- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа Школа Активности (адаптация студентов)
Программа Школа Активности (адаптация студентов)
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Миридонова Е.К. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Перевозский строительный колледж»
Отделение общеобразовательного направления
г. Перевоз
2010 г.
Программа «Школа АКТИВНОСТИ».
Пояснительная записка.
Актуальность.
Современные тенденции развития цивилизации связаны с ресурсосберегающими, экологически безопасными технологиями и формированием в экономически наиболее развитых государствах постиндустриального общества. Отличительной чертой такого общества является высокий уровень наукоемких технологий и доминирование последних в экономике государства. Это положение уже сегодня переводит в разряд наиболее актуальных разработку педагогико - воспитательных основ целенаправленного создания условий для развития и реализации интеллектуально творческой личности.
Проблемность.
Интеллект и творчество по праву считаются единственным неисчерпаемым богатством, данным человечеству природой. Однако до настоящего времени имеется явное несоответствие между регистрируемым многочисленными исследованиями числом людей с потенциально высокими интеллектуальными и творческими способностями (до 5% в популяции) и реальным их количеством (в частности, высокоинтеллектуальных обучающихся выпускных классов школ - медалисты, призеры олимпиад, которых, не очень много). В средней и высшей школе этот процент, увы, не увеличивается. Более того, это число значительно превышает реальное количество людей (ученых, исследователей), высокопродуктивных в интеллектуальном творчестве, т.е. сумевших адекватно реализовать свой интеллектуальный потенциал (кандидаты и доктора наук составляют 0,005 % от популяции). Не менее актуальным является прогрессивное уменьшение с возрастом числа женщин, адекватно реализующих свой ранее установленный (т.е. объективно существующий!) высокий интеллект.
Новизна.
В то же время, в истории человечества существуют прецеденты значительного повышения реализации интеллектуального потенциала нации. Хотелось бы обратить внимание на то, что гении и выдающиеся таланты почти всегда появлялись вспышками, группами, но именно в те периоды, когда им предоставлялись оптимальные возможности развития и реализации. Одним из таких периодов был "Золотой век Афин" эпохи Перикла. У него за столом собирались гении мирового ранга: Анаксагор, Зенон, Протагор, Софокл, Сократ, Платон, Фидий - почти все они были коренными гражданами Афин, свободное население которых едва ли превышало 100 000 человек.
Если принять во внимание, что творчество музыкальных гениев древней Греции не дошло до нас и что гении естественнонаучные, математические и технические не могли ни развиться, ни реализоваться, поскольку почитались только полководцы, политики, ораторы, драматурги, философы и скульпторы, то ясно, что и в ту эпоху в Афинах могла развиться и реализоваться едва ли десятая доля свободнорожденных потенциальных гениев. Гении «круга Перикла» сформировались на месте, в результате социальной преемственности, общения друг с другом, благодаря тому, что понимание и "спрос" их творчество встречало не только в кругу ценителей, но и со стороны народа. В ХV веке маленькая Флоренция становится центром итальянского Возрождения. Лоренцо Медичи (Великолепный) - приор этого города - "выхватывал" и воспитывал с ранней юности одаренных художников и давал им все возможности для развития. Так было с Рафаэлем и Микеланджело. В случае Флоренции не возможно апеллировать численностью населения, т.к. здесь собирались таланты и гении со всей Италии, но все же можно назвать нескольких их близких друзей: Леонардо да Винчи, Паоло Тосканелли, Поджо Брачиолини, Ботичелли. При дворце Лоренцо жил ученый доминиканец Веспуччи - первый учитель Америго, ваял Бенвенутто Чиллини. То же самое можно сказать о ХIХ веке России (Пушкинский лицей, "Серебряный" и "Золотой" век русской поэзии, всплеск научной мысли, Менделеев, Павлов, Столетов, Мечников. Бутлеров, Зеленин и многие, многие другие). Аналогичное же отмечалось и в маленькой Голландии в конце ХIХ - начале ХХ веков. Только за первые пятнадцать лет существования Нобелевской премии ее получили четверо голландцев. И знаете, чем объяснить этот всплеск? Реформой среднего и среднего профессионального образования, которая прошла в Голландии в 1862-1863 годах. Результат ее как раз и пришелся на конец прошлого и начало нашего столетия. Одна из целей реформы была такой - привлечь в преподавателей, склонных к научной работе. Средние и средние специальные учебные заведения стали объявлять конкурсы на должность учителя, преподавателям предоставляли широкие возможности для творческой научной работы, и они оказались даже в более привилегированном положении, чем преподаватели университетов. Многие годы Ван-дер-Ваальс, будущий Нобелевский лауреат, работал учителем физики в школе.
