ПЕДСОВЕТ ПЛАНИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет

Планирование и технология личностно
ориентированного урока

Вопросы, выносимые на обсуждение.

1. Система методических приемов по созданию личностно ориентированных ситуаций (1-я экспертная группа).

2. Задачный подход как система методических приемов по созданию личностно ориентированных ситуаций (2-я экспертная группа).

3. Диалог как технология личностно ориентированного образования, стимулирующая личностную позицию учеников, востребованность личностных функций (3-я экспертная группа, учителя литературы, истории).

4. Игра в системе учебно-воспитательной работы (4-я экспертная группа; учителя ИЗО, музыки, иностранного языка, технологии).

Цели:

1. Проанализировать, определить и обобщить опыт работы школы по выбранной теме: реализация идей личностно ориентированного обучения, как средства личностного самоопределения.

2. Выявить мотивационный интерес к данной проблеме у педагогов.

3. Привлечь внимание педагогов к необходимости внедрения в опыт работы идеи личностно ориентированного образования и его технологий.

4. Принять рекомендации по дальнейшему внедрению в опыт работы школы планирования и проведения личностно ориентированного урока.

5. Коллективно обсудить самостоятельные разработки учителей в подборе содержания учебного материала, методических приемов создания личностно ориентированных ситуаций, применение на уроках технологии личностно ориентированного обучения.

Подготовительный этап

1. Организация творческих групп учителей по направлению педсовета.

2. Разработка листа эксперта по каждому из обсуждаемых вопросов.

3. Подготовка блока диагностических материалов для отбора информации: аспектный анализ уроков, анкетирование учителей и учащихся, обзор литературы по теме.

Форма проведения педсовета

Круглый стол - обсуждение на основе кооперативной формы обучения. Педагоги школы распределяются по интересам и желанию на 4 группы, где выбираются группы экспертов.

Три элемента кооперативной формы обучения

1. Подготовка изучаемого материала. Составление групп и групп экспертов, отчеты, доклады и прочие работы. Каждой группе раздается заранее приготовленный лист эксперта.

2. В течение определенного времени эксперты готовятся по отдельному вопросу, а затем выносят этот вопрос в виде отчета в своей группе.

3. Коллективные наработки отдельной группы впоследствии будут вынесены на заседание педсовета.

Методы работы экспертов в группах

1. Обмен опытом по определенному вопросу (доклад, выступление и прочие работы).

2. Планирование, проведение и аспективный анализ уроков по теме педсовета.

3. Обзор литературы по вопросу.

4. Подготовка рекомендаций к педсовету.

Решение педсовета (проект)

Заслушав и обсудив сообщение экспертных групп по вопросам, вынесенным на педсовет, а также выступление педагогов, стоит отметить, что педагогический коллектив имеет определенные успехи по внедрению в опыт работы положений личностно ориентированного образования и его технологий, что способствует гуманизации образования, самоутверждению личности ученика и учителя. Внедрению идей личностно ориентированного образования служит хорошо налаженная методическая работа в школе. В течение 3 лет шла учеба педколлектива с последующей апробацией, отработкой технологий личностно ориентированного обучения (задача, диалог) на практике, согласно перспективному плану работы над темой (5 лет) отдельные педагоги школы, в том числе администрация, с целью более глубокого изучения темы прошли курсы по теме: «личностно ориентированное обучение в системе учебно-воспитательной работы».

На уроках учителей … есть обращение к субъективному опыту ученика, знание психофизических особенностей, учитель и ученик на уроке выступают в роли партнеров, соавторов. Эти уроки способствуют развитию личностных функций ученика, реализация личностного «я».

Однако, анализ посещенных уроков отдельных учителей показывает, что их уроки ведутся в традиционной форме. На таких уроках главный авторитет - учитель, а ученик выполняет пассивную роль. Здесь нет атмосферы творчества, радости открытия и общения в коллективной работе, нет активизации субъектного опыта ученика и использования его на уроке, вместо диалога на уроке - монолог.

