Выступление на педагогическом совете Профессиональное становление педагога

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования, необходимость постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой.  Профессиональное становление педагога - это непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных ус...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете

«Профессиональное становление педагога»


М.В.Бабушкина- председатель МС школы

Слайд

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования, необходимость постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой.

Слайд

Профессиональное становление педагога - это непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности.

Слайд

Учитель - основной организатор педагогического процесса в школе. Успех в деле обучения и воспитания школьников требует наличия у педагога профессионально значимых качеств личности.

Каждый из нас должен систематически стремиться к развитию у себя педагогических способностей, заниматься профессиональным самовоспитанием.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.

  • Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

  • Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

  • Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

  • Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

  • Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

  • Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав.

  • Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, наличие педагогического такта.

  • Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

  • Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Способный, опытный педагог внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой)».

Педагогические способности являются не только залогом эффективной деятельности педагога, но и результатом его постоянной работы над собой.

Слайд

Сущность процесса профессионального становления заключается в совершенствовании личностно-деловых и профессиональных качеств педагога, а также повышении уровня знаний, умений и профессиональных компетентностей, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности.

Слайд

Профессиональное самосовершенствование в педагогической деятельности можно разделить на две относительно самостоятельных составляющих - самовоспитание и самообразование, которые взаимно дополняя друг друга, оказывают влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса.

Профессиональное самовоспитание - это сознательная работа по систематическому развитию у себя положительных и устранению негативных качеств личности.

Профессиональное самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность педагога, которая:

  • осуществляется добровольно,

  • управляется самим человеком,

  • необходима для совершенствования педагогического процесса.

Традиционно самообразованием считается самостоятельное обучение.

Итак, профессиональное совершенствование осуществляется через самообразование и самовоспитание.

Слайд

Одним из средств профессионального самовоспитания является формирование самооценки.

Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, (т.е. достигаете ли вы того, чего хотите), а второй - в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка.

Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те педагоги, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки педагога - соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности педагога. Профессиональный идеал создать можно через чтение специальной литературы, просмотр фильмов, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов.

Итак, для самосовершенствования необходим профессиональный идеал педагога, к которому необходимо стремиться. Правильно сформированный идеал - условие эффективности самовоспитания.

Слайд

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Педагог, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.

Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами педагогов, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы.

Слайд

Учеными выделены уровни профессионального становления педагога. Переход от первого до последнего уровня - длительный и многоступенчатый процесс.

Е.А.Климов (отечественный психолог) предлагает следующую периодизацию жизненного пути профессионала.

оптация

период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении

адаптация

вхождение в профессию и привыкание к ней

фаза интернала

приобретение профессионального опыта

мастерство

квалифицированное выполнение трудовой деятельности

фаза авторитета

достижение профессионалом высокой квалификации

наставничество

передача профессионалом своего опыта

Слайд

«Мастерство учителя - это специальность, которой надо учиться». А.С.Макаренко

Чтобы учить других - учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.

Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование.

Слайд

Формы организации самообразования различны:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

3.Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

  • исследовательскую работу по определенной проблеме;

  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

  • участие в педагогических советах, методических объединениях;

  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

5. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования.

Это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Все эти пути и методы самообразования взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно.

Слайд

Самосовершенствование - процесс непрерывный, развивающийся, следовательно, и цель его меняется, требования к педагогу постоянно растут. На практике это проявляется в том, что цель самосовершенствования в сущности недостижима никогда, она постоянно ускользает как линия горизонта.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

Совершенству нет предела.

© 2010-2022