- Преподавателю
- Директору, завучу
- Выступление Оказание психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому
Выступление Оказание психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Измоденова М.А. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление "Оказание психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому"
Оказывая индивидуальную помощь ребенку-инвалиду, обучающемуся на дому, в условиях специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида, необходимо, чтобы эта помощь была конструктивной. Образовательное учреждение берет на себя ответственность оказывать не только педагогическую помощь, но также социальную, медицинскую и психологическую, которые необходимы ребенку-инвалиду, обучающемуся на дому, т.к. он ограничен в социальном функционировании, контактах с окружающими и, следовательно, социальной реабилитации и интеграции в общество.
В МСКОУ № 72 (Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида) на 01.11.2009 года обучается 140 ученик, 70% являются инвалидами детства, 13 детей находятся на домашнем обучении.
Весь учебно-воспитательный процесс в специальной школе строится с учетом психофизических особенностей учащихся, которые еще более индивидуализируют личность ученика, другими словами - психофизические причины аномального развития еще более углубляют индивидуальные особенности личности. Особые дети требуют особого подхода и особых условий их воспитания и обучения. Чтобы правильно выстроить все составляющие учебно-воспитательного процесса для каждого ученика, в работу включается огромная группа специалистов: врач-психиатр, врач - педиатр, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель. При необходимости работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Чтобы правильно спланировать учебно-воспитательную работу с учащимся, проводится объемная подготовительная работа. Она основывается, в первую очередь, на заключениях
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или диагностического центра и рекомендациях по обучению (формы, вид и т.д.) ученика:
- Углубленное изучение протоколов ПМПК учащихся с рекомендациями специалистов ПМПК (психиатр, психолог, дефектолог, логопед), отмечаются их сопутствующие заболевания.
- Составляется «Карта индивидуального сопровождения ученика, обучающегося на дому» с результатами обследования специалистов ПМПК
- Специалистами школы даются рекомендации на начало года, в конце I полугодия и на конец года для определения, а в дальнейшем и корректировки маршрута социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка, обучающегося на дому
- Составляется характеристика учащегося по возможностям обучения по всем предметам. Условно уровень обученности по предметам разделен на 4 группы. Это дает возможность, зная трудности ребенка в той или иной образовательной области, умело организовать обучение, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход с целью возможно большего его продвижения в обучении.
- Успехи ребенка-инвалида, качество его обученности отслеживаются в «Карте индивидуального сопровождения ученика, обучающегося на дому »
Обучение учащихся по программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и в соответствии с Письмом Министерства народного образовании РСФСР об индивидуальном обучении больных детей на дому.
Взаимодействие школы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении, по социальным вопросам и вопросам по организации учебно-воспитательного процесса, осуществляется через прогностическое консультирование родителей специалистами школы. Работа учителя-дефектолога, учителей-логопедов, педагога-психолога, социального педагога и других специалистов специфична, но цель их деятельности общая для всех: Создать адекватные условия для разностороннего развития личности детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении, их нормальной учебы, развития и социальной реабилитации.
Специалисты школы работают над решением общих задач:
-
Совершенствование учебно-воспитательного процесса детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении.
-
Повышение качества психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении.
-
Создание условий для успешной интеграции детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении, в общество.
ПЛАН
психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям,
воспитывающих детей-инвалидов, обучающихся на дому
-
План работы администрации:
№
Направление деятельности
Сроки реализации
Прием документов от родителей, воспитывающих детей- инвалидов
По мере поступления
Ознакомление родителей с Уставом школы и правилами внутреннего распорядка
По мере поступления детей в ОУ, на общешкольных родительских собраний и
Координирование работы специалистов, классных руководителей, медицинской службы по взаимодействию с семьями воспитывающими детей-инвалидов
В течение года
Координирование взаимодействия школьного ПМПк с родителями, воспитывающими детей-инвалидов
В течение года
Консультирование родителей по личным вопросам
В часы приема
-
План работы медицинской службы:
№
Направление деятельности
Сроки реализации
Врач-психиатр
Врач-педиатр
Консультативная работа с родителями
Индивидуальная консультативная работа с родителями детей-инвалидов по вопросам соматического здоровья
В часы приема
Лекции для родителей:
-
Если в семье умственно отсталый ребенок
-
Профилактика нарушений поведения у детей со слабоумием
-
Значение медикаментозной коррекции для успешного обучения детей с умственной отсталостью
-
Привитие навыков самообслуживания и трудовых навыков в семье
-
Вопросы профориентации в соответствии с состоянием здоровья
По графику общешкольных родительских собраний
Контроль за своевременным и правильным выполнением родителями рекомендаций
Контроль за своевременным и правильным выполнением родителями рекомендаций узких специалистов
В течение года
Тематические беседы с родителями:
-
Особенности детей, страдающих эпилепсией. Необходимость постоянной противосудорожной терапии
-
Особенности детей, страдающих шизофренией. Медикаментозная коррекция.
