбора детьми вида внеурочной деятельности - в школе есть спортивный зал, компьютерный класс, библиотека, читальный зал, комната психологической разгрузки, в нашей школе работают различные кружки и секции.

Новизна решения проблемы состоит в следующем:

  • Создание интегрированной системы основного и дополнительного образования. Эта система наиболее эффективна в работе по развитию способностей одарённых детей.

  • Заключение договора с Центром диагностики и консультирования города Людиново.

  • Создание на базе школы дополнительного образования.

  • Совместная деятельность учащихся, их родителей, педагогов, жителей нашей деревни по реализации социальных проектов на территории деревни Манино и за её пределами.

  • Реализация программы с учётом дифференцированного подхода, индивидуальных особенностей и интересов школьников разных возрастных групп..

Мы считаем, что именно образовательные учреждения должны взять на себя роль в решении вопросов: формирование и развитие индивидуальности ученика, учет и развитие его разнообразных способностей и интересов. Это поможет решить ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учеников, и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.

Разработка программы «За нами будущее» по работе с одарёнными детьми представляет собой реализацию общественных и государственных приоритетов в воспитании подрастающего поколения.



















III. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Цели и задачи Программы.

Цели:

1. Стратегическая цель программы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в условиях опережающего развития образования.

2. Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

3. Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

4. Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую

духовно- практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Задачи:

1. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

2. Совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

3.Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4.Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

5. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

2. Сроки реализации.

Программа работы с одарёнными детьми «За нами будущее» рассчитана на 5 лет (2013- 2018).

1 - й этап - подготовительный (2013-2014 учебный год)

  • Анализ проблемы и состояния работы с одарёнными детьми в МКОУ «Манинская средняя школа»;

  • Разработка направлений работы по выявлению и поддержке одаренных детей;

  • Создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми;

  • Создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений науки и культуры.

  • Поиск форм и методов вовлечения обучающихся во внеурочную деятельность.

2 -й этап - практический (2015-2016 учебный год)

  • Использование в образовательном процессе педагогических технологий, приёмов, методов воспитания школьников, социальной и психолого - педагогической поддержки личности ребёнка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

  • Непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется участие в районных, городских, областных, международных олимпиадах и конкурсах, конференциях, организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, развивающих практик в летнем лагере.

3 - й этап - обобщающий (2017-2018 учебный год)

  • Анализ и оценка работы школы по данному направлению.

  • Обобщение опыта работы педагогического коллектива, родителей и обучающихся школы, соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

  • Определение дальнейших перспектив.

Долгосрочные перспективы.

Основные направления

Сроки

Исполнители


1. Научно - методическое и образовательное направление


  1. 1

Изучение нормативно- правовой базы

2013-2014

Заместитель директора по УВР


  1. 2

Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися за предыдущие годы.

2013-2014

Классные руководители


  1. 3

Семинар «Характерные черты одарённых детей»

2013-2014

Заместитель директора по ВР


  1. 4

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка.

2014-2015

Учителя - предметники


  1. 6

Создание системы психолого- педагогического сопровождения.

2013-2014

Психолог Центра диагностики и консультирования

г. Людиново


  1. 8

Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности.

2014 - 2015

Психолог Центра диагностики и консультирования

г. Людиново


  1. 9

Создание и ведение банка данных, включающего сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса

2013-2018

Заместитель директора по УВР


8.

Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми

2013 - 2018

Заместитель по УВР


9.

Разработка, апробация и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности

2012 - 2014

Заместители директора по УВР, НМР, ВР. Руководители творческих групп


10.

Организация общешкольного семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема»

2014 - 2015

Заместители директора по УВР


11.

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

2013 - 2018

Заместители директора по УВР, ВР, психолог


12.

Организация работы по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов.

2013 - 2018

Заместитель директора по УВР


13.

Разработка и утверждение программ элективных курсов

2013 - 2018

Заместители директора по УВР, учителя - предметники


14.

Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

2015 - 2016

Заместители директора по УВР, психолог, учителя -предметники


15.

Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одарённости ребёнка

2013-

2018

Заместитель директора по УВР


16.

Привлечение внимания общественности к потребностям одарённых учащихся

2013 - 2014

Директор, родительский комитет


17.

Создание информационной базы по проблемам одарённости детей

2013-2014

Заместитель директора по УВР


18.

