• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Выступление Оказание психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому

Выступление Оказание психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление "Оказание психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому"


Оказывая индивидуальную помощь ребенку-инвалиду, обучающемуся на дому, в условиях специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида, необходимо, чтобы эта помощь была конструктивной. Образовательное учреждение берет на себя ответственность оказывать не только педагогическую помощь, но также социальную, медицинскую и психологическую, которые необходимы ребенку-инвалиду, обучающемуся на дому, т.к. он ограничен в социальном функционировании, контактах с окружающими и, следовательно, социальной реабилитации и интеграции в общество.

В МСКОУ № 72 (Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида) на 01.11.2009 года обучается 140 ученик, 70% являются инвалидами детства, 13 детей находятся на домашнем обучении.

Весь учебно-воспитательный процесс в специальной школе строится с учетом психофизических особенностей учащихся, которые еще более индивидуализируют личность ученика, другими словами - психофизические причины аномального развития еще более углубляют индивидуальные особенности личности. Особые дети требуют особого подхода и особых условий их воспитания и обучения. Чтобы правильно выстроить все составляющие учебно-воспитательного процесса для каждого ученика, в работу включается огромная группа специалистов: врач-психиатр, врач - педиатр, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель. При необходимости работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Чтобы правильно спланировать учебно-воспитательную работу с учащимся, проводится объемная подготовительная работа. Она основывается, в первую очередь, на заключениях

психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или диагностического центра и рекомендациях по обучению (формы, вид и т.д.) ученика:

- Углубленное изучение протоколов ПМПК учащихся с рекомендациями специалистов ПМПК (психиатр, психолог, дефектолог, логопед), отмечаются их сопутствующие заболевания.

- Составляется «Карта индивидуального сопровождения ученика, обучающегося на дому» с результатами обследования специалистов ПМПК

- Специалистами школы даются рекомендации на начало года, в конце I полугодия и на конец года для определения, а в дальнейшем и корректировки маршрута социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка, обучающегося на дому

- Составляется характеристика учащегося по возможностям обучения по всем предметам. Условно уровень обученности по предметам разделен на 4 группы. Это дает возможность, зная трудности ребенка в той или иной образовательной области, умело организовать обучение, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход с целью возможно большего его продвижения в обучении.

- Успехи ребенка-инвалида, качество его обученности отслеживаются в «Карте индивидуального сопровождения ученика, обучающегося на дому »

Обучение учащихся по программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и в соответствии с Письмом Министерства народного образовании РСФСР об индивидуальном обучении больных детей на дому.

Взаимодействие школы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении, по социальным вопросам и вопросам по организации учебно-воспитательного процесса, осуществляется через прогностическое консультирование родителей специалистами школы. Работа учителя-дефектолога, учителей-логопедов, педагога-психолога, социального педагога и других специалистов специфична, но цель их деятельности общая для всех: Создать адекватные условия для разностороннего развития личности детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении, их нормальной учебы, развития и социальной реабилитации.

Специалисты школы работают над решением общих задач:

  1. Совершенствование учебно-воспитательного процесса детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении.

  2. Повышение качества психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении.

  3. Создание условий для успешной интеграции детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении, в общество.

ПЛАН

психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям,

воспитывающих детей-инвалидов, обучающихся на дому


  1. План работы администрации:

    Направление деятельности

    Сроки реализации

    Прием документов от родителей, воспитывающих детей- инвалидов

    По мере поступления

      Ознакомление родителей с Уставом школы и правилами внутреннего распорядка

      По мере поступления детей в ОУ, на общешкольных родительских собраний и

        Координирование работы специалистов, классных руководителей, медицинской службы по взаимодействию с семьями воспитывающими детей-инвалидов

        В течение года

          Координирование взаимодействия школьного ПМПк с родителями, воспитывающими детей-инвалидов

          В течение года

            Консультирование родителей по личным вопросам

            В часы приема

          1. План работы медицинской службы:

          Направление деятельности

          Сроки реализации

          Врач-психиатр

          Врач-педиатр

          Консультативная работа с родителями

          Индивидуальная консультативная работа с родителями детей-инвалидов по вопросам соматического здоровья

          В часы приема

            Лекции для родителей:

            • Если в семье умственно отсталый ребенок

            • Профилактика нарушений поведения у детей со слабоумием

            • Значение медикаментозной коррекции для успешного обучения детей с умственной отсталостью

            • Привитие навыков самообслуживания и трудовых навыков в семье

            • Вопросы профориентации в соответствии с состоянием здоровья

            По графику общешкольных родительских собраний

              Контроль за своевременным и правильным выполнением родителями рекомендаций

              Контроль за своевременным и правильным выполнением родителями рекомендаций узких специалистов

              В течение года


                Тематические беседы с родителями:

                • Особенности детей, страдающих эпилепсией. Необходимость постоянной противосудорожной терапии

                • Особенности детей, страдающих шизофренией. Медикаментозная коррекция.