Педсовет рекомендует

1 Шире внедрять в опыт работы школы идеи концепции личностно ориентированного образования и его технологий (задача, диалог) для чего:

1.1 Использовать рекомендации по планированию и технологии проведения личностно ориентированного урока, предложенного на педсовете экспертными группами (отв. за редакцию зам. директора по УВР);

1.2 При планировании уроков с личностно ориентированной ситуацией, задачным подходом, диалогом рекомендовать:

1.2.1 в школьных программах выделить (отобрать) содержание учебного материала;

1.2.2 представлять учебный материал в виде задач, выявляющих противоречие, источник развития анализируемого явления, события в учебном процессе (отв. завед. МО).

2. Обобщить наработки методических приемов и оформить в виде «дерева приемов» отдельно

• для создания личностно ориентированной ситуации на уроке

• задачного подхода

• диалога

• игры.

3. Методической службе контролировать внедрение методических приемов по созданию личностно ориентированной ситуации, технологий задачного подхода и диалога в опыт работы учителей (отв. эксперты, директор, зам. директора), выносить на заседание метод совета, педсовета и другие совещания.






Приложение

Программа наблюдения на уроке с личностно
ориентированным подходом

1. Наличие личностно утверждающих ситуаций на уроке, содержащих:

- нравственный выбор;

- реализацию роли соавтора;

- самостоятельно поставленную цель;

- препятствия, затруднения, требующие выражения воли, переживания от собственного открытия;

- ощущение собственной значимости для других (самоанализ, самооценка);

- отказ от своих прежних воззрений и принятие личностно новых ценностей;

- осознание своей ответственности (долг) за что-либо.

2. Нетрадиционное конструирование урока, отбор содержания материала, способствующие созданию личностно утверждающих ситуаций.

3. Как через личность учителя вносится личностное начало в учебный процесс.

4. Как, какими средствами учитель включает на уроке личностный опыт учащихся (мнения, переживания, эмоции, чувства).

Какие условия создает для проявления учеником его личностных функций.

5. Умения учителя применять базовые технологии личностно ориентированного обучения (задача, диалог).

6. Наглядность урока, способствующая вовлечению учащихся в диалог.

7. Приемы оценивания результатов деятельности учащихся.

I. Сообщение директора школы

Нередко под личностно ориентированным уроком понимается гуманное, уважительное отношение к ученику (бытовой гуманизм), когда учитель не ставит плохой отметки, (даже если ученик ее заслуживает), закрывает глаза на недисциплинированность, использует разнообразные развлекательные моменты. В чем же смысл личностного подхода в образовании?

• Уважение прав и достоинств ребенка и его семьи.

• Воспитание человека, обладающего личностными качествами, отвечающими запросам общества.

• Личностный подход - это создание в образовательном процессе школы условий для создания (формирования) ситуаций, которые бы запускали механизм личностного развития ребенка.

Какие функции (действия) должны быть сформированы в школе?

1. Действие выбора (образа жизни, идеала).

2. Взгляд на себя (рефлексия).

3. Поиск смысла.

4. Личность - это ответственность.

5. Креативность - способность к творчеству.

6. Способность к свободному автономному поведению.

Как создать личностно ориентированную ситуацию на уроке? Такая ситуация включает в себя:

1. Нравственный выбор.

2. Самостоятельную постановку целей.

3. Реализацию роли соавтора учебного процесса.

4. Препятствия, требующие проявления воли, дающие переживание радости собственного открытия.

5. Ощущение собственной значимости для других.

6. Самоанализ и самооценка.

7. Осознание ответственности.

Т р е б о в а н и я к личностно ориентированному уроку:

1. Опора на субъективный опыт.

2. Знание психофизических особенностей.

3. Позиция - это сценарий, «режиссура» урока.