Использование материалов сайтов в Интернете, посвящённых проблемам одарённых детей

2013 - 2015

Заместитель директора по ИОП


19.

Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:

Опыт педагогической работы с одарёнными детьми;

Родительские заметки об особенностях воспитания и развития одарённых детей;

Детские достижения (рисунки, стихи, фотографии)

2013 - 2015

Педагог - библиотекарь, классные руководители


20.

Выпуск школьной газеты «Школьный вестник»

2013 - 2018

Заместитель директора по ВР


21.

Анализ итогов реализации программы.

2017- 2018

Заместители директора по ИОП, УВР, ВР


22.

Обобщение результатов работы школы

2017 - 2018

Заместители директора по ИОП, УВР, ВР


2. Психолого - педагогическое направление


1.

Диагностика учащихся на основе психологического мониторинга с целью выявления вида одарённости

2013 - 2014

Психолог Центра диагностики и консультирования

г. Людиново


2.

Психолого - педагогический отбор одарённых детей

2013 - 2018

Психолог Центра диагностики и консультирования

г. Людиново


3.

Психологическое обследование одарённых учащихся

2013 - 2018

Заместители директора по УВР, психолог


4.

Выявление интересов учащихся. Анкетирование.

2012 - 2015

Классные руководители


5.

Создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одарённых детей.

2013 - 2016

Заместители директора по УВР


6.

Организация и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, педагогов, родителей

2013 - 2016

Психолог Центра диагностики и консультирования

г. Людиново


7.

Организация психолого-педагогического семинара для педагогов

2013 - 2016

Заместители директора по УВР, ВР, психолог


8.

Организация мониторинга развития одарённых детей

2017 - 2018

Заместители директора по УВР, психолог


3. Организация работы образовательного учреждения в рамках учебного процесса


1.

Разработка программ индивидуальной работы с одарёнными детьми.

2013-

2014

Заместители директора по УВР, ВР


2.

Подготовка учащихся к участию в муниципальном туре Всероссийских олимпиад по разным предметам

2013 - 2018

Учителя - предметники


3.

Предоставление одарённым детям свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ

2013 - 2018

Администрация


4. Организация работы с одарёнными детьми во внеурочной деятельности


1.

Создание среды общения, самореализации, социализации. Предпрофильная и профильная подготовка предполагает разработку предметно - внеклассных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области.

Он может включать: - организацию кружковой работы; - организацию олимпиад по учебным предметам; - организацию проектной деятельности; - организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д. - организацию ученических научных конференций; - организацию предметных выставок; - организацию вечеров и праздников; - создание школьного театра; - создание спортивного центра; - организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр; - выпуск стенгазет; - организация предметных декад; - проведение летних профильных смен.

2013 - 2016

Заместитель директора по УВР

2.

Организация краткосрочных интенсивных школ, летней школы для одарённых детей

2013 - 2016

Директор, заместители по УВР, ВР

3.

Участие в муниципальных, региональных, всероссийских предметных олимпиадах, конференциях

2013 - 2016

Заместитель по УВР

4.

Организация деятельности научно - исследовательской работы

2013 - 2018

Заместитель по УВР

5.

Поисково-краеведческая работа по систематизации материалов Комнаты Боевой славы

2015 - 2016

Заместитель по ВР

6.

Участие в творческих конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях, спартакиадах

2013 - 2018

Заместители УВР, ВР



  1. Основные формы и методы работы.

Работа с одарёнными детьми:

  1. Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  2. Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

  3. Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, физика, информатика и др.);

  4. Психологические консультации, тренинги, тестирование;

  5. Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

  6. Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

  7. Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

  8. Создание портфолио;

  9. Выпуск газеты «Школьный вестник»;

  10. Беседы, лекции, круглые столы;

  11. Разработка и реализация социально значимых проектов;

  12. Проведение дней Здоровья.







Работа с родителями одарённых детей:

Школьное образование - эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка.

Практическая задача в таких условиях - оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:

1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

2. Чтение лекций для родителей.

3. Подбор научной и практической литературы для родителей.

4. Систему обучения детей в системе дополнительного образования.



Работа с преподавателями:

Подготовка преподавателей по выявлению, обучению и развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми в школе, является необходимым условием претворения в жизнь всей программы. Необходима организация ряда мероприятий по решению этого вопроса.

  1. Создание банка данных по учителям, работающим с одаренными детьми.