-
Особенности детей с ранним детским аутизмом. Медикаментозная коррекция.
-
Церебрастенические проявления у детей. Методы коррекции.
-
Поведенческие нарушения. Методы коррекции.
Проведение лекций для родителей по следующим темам:
-
Оздоровление и реабилитация детей, перенесших острые заболевания и обострения хронических
-
Рациональное питание детей, в т.ч. при различных соматических заболеваниях
-
Вакцинопрофилактика, в т.ч. по эпид. показаниям
-
Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизма, наркомании, токсикомании и т.д.)
-
Профилактика инфекционных, заразных кожных и венерических заболеваний
-
Профориентация
По плану работы школы
3. План работы педагога-психолога:
№
Направление деятельности
Сроки
реализации
1
Подготовка и выступление на родительском собрании для родителей первоклассников по теме «Как помочь ребенку в период адаптации его к школе».
Сентябрь
2
Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по предупреждению процесса дезадаптации первоклассников к школьному обучению и пятиклассников к предметному обучению.
Сентябрь
3
Круглый стол для родителей «Как взаимодействовать с тревожными детьми»
Октябрь
4
Анкетирование родителей младших школьников с целью изучения детско-родительских отношений.
Ноябрь
5
Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по обучению их приемам снятия утомления и повышения познавательной активности детей.
Ноябрь
6
Посещение на дому неблагополучных семей детей- инвалидов (совместно с социальным педагогом ) с целью обеспечения систематического посещения школы.
Декабрь
7
Групповая консультация для родителей детей-инвалидов «Приемы активизации внимания у неусидчивых детей».
Декабрь
8
Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по повышению самооценки детей.
Январь
9
Лекция для родителей «Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения»
Февраль
10
Групповая консультация для родителей детей-инвалидов «Упрямый ребенок»
Февраль
11
Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по запросам.
Март
12
Анкетирование родителей старшеклассников с целью изучения детско-родительских отношений.
Март
13
Посещение на дому неблагополучных семей детей- инвалидов (совместно с соцпедагогом ) с целью обеспечения систематического посещения школы. Круглый стол для родителей «Как взаимодействовать с агрессивными детьми»
Апрель
14
Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по запросам.
Апрель
15
Выступление на родительском собрании «Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями»
Май
16
Групповая консультация для родителей детей-инвалидов «Организация летнего отдыха»
Июнь
17
Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по запросам.
Август
4. План работы социального педагога:
№
Направления деятельности
Сроки
реализации
1
Социально - педагогическое сопровождение детей-инвалидов с привлечением родителей (психолого-медико-педагогические консилиумы, советы профилактики).
В течение учебного года
2
Планирование и реализация совместной деятельности специалистов службы сопровождения школы (социального педагога, врача-психиатра, педагога-психолога), направленной на более успешную социализацию и коррекцию отклоняющегося поведения детей-инвалидов.
В течение учебного года
3
Беседа с родителями с целью выяснения индивидуальных особенностей и возможностей их детей для очередного освидетельствования детей-инвалидов.
В течение учебного года
4
Информирование родителей об имеющихся правах и льготах детей-инвалидов, помощь в их обеспечении и защите.
В течение учебного года
5
Информирование родителей на школьных собраниях и в ходе индивидуальных бесед о правах и гарантиях, предоставляемых детям инвалидам и их семьям, об учреждениях, оказывающих образовательные, медицинские, социальные и иные услуги детям инвалидам и их родителям.
В течение учебного года
6
Содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
В течение учебного года
7
Индивидуальные беседы с родителями детей-инвалидов, ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению детей
В течение учебного года
8
Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей перед началом учебного года.
Сентябрь
9
Содействие в информировании родителей об имеющихся в школе кружках и секциях (организации досуга детей- инвалидов после школьных занятий и во время каникул).