                • Особенности детей с ранним детским аутизмом. Медикаментозная коррекция.

                • Церебрастенические проявления у детей. Методы коррекции.

                • Поведенческие нарушения. Методы коррекции.

                Проведение лекций для родителей по следующим темам:

                • Оздоровление и реабилитация детей, перенесших острые заболевания и обострения хронических

                • Рациональное питание детей, в т.ч. при различных соматических заболеваниях

                • Вакцинопрофилактика, в т.ч. по эпид. показаниям

                • Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизма, наркомании, токсикомании и т.д.)

                • Профилактика инфекционных, заразных кожных и венерических заболеваний

                • Профориентация

                По плану работы школы

                3. План работы педагога-психолога:

                Направление деятельности


                Сроки

                реализации

                1

                Подготовка и выступление на родительском собрании для родителей первоклассников по теме «Как помочь ребенку в период адаптации его к школе».

                Сентябрь

                2

                Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по предупреждению процесса дезадаптации первоклассников к школьному обучению и пятиклассников к предметному обучению.

                Сентябрь

                3

                Круглый стол для родителей «Как взаимодействовать с тревожными детьми»

                Октябрь

                4

                Анкетирование родителей младших школьников с целью изучения детско-родительских отношений.

                Ноябрь

                5

                Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по обучению их приемам снятия утомления и повышения познавательной активности детей.

                Ноябрь

                6

                Посещение на дому неблагополучных семей детей- инвалидов (совместно с социальным педагогом ) с целью обеспечения систематического посещения школы.

                Декабрь

                7

                Групповая консультация для родителей детей-инвалидов «Приемы активизации внимания у неусидчивых детей».

                Декабрь

                8

                Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по повышению самооценки детей.

                Январь

                9

                Лекция для родителей «Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения»

                Февраль

                10

                Групповая консультация для родителей детей-инвалидов «Упрямый ребенок»

                Февраль

                11

                Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по запросам.

                Март

                12

                Анкетирование родителей старшеклассников с целью изучения детско-родительских отношений.

                Март

                13

                Посещение на дому неблагополучных семей детей- инвалидов (совместно с соцпедагогом ) с целью обеспечения систематического посещения школы. Круглый стол для родителей «Как взаимодействовать с агрессивными детьми»

                Апрель

                14

                Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по запросам.

                Апрель

                15

                Выступление на родительском собрании «Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями»

                Май

                16

                Групповая консультация для родителей детей-инвалидов «Организация летнего отдыха»

                Июнь

                17

                Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по запросам.

                Август

                4. План работы социального педагога:

                Направления деятельности


                Сроки

                реализации

                1

                Социально - педагогическое сопровождение детей-инвалидов с привлечением родителей (психолого-медико-педагогические консилиумы, советы профилактики).

                В течение учебного года

                2

                Планирование и реализация совместной деятельности специалистов службы сопровождения школы (социального педагога, врача-психиатра, педагога-психолога), направленной на более успешную социализацию и коррекцию отклоняющегося поведения детей-инвалидов.

                В течение учебного года

                3

                Беседа с родителями с целью выяснения индивидуальных особенностей и возможностей их детей для очередного освидетельствования детей-инвалидов.

                В течение учебного года

                4

                Информирование родителей об имеющихся правах и льготах детей-инвалидов, помощь в их обеспечении и защите.

                В течение учебного года

                5

                Информирование родителей на школьных собраниях и в ходе индивидуальных бесед о правах и гарантиях, предоставляемых детям инвалидам и их семьям, об учреждениях, оказывающих образовательные, медицинские, социальные и иные услуги детям инвалидам и их родителям.

                В течение учебного года

                6

                Содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

                В течение учебного года

                7

                Индивидуальные беседы с родителями детей-инвалидов, ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению детей

                В течение учебного года

                8

                Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей перед началом учебного года.

                Сентябрь

                9

                Содействие в информировании родителей об имеющихся в школе кружках и секциях (организации досуга детей- инвалидов после школьных занятий и во время каникул).

                Сентябрь

                10

                Осуществление контроля над законными представителями за условиями содержания, воспитания и образования опекаемых детей- инвалидов.

                Октябрь, апрель

                11

                Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей инвалидов на тему: «Ответственность родителей за пропуски занятий детьми без уважительной причины».