II. Выступление 1-й экспертной группы.

Предложения 1-й экспертной группы:

Направить работу педагогов:

- на развитие познавательной деятельности на уроках, как необходимое условие развития личности;

- проектирование ситуаций свободы выбора учебных заданий через индивидуализацию и конкретизацию домашнего задания;

- развития интереса к учению, самостоятельную постановку целей через создание проблемных ситуаций на уроке;

- развитие устной и письменной речи, выраженное в слове, подчеркивающее индивидуальность человека;

- использование игровых приемов на уроке;

- реализацию учащимися роли соавтора учебного процесса благодаря диагностической позиции учителя, владеющего педагогическим мастерством;

- воспитание ощущения собственной значимости для других.



Памятка-рекомендация
«Как создать ситуацию успеха?»
(разработана учителями начальной школы)

1. Эмоциональный настрой учителя (доброжелательность, тактичность, искренность).

2. Создание проблемной ситуации вместе с учителем, с учетом возможностей учеников.

3. Оценка своих действий.

4. Опора на реальные достижения учащихся, умение внушить веру в свои возможности.

5. Предупреждение возможности срыва, неудач, состояния тревоги.

6. Поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы, отмечать и поддерживать оригинальные суждения.

7. Создание пед. ситуаций общения, когда каждый ученик может проявить инициативу, самостоятельность.

8. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, чему научились, но и того, что понравилось, что можно было бы сделать по-другому и что хотелось бы повторить еще раз. Оценка учителя и самооценка учащихся. Индивидуализация в ходе урока и планирования домашнего задания.

III. Выступление 2-й экспертной группы.

В своем выступлении члены 2-й группы определили задачный подход в личностно ориентированном обучении.

Задачный подход по критериям:

• Свободное владение материалом;

• Глубокое знание психологии ученика;

• Умение решать на уроках основные типы задач - предметные, конструктивные, в которых возможно общение, совместный поиск решения, обмен информацией.

Основные этапы постановки задач перед учащимися:

1. Мотивация (определение ценности этой задачи).

2. Принятие учеником задачи.

3. Учебные действия.

4. Действие контроля и самоконтроля.

5. Действие оценки и самооценки.

Проблемная группа наработала следующие методические приемы в задачном подходе:

1. Найди ошибку, провокация ошибки.

2. Составление проблемных и личностно ориентированных задач по математике, физике, химии, биологии, побуждающих учащихся к самостоятельному высказыванию и поиску оригинального пути решения.

3. Индивидуализация в коллективной (бригадной) самостоятельной работе.

4. Применение тестов на внимание и логику.

5. Самоанализ и самооценка.

IV. Выступление 3-й экспертной группы.

3-я экспертная группа познакомила педагогов с опытом работы над технологией диалога и возможностями его применения. Диалог - не вопросно-ответные отношения, а межличностное общение. Творческие возможности диалога связаны с его познавательными, коммуникативными, личностно развивающими функциями. Чтобы спроектировать урок-диалог, нужно:

• учитывать коммуникативную, личностную готовность учащихся к нему;

• отбирать материал с учетом вариативности его оценок, проблемности;

• создавать проблемные ситуации;

• обосновать дидактические условия;

• конструировать диалог определенного типа.

Диалог как система предполагает три этапа работы:

1) сюжетно-познавательный;

2) чувственно-аналитический;

3) личностно рефлексорный.

Предложены следующие т и п ы д и а л о г а:

 мотивационный диалог

 критический

 рефлексивный

 конфликтный

 автономный

 диалог-самопредъявление

 диалог-самореализация

 смыслотворческий диалог

 духовный.

Сейчас нужен «диалогичный» учитель-мастер, который способен организовать диалог, «запускающий» внутренний механизм личности.

V. Выступление 4-й экспертной группы.

Выступающие описывают игру как технологию личностно ориентированного образования, значение игры в учебном процессе, типологию игр; проводит анализ открытого внеклассного дела.



© 2010-2022