Профессиональная компетентность преподавателя и её составляющие

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Компетентность – обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ГККП «Высшая техническая школа, города Кокшетау»

при акимате Акмолинской области


Профессиональная компетентность преподавателя.

Гаврилова Елена Петровна,

председатель учебно-методического объединения

естественно-математических дисциплин

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Под специальной компетентностью педагога понимается владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие. Сформированность педагогической деятельности определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должен владеть учитель.

Социальная компетентность представляет собой владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения. Социальные навыки позволяют человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность педагога предполагает принятие им социальной ответственности за результаты своего профессионального труда.

Личностная компетентность педагога - это владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, а также средствами противостояния профессиональной деформации личности.

Индивидуальная компетентность педагога определяется как владение приемами самореализации развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту. Также индивидуальная компетентность специалиста предполагает способность к индивидуальному самосохранению, умение организовывать свой труд рационально, без перегрузок времени и сил и без излишней утомляемости.

О профессиональной компетентности педагога можно судить как по процессу его труда, так и по результатам труда.

Профессионально компетентный труд педагога - труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность преподавателя; в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности студентов.

При аттестации педагогов определяются:

  1. Уровень соответствия компетентности преподавателя квалификационным требованиям для установления и подтверждения соответствующей категории;

  2. Расширение мотивационной сферы деятельности педагогического работника для проектирования личностных достижений.

При подготовке к аттестации рекомендую педагогам заполнить таблицу, где наглядно можно определить уровень соответствия преподавателей категории:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ГККП «Высшая техническая школа, город Кокшетау»

при акимате Акмолинской области


Обоснование аттестации

на подтверждение (присвоение) __________ категории

______________________________________

(фамилия имя отчество преподавателя)

преподавателя (мастера производственного обучения) ________________________________________________________

(наименование дисциплины)


  1. __________ категория действительная до ______ 20____ года


  1. Достижения

(результаты участия преподавателя и студентов в научно-практических конференциях, педагогических ярмарках, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах за период предшествующий аттестации (4-5 лет))

Год

Уровень

Городской

Областной

Республиканский

Международный

20__ г


20__ г



  1. Публикации

Год

Уровень

Областной

Республиканский

Международный

20__ г

20__ г


  1. Курсы

    Тема курса (по сертификату)

    Кем выдан сертификат

    Регистрационный номер

    Дата выдачи



  2. Награды

Год

Уровень

Областной

Республиканский

Международный

20__ г

20__ г


  1. Цифровые образовательные ресурсы

№ п/п

Наименование дисциплины

Специальность


Расмотрено на заседании

учебно-методического объединения

_______________________________

(наименование УМО)

протокол № ____ от ___ ____________ 20___ года

Председатель _________ И.Фамилия



© 2010-2022