- Преподавателю
- Директору, завучу
- План работы с родителями
План работы с родителями
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Милюсина И.С. |
Дата | 07.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОУ «Оболенская СОШ»
План работы с родителями на 2013-2014 учебный год
Цель: налаживание эффективного взаимодействия ОУ и социальных служб по социализации школьника.
Основные направления взаимодействия школы в работе с семьей:
1.В образовательной деятельности:
- адаптационная поддержка семьи при поступлении ребенка в школу и в ходе дальнейшего процесса обучения;
- включение в образовательные программы по различным предметам тем, затрагивающих семейные отношения;
- предоставление дополнительных образовательных услуг по запросам родителей.
2. В психолого-педагогической поддержке:
- психологическая поддержка ребенка в сложных семейных ситуациях;
- профилактика тревожных состояний ребенка, стрессов и кризисов возрастного развития;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом развитии ребенка.
3. По социальной защите школьника.
- защита прав ребенка;
- профилактика асоциального поведения детей;
- привлечение органов социальной защиты к проблемам семьи.
4. В организации досуговой деятельности.
- проведение различных совместных школьно-семейных праздников и мероприятий.
5. В просветительской деятельности.
- просвещение родителей по вопросам физического и психологического развития школьников;
Кадровое обеспечение: родители, классные руководители, психолог, социальный педагог, администрация.
Ожидаемые результаты:
-
Взаимодействие с родителями осуществляется на позиции сотрудничества и диалога.
-
Увеличится % активности родителей в решении проблем воспитания.
-
Создание банка данных (интересы, нужды, потребности родителей по различным проблемам).
Общешкольные родительские собрания
№ п/п
Срок
проведения
Вопросы для рассмотрения
Ответственный
1
Ноябрь
Общешкольное родительское собрание : «Формирование положительной самооценки школьника - важная составляющая семейного воспитания» «Доклад о состоянии дел и результатах деятельности школы за первую четверть 2013-2014 уч. Год».Концерт для родителей
Директор школы, заместители директора по УР, ВР, школьный психолог
2
Март
Общешкольной родительское собрание «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.» «Доклад о состоянии дел и результатах деятельности»
Директор школы, заместители директора по УР, ВР, школьный психолог, социальный педагог
3
Май
День открытых дверей
Ярмарка достижений 2013-2014.
Подведение итогов года. Награждение родителей за помощь в организации образовательного процесса. Отчетный концерт учащихся.
Директор школы, заместители директора по УР, ВР,
Классные руководители,
Учителя
Тематика психолого-педагогического лектория для родителей
(законных представителей) обучающихся (проводится в течение года)
(ответственные школьный психолог, социальный педагог)
Тематика занятий с родителями младших школьников
1. Как помочь первокласснику учиться.
2. Нужны ли в начальных классах отметки?
3. Роль книги в развитии умственных способностей младшего школьника
4. Роль общения в жизни младшего школьника
5. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома
6. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка
Тематика занятий с родителями обучающихся в 5-8 классах
1. Трудности адаптации пятиклассников к школе.
2. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка
3. Положительные эмоции в жизни школьника
4. Первые проблемы подросткового возраста
5. Свободное время подростка
6. Подросток и закон
7. Как уберечь подростка от насилия
Тематика занятий с родителями старшеклассников
1. Роль традиций в семье
2. Ложные потребности ребенка и пути их преодоления
3. Формирование личности старшеклассника на современном этапе
4. Интересы профессиональной деятельности. Рынок труда
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
№ пп
Наименование работы
Периодичность, время
ответственные
1
Проводить классные родительские собрания, предварительно определив тематику. (приложение 1)
1 раз в четверть
Кл.руководители
2
Привлекать классные родительские комитеты для работы с трудными учащимися и неблагополучными семьями.
Постоянно в течение года
Социальный педагог
3
Проводить консультации психолога для родителей и учащихся.
По графику
Школьный Психолог
4
Организовать работу лектория для родителей трудных учащихся и неблагополучных семей по следующих темам:
а) ответственность за совершенное преступление и правонарушение;
По графику
Социальный педагог
Инспектор ОДН
б) Ответственность родителей за воспитание детей;
По графику
Социальный педагог
Инспектор ОДН
в) об усилении ответственности родителей за воспитание детей в летний период;
По графику
Социальный педагог
Инспектор ОДН
6
Провести анкетирование родителей по вопросам воспитания.
В течение учебного года.
Зам.директора по ВР
Кл.руководители
7
Постоянно вести работу с родителями по профилактике преступлений, употребления алкоголя, наркотиков через индивидуальные беседы, лекции, привлекая работников здравоохранения и правоохранительных органов.
В течение года.
Кл.руководители
Социальный педагог
8
Активнее привлекать родителей к жизни класса во внеурочное время.