                Октябрь

                12

                Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей инвалидов на тему: «Профилактика жестокого обращения с детьми»

                Ноябрь

                13

                Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей инвалидов на тему: «Международные, государственные основы защиты прав ребёнка - инвалида».

                Ноябрь

                14

                Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей инвалидов на тему: «Атмосфера жизни семьи, как фактор психического и физического здоровья».

                Декабрь

                15

                Взаимодействие с родителями по вопросу постановки на воинский учёт детей- инвалидов достигших 16-летнего возраста.

                Декабрь-январь

                16

                Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей инвалидов на тему: «Методы коррекции девиантного поведения ребёнка-инвалида».

                Январь

                17

                Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей- инвалидов на тему: «Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни»

                Февраль

                18

                Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей- инвалидов на тему: «Влияние вредных привычек на растущий организм ребёнка»

                Март

                19

                Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей-инвалидов, выборе образовательного учреждения, в котором их дети могут продолжить обучение.

                Апрель

                20

                Организация экскурсии для родителей, их детей в ПУ№1, ПУ№64, с целью профориентации и определения дальнейшего места обучения детей- инвалидов в соответствии с индивидуальными возможностями их здоровья.

                Апрель

                21

                Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей-инвалидов на тему: «Учёт индивидуальных особенностей и состояния здоровья при выборе будущей профессии».

                Апрель

                22

                Анкетирование родителей на тему: «Занятость детей-инвалидов в летнее время»

                Май

                23

                Беседа с родителями, составление катамнеза детей-инвалидов, закончивших школу, отслеживание их дальнейшее обучение, трудоустройство.

                Июнь, август

                5. План работы учителя - логопеда:

                Направление деятельности

                Сроки реализации

                Диагностика устной и письменной речи учащихся начальных классов. Информирование родителей о результатах диагностики.

                Сентябрь

                Консультирование родителей. Темы консультаций:

                  Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

                  Сентябрь

                    Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения.

                    Октябрь

                      Схема классического логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта

                      Октябрь

                        Леворукий ребенок в школе

                        Ноябрь

                          Формирование словаря у учащихся с системным недоразвитием речи

                          Декабрь

                            Как организовать логопедические занятия дома

                            Декабрь

                              Закрепление произношения звуков в повседневной речи.

                              Январь

                                Русские народные потешки, прибаутки, поговорки и скороговорки

                                Январь

                                  Упражнения для формирования навыков письменной речи

                                  Февраль

                                    Формирование связной речи.

                                    Март

                                      Информирование родителей детей-инвалидов о результатах аналитико-диагностической деятельности

                                      Апрель- май.

                                        Выступления на классных и родительских собраниях по вопросам развития речи у детей.

                                        В течении учебного года.

                                          Комплекс упражнений, вырабатывающих правильный артикуляционный уклад звуков

                                          Постоянно

                                            Оказание консультативных услуг родителям

                                            7. План работы учителя-дефектолога:

                                            п/п

                                            Направление деятельности

                                            Сроки реализации

                                            Психологическая поддержка развития и социальная адаптация

                                            1.

                                            Прогностическое консультирование родителей. Составление рекомендаций для родителей по результатам педагогической диагностики.

                                            Сентябрь

                                            Декабрь

                                            май

                                            2.

                                            Консультирование родителей по вопросам развития и

                                            коррекции детей-инвалидов. Помощь в осознании родителями особенностей ребенка-инвалида и его проблем.

                                            Постоянно

                                            3.

                                            Пополнение и корректировка данных о детях-инвалидах с целью профилактики вторичных, третичных нарушений

                                            развития детей-инвалидов. Анкетирование родителей.

                                            Постоянно

                                            Обеспечение индивидуального, вариативного обучения и воспитания


                                            4.

                                            Ознакомление родителей с индивидуальными планами коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов. Корректировка планов по запросу родителей.

                                            Начало года

                                            5.

                                            Индивидуальное консультирование родителей по вопросам применения методов и приемов оказания помощи в занятиях с детьми.

                                            Один раз в

                                            неделю

                                            6.

                                            Проведение занятий с детьми-инвалидами в присутствии их родителей.

                                            По запросу родителей

                                            7.

                                            Пропаганда знаний о приемах и методах семейного воспитания детей-инвалидов на родительских собраниях:

                                            • Воспитание интереса к учению.

                                            • Особенности формирования навыков чтения и письма

                                            • Развитие крупной и мелкой моторики детей.

                                            • Соматическая ослабленность детей-инвалидов.

                                            Составление рекомендаций для родителей по указанным проблемам.

                                            Один раз в четверть

                                            Оказание психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому, позволяет процесс социальной реабилитации и интеграции их детей в общество сделать более успешным.


                                            © 2010-2022