Педагогический совет: Личность педагога в современной школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личность педагога в современной школе

Существует такая легенда.

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть? » Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой - послать манну небесную, третий - воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Что же учитель делает в школе, чтобы достичь результатов. Позволим себе улыбнуться перед началом серьезного разговора о миссии учителя в образовании вместе с Семеном Богуславским

Что делает учитель в школе?
Один долбит тупых башкою,
Другой сверлит пытливый ум.
Лютует третий: дуб я что ли?
И комплексует, зол, угрюм.
Четвертый бережет себя,
Детей, отчаянно любя.
Трудяга пятый без затей:
Он любит школу без детей.
Шестой занудно педантичен.
Седьмой надменно - эстетичен.
Восьмой сговорчив и лоялен.
Девятый сверхпринципиален.
Десятый - в нем мильон пороков,
Но он не мыслим без уроков,
Одиннадцатый - швец и жнец
И он же на дуде игрец,
Двенадцатый неутомим,
Неукротим, неповторим.
Что делает учитель в школе?
Не позавидуешь их доле…


В связи с подготовкой к переходу на новые стандарты и реализацией национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" каждый педагог оказывается в ситуации, когда он должен постоянно осваивать педагогические новшества. Задача нашего педагогического совета определить, какими компетентностями должен обладать педагог, чтобы быть способным освоить и реализовать на практике ФГОС нового поколения. Ибо учить, как пять лет назад, не только нельзя, но уже и не получится.

Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития

В основу стандартов положен общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств, их солидарной ответственности за результат образования.

Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни.

Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. А значит, школа должна готовить своих учеников к современной жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, в которых предъявляются высокие требования к педагогу.

Требования к кадровым ресурсам дифференцированы по отношению к различным категориям кадров образовательных учреждений.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот главный ресурс, без которого школа не может существовать.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.

Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это прежде всего залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг.

В качестве инструмента дифференциации разработаны Квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, в которых предусматривается раздел «Обладает компетентностями». Раздел содержит не только основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей, но и совокупности умений, реализуемых в профессиональной деятельности.

Выделяют три группы компетентностей учителя в соответствии с тремя "Т" ФГОС:

  1. Компетентности учителя школы, обусловленные Требованиями к структуре основных образовательных программ

  2. Компетентности учителя школы, обусловленные Требованиями к результатам освоения основных образовательных программ.

  3. Компетентности учителя школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ.

Требования к педагогическим работникам описаны в Едином квалификационном справочнике должностей и профессий

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)

от 26 августа 2010 г. N 761н

"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"


Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность

Кроме того, современный учитель должен владеть основными инструментами пользователя компьютера, мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации (Интернет, электронная почта), ИКТ - средствами (интерактивная доска, системы управления учебным процессом, цифровое и мультимедийное учебное оборудование).

Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие педагога. Ведь только саморазвивающийся педагог способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.

Основные компетенции современного учителя:

  1. Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

  2. Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать обучающемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

  3. Уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

  4. Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

  5. Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

  6. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

  7. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

  8. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею.

  9. Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

  10. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий.

  11. Уметь организовать понятийную работу обучающихся.

  12. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

  13. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Профессионализм учителя состоит из трех основных составляющих:

  • Профессиональная компетентность

  • Личностный потенциал

  • Педагогическая рефлексия

Профессионально компетентностная личность должна обладать ценностными ориентациями (учитывать интересы потребности и запросы современного образования), грамотностью (общепрофессиональными знаниями), культурой речи (соблюдать нормы литературного языка, использовать в речи выразительные языковые средства), временной культурой (пунктуальностью и хронометрированием), неповторимым и индивидуальным стилем общения (качество голоса, интонация, жесты дикция).


Педагогическая рефлексия - необходимость программировать свое саморазвитие и профессиональный рост.

Организация самообразовательной деятельности педагога

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать.

Составляющие процесса самообразования педагога:

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Совершенствовать свои знания в области классической, современной, коррекционной психологии и педагогики.

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.

систематический просмотр определённых телепередач;

чтение методической, коррекционной, педагогической и предметной литературы;

обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, коррекционной педагогике, психологии, педагогических технологиях;

решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;

посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

изучение информационно-компьютерных технологий;

посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;

ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Эти виды деятельности напрямую или косвенно способствуют профессиональному росту учителя.

Педагогическое выгорание

Важнейшим условием развития личности школьника является психологический комфорт на уроке, который во многом зависит от психологического здоровья педагога.

Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции.

Синдром профессионального выгорания назвать заболеванием в прямом смысле этого слова нельзя. Это не болезнь, а изменение личностных и психологических характеристик человека под влиянием профессиональных стрессов. Изменение проявляется под воздействием необходимости постоянного общения с людьми и связанного с этим общением расхода эмоциональной энергии. Синдром сказывается в развитии эмоциональной холодности, равнодушия к профессии, собственным результатам труда,переходит в психологическую и телесную депрессию.

Наряду с этим существует ряд специфических особенностей деятельности учителя, порождающих психоэмоциональное и физическое напряжение. Это:

- необходимость длительной и одновременной фиксации внимания на нескольких объектах,

-высокие требования к памяти (точность и быстрота запоминания и воспроизведения обширной информации),

- умение выразить свои чувства и представления с помощью жестов, мимики, вербальных средств,

- большая нагрузка на голосовой аппарат.

Добавим к этому:

- большие статические нагрузки (сохранение в течение нескольких уроков одной позы);

- требования эмоциональной нейтральности в отношении с учениками;

- частые смены учебных программ и необходимость замещать отсутствующих по болезни коллег.

- И, наконец, необходимость «домашней работы» по проверке письменных заданий и подготовке к урокам, зачастую в ущерб семейным и личным делам и отдыху.

Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию. Однако довольно большой процент педагогов отличается состоянием эмоциональной напряженности, которое проявляется в понижении работоспособности. Постоянное воздействие напряженных факторов профессионального труда ведет к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, воображения). В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критических моментов и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности является профессионально значимым качеством личности педагога.Педагогический совет: Личность педагога в современной школе

Профилактика

Использование «тайм-аутов» - отдых от работы.

Эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои ичувства и и делится ими с другими).

Поддержание хорошей физической формы.

Умение рассчитывать и распределять свои нагрузки.

Возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Положительные эмоции.

Здоровое питание.

Обучение (саморазвитие) остается, пожалуй, самым эффективным средством избежать выгорания. Человека стимулирует и нацеливает на успех в работе даже не столько приобретение новых знаний и освоение технологий, сколько «преодоление себя». Обычно участие в тренингах, выездных семинарах, курсах повышения квалификации становится сильным стимулом для преодоления рутины и выгорания. Кроме того, эти мероприятия сглаживают так называемую «профессиональную деформацию личности» (когда юрист в каждом собеседнике помимо воли видит потенциального правонарушителя, психиатр - скрытого психопата, а учитель - плохого ученика).


И конечно всегда нужно настраиваться на позитивный лад, радоваться жизни, собственным успехам и достижениям.

Преподавание - тоже в своем роде «временный проект», как для ученика, так и для учителя. Поэтому надо с самого начала знать, чем завершить деятельность, каким будет расставание.

© 2010-2022