Несмотря на временные и национальные различия, их объединяют следующие особенности:
-
реальная заинтересованность государства в интеллекте нации и каждого гражданина в отдельности, государственная система протекционирования интеллектуально и творчески одаренным людям;
-
индивидуализация образовательного процесса («авторские школы» и талантливые преподаватели-наставники), в котором высокий уровень преподавания сочетался с ранним широким и в достаточной степени свободным выбором профессиональной реализации своей интеллектуальной творческой индивидуальности;
-
ментальный культ ума, высокая значимость интеллекта в структуре личностных ценностей человека.
Таким образом, можно утверждать, что именно социальная среда является определяющей в успешности становления творческой личности и ее максимальной реализации.
Гипотеза.
Творческое мышление - результат направленного взаимодействия интеллектуально и творчески одаренного человека (ученика) с соответствующим образом организованной средой. В человеке с развитым творческим мышлением качества Исследователя реализуются социально опосредованно.
Учитывая эти данные, в выдвинутой гипотезе мы выделяем две взаимозависимые группы совокупных качеств, определяющих также развитие творческого мышления человека.
Первая группа совокупных качеств опосредована непосредственно САМИМ человеком. Они, в свою очередь, делятся на достаточные (для проявления в человеке творческого мышления) и необходимые (позволяющие реализовать творческий потенциал).
К достаточным качествам относятся:
-
Интуитивно-прогностические мыслительные способности.
-
Обостренное чувство новизны.
-
Развитое дивергентное мышление.
-
Высокая психическая активность.
-
Общий интеллект, превышающий средний показатель.
К необходимым качествам относятся:
-
Мотивационно - целевое доминирование в структуре личностных смыслов познавательной (исследовательской) деятельности.
-
Высокий уровень теоретического мышления (глубина мышления).
-
Развитое системное мышление (способность к широкому осмыслению проблемы).
-
Способность кардинально менять мыслительную установку во время решения проблемы.
Вторая группа качеств характеризует средовые (социальные) условия, обусловливающие развитие и реализацию интеллектуального таланта в человеке. Это:
-
Плотная интеллектуально - креативная среда.
-
Творческая свобода (свобода получать информацию и творить, свобода творческого выбора).
-
Творческие и талантливые учителя-наставники,
-
Система целенаправленного развития личности исследователя (социальный заказ).
Методологическая основа программы.
Идея последовательного саморазвития в человеке способностей к творческому мышлению при наличии определенно направленных средовых (социальных) условий, способствующих этому развитию.
Цель программы:
Активное включение студентов в творческую деятельность. САМООСОЗНАНИЕ студентов своих потенциальных способностей к творческому мышлению.
Задачи:
-
Выявить у студентов склонности к творческому мышлению.
-
Осуществить стратегию пошагового развития в студентах способностей к творческому мышлению.
-
Создать условия для проявления студентами творческого мышления.
-
Создать условия для свободы творческого выбора.
-
Целенаправленно развивать личность исследователя.
-
Создать условия для перевода потенциальных возможностей к творчеству в реальные дела.
Ожидаемые результаты:
-
У студентов сформируются умения видеть и создавать новое, объединяя и систематизируя информацию из различных областей знаний.
-
В человеке разовьются способности к творческому мышлению.
-
Студенты оценят свои возможности, осознают, интересна ли подобная деятельность
-
Сформируется банк данных и перспектива разработки более демократичных, дифференцированных стратегий в работе с молодым людьми.
При организации дополнительного образования студентов в образовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:
1. Свободный выбор молодым человеком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности студента.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования студентов, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и студента, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
Особенности дополнительного образования.
-
воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и молодого человека происходит развитие нравственных качеств личности.
-
дополнительное образование студентов предполагает расширение воспитательного «поля» колледжа, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей - компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере молодые люди, обучающиеся в условиях образовательного учреждения, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе.
-
Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях образовательного учреждения. Ее важность объясняется необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в подростковом и юношеском возрастах.
Нормативно - правовая база
-
Конвенция о правах ребенка. Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р)
-
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» Принят Государственной Думой 26 мая 1995 года
-
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 233
Этапы реализации программы.
-
Организационный(2008-2009 учебный год).