  2. Исследование психолого-педагогической компетентности у учителей в области работы с одаренными детьми.

  3. Повышение квалификации преподавателей через организацию семинаров, конференций, на курсах повышения квалификации.

  4. Проведение практических занятий, тренингов. Обеспечение специалистов, работающих с одаренными детьми, методической литературой, информирование о новинках литературы.

  5. Разработка и реализация системы мер поощрения педагогов, работающих с одаренными детьми.











  1. Характеристика целевой группы.

Категория участников Программы: руководители и педагоги МКОУ «Манинская средняя школа», учащиеся школы с 1 по 11 классы, родители учащихся.

Руководители:

- и. о. директора школы: Новикова Галина Васильевна

- и.о. зам. директора по УВР: Потапова Ирина Владимировна

- зам. директора по ВР: Шостак Наталия Владимировна

- зам. директора по ИОП: Никитонов Алексей Юрьевич

- зам. директора по внеурочной деятельности: Павликова Елена Анатольевна

Творческая группа:

- учителя начальных классов и учителя-предметники;

- психологи Центра диагностики и консультирования города Людиново;

- школьный педагог - библиотекарь: Фетисова Татьяна Дмитриевна

- педагоги дополнительного образования Лукин Николай Николаевич, Ильюшина Наталья Николаевна, Чуманихина Марина Михайловна

- руководители спортивных секций: Соколов Иван Валентинович, Лукин Николай Николаевич.

Учащиеся МКОУ «Манинская средняя школа»:

- Митрохов Николай, учащийся 3 класса

- Николайченко Кристина, учащаяся 4 класса

- Сологуб Вероника, учащаяся 6 класса

- Зиновкина Юлия, учащаяся 7 класса

- Сычёва Виктория, учащаяся 8 класса

- Гайдукова Мария, учащаяся 11 класса

Родители детей

Социальные партнёры в реализации программы:


- Управление общего образования Администрации города Людиново.

- Управление социальной защиты населения Администрации города Людиново.

- Администрация сельского поселения «Деревня Манино».




  1. Календарный план реализации программы на 2013 - 2014 год.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Диагностика одаренных детей

Сентябрь

Психолог Центра диагностики и консультирования города Людиново

Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся

Сентябрь

Заместитель директора по УВР

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

Октябрь

Заместитель директора по УВР

Организация работы спортивных секций:

- волейбольная

- баскетбольная

- настольный теннис

- лыжные гонки

По расписанию.

Учителя физической культуры Соколов И.В., Лукин Н.Н.

Организация взаимодействия между способными учащимися и учителями-предметниками

Октябрь

Заместитель директора по УВР

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Октябрь

Заместитель директора по УВР

Организация работы научного общества обучающихся и учителей в учебном году

Ноябрь

Заместитель директора по УВР

Активизация проектной и исследовательской деятельности учащихся

В течение года

Учителя -предметники

Работа с родителями одарённых детей

В течение года

Учителя - предметники

Проведение предметных недель и декад

В течение года

Заместитель директора по УВР

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.


В течение года

Классные руководители

Профориентационная работа с одарёнными детьми

В течение года

Заместитель директора по ВР

Участие в районных, региональных и российских олимпиадах


В течение года

Заместитель директора по УВР

Анализ результатов олимпиад

Декабрь

Заместитель директора по УВР

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «За нами будущее».

В течение года

Заместитель директора по УВР

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

В течение года

Учителя - предметники

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

В течение года

Педагог - библиотекарь

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

В течение года

Заместитель директора по УВР

Введение профильного обучения в 10-11 классах.


В течение года

Заместитель директора по УВР

Заполнение «Портфолио» учащихся

В течение года

Классные руководители

Проведение интеллектуальных марафонов в рамках предметных декад

По графику

Руководители ШМО

«Ярмарка научных достижений учащихся и учителей» Родительская конференция о результатах научно-исследовательской работы ОУ

Апрель

Учителя - предметники

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

В течение года

Заместитель директора по ВР

Выпуск школьной газеты «Школьный вестник»

1 раз в месяц

Заместитель директора по ВР

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми

В течение года

Заместитель директора по УВР

Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

В течение года

Заместитель директора по ИОП

Распространение опыта работы с одаренными детьми

В течение года

Заместитель директора по УВР





















Схема управления Программой:



Программа работы с одарёнными детьми



  1. Ресурсное обеспечение программы «За нами будущее».

