- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа работы школьного музея
Программа работы школьного музея
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Выгузова Л.В. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа работы
историко-краеведческого музея. МОУ «Багарякская СОШ»
на
2014 - 2015 учебный год.
Пояснительная записка.
Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. В процессе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Таким образом, музей является одним из центров патриотического воспитания обучающихся МОУ Багарякская средняя общеобразовательная школа.
Программа деятельности музея рассчитана на обучающихся с 2 по 11 классы, разновозрастные группы. Программа основана на достигнутых результатах в деятельности музея. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала, соблюдению музейных традиций. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе музея. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края и школы. Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы.
Методы работы школьного музея:
1.Словесные - беседы, рассказ, объяснение.
2.Наглядные - фото- и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
3.Игровые методы - игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.
4.Репродуктивный метод - повторение, закрепление, обобщение материала.
5.Эвристический метод - поисковые задания, составление анкет и т.д.
6.Исследовательский метод - исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание.
7.Информационно-рецептивный метод - восприятие, осознание готовой информации.
8.Практический метод - оформление краеведческого материала.
Программа должна способствовать творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах туристско-краеведческой деятельности:
-
создание хроник, летописей, Каслинскго района, с. Багаряк и окружающих его сел и деревень;
-
составление родословных и семейных летописей;
-
сбор материалов о старейших краеведах, педагогах, известных людях, писателях, учёных и т.д.;
-
формирование банка краеведческих данных;
-
создание историко-краеведческих и топонимических карт;
-
изучение народного творчества;
-
изучение традиций народных промыслов;
-
изучение культурно-краеведческих традиций края, образования и науки;
-
экскурсии, экспедиции;
-
встречи с земляками - носителями исторической краеведческой информации;
-
организация профильной смены;
-
краеведческие викторины, игры, праздники.
Цель реализации программы:
Краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края, жизни выпускников МОУ Багарякская СОШ
Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Задачи реализации программы:
-
Интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития.
-
Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
-
Создание нравственного и эмоционально благоприятной среды для формирования классного и школьного коллектива, развитие личности ребёнка в них.
-
Активизация работы школьного самоуправления.
-
Развитие учебно-исследовательских навыков в процессе работы.
-
Развитие творческих способностей, коммуникативности через дифференцируемый подход к учащимся.
Принципы построения программы.
- принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
- принцип системности;
- принцип самовыражения участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат:
- работа поисковых отрядов по заданиям совета музея;
- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых материалов, разделов;
- интерес обучающихся к поисково - краеведческим экспедициям., участие в областной научно-краеведческой экспедиции «Юный исследователь 21 века» школьного музея как базовой площадки.
Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.
-
Выработка у обучающихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота.
-
Повышение интереса к деятельности школьного музея у жителей поселка и района.
-
Формирование благоприятной среды для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей.
-
Корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с обучающимся,
- методики сочинений, незаконченного предложения,
- наблюдения,
- тестирования,
- анкетирования.
Обеспечение программы.
Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
1.школльный музей., 2 зала. Площадь 64 кв.м.
2. Директор краеведческого музея.
3. Учителя истории, географии, физической культуры.
4. Компьютерный класс и выход в Интернет.
5. Копировальное оборудование.
6. Совет музея.
7. Близкое расположение районного краеведческого музея, районного архива, школьной библиотеки.
План работы краеведческого музея МОУ Багарякская средняя общеобразовательная школа
на 2014 -2015 г.
№
п/п
Мероприятия
Дата
Ответственный
1.
Организационная работа
-
создание Совета школьного музея;
-
распределение обязанностей (создание поисковой, фондовой, экспозиционной, экскурсионной, пропагандистской групп)
-
Организация исследовательской работы по теме «История родного края» (задания для 5-8 классов), «Летопись моего класса» для 9-11 классов
сентябрь
Рук. музея
2.
Просветительская работа
Обзорная экскурсия для учащихся 1 класс «Здравствуй музей»
сентябрь
Рук. Музея
Кл. руководитель
Экскурсия «Годы революции» (история Багаряка в годы революции)
ноябрь
Рук. музея
«9 декабря День героев России» (5-6 класс)
декабрь
Совет музея
Рук. музея
Экскурсии по заявкам классных руководителей
В течение года
Рук. музея
«Этих дней не смолкнет слава…»
май
Рук. музея
3.
Оформительская работа
Подготовка презентации и экспозиции «Учителями славится Россия» (о ветеранах педагогического труда)
октябрь
Совет музея
Экспозиция «Старинная вещь в моей семье»
январь
Совет музея
Подготовка презентации и экспозиции «Награды Великой Отечественной войны»
февраль
Совет музея
Рук. музея
Обновление странички о музее на школьном сайте
В течение года
Совет музея
Рук. музея
4.
Поисковая работа
Поиск и изучение материалов музея, литературы по темам экскурсий
5.
Фондовая работа
1. Работа с музейной документацией
-оформление книги первичного учета;
-оформление инвентарной книги
В течение года
Рук. Музея
2. Составление справочной картотеки музея
В течение года
Рук. Музея
3.Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы
В течение года
Рук. Музея
4. Пополнение коллекций музея новыми экспонатами
В течение года
Рук. музея