-
Разработка системы дополнительного образования
-
Исполнительский (2009-2010 учебный год).
-
Реализация программы.
-
Аналитический (2010-2011 учебный год).
-
Анализ деятельности по выполнению программы за период с 2008 по 2010 учебные годы.
-
Определение основных направлений работы системы дополнительного образования на новый период.
Литература:
1. Корякина Н.И., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологии / Под общ. ред. С.В. Алексеева. СП6: Союз художников, 2000.
2. От соперничества к сотрудничеству: Практическое руководство по активным методикам в образовании. -М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1999. - 237 с.
3. Интернет: unk.org.ru, future.org.ru,
4. Дополнительное образование №№11,12 2001 г
5. Берендеева А. Б. Технология работы педагога над образовательной программой кружка // Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции «Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования» -СП6., 1995. С. 51-53.
6. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой. 3-е изд., испр. и доп. - М., Педагогическое общество России, 2000.
7. Сергушин Е.Г. Основы педагогической технологии (таблицы и схемы): Учебное пособие. Мордовский гос. пед. ин-т. - Саранск, 1999.
8. Усаков В М. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы.
Деятельностный подход в личностном развитии творческих способностей студентов.
Блок
содержания прогностически - ориентировочный
Блок
принципов познавательно - теоретический
Блок
критериев и показателей коррекционно - диагностический
Блок
методов
деятельностно - технологический
Блок
результатов
деятельностно - практический итоговый
Опыт познавательной деятельности
Принцип социально - исторической обусловленности содержания дополнительного образования.
Когнитивный. Устойчивые показательные интересы.
Решение познавательных задач
Познавательные потребности, новое знание.
Опыт исполнительской деятельности
Принцип детерминизма
Деятельностно - практический.
Положительное отношение к деятельности. Понимание личной и общественной значимости освоения мастерства.
Организационно - деятельностные игры, тренинги, упражнения, практика
Достижения, мастерство
Опыт творческой деятельности
Принцип соответствия интересов, уровня развития и готовности к освоению чего-либо.
Мотивационно - потребностный.
Знание методов поиска новых решений. Развитие личных способностей.
Диагностика задатков и способностей. Коррекция личностного развития обучающихся.
Способности, личностные качества, определяющие успех в деятельности.
Опыт эмоционально - ценностных отношений
Принцип непрерывности и дополнительности в образовании
Коммуникативный.
Участие в конкурсах, научно - практических конференциях, соревнованиях.
Решение ситуативных практико - ориентированных задач. Самостоятельный поиск возможностей расширения деятельности.
Морально - нравственные ценности, опыт эмоционально - значимых отношений.
Основная идея:
Участники получают информацию о необходимых для конструктивного общения умениях, которые помогают им выстроить эффективное взаимодействие между сверстниками и взрослыми. В атмосфере поддержки и взаимопонимания каждый из участников имеет возможность практиковать вновь приобретенные умения.
-
Организуй себя: владей необходимыми для конструктивного общения навыками.
-
Организуй других: умей выстроить такие отношения с окружающими, чтобы вам вместе было максимально комфортно общаться .
-
Организуй ситуацию: умей организовать процесс эффективного взаимодействия и управляй им.
Цель:
-
Приобретение и тренировка участниками Школы АКТИВНОСТИ жизненно важных навыков, необходимых для самоорганизации и эффективного взаимодействия. Освоение участниками инструментов организации досуга
-
Формирование у молодых людей партнерской позиции по отношению к сверстникам и взрослым Способствовать развитию в образовательных учреждениях деятельности, организованной силами учащихся, студентов
-
Обучение формам и методам работы со сверстниками
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
-
Участники получат информацию о формах конструктивного общения.
-
Участники получат инструменты для организации деятельности органов ученического самоуправления.