В течение года.
Кл.руководители
Формирование семейных ценностей
Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.
Задача образовательного учреждения - актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
В школе реализуется программа «Вместе», основная цель которой - организовать сотрудничество педагогов, учащихся и родителей для успешности воспитания подрастающего поколения. Выбрана модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни. Родительский всеобуч планируется классными руководителями исходя из запросов родителей, уровня их образования, конкретной ситуации в классе. Формы проведения его разнообразны: лекция, деловая игра, круглый стол, практикум, обмен мнением, дискуссия. Педагоги стали всё чаще использовать и новые формы проведения всеобуча, такие как тренинг, организационно-деятельностная игра.
Формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве. Под этим понимается целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодежи к семье - это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе.
Подготовка учащихся к семейной жизни осуществляется через систему классных часов, совместных мероприятий, обучающих программ. Задачи, которые решаются на данных занятиях, разнообразны. Это и развитие культуры межличностного и межполового общения; и расширение представлений о социально-значимых и нравственных ценностях семьи, и подготовка старшеклассников к ролевым и функциональным обязанностям в семье.
В МОУ «Оболенская СОШ» сложилась система работы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей. Она осуществляется по следующим направлениям:
-
основное образование;
-
работа с кадрами;
-
работа классных руководителей;
-
внеклассная работа.
Одним из важнейших положений Стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.
Это решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия. Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая декларативности, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в адекватной для его форме решает задачи формирования нравственных ценностей..
На уроках обществознания, ОБЖ, биологии учащиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений, инфляция и семейная экономика, брак и семья, семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. На чтении, литературе, истории ведут разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей», необходимости взаимопонимания и взаимопомощи. На уроках технологии учатся ведению домашнего хозяйства.
Работа с кадрами традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей.
В работе классных руководителей выделяются три основных направления:
-
просвещение родителей;
-
управление;
-
совместные мероприятия.
Просветительская деятельность классных руководителей осуществляется через организацию психолого-педагогического всеобуча, опережающее педагогическое просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного родительства, индивидуальное и групповое консультирование, выпуск буклетов, памяток.
Управленческая деятельность заключается в содействии работе родительского комитета класса, решении организационных вопросов на собраниях, в совместном планировании воспитательной работы в классе и школе.
Классные руководители организуют совместную с родителями внеурочную деятельность, реализуя план В.Р. школы и класса.
Разнообразна и внеклассная работа. В школе проводятся совместные мероприятия: досуговые, спортивные, учебные, трудовые.
Эффективным в формировании у школьников семейных духовно-нравственных ценностей является применение традиционных и инновационных форм: коллективных, групповых и индивидуальных. Педагоги в своей работе с родителями используют индивидуальную беседу, задушевный разговор, педагогическое консультирование, индивидуальные поручения, совместный поиск решения проблемы, переписку, вынесение благодарности родителям и детям.
План работы школы по формированию семейных ценностей
1.Подготовка к семейной жизни в рамках образовательных программ основного образования. (Тематические фрагменты из программ и учебных предметов)
Возрастная группа
Программы
Учебные предметы
Авторы
программ
Разделы
Темы
Младший школьный возраст
1 класс
Чтение и начальное литературное образование
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
Наш дом
Стихи и рассказы о детях, родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, отношениях с младшими
Окружающий мир
А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин
Твоя семья
твои друзья
Семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль каждого в семье. Помощь семье. Качества семьи. Безопасное поведение в доме.
Окружающий мир
Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков
Природа, общество, труд
Занятия родителей. Поведение на дороге.
2 класс
Окружающий мир
О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова
Младший школьник и семья
Семья ребенка, родословная, уважение к старшим. Составление родословной. Составление маршруту школа-дом.
3 класс
Чтение и начальное литературное образование
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
Мы с мамой и папой.
Стихи и рассказы о семье, детях и родителях, о серьёзных проблемах и счастливых днях
4 класс
Окружающий мир
А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин
Человек и природа
Человек и его строение.
Средний школьный возраст
6-9 класс
Введение в обществознание
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.и др.
Социальная
сфера
Семья.
Отношения в семье. Неполные семьи
Человек. Природа. Общество.
Человек среди людей (Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная работа.) Семья, как источник счастья человека.
Старший школьный возраст
10- 11 класс
Обществознание
Боголюбов Л.Н
Социальное развитие современного общества
Семья и брак, как социальные институты.
Культура бытовых отношений.
Подготовка к жизни в семье в рамках программы «Технология» I-IX классы
Программа
Класс
Модуль
Разделы
Темы занятий
Программы для общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (технология)
1-4
Культура дома
Личная гигиена
Гигиена ребенка, уход за одеждой, гигиена жилища.
