Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в практической деятельности педагога

Современные технологии позволяют использовать электронные материалы на каждом этапе обучения. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально потому, что в школе, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций по информатике. В таком случае видеопроектор может оказать неоценимую помощь. Но, не стоит забывать, что На таком уроке учитель остается одним из главных участников образоват...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации

по использованию электронных образовательных ресурсов в практической деятельности педагога

Последнее время информатизация образования приобретает особую актуальность. Создаются электронные образовательные ресурсы, разрабатываются автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные обучающие курсы. Современные технологии позволяют использовать электронные материалы на каждом этапе обучения. Например, электронное тестирование позволяет осуществить не только контроль, но и самоконтроль знаний обучающегося, систематизировать их.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Вспомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Использование наглядности тем более актуально потому, что в школе, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций по информатике. В таком случае видеопроектор может оказать неоценимую помощь.

Одна из основных стадий разработки урока с мультимедийной поддержкой является создание сценария, который условно можно разделить на ряд этапов:

1. Определение и конкретизация целей обучения.

2. Отбор содержания учебного материала.

3. Логический анализ, структурирование и систематизация учебного материала.

4. Поиск или создание мультимедийного пособия;

5. Репетиция урока с сопровождением электронного материала.

При проектировании будущего мультимедийного урока учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме и для каких целей будет использовано мультимедийное пособие:

для наглядности для самостоятельного обучения учащихся или тестирования.

Из своего опыта я знаю, что не всегда электронное пособие можно найти в сети Интернет или на дисках. При отсутствии такого материала можно создать его своими силами. Для этой цели я обычно использую стандартную программу Power Point. При создании электронного пособия структура отдельного кадра должна быть тщательно продумана. Необходимо учитывать, что перегруженность экрана текстовой информацией приводит к быстрой утомляемости обучаемого, потере интереса. При оформлении сценария необходимо отметить основные понятия, определения, выделить гиперссылки, по которым учащиеся найдут материал в полном объеме.

Вполне очевидно, что такой урок используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии являются средством для усиления наглядности и доступности объяснения изучаемого материала. Для создания электронных тестов, как правило, используется программа Excel. При подготовке таких тестов к уроку вся задача учителя сводится к заполнению готового шаблона новыми вопросами и ответами.

Использование электронных изданий в учебном процессе целесообразно в силу следующих основных принципов:

  • они наполнены содержанием, которое наиболее эффективно может быть усвоено только с помощью данной информационной технологии;

  • электронные издания содержат (аудио- и видео- ) информацию, которая недоступна для традиционных образовательных изданий;

  • Электронные пособия способствуют достижению учебных целей.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Мне не нужно уже думать о том, что не хватит места на доске, и какого качества мел. За счет экономии времени, я могу увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. При объяснении нового материала я уже не отворачиваюсь к доске, поэтому не теряю контакт с классом, вижу реакцию учеников, вовремя реагирую на изменяющуюся ситуацию.

Существенной особенностью электронных пособий является их интерактивность, наличие обратной связи. Связь представляет собой информацию, которая поступает от электронного пособия к обучаемому в ответ на его действия при выполнении упражнений. Такая связь предназначена для самокоррекции учебной деятельности самим обучаемым, дает ему возможность сделать осознанный вывод об успешности или ошибочности учебной деятельности. Она побуждает учащегося к самооценке, является стимулом к дальнейшим действиям, помогает скорректировать результаты учебной деятельности.

Интерес к своему предмету я повышаю, используя разные методы и формы преподавания среди которых:

  1. Урок - презентация, сопровождающаяся электронным наглядным материалом. Эта форма предполагает использования электронного пособия, которое создано для усиления эффекта восприятия учащимися нового материала.

  2. Урок с элементами самостоятельной работы. Эта форма подразумевает в процессе урока фрагменты, в которых учащиеся самостоятельно изучают новый материал по электронному учебнику. Такой учебник должен содержать удобную панель навигации, гиперссылки с указаниями, удобный интерфейс, подобранные иллюстрации по теме и т.д.

  3. Урок - зачет, на котором проводится электронное тестирование. Учитель разрабатывает тест в соответствии с той программой, которую он преподает, а также в соответствии с уровнем знаний в данном классе. При завершении работы с электронным тестом ученики получают не только отметку, выставленную компьютером, но и видят на экране верные варианты ответов.

  4. Урок - практикум, где учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания на компьютере (В основном это работа в редакторах различной направленности).

  5. Урок - расследование. Эта форма часто применяется на уроках информатики при изучении раздела: «Коммуникационные технологии». Ребята учатся находить информацию из глобальной сети Интернет, обрабатывать и применять ее для достижения поставленных целей. Такие уроки необходимы для написания рефератов, докладов, создания проектов.

  6. Урок - обобщение темы, который я провожу по завершению изучения очередного раздела. Учащиеся создают с помощью компьютера буклеты, презентации, видеоролики и презентуют их на заключительном занятии.

Мои ученики не только умеют работать с электронным тестом, но и создают самостоятельно материалы для его наполнения. Это меня, как учителя, очень радует. Таким образом, учащиеся овладевают навыками использования информационных технологий в своей учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.

Результатом этого являются победы в дистанционных образовательных проектах и конкурсах.



© 2010-2022