Методическая справка

План-задание К тематической проверке   Тема: «Результативность работы учителей КРО по развитию устной речи обучающихся» Цель: Обеспечить условия для формирования учебных умений и навыков учащихся специальных (коррекционных) классов VII вида Объекты тематической проверки:  2 «В», 3 «В». Методы тематической проверки:  наблюдение, посещение уроков, анализ проверки техники чтения,  собеседование. Вопросы тематической проверки:   -          методы, применяемые на уроках, для осуществления принципов коррекционно-развивающего обучения; -          создание на уроках условий для монологической речи; -          оказание методической помощи.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


С П Р А В К А

по итогам тематической проверки по вопросу

«Результативность работы учителей КРО по развитию устной речи обучающихся»

В соответствии с приказом № 177п от 15.11.2013 в период с 16.11.2013 г. по 25.11.2013 г. зам. директора по УВР Баландиной Е.В. была проведена тематическая проверка по теме «Формы и методы коррекционной работы в классах компенсирующего обучения».

Цель: Обеспечить условия для формирования учебных умений и навыков учащихся специальных (коррекционных) классов VII вида

Задачи:

-осуществление контроля за исполнением законодательства в области образования;

-выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса;

-оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников.

В ходе тематической проверки было выявлено:

Литературное чтение в классах КРО является органической частью систематического курса русского языка и литературы. Важнейшими задачами уроков чтения являются:

- преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте», формирование правильного слогового чтения;

- формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

- формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально - волевой сферы детей;

- коррекция личностного развития ребёнка;

- преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

- развитие представлений детей об окружающем мире, развитие познавательной активности;

- привитие интереса к чтению, книге, к творчеству.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свои мысли в виде распространенного предложения, непонимание причинно - следственных связей приводит к тому, что учащиеся на поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

Одна из главных задач учителя - правильно определить причины неумения младших школьников выражать свои мысли и чувства, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствуют успешному усвоению учащимися материала как по родному языку и литературному чтению в целом, так и по другим предметам, требующих умения описывать словами, объяснять, доказывать.

Учителя Иванова А.Л. и Петрова И.В. на уроках и внеурочных занятиях стараются провести детей через систему коммуникативно-речевых задач - от аналитических к конструктивно-созидательным, при этом они стремятся применять такие методы, которые научили бы детей ориентироваться в речевой ситуации, учитывать задачу общения.

Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах они не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Работу по формированию умения четко излагать свои мысли учителя начинают с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного пересказа. Развивая у детей фантазию, Иванова А.Л., Петрова И.В.. включают в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине, концу). Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ, но и любому виду пересказа предшествует серьезная словарная работа, анализ текста, важная целевая установка для всех учащихся, присутствующих на занятии. Последовательные пересказы имеют и дополнительные развивающие задания: нарисуйте картинки к рассказам, придумайте свое окончание истории, рассмотрите картинки и оставьте по ним рассказ, придумайте названия к серии картинок).

Анна Леонидовна Иванова во 2 «В» много внимания уделяет слову, знакомит детей со словами, обозначающими предмет, признак предмета, действия и т.д.:

- Отгадайте загадки, поставьте вопросы к отгадкам и словам в отгадках, объясните, что означает каждое слово (летит, жужжит - …, сторожит, лает -…, плавает, молчит - …).

- Рассмотрите огурец, яблоко, репу. Какие они по форме, по цвету, на вкус?

- Из услышанного ряда назовите только те, которые обозначают признак предмета: смелый, трав, добрый и т.д.

Такие простые упражнения, проводимые в системе, не только развивают устную речь младших школьников, но и тренируют слуховое внимание и память, дают первоначальные представления о синонимии, образных определениях - эпитетах, многозначности слов.

Учащиеся Инны Викторовны Петровой (3 «В» класс) уже имеют представление о структуре текста, правилах изложения. При составлении устного сочинения по картинке «Зимний день во дворе» учащиеся определяют границы текста, составляют план ответа (вступление, основная описательная часть, заключение). При детальном описании учитель успешно использует групповую работу: часть ребят проводит наблюдение и описание природы, часть - поведение детей во дворе. Они самостоятельно оценивают ответы одноклассников, предлагают свои варианты. При этом Инна Викторовна развивает у учащихся понятия многозначности слов (зима пришла, серебряные сосульки), синонимии (Какой снег? Какое настроение у детей?). Самостоятельно третьеклассники определяют характер заключительной части и предлагают варианты заголовка, отражающего основную мысль текста: Пришла зима. Дети во дворе. Зимний денек. Зимние забавы.

Такая кропотливая работа даёт свои результаты. Учащиеся 3 «В» класса делают при чтении небольшое количество ошибок (в основном, на искажение слов), читают осознанно, но не все справляются с нормами чтения: Кипреев Саша и Кашкин Миша читают близко к норме (38 и 34 слова соответственно при нормативе в 40-50слов). Учащиеся 2 «В» класса приняты к обучению в специальный (коррекционный) класс VII вида из других школ, поэтому не имеется возможности говорить о положительной или отрицательной динамике, но по итогам проверки техники чтения 50% затрудняются с пересказом теста и только 1 человек - Фирсова Настя - не владеет нормой чтения (13 слов).

Выводы:

В МБОУ СОШ № 10 созданы условия для формирования учебных умений и навыков, развития устной речи учащихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

Для реализации принципов коррекционно - развивающего обучения учителя Иванова А.Л. и Петрова И.В используют на уроках разнообразные формы и методы: пересказ услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного пересказа, пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине, концу), краткий пересказ, словарная работа, анализ текста, дополнительные развивающие задания. Очень важной целевой установкой учителя Иванова А.Л. и Петрова И.В. считают индивидуальный подход ко всем учащихся, присутствующим на занятии, и для каждого их них создаются условия для развития монологической речи.

Рекомендации:

  1. Одобрить работу учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида, Ивановой А.Л. и Петровой И.В.

  2. Учителям Ивановой А.Л. и Петровой И.В. продолжить работу по развитию устной речи обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида, вводить в свою работу образцы пересказов, отдельных видов рассказывания.

Заместитель директора по УВР Баландина Е.В.


© 2010-2022