Сентябрь
10
Осуществление контроля над законными представителями за условиями содержания, воспитания и образования опекаемых детей- инвалидов.
Октябрь, апрель
11
Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей инвалидов на тему: «Ответственность родителей за пропуски занятий детьми без уважительной причины».
Октябрь
12
Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей инвалидов на тему: «Профилактика жестокого обращения с детьми»
Ноябрь
13
Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей инвалидов на тему: «Международные, государственные основы защиты прав ребёнка - инвалида».
Ноябрь
14
Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей инвалидов на тему: «Атмосфера жизни семьи, как фактор психического и физического здоровья».
Декабрь
15
Взаимодействие с родителями по вопросу постановки на воинский учёт детей- инвалидов достигших 16-летнего возраста.
Декабрь-январь
16
Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей инвалидов на тему: «Методы коррекции девиантного поведения ребёнка-инвалида».
Январь
17
Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей- инвалидов на тему: «Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни»
Февраль
18
Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей- инвалидов на тему: «Влияние вредных привычек на растущий организм ребёнка»
Март
19
Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей-инвалидов, выборе образовательного учреждения, в котором их дети могут продолжить обучение.
Апрель
20
Организация экскурсии для родителей, их детей в ПУ№1, ПУ№64, с целью профориентации и определения дальнейшего места обучения детей- инвалидов в соответствии с индивидуальными возможностями их здоровья.
Апрель
21
Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей-инвалидов на тему: «Учёт индивидуальных особенностей и состояния здоровья при выборе будущей профессии».
Апрель
22
Анкетирование родителей на тему: «Занятость детей-инвалидов в летнее время»
Май
23
Беседа с родителями, составление катамнеза детей-инвалидов, закончивших школу, отслеживание их дальнейшее обучение, трудоустройство.
Июнь, август
5. План работы учителя - логопеда:
№
Направление деятельности
Сроки реализации
Диагностика устной и письменной речи учащихся начальных классов. Информирование родителей о результатах диагностики.
Сентябрь
Консультирование родителей. Темы консультаций:
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка
Сентябрь
Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения.
Октябрь
Схема классического логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта
Октябрь
Леворукий ребенок в школе
Ноябрь
Формирование словаря у учащихся с системным недоразвитием речи
Декабрь
Как организовать логопедические занятия дома
Декабрь
Закрепление произношения звуков в повседневной речи.
Январь
Русские народные потешки, прибаутки, поговорки и скороговорки
Январь
Упражнения для формирования навыков письменной речи
Февраль
Формирование связной речи.
Март
Информирование родителей детей-инвалидов о результатах аналитико-диагностической деятельности
Апрель- май.
Выступления на классных и родительских собраниях по вопросам развития речи у детей.
В течении учебного года.
Комплекс упражнений, вырабатывающих правильный артикуляционный уклад звуков
Постоянно
Оказание консультативных услуг родителям
7. План работы учителя-дефектолога:
№
п/п
Направление деятельности
Сроки реализации
Психологическая поддержка развития и социальная адаптация
1.
Прогностическое консультирование родителей. Составление рекомендаций для родителей по результатам педагогической диагностики.
Сентябрь
Декабрь
май
2.
Консультирование родителей по вопросам развития и
коррекции детей-инвалидов. Помощь в осознании родителями особенностей ребенка-инвалида и его проблем.
Постоянно
3.
Пополнение и корректировка данных о детях-инвалидах с целью профилактики вторичных, третичных нарушений
развития детей-инвалидов. Анкетирование родителей.
Постоянно
Обеспечение индивидуального, вариативного обучения и воспитания
4.
Ознакомление родителей с индивидуальными планами коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов. Корректировка планов по запросу родителей.
Начало года
5.
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам применения методов и приемов оказания помощи в занятиях с детьми.
Один раз в
неделю
6.
Проведение занятий с детьми-инвалидами в присутствии их родителей.
По запросу родителей
7.
Пропаганда знаний о приемах и методах семейного воспитания детей-инвалидов на родительских собраниях:
-
Воспитание интереса к учению.
-
Особенности формирования навыков чтения и письма
-
Развитие крупной и мелкой моторики детей.
-
Соматическая ослабленность детей-инвалидов.
Составление рекомендаций для родителей по указанным проблемам.
Один раз в четверть
Оказание психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому, позволяет процесс социальной реабилитации и интеграции их детей в общество сделать более успешным.