1. Кадровое обеспечение МКОУ «Манинская средняя школа» можно представить в виде следующей таблицы:

Наименование

2013 - 2014 учебный год

1. Численность педагогических работников, из них


1.1. учителей

16

1.2. штатных

15

1.3. совместителей

1

1.4. мужчин

4

1.5.женщин

12

2. Образование педагогов:


2.1. высшее профессиональное

10

2.2. среднее профессиональное

6

2.3.прошли курсы повышения квалификации, переподготовки

15

3. Почётные звания, награды:


3.1. значок «Отличник образования»

-

3.2. нагрудный знак «Почётный работник общего образования»

-

4. Имеют квалификационные категории:


4.1.высшую

1

4.2. первую

3

4.3. вторую

5

4.4. соответствие занимаемой должности

3

5. Педагогический стаж


5.1. до 3 -х лет

3

5.2. 3 - 10 лет

1

5.3. 10 - 15 лет

1

5.4. 15 - 20 лет

1

5.5 свыше 20 лет

10

6. Средний возраст педагогических работников

35

7. Количество учителей пенсионного возраста

1

8. Количество молодых специалистов

3

9. Потребность в педагогических кадрах

-

10. Средняя учебная нагрузка

25 часов



2. Материально - техническое обеспечение программы.

Для успешной реализации программы МКОУ «Манинская средняя школа» имеет хорошие условия. Школа построена в 1973 году. Имеется спортивный зал, библиотека (с фондом: 1200 - художественной литературы и 2000 - учебной литературы), один компьютерный класс с выходом в Интернет на 5 мест, столовая на 50 мест и оборудованная кухня, кабинеты и лаборатории по химии и физике, 10 классных комнат, оснащённых компьютерной техникой, интерактивными досками или экранами, мастерская, 2 туалета. Есть оборудованная спортплощадка с игровым городком, комната Боевой славы, краеведческая комната. В школе существует медиатека с широким выбором CD - программ. В учебном и воспитательном процессе используются музыкальные центры, телевизоры. Школа обеспечена новой современной мебелью. Учебно - опытный участок оснащён садово - огородным инвентарём, имеется теплица. Имеется картофельное поле площадью 25 соток.

3. Финансовое обеспечение программы.

МКОУ «Манинская средняя школа» не оказывает платных образовательных услуг и располагает только государственным бюджетным финансированием. Дополнительные источники прибыли:

Продукт

Произведено в год (сред.)

Овощи с учебно - опытного участка

350 кг

Картофель, выращиваемый на школьном поле

500 кг



Данная продукция не продаётся, реализуется для организации бесплатного горячего питания школьников.

Школа может использовать потенциалы спонсоров:

- ОАО «Агрегатный завод» города Людиново;

- администрация сельского поселения «Деревня Манино».



Предполагаемый расход средств по реализации программы « За нами будущее» можно представить в виде следующей сметы:

п/п

Наименование мероприятия

Исполнители

2013/2014

2015/2016

2017/2018

Источник финансирования

1.

Оздоровительные, физкультурно- спортивные мероприятия

Администрация школы

10000

15000

20000

Муниципальный и региональный бюджет

2.

Психологическая помощь одарённым детям и их родителям.

Психологи Центра диагностики и консультирования города Людиново

5000

5000

7000

Муниципальный бюджет

3.

Создание обучающего видео, мультимедийных презентаций

Администрация школы

5000

6500

8000

Муниципальный и региональный бюджет

4.

Организация мероприятий по профориентации

Администрация школы

5000

5000

5000

Муниципальный и региональный бюджет

5.

Организация досуговых мероприятий для школьников в период каникул (поездки, экскурсии, конкурсы, оздоровление детей в лагере «Спутник» города Людиново)

Администрация школы

20000

25000

30000

Муниципальный бюджет,

спонсорская помощь,

внебюджетный фонд

6.

Организация участия одарённых детей в муниципальных, региональных конкурсах, проектах, олимпиадах.

Администрация школы

5000

5000

15000

Муниципальный и региональный бюджет

7.

Пополнение фонда библиотеки литературой для школьников, их родителей, педагогов.

Администрация школы, педагог - библиотекарь

20000

25000

30000

Муниципальный и региональный бюджет

  1. Качественные и количественные критерии оценки эффективности Программы, средства оценки.

