Статья на тему: Этика, такт, стиль –основные составляющие профессиональной культуры педагога

 Много требований предъявляется к педагогической культуре учителя, но среди них есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. В сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет  моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание.  Многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный личный измерительный прибор ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым


Этика, такт, стиль -основные составляющие профессиональной культуры педагога

Спорят и ученый, и священник.
Ведь науке - не грозит предел.
Есть еще учение об этике.
Важный, человечеству раздел!

Нонна Гросс

"Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения" ("Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России")

Глаз не смыкай, прежде чем перечтешь
Каждый поступок прошедшего дня.
Коль на закате увидишь себя тенью великой,
Пойми, тень та - ложь. Пифагор

Много требований предъявляется к педагогической культуре учителя, но среди них есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. В сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный личный измерительный прибор педагогической совести учителя должен быть чувствительным в высокой степени.

Профессиональная культура педагога.

Профессиональная культура учителя является самой важной предпосылкой успеха воспитательной работы. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом. Поэтому необходим высокий уровень профессиональной культуры педагога.
Учитель, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, любит детей, защищает их права и интересы. Заботится об их здоровье, проявляет доброту и уважение к школьнику независимо от успехов в учении, понимает психологию школьника, владеет глубокими и разносторонними знаниями по предмету, творчески подходит к обучению и воспитанию, во всех ситуациях проявляет высокую культуру поведения.

Профессиональная культура педагога - это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.

Учитель призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого ему необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.

Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель - живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями и с родителями. Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

Учитель тот, кто сам растёт

И в росте том преуспевает;

Пример зовущий подаёт,

Движению преград не ставит.

И устремляясь сам вперёд,

С собой учеников влечёт.

Н.Д.Спирина

Этические заповеди современного педагога.

Самый главный фактор в воспитательно-образовательном процессе - фактор человеческий: сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников

(боль, радость, горе, печаль и другие);

-умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства;

- педагогическая уравновешенность, наблюдательность, умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника;

- терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться,

-принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении;

-умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,

-умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и не

проявлять чрезмерной симпатии к другим, умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали;

-стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке;

-поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ;

-не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями;

-нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика;

-никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не

следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если

они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается;

- нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые

доставляют неприятности;

-если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.

Педагогический такт и авторитет учителя.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие, авторитет такого учителя стойкий.

Педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе. Такой учитель на всю жизнь остаётся в сердце.

Они в судьбе у каждого из нас,
По ней проходят словно красной нитью.
Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: "Это мой учитель»

Педагогический авторитет основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся. «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, - указывал А.С. Макаренко, - на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание». Доброжелательность и искренность - неотъемлемые черты авторитетного педагога.

Такт - это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Педагогический такт - это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт - одна из форм реализации педагогической этики.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

- требовательность и уважительность к воспитаннику;

- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

- деловой тон общения;

- внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

- во внешнем облике педагога;

- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя.

Тактичность совсем не предполагает то, что учитель будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки учеников. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребенка с разумной требовательностью к нему.

Учитель может быть возмущенным, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики. Действия учителя не должны унижать достоинство личности. По мнению А.С. Макаренко, педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».

Обычно педагогический такт нужен учителю в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического взаимодействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Великий Гете говорил, что юмор - это мудрость души.. Иногда хватает улыбки учителя, чтобы изменить ситуацию, снять появившееся в классе напряжение. «Улыбка - это знак, через который выражаются разные спектры отношений и передается человеку мощь того спектра, в котором он в данный момент нуждается больше всего». Но это должна быть улыбка, которая пронизана любовью: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка-суррогат: злорадная, ехидная, насмешливая.

Нормы, которые определяет педагогическая этика для учителя, не должны мешать ему оставаться человеком, который понимает свое несовершенство и не пытается воспринимать и подавать себя как учителя-эталона.

Удачи вам, сельские и городские
уважаемые учителя,
Добрые, злые и никакие
капитаны на мостике корабля!
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
когда вы входите в школьные классы,
Одни - как в клетку, другие - как в храм. Роберт Рождественский.

Литература

1. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 5-е. изд. - М., 1983.

2. Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов / В. Ю. Доро-

шенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е. изд. - М.:

ЮНИТИ, 1997. - 279 с.

3.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 83.

4.Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.

Интернет ресурсы

  1. festival.1september.ru/

  2. revolution.allbest.ru/

  3. pandia.ru/text/79/002/53838.php

  4. studfiles.ru/

  5. 92-school.ru/kodeks.html

  6. tinlib.ru/shpargalki/shpargalka_po_vvedeniyu_v_pedagogicheskuyu_dejatelnost/p9.php

  7. otlichnayashkola-5.narod.ru/AntonovaEtika.htm







© 2010-2022