- Преподавателю
- Директору, завучу
- Доклад по методической теме Анализ и самоанализ урока по методике ЛОО
Доклад по методической теме Анализ и самоанализ урока по методике ЛОО
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Школдина Н.А. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учитель истории: Школдина Н.А.
«Методика анализа и самоанализа
личностно-ориентированного урока».
ЛО урок - это планирование и реализация эффективных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса.
ЛО урок должен отвечать требованиям:
-
Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
-
Создание атмосферы заинтересованности ученика в работе класса.
-
Стимулирование учащихся.
-
Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать значимые виды и формы учебного содержания.
-
Поощрение стремления находить свой способ работы.
-
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих ученику проявлять инициативу, самостоятельность.
Критерии эффективной работы учителя на уроке не могут быть едиными
( в зависимости от темы, уровня подготовки класса, цели , времени урока и др.). Единых критериев эффективности урока быть не может.
Однако, обозначим основные из них:
-
Наличие у учителя учебного плана проведения урока.
-
Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
-
Использование проблемных творческих заданий.
-
Отметка, выставляемая ученику в конце урока должна аргументироваться по ряду параметров : правильность, самостоятельность, оригинальность.
Эти и другие критерии могут рассматриваться в качестве позиций для анализа и самоанализа урока.
Отталкиваясь от целевого назначения ЛОО - направленность каждого урока на развитие личности учащихся, выращивание их субъективной позиции в учебном процессе, создание условий для самореализации их личностного потенциала - в практике методической работы могут быть использованы различные виды анализа урока. Обратимся к структурно-временной характеристике урока.
Цель: овладение учителем рациональным использованием времени на уроке.
Структурно-временная характеристика урока.
-
Распределение времени между диалогическим и монологическим поведением учителя на уроке;
-
Распределение между творческими и репродуктивными видами деятельности на уроке.
-
Количество времени на самостоятельную работу уч-ся.
-
Качественное использование времени на отдельные элементы урока их плотность.
-
Разумность связи между содержанием учебного материала и методами, с помощью которых он усваивался.
Задание: распишите количество времени на каждый вид работы в конспекте урока и соотнесите со структурно-временной характеристикой урока.
Аспектный анализ урока «Создание условий для проявления познавательной активности учеников»
Инструкция для экспертов: оцените в баллах наличие или отсутствие на уроке признаков личностно ориентированного подхода к обучению. Поставьте «+» в той колонке таблицы, которая соответствует избранному баллу (степени выраженности признака).
№
Показатели
Баллы 4
3
2
1
0
1
Использование проблемных творческих заданий
2
Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала
3
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельности использования разных способов выполнения заданий
4
Поощрение стремления учеников находить свой способ работы, решение задачи.
5
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
6
Создание положительного эмоционального настроя на работу
7
Создание на уроке ситуации для проявления инициативы, самовыражения
8
Использование форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
9
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
10
Получение от учеников «обратной связи», рефлексия работы
Задание: проанализируйте конспект урока, согласно схеме аспектного анализа урока.
Создание условий для проявления познавательной активности - может быть высоким (31-40 баллов), средним (10-30 баллов) и низким (1-9 баллов).
Самоанализ личностно-ориентированного урока
Аспекты самоанализа
Вопросы для самоанализа
-
Цели урока
В чем заключается основной замысел проведенного мною урока? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в классе? Какие цели планировали достичь в ходе урока?
2. Содержание и организация учебного занятия
Насколько удачно я сумел(а) избрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приемы и способы организации учебного взаимодействия? Соответствовали ли они принципам личностно ориентированного подхода, задачам урока ?
3. Технология работы педагога
Какие технологические приемы я использовал (а)на для того , чтобы на уроке:
-
Активизировать и обогатить субъективный опыт уч-ся.
-
Стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности.
-
Создавать для учеников ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения.
-
Строить учебное взаимодействие на основе диалога и полилога
-
Учитывать индивидуальный подход к выполнению задач.
4. Результативность проведенного урока
Удалось ли мен реализовать замысел урока, достичь, решить поставленные мной цели? Насколько проведенное занятие было направлено на:
-
становление и проявление индивидуальности уч-ся.
-
Развитие творческих способностей уч-ся.
-
Формирование положительной «Я-концепции» личности учеников.
-
Выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения?
В чем заключаются достоинства и недостатки моего урока? Как можно исправить недостатки урока?
Задание: подготовьте самоанализ урока, согласно схеме.
Данная схема самоанализа не может претендовать на достаточную полноту, однако ее использование в практике совершенствует педагогическое мастерство учителя, обогатит его методический арсенал.
Отличие ЛО урока от традиционного просматриваются в 4 аспектах:
-
В организации урока и деятельности на нем;
-
В иной позиции учителя по отношению к ученику и учебному процессу;
-
В иной позиции ученика как субъекта учебной деятельности;
-
В ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе;
ЛОО отличается построением учебно-воспитательного процесса:
-
Возможностью выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения;
-
Происходит выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения;
-
Организуется совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учет способов, фактических результатов, объема;
-
Обеспечивается возможность выбора учащимися сложности и формы домашнего задания;
В ЛОО предполагается иная позиция педагога, которая включает в себя характеристики:
-
Установка на ученика как на субъект образовательного процесса как на личность.
-
Умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.
-
Позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика.
-
Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса.
-
Поощрение творческой активности уч-ся.
Функции учителя:
-
Учитель как собеседник (эмоциональная поддержка ученику).
-
Учитель как исследователь: а) умение учителя проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения, отслеживать личное продвижение каждого. Б) использование учителем в процессе обучения психо-диагностических методов и процессов. В) применение развивающих технологий личностного роста.
-
Учитель как человек, создающий условия для учения.
-
Учитель как эксперт ( консультативная функция).
Главная задача учителя - содействовать ребенку в определении и совершенствовании его отношения к себе и другим, к окружающему миру. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя преобразующего начала.
Субъектная позиция ученика должна «выращиваться» учителем, подкрепляться соответствующими педагогическими действиями , поведением, организацией д-ти на уроке.
Субъективность, (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира, содержанию, виду и форме представления материала), устойчивости представлений, в способах проработки этих материалов, эмоционально-личностном отношении к объектам познания.
Иной характер взаимоотношений учителя с учащимися обеспечиваются прежде всего ориентацией обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, что выражается в следующих характеристиках:
-
Взаимоуважение, доброжелательность в общении;
-
Открытость, незакомплексованность, взаимность обратной связи;
-
Содействие успешности учащихся в разных видах деятельности;
-
Взаимная заинтересованность в рефлексии , развитии самооценки.
Соответственно, в схеме анализа урока выделены четыре содержательных блока:
-
Организационно- деятельностные аспекты ЛО урока.
-
Проявление ЛО позиции педагога
-
Создание условий для развития субъектной позиции учеников.
-
Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками учебного процесса. (см.лист наблюдения и оценки ЛО урока).
Формы организации работы в творческих группах:
-
Практические задания в группах - анализ и самоанализ собственных разработок уроков.
-
Анализ видеоматериала фрагментов уроков.
-
Методика комплексного анализа и самоанализа личностно ориентированного урока (работа с раздаточными таблицами).
7