Проблемы успеваемости обучающихся среднего звена

 "Описание материала: Проблемы успеваемости обучающихся среднего звена. Известно, что в 8-10 классах успеваемость большинства обучающихся падает. Отчёты по успеваемости за три учебных года показывают, что качество обученности имеет отрицательную динамику. Сегодня мы постараемся выявить основные причины падения качества обученности и найти пути выхода из сложившейся ситуации. Трудности становления личности в ранней юности имеют в своей основе как социально-психологические, так и физиологические п...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы успеваемости обучающихся среднего звена.

Известно, что в 8-10 классах успеваемость большинства обучающихся падает. Отчёты по успеваемости за три учебных года показывают, что качество обученности имеет отрицательную динамику.

Сегодня мы постараемся выявить основные причины падения качества обученности и найти пути выхода из сложившейся ситуации.

Трудности становления личности в ранней юности имеют в своей основе как социально-психологические, так и физиологические причины, связанные с ростом и перестройкой организма. Эти изменения поначалу вызывают непонятное для школьников беспокойство, тревожность, придающее дополнительную, эмоциональную напряжённость поведению, импульсивность реакциям.

Часто можно услышать: «Мне математика не интересна, я не буду заниматься математикой, физикой никогда, я люблю историю, и это то, что мне понадобиться при продолжении учебы». С одной стороны, это выражение направленности личности, проецирование себя в будущее, профессиональная ориентация, но, с другой - это невыполнение требований общей образовательной программы учебного заведения, основа недовольства и претензий со стороны учителей, родителей, почва для конфликтов.

Мы видим несколько причин неудач школьников в среднем звене.

1. Первая заключается в том, что вообще для российской средней школы характерно снижение мотивации ребят к учебе. Это связано с тем, что маленькие дети по природе своей очень любознательные, готовы учиться ради получения знаний. Подростки гораздо более прагматичны, им надо понимать, что они будут «с этого иметь». И вот тут-то и начинается провал: видимо, наше общество пока не убеждено в том, что качественное образование является важнейшим социальным лифтом; иными словами, многие просто не верят в то, что не обладающий деньгами и связями человек может многого добиться в жизни благодаря высокой образованности.

2. Изменились требования к результатам обученности. Оценивается не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные знания в жизненных ситуациях. У нас же учат в основном по советским лекалам, когда задача состояла в том, чтобы дать ученику определенный объем знаний и умений, но при этом «западает» момент «связи с жизнью».

3. Снижение интереса к предметам. Как один из выходов: делать интересным неинтересный материал. Для этого учителю надо быть, прежде всего, интересным самому себе. Ему надо самому развиваться, на жизнь смотреть широко, поднять глаза от колеи, куда его загоняют. И прийти к детям со своим внутренним огоньком.

4. Усложнение учебного материала, его насыщенность теоретическими разделами, большой объем представляют значительные трудности для обучающихся. Один из выходов: основное внимание обращать на овладение практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.

5. Появление интересов вне школы. Формирование и развитие этих интересов и мотивов поведения ребенка не должно проходить спонтанно, вне контроля родителей или педагогов. Спонтанное развитие интересов ребенка в большинстве случаев обусловливает возможность появления у него негативных и даже пагубных интересов и привычек. Вполне обоснованно возникает вопрос о том, как избежать формирования этих негативных интересов. Конечно, единого «рецепта», как этого избежать, нет. Но есть одна закономерность, которая заключается в том, что мотивы и интересы не возникают ниоткуда или из ничего. Вероятность возникновения интересов или мотивов поступков ребенка определяется той деятельностью, в которую он вовлечен, а также теми обязанностями, которые на него возложены дома и в школе.

Сколько бы мы не говорили о причинах неудач учеников и о пути выхода из сложившейся ситуации, как итог - государственная итоговая аттестация. На неё должен быть нацелен каждый обучающийся и родитель выпускника основной школы.


© 2010-2022