• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Доклад к педсовету ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА

Доклад к педсовету ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА


«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой

принуждения, убивает в ученике охоту к нему.» (К.Д. Ушинский)


В рамках решения методической темы текущего учебного года мы проводим данный педсовет. Одна из главных задач учителя вечерней школы - пробудить в учениках интерес к своему предмету и желание прилежно изучать его. Нас всех волнует вопрос: как сделать свои уроки интересными и высокоэффективными, как превратить их в средство нравственного воспитания. Не секрет, что наши учащиеся - это особый контингент: у них очень низкий уровень интереса к учению, таков же уровень обученности. Эмоциональная бедность, заторможенность, замкнутость, нежелание впускать кого-либо в свой внутренний мир - с этим мы сталкиваемся постоянно. Поэтому нужно приложить немало усилий, чтобы пробудить интерес у своих воспитанников к своему предмету.

В начале учебного года было проведено анкетирование среди учителей, целью которого явилось изучение уровня владения учителем основными методами мотивации ( эмоциональные, познавательные, волевые, социальные) и стимулирования деятельности. Анализ результатов показал степень владения каждым методом стимулирования деятельности:

- эмоциональные (поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью)

58,8% - низкий уровень;

- познавательные (опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативного решения, выполнение творческих заданий)

54,9% - низкий уровень;

- волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах учения, самооценка деятельности и коррекция)

71% - достаточный уровень;

- социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование, поиск контактов и сотрудничества)

56,5% - низкий уровень.

Таким образом у нас большое поле деятельности. Мы познакомим вас с опытом педагогов в этих направлениях. Теоретический материал и практические наработки педагогов наших школ покажут нам формы управления познавательной деятельностью наших учащихся на уроке, а конкретно:

- как эффективнее организовать учебно-познавательную деятельность на уроке?

- как создать и поддержать у учеников интерес к познавательной деятельности?

- что конкретно следует развивать у обучающихся и как ставить цели по их развитию на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности?

- как диагностировать развитие ученика на уроках?

Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:

- целеполаганием учащихся;

- мотивацией их деятельности;

- формированием умений учащихся;

- созданием обратной связи «учитель» - «ученик»;

- созданием проблемных ситуаций;

- комфортным самочувствием всех участников.

Сравнение условий эффективности управленческого взаимодействия в сравнении с условиями эффективности обучения учащихся можно представить в форме таблицы:

Условия эффективности

управленческого взаимодействия

Условия обеспечения эффективности

обучения обучающихся

Совместная работа хорошо спланирована

и организована

Применение активных методов организации

учебной деятельности: дифференциация и

индивидуализация заданий по степени сложности.

Исполнители понимают, каких результатов

и когда от них ожидают

Привлечение внимания учащихся к целям

Обучения, к содержанию знаний, к процессу учебной работы и её результатам;

Формирование на этой основе интереса к

Обучению.

Исполнители заинтересованы в получении

ожидаемых результатов и испытывают

удовлетворение от своей работы.

Мотивационная направленность обучения

Социально-психологический климат в

коллективе благоприятен для продуктивной работы.

Контакт между учащимися и учителем.

Профессиональные контакты между педагогами.

Осуществление межпредметных связей в

обучении.

Управление своевременно реагирует на

происходящие изменения. Для этого

руководители должны иметь информацию

об изменениях.

Показ учащимся практической ценности

сообщаемых им знаний, связь этих знаний

с жизненным опытом, интересами, запросами ребят.

Самое главное при организации познавательной деятельности - это учёт индивидуальных особенностей учащихся:

- Определённость и самостоятельность в обучении взрослых людей предполагает особое мастерство педагога: он обязан не просто хорошо и доступно объяснять материал, но и уметь тактично подстраиваться под их интересы.

- Понимать и учитывать их индивидуальные особенности в процессе обучения.

- Уметь отказаться в некоторых ситуациях от обычного объяснения темы, с тем , чтобы обеспечить взрослым по-настоящему интересное развивающее обучение.

- На уроке должна быть создана специальная (по отношению к содержанию обучения), новая (по отношению к учащимся) среда, в которой происходит передача знаний от одного к другому или живой обмен информацией.

- Формирование познавательного интереса путём создания проблемных ситуаций, использования компьютерных моделей. Непременное использование материала, показывающего прикладное значение предмета.

- Использовать такие формы работы, которые являются не просто эффективными, а которые дают увидеть ученикам конечный результат работы: участие в дискуссионных группах, практическое исследование, решение проблемных ситуаций, обучение в других группах, т.е. немедленное применение знаний.

При правильной организации учебного процесса и процесса формирования познавательных способностей учащихся, их систематической целенаправленной воспитательной деятельности, активность должна стать устойчивой чертой личности. Основой познавательной деятельности обучающихся является познавательный интерес к предмету. Поэтому только возбуждая, развивая и укрепляя познавательный интерес обучающихся, мы сможем сформировать важный мотив учения и главное средство воспитания и повышения качества обучения.

© 2010-2022