-
Молодые люди получат знания и практические навыки по организации досуговой деятельности в образовательном учреждении
-
У участников будет возможность тренировки умений работы в команде, стратегического планирования, конструктивного взаимодействия со сверстниками и педагогами
ПРОГРАММА ШКОЛЫ:
Программа школы реализуется через образовательную и игровую программы, творческие, интеллектуальные и спортивные активности. Все активности и мероприятия, проводимые в школе, сами по себе являются элементами образовательной программы, т.к. демонстрируют участникам формы конструктивного общения, проведения досуга. Составляемые организаторами Информационные карты (краткое описание проводимых мероприятий) - хорошая помощь в подготовке подобных активностей в своём учебном заведении.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Образовательная технология Школы АКТИВНОСТИ реализуется в основном через социально-коммуникативный тренинг (СКТ). СКТ относится к нестандартным и нетрадиционным методам обучения общению. ЦЕЛЬЮ СКТ является повышение коммуникативной культуры личности:
-
Развитие способностей участников эффективно взаимодействовать с окружающими
-
Формирование активной социальной позиции участников и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей
Главная особенность СКТ заключается в том, что его участники приобретают в результате обучения не абстрактное теоретическое знание в виде каких-либо рекомендаций и советов, а новый практический социальный и человеческий опыт. Приобретение собственного опыта является основой процесса познания во время занятий.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Обучение участников Школы АКТИВНОСТИ проходит в малых группах и на общих сессиях. Малые группы формируются во время добровольной записи на участие в образовательной программе. В малых группах (10-20 человек), при помощи ведущего-ровесника, участники учатся достигать согласия и находить решение, основанное на консенсусе; изучают метод взаимодействия для достижения согласия. В атмосфере поддержки и взаимопонимания каждый из участников получает возможность попрактиковаться во вновь приобретенных умениях.
-
Общие сессии.
-
Занятия в малых группах: групповые дискуссии, информационные блоки, практические занятия. Занятия семинара проводятся в группах постоянного состава (10-30 человек). Группа формируется в результате заявления участников смены о своём желании стать участниками Семинара.
-
Спецкурсы для получения информации и тренировки навыков в сфере организации досуга (полезно, независимо от темы лаборатории).
-
Консультации.
Итогом работы Школы АКТИВНОСТИ является реализация участниками события (проекта) по выбранному направлению.
ИГРОВАЯ ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА
Одним из важных, на наш взгляд, жизненных умений, является умение распоряжаться деньгами. С целью тренировки этого умения на смене вводится игровая денежная единица - шкодик. Кроме того, игровая денежная единица выступает в качестве мотивационного механизма на участие в событиях смены.
Существует так называемая «философия» денег, которая пропагандируется в Школе АКТИВНОСТИ: деньги это не цель, а средство реализации собственных потребностей. Зарабатывая шкодики, участники получают дополнительную возможность проводить время с пользой и в удовольствием:
-
Участвовать в аукционе, где на торги выставляются: методические материалы по темам, пресса, сувениры, полезные «вкусные» лоты и др.
-
Оплачивать различные услуги и приобретать сувениры, сделанные руками участников, на игровой активности «Арбат»
-
Другие возможности, разработанные участниками
СОБЫТИЯ
-
Участвуя в работе мастерских, молодые люди с помощью мастера имеют возможность приобрести какое-либо практическое или коммуникативное умение, обменяться опытом, пообщаться. Темы мастерских: «Игры в компании», «Проведение игр с залом» «Развиваем умение слушать», «Хочу общаться и могу!», «4 способа завязывать галстук», «Как работать с аудиторией», «Шнурки - дело хитрое или Как завязывать шнурки», и др.
-
Во время участия в упражнениях на командное взаимодействие участники тренируют умение эффективно работать в команде (взаимодействие) и творчески подходить к решению поставленных задач.
-
Традиционное событие - конкурсно-развлекательные программы, где участники Школы АКТИВНОСТИ в индивидуальном порядке принимают участие в конкурсах: демонстрируют свои умения, уникальные способности, смекалку и имеют возможность получить за это небольшие подарки.
-
Основной идеей Творческого фестиваля является объединение представителей разных делегаций и совместное создание новых творческих номеров.
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Основные принципы организации образовательного процесса в Школе АКТИВНОСТИ - «молодые обучают молодых» и «образование - в удовольствие!». Мастера, прошедшие тщательную предварительную подготовку и обучение, играют ключевую роль в организации и проведении занятий. Такой подход оказывает благотворное влияние на участников и способствует лучшему усвоению образовательной программы. Тот факт, что в организации и проведении занятий активное участие принимают молодые люди, позволит участникам поверить в свои силы и послужит примером в их дальнейшей деятельности.
Преподаватели, принимающие участие в Школе АКТИВНОСТИ, имеют возможность наравне с молодыми людьми участвовать в событиях программы Школе АКТИВНОСТИ. Тот факт, что и педагоги, и учащиеся получают одну и ту же информацию и узнают об общих принципах эффективного взаимодействия, помогает формированию у них партнерской позиции по отношению друг к другу.