Доклад по методической теме Анализ и самоанализ урока по методике ЛОО

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель истории: Школдина Н.А.


«Методика анализа и самоанализа

личностно-ориентированного урока».


ЛО урок - это планирование и реализация эффективных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса.

ЛО урок должен отвечать требованиям:

  • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

  • Создание атмосферы заинтересованности ученика в работе класса.

  • Стимулирование учащихся.

  • Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать значимые виды и формы учебного содержания.

  • Поощрение стремления находить свой способ работы.

  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих ученику проявлять инициативу, самостоятельность.

Критерии эффективной работы учителя на уроке не могут быть едиными

( в зависимости от темы, уровня подготовки класса, цели , времени урока и др.). Единых критериев эффективности урока быть не может.

Однако, обозначим основные из них:

  • Наличие у учителя учебного плана проведения урока.

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

  • Использование проблемных творческих заданий.

  • Отметка, выставляемая ученику в конце урока должна аргументироваться по ряду параметров : правильность, самостоятельность, оригинальность.

Эти и другие критерии могут рассматриваться в качестве позиций для анализа и самоанализа урока.

Отталкиваясь от целевого назначения ЛОО - направленность каждого урока на развитие личности учащихся, выращивание их субъективной позиции в учебном процессе, создание условий для самореализации их личностного потенциала - в практике методической работы могут быть использованы различные виды анализа урока. Обратимся к структурно-временной характеристике урока.

Цель: овладение учителем рациональным использованием времени на уроке.

Структурно-временная характеристика урока.

  • Распределение времени между диалогическим и монологическим поведением учителя на уроке;

  • Распределение между творческими и репродуктивными видами деятельности на уроке.

  • Количество времени на самостоятельную работу уч-ся.

  • Качественное использование времени на отдельные элементы урока их плотность.

  • Разумность связи между содержанием учебного материала и методами, с помощью которых он усваивался.

Задание: распишите количество времени на каждый вид работы в конспекте урока и соотнесите со структурно-временной характеристикой урока.


Аспектный анализ урока «Создание условий для проявления познавательной активности учеников»

Инструкция для экспертов: оцените в баллах наличие или отсутствие на уроке признаков личностно ориентированного подхода к обучению. Поставьте «+» в той колонке таблицы, которая соответствует избранному баллу (степени выраженности признака).

Показатели

Баллы 4

3

2

1

0

1

Использование проблемных творческих заданий


2

Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала


3

Стимулирование учеников к выбору и самостоятельности использования разных способов выполнения заданий


4

Поощрение стремления учеников находить свой способ работы, решение задачи.


5

Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения


6

Создание положительного эмоционального настроя на работу


7

Создание на уроке ситуации для проявления инициативы, самовыражения


8

Использование форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.


9

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса


10

Получение от учеников «обратной связи», рефлексия работы


Задание: проанализируйте конспект урока, согласно схеме аспектного анализа урока.

Создание условий для проявления познавательной активности - может быть высоким (31-40 баллов), средним (10-30 баллов) и низким (1-9 баллов).

Самоанализ личностно-ориентированного урока

Аспекты самоанализа

Вопросы для самоанализа

  1. Цели урока

В чем заключается основной замысел проведенного мною урока? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в классе? Какие цели планировали достичь в ходе урока?

2. Содержание и организация учебного занятия

Насколько удачно я сумел(а) избрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приемы и способы организации учебного взаимодействия? Соответствовали ли они принципам личностно ориентированного подхода, задачам урока ?

3. Технология работы педагога

Какие технологические приемы я использовал (а)на для того , чтобы на уроке:

  • Активизировать и обогатить субъективный опыт уч-ся.

  • Стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности.

  • Создавать для учеников ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения.

  • Строить учебное взаимодействие на основе диалога и полилога

  • Учитывать индивидуальный подход к выполнению задач.

4. Результативность проведенного урока

Удалось ли мен реализовать замысел урока, достичь, решить поставленные мной цели? Насколько проведенное занятие было направлено на:

  • становление и проявление индивидуальности уч-ся.

  • Развитие творческих способностей уч-ся.

  • Формирование положительной «Я-концепции» личности учеников.

  • Выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения?

В чем заключаются достоинства и недостатки моего урока? Как можно исправить недостатки урока?

Задание: подготовьте самоанализ урока, согласно схеме.

Данная схема самоанализа не может претендовать на достаточную полноту, однако ее использование в практике совершенствует педагогическое мастерство учителя, обогатит его методический арсенал.

Отличие ЛО урока от традиционного просматриваются в 4 аспектах:

  • В организации урока и деятельности на нем;

  • В иной позиции учителя по отношению к ученику и учебному процессу;

  • В иной позиции ученика как субъекта учебной деятельности;

  • В ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе;

ЛОО отличается построением учебно-воспитательного процесса:

  • Возможностью выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения;

  • Происходит выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения;

  • Организуется совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учет способов, фактических результатов, объема;

  • Обеспечивается возможность выбора учащимися сложности и формы домашнего задания;

В ЛОО предполагается иная позиция педагога, которая включает в себя характеристики:

  • Установка на ученика как на субъект образовательного процесса как на личность.

  • Умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.

  • Позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика.

  • Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса.

  • Поощрение творческой активности уч-ся.

Функции учителя:

  • Учитель как собеседник (эмоциональная поддержка ученику).

  • Учитель как исследователь: а) умение учителя проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения, отслеживать личное продвижение каждого. Б) использование учителем в процессе обучения психо-диагностических методов и процессов. В) применение развивающих технологий личностного роста.

  • Учитель как человек, создающий условия для учения.

  • Учитель как эксперт ( консультативная функция).

Главная задача учителя - содействовать ребенку в определении и совершенствовании его отношения к себе и другим, к окружающему миру. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя преобразующего начала.

Субъектная позиция ученика должна «выращиваться» учителем, подкрепляться соответствующими педагогическими действиями , поведением, организацией д-ти на уроке.

Субъективность, (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира, содержанию, виду и форме представления материала), устойчивости представлений, в способах проработки этих материалов, эмоционально-личностном отношении к объектам познания.

Иной характер взаимоотношений учителя с учащимися обеспечиваются прежде всего ориентацией обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, что выражается в следующих характеристиках:

  • Взаимоуважение, доброжелательность в общении;

  • Открытость, незакомплексованность, взаимность обратной связи;

  • Содействие успешности учащихся в разных видах деятельности;

  • Взаимная заинтересованность в рефлексии , развитии самооценки.

Соответственно, в схеме анализа урока выделены четыре содержательных блока:

  1. Организационно- деятельностные аспекты ЛО урока.

  2. Проявление ЛО позиции педагога

  3. Создание условий для развития субъектной позиции учеников.

  4. Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками учебного процесса. (см.лист наблюдения и оценки ЛО урока).

Формы организации работы в творческих группах:

  • Практические задания в группах - анализ и самоанализ собственных разработок уроков.

  • Анализ видеоматериала фрагментов уроков.

  • Методика комплексного анализа и самоанализа личностно ориентированного урока (работа с раздаточными таблицами).

7



© 2010-2022