Интерьер жилого дома
Комнатные растения, декоративное оформление предметов быта и жилища
Семейные
праздники
Праздники в семье, городе, стране
Выращивание овощных культур
Выращивание растений на огороде
Ремонт книг и переплётные работы
Мелкий ремонт книг
Уход за мелкими животными
Уход за домашними животными (птицы, кошки, собаки, домашний скот)
Технология обработки материалов и элементы техники
Обработка ткани
Пришивание фурнитуры (пуговиц)
Прядение и ткачество.
Вышивка
Вязание
Вязание крючком и спицами
Элементы техники
Ознакомление с видами бытовой техники. Соблюдение приемов труда при использовании бытовой техники, Экономное расходование электроэнергии.
Программы для общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (технология):
5-9
Технология ведения дома
Интерьер жилого
дома
Оформление интерьера квартиры. Комнатные растения
Элементы
машиноведения
Работа на швейной машине
Уход за одеждой и обувью
Ремонт одежды
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Проектирование и изготовление одежды
Конструирование и моделирование одежды
Технология изготовления одежды
Рукоделие
Вышивка, вязание крючком и спицами, фриволитэ, макраме, гильоширование
Программы для общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (технология):
5-9
Технология обработки конструкционных и поделочных материалов и элементы техники
Технология обработки древесины
Породы древесины, используемые в быту
Обработка древесины
Изготовление изделий (вешалка, ящики под рассаду, скворечники и т.д.)
Окончательная отделка изделий из древесины
Элементы машиноведения
Устройство станков
Технология обработки металла
Изготовление изделий из тонколистовой стали (жесть)
Элементы электротехники
Устройство и эксплуатация электрических проборов
Культура дома
Уход за одеждой
Ремонт мебели
Мелкий ремонт сантехники
Ремонт замка
Тематика занятий, ориентированных на воспитание у школьников семейных нравственных ценностей
(ответственные классные руководители, школьный психолог, социальный педагог)
Тематика
название
Формы проведения
По воспитанию гуманных ценностей
в семье
«Моя семья - чудесное место жизни», «Я и семья», «Уважение к старшим», «Я и моя семья», «Наша домашняя коллекция», «Загляните в семейный альбом»
Беседы, практикумы, ролевые игры, встречи за чашкой чая
По воспитанию нравственно-трудовых ценностей в семье
«Профессия моих родителей», «Мои права и обязанности по дому», «Уклад семейной жизни - уклад общечеловеческий», «Кем быть - каким быть?».
Диалог, встречи с родителями, литературная композиция, дискуссия.
По воспитанию социально-гражданских ценностей в семье.
«Традиции нашей семьи», «Человек и его судьба», «О мужественности и женственности», «Как стать счастливым»
Психологический этюд, тренинг, беседа, дискуссия, лекция.
Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является базовой основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству), интеграции в современное инновационное общество, что способствует решению таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения детей и молодежи, распада семьи.
Заместитель директора по ВР Милюсина И.С.
Приложение №1
Тематика родительских собраний по классам
№п/п
Тема собрания
Содержание
Класс
Время проведения
Ответственные
1
Семья и школа - партнёры в воспитании ребёнка.
Требования и особенности образовательного процесса для детей каждого класса, традиции. Выбор классного родительского комитета.
1-11 классы
Сентябрь
Классные родительские собрания
Забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка.
Правила внутреннего распорядка школы. Обеспеченность учебниками. Организация горячего питания школьников. Организация безопасного режима в школе.
1-11
классы
Сентябрь
Классные родительские собрания
2
Учёт
возрастных и индивидуальных особенностей детей в их развитии.
«Формирование положительной самооценки школьника - важная составляющая семейного воспитания» «Доклад о состоянии дел и результатах деятельности школы за первую четверть 2013-2014 уч. Год».
1-11 классы
ноябрь
Общешкольное родительское собрание :
3
Как уберечь детей от беды. Предупреждение вредных привычек.
Обеспечение взаимодействия школы с родителями в работе по профилактике вредных привычек.
1-11
Ноябрь
Классные родительские собрания
4
Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания
Общешкольной родительское собрание «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.» «Доклад о состоянии дел и результатах деятельности»
1-11
март
Общешкольное родительское собрание
Культурные ценности семьи и её значение для ребенка
1-11
март
Классные родительские собрания
5
Качество образования.
ЕГЭ,ГИА 9, 11 классов.(положения и т.д.)
9 - 11 классы
Март
Собрания по параллелям
6
Проблема воспитания правовой культуры у детей.
Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремления к самостоятельности.
1- 8 классы
Апрель
Собрания по параллелям
7
Семья и школа. Итоги партнёрства.
Подведение итогов года. Награждение родителей за помощь в организации образовательного процесса. Отчетный концерт учащихся.
1-11
классы
май
Общешкольное родительское собрание