Программа внеурочной деятельности ФГОС ООО

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОНОСТИ

(ФГОС ООО)

МКОУ Новоярковской СОШ











Составитель: Татьяна Леонидовна Стадникова, заместитель директора школы по ВР высшей квалификационной категории










2015-2016 учебный год

Внеурочная воспитывающая деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа предполагает создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа предполагает разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитие у детей интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умение самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия учащихся в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Включение учащихся МКОУ Новоярковской СОШ во внеурочную деятельность осуществляется по желанию учащихся и направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Посещая объединения по интересам, учащиеся адаптируются в среде сверстников благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители раскрывают у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом, библиотекой, кабинетом информатики с мультимедийным оборудованием.

Режим работы строится по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу; во второй половине дня осуществляется внеурочная деятельность.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

К работе в рамках реализации модели внеурочной деятельности привлечены: учителя начальных классов, библиотекарь, учителя - предметники, классные руководители.

Работа кружков осуществляется для учащихся не только одного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности нарушает ее основной принцип - социализацию школьников. Поэтому в организации внеурочной деятельности действуют межвозрастные объединения. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

В процессе формирования личности воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная система школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

МКОУ Новоярковская СОШ работает по трём уровням результатов внеурочной деятельности обучающихся:

Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими учащимися на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение опыта самостоятельного общественного действия.

Цель внеурочной воспитывающей деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

  1. организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;

  2. включение учащихся в разностороннюю деятельность;

  3. формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

  4. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими подростками в решении общих проблем;

  5. воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  6. развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям - для формирования здорового образа жизни;

  7. создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время;

  8. совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • целенаправленное добровольное использование ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

  • свобода выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы.

  • особые взаимоотношения ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

  • внедрение инновационных форм и методов, способствующих формированию творческих способностей и приоритетных качеств социально ориентированной личности обучающегося.

Направления реализации программы

  1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

  2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

  3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

  4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

  5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

  6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

  7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Описание модели

Программа организации внеурочной деятельности состоит из 7 программ, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:

  • духовно-нравственное;

  • спортивно-оздоровительное;

  • общекультурное;

  • социальное

  • общеинтеллектуальное.

Механизмы реализации программы

Механизм реализации программы основывается на дальнейшем совершенствовании форм и методов работы педагогов школы по организации внеурочной деятельности и консолидации деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.

Организационное сопровождение программы осуществляет Администрация МКОУ Новоярковской СОШ.

Основными исполнителями Программы являются заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог, учителя-предметники, которые осуществляют следующие функции:

  • разрабатывают целевые программы внеурочной деятельности;

  • обеспечивают реализацию данных программ внеурочной деятельности;

  • осуществляют мониторинг внедрения целевых программ и анализ внеурочной деятельности в школе.

Администрация МКОУ Новоярковской СОШ осуществляет руководство процессом внеурочной работы в пределах своих полномочий и объединяет свои усилия для обеспечения эффективного функционирования системы внеурочной работы в целом.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы предполагается выполнение ряда условий:

  • четкое, продуманное, конкретное планирование на основе анализа достигнутых результатов и проблем организации внеурочной деятельности в школе;

  • достаточное кадровое обеспечение программы;

  • методическое сопровождение программы;

  • материально-техническое обеспечение;

  • информационное сопровождение.

Перечень программ, реализующих направления внеурочной деятельности


Направление

Программа

духовно-нравственное

Кружок «Веселый художник»

спортивно-оздоровительное

Кружок «Разговор о правильном питании»

«Баскетбол»

общекультурное

Танцевальный кружок «Созвездие»

Кружок сольного пения «Калейдоскоп»

Кружок «Художественная мастерская»

общеинтеллектуальное

Кружок «От мультфильма к презентации»

социальное

Трудовая деятельность

Ожидаемые результаты реализации программы

Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, селу; воспитание у детей

толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе уровней социального опыта и сформированных ценностей.

Таким образом, внеурочная деятельность школьников сориентирована на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся. В результате реализации системы работы по данному направлению предполагается получить следующие общие результаты:

  • создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

  • активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;

  • формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

  • творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) школьников;

  • приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.);

  • получение школьниками опыта самостоятельного социального действия;

  • удовлетворенность обучающихся и родителей школьной жизнью;

  • сохранение имиджа школы как общественно-активной системы, сохранение и продолжение традиций школы.

В основе программы лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.


Внеурочная деятельность организована в соответствии с образовательными результатами трех уровней.

Содержание

Способ достижения

Формы

организации ВД

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

- спортивные кружки

- беседы

- классные творческие дела

- учебные проекты

Второй уровень результатов

Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.

- школьные спортивные соревнования,

- оздоровительные акции,

- общешкольные мероприятия,

- групповые консультации (коррекционные и развивающие занятия с психологом)

- диспуты

Третий уровень результатов

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

спортивные оздоровительные акции,

социальные проекты,

внешкольные конференции,

интеллектуальные марафоны (очные и дистанционные),

школьный музей

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования

Эффективность внеурочной деятельности зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой.

Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление идёт по следующим направлениям:

- организация работы с педагогическими кадрами;

- организация работы с ученическим коллективом;

- организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;

- мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

8


© 2010-2022