Анализ показателей (качественных и количественных):

  • Увеличение в МКОУ «Манинская средняя школа» одарённых детей;

  • Количество конкретных дел (акций, социальных проектов, мероприятий, выпуск газеты, конкурсов и др.);

  • Удовлетворенность одарённых детей своей деятельностью;

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;

  • Количество участников мероприятий;

  • Активность, инициативность обучающихся;

  • Состояние здоровья;

  • Чёткость и эффективность управления.

Мониторинг осуществлялся на основе:

  • Методики изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью (А.А.Андреева);

  • Методики определения уровня общественной активности учащихся (Е.Н.Степанов);

  • Внеурочной деятельности;

  • Экспресс - опросов (после проведённого мероприятия).

Критериями эффективности выступают количественные и качественные показатели, характеризующие выполнение запланированных мероприятий:

- количество проведённых акций, отвечающих программным мероприятиям;

- численность

Для оценки эффективности программы дважды в год обновляются статистические данные.

Данные о количестве одарённых школьников в МКОУ «Манинская средняя школа»:

Количество учащихся школы: 36

Количество учащихся, обучающихся на «5»: 4 (11%)

Количество учащихся, обучающихся на «4» и «5»: 11 (39%)

Качество знаний: 50%

Успеваемость: 100%

Одарённые учащиеся: 6


Одарённые учащиеся МКОУ «Манинская средняя школа» по классам:

- Митрохов Николай, учащийся 3 класса

- Николайченко Кристина, учащаяся 4 класса

- Сологуб Вероника, учащаяся 6 класса

- Зиновкина Юлия, учащаяся 7 класса

- Сычёва Виктория, учащаяся 8 класса

- Гайдукова Мария, учащаяся 11 класса






  1. Ожидаемые результаты и перспективы развития.

Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.

Повысится:

  • Образовательный уровень одарённых детей;

  • Образовательный уровень педагогов и родителей учащихся в работе с одарёнными детьми;

  • Ответственность родителей за воспитание детей.

Улучшится:

  • Взаимодействие семьи и школы;

  • Информированность и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса;

  • Профессиональная компетентность педагогов по работе с одаренными детьми.

Расширится:

  • Осознанный жизненный выбор, самоопределение, социальная адаптация школьников;

  • система взаимодействия с высшими учебными заведениями, межрегиональных контактов, способствующих социализации одаренных детей;

  • система взаимодействия с начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования.

Сформируется:

  • Банк данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости;

  • Функционирование системы комплексной поддержки развития одаренных детей;

  • Реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей;

  • Система диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности;

  • Система подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.

Возрастёт:

  • Число одарённых школьников;

  • Поддержка одаренных детей.

Появится:

  • Убеждённость необходимости обобщения и систематизации материалов педагогической практики.

  • Убеждённость необходимости создания авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми.

Программа является открытой и находится в состоянии постоянного совершенствования.

По окончании срока действия данной программы планируется осуществление долгосрочного проекта: «Россия - это наше будущее», так как проведение мероприятий по выявлению одарённых детей должно совершенствоваться с каждым годом.

В перспективе планируется:

  • Проведение совместно с преподавателями высших учебных заведений консультаций с одарёнными детьми;

  • Открытие странички одарённых детей на сайте МКОУ «Манинская средняя школа»;

  • Организация работы профильного лагеря для подростков во время каникул;

  • Проведение межрайонной молодёжной акции «Надежда России».



  1. Заключение.

При организации деятельности по реализации Программы работы с одарёнными детьми «За нами будущее» важно дать понять одарённым детям, что от того, насколько будет развит их уровень обученности, правосознания, ответственности, будет зависеть наше благосостояние, будущее нашей деревни Манино, города, области, государства в целом. Ведь Россия XXI века - это страна умных, порядочных, активных, способных молодых людей, со своими интересами, активной гражданской позицией, и именно таких представителей нашего общества и должна формировать школа, семья и общество в целом.







  1. Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа - просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998, №3

  2. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995, №4

  3. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 1997. 13 мая

  4. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.-М.:ООО «АиФ Принт», 2003

  5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: 2000

  6. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3

  7. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999

  9. Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004

  10. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997

  11. Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000

  12. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. - 1991.- №6.- с.103.

  13. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.

  14. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.



Программа работы с одарёнными детьмиПрограмма работы с одарёнными детьмиПрограмма работы с одарёнными детьми




